Статья на тему «Мнемонические приёмы для эффективного обучения»
=
Мнемонические приёмы для эффективного обучения
Как запомнить сложные правила и десятки исключений? Как сделать подготовку к ЕГЭ, ВПР интересной и эффективной? Как создать со школьником уникальный исследовательский проект? В этом может помочь учителю и ученику мнемонические приёмы.
Мнемо́ника (др. гр. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Также термин «мнемоника» употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро).
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Кодировать можно практически любую информацию. Особенно это полезно для запоминания вещей, которые обычно моментально вылетают из головы:
номера телефонов,
пароли,
номера банковских карт,
имена или лица собеседников,
даты,
иностранные слова,
формулы,
объёмные тексты и так далее.
У маленького ребенка до 3 лет память — губка. Впитывает все. Потом она становится избирательной, подверженной интересу. К 7 годам память формируется, но она все еще непроизвольная. И для обучения в начальной школе ребенку требуется помощь, так называемая мнемотехника для детей 1 — 4 классов.
Ведь нужно быстро и много запоминать, учить стихи, правила, осваивать программу. Да и не только программу. Практически все дети ходят дополнительно в кружки, где память просто необходима.
А дальше больше. Увеличивается объем изучаемого материала и нужно что-то срочно делать с навыками запоминания. И родителям лучше сразу помочь ребенку научиться эффективно запоминать информацию с помощью разных специальных средств.
До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
память и внимательность,
речь и словарный запас,
фантазию и творческие способности.
Мнемоника или мнемотехника — это конкретные приёмы, которые помогут запомнить информацию. В их основе ассоциации: человек визуализирует какой-то образ, делает конкретное движение или придумывает слово, которое будет ассоциировать с конкретной информацией.
Буквенный и цифровой код
Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Многие знают другую фразу из школьной программы, которую заучивают для запоминания падежей:
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».
Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.
0 — Н;
1 — Р (раз);
2 — Д;
3 — Т;
4 — Ч;
5 — П;
6 — Ш;
7 — С;
8 — В;
9 — М (много).
Теперь представим, что нужно запомнить номер +7 (985) 123-45-67. Уберем «+7» — это вы и так запомните, а остальные цифры разобьем на пары и получим: 98-51-23-45-67. Перекодируем их в буквы: МВ-ПР-ДТ-ЧП-ШС. Теперь нужно составить их них связное предложение с яркими образами. Оно может быть примерно таким:
«МаВр ПеРевел ДеТей Через Полное ШоСсе».
Окружающий мир
Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.
Семь цветов радуги
Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.
К — красный,
О — оранжевый,
Ж — желтый,
З — зеленый,
Г — голубой,
С — синий,
Ф — фиолетовый.
Метод историй
Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Преимущества метода:
не требует предварительной подготовки,
тренирует креативность,
это весело и интересно.
Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
Преимущество метода:
быстрота запоминания,
можно использовать буквально на ходу.
Например.
Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».
Преимущества метода Цицерона:
можно запоминать большие объёмы информации,
запоминание происходит достаточно быстро,
при повторении образы надолго остаются в памяти.
Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.
Пиктограммы
Этот способ пригодится для запоминания большого объёма текста: стихотворения для пересказа на уроке, текста презентации для клиентов или доклада для конференции. Пиктограммы отлично помогают людям-визуалам, которые лучше всего запоминают именно зрительные образы.
Вот как это работает: в тексте, который вы хотите запомнить, нужно выделить ключевые тезисы и выписать их. К каждому тезису нужно нарисовать простую картинку — пиктограмму. Художником быть не обязательно: пиктограммой может быть силуэт человечка, геометрические фигуры, предметы вроде бокала или телефона — в общем, что угодно. Затем нужно запомнить, к какой части текста вы привязали каждую пиктограмму и выучить последовательность картинок.
Пиктограммы — отличная шпаргалка. Выступая на конференции, вы не будете шуршать бесчисленными листочками с текстом, а сможете положить перед собой только подсказку с пиктограммами. Кстати, такая шпаргалка на экзамене может не вызвать подозрений у преподавателя. А если не хотите рисковать, то можно по памяти нарисовать пиктограммы в черновике, чтобы вспомнить нужную часть своего конспекта.
Цифровые коды
Таких техник много и их используют, как правило, для запоминания точной информации. Например, чтобы запомнить пин-код от карты, можно использовать систему Шед — придумайте фразу из четырёх слов, количество букв в которых будет равно цифрам вашего пин-кода:
Созвучие
Помогает запоминать иностранные слова по созвучиям из родного языка. Например, чтобы запомнить английское tree, подойдет русское «три», а для look, можно использовать «лук». Ассоциации прочнее закрепятся в памяти, если вы наделите их ярким образом: у дерева было три ветки; слезы идут, когда вы смотрите на лук и режете его.
Советы.
1. Лучше всего информация запоминается перед сном. Прежде чем отправиться отдыхать, найдите время для повторения важного материала. Не используйте время перед засыпанием для чтения новостей в соцсетях и игр на телефоне.
2. Двигайтесь, когда что-то изучаете. Можно расхаживать туда-сюда по комнате, приседать, делать простые гимнастические упражнения.
3. Задействуйте зрительную память. Запишите нужную информацию на карточках и повесьте в разных местах квартиры, где она будет часто попадаться на глаза: над столом, у зеркала в коридоре, на двери туалета, на холодильнике
4. Пишите заметки, письма, стихи. Небольшие заметки в процессе чтения нового материала стимулируют запоминание. Конспект можно выполнять в виде схемы, диаграммы, графика или интеллект-карты. Графические элементы, использование цветов и изображений создаёт в мозгу систему образов и помогает лучше усвоить информацию.
Тренировать память с помощью мнемонических техник, как считает эксперт по социальной работе и здоровью Эстер Херема, человек может в любом возрасте. Мнемоника подходит детям и взрослым любого возраста. Она служит фитнесом для мозга, позволяя творчески мыслить, запоминать и всегда оставаться в тонусе.
Мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.
Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе оказался весьма эффективным средством формирования не только правильной связной речи учащихся младших школьников, но и основных УУД, которые являются необходимым фактором успешного обучения в условиях новых ФГОС.
Библиографический список
- Иставей Р. Как запоминать почти все и всегда. Москва: издательство Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 176 с.
- Вордеман К. Как научить ребенка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей. Москва: издательство Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 256 с.
- Тигелаар М. Как читать, запоминать и никогда не забывать. Москва: издательство Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 192 с.м=