Статья на тему «Приёмы формирования и развития лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

2
0
Материал опубликован 14 September 2020

Приёмы формирования и развития лексических навыков

на начальном этапе обучения английскому языку

(по УМК «Звёздный английский»)

Основная цель обучения английскому языку в школе – научить учащихся общению на английском языке на межкультурном уровне. Принимая во внимание цель обучения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности, т.е. обучение должно строиться на вовлечении учащихся в общение на изучаемом языке. Одно из условий успешного общения – это качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку. Обучению лексической стороне иноязычной речи во все времена уделялось особое внимание. Это связано с тем, что лексика как аспект языка лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Обобщая опыт обучения английскому языку, хочу на конкретных примерах продемонстрировать некоторые эффективные приемы формирования и развития лексических навыков, мотивирующие на устно-речевое высказывание, которые могут сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, а также способствовать повышению эффективности изучения лексики на начальном этапе обучения английскому языку.

Известно, что процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов:

- ознакомление, включающее введение и объяснение;

- тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);

- употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).

При формировании лексических навыков в рамках коммуникативной методики обучения важно руководствоваться следующими правилами:

1)   Вводя слово, подобрать ситуацию, которая показала бы функцию этой единицы в общении. Например, называя предмет, охарактеризовать его цвет, местоположение, чтобы учащиеся видели с первых моментов работы использование этой единицы в акте общения.

2) Обеспечить многократное повторение лексического материала, используя коммуникативно-направленные упражнения.

3)     Включать каждого учащегося в процесс общения.

4)     Создавать благоприятные условия для общения.

Ознакомить с новым словом значит показать его значение (семантизировать), форму (звуковую и графическую) и употребление. Способ семантизации зависит от природы слова. Учитывая способность детей младшего школьного возраста к восприятию звукового языка и имитации, на начальном этапе обучения необходимо использовать опережающее введение лексики. Уже в первый год обучения опережение достигается во время фонетической зарядки с использованием рифмовок, во время разучивания стихотворений и диалогов, введения лексики выражений классного обихода.

На выбор способа семантизации влияет и психологический фактор, например, общее развитие учащихся. Чем выше развитие и уровень обученности, тем больше возможностей для использования беспереводных приемов семантизации – синонимов, антонимов, дефиниций.

Первичное закрепление включает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Средством формирования лексических навыков является упражнение. Приведу примеры упражнений на отработку формы слова.

Звуковая форма.

Из группы слов выбрать и прочитать только те, в которых есть звук, изображенный на карточке, которую показываю.

Графическая форма.

Из расположенного вразброс значительного количества знакомых и незнакомых слов, в том числе и только что выученных, учащимся предлагаю выбрать лексические единицы, введенные на предыдущем уроке. Данное упражнение хорошо развивает зрительную память.

Грамматическая форма.

Сгруппировать слова в три столбика по их принадлежности к разным частям речи: существительные – letter, bird, blackboard; прилагательные – blue, hungry, big, beautiful; глаголы – give, take, know.

Отработке значения слова служат следующие упражнения.

1.  Распределите слова по тематическим группам в зависимости от их значения.

2.  Кроссворд – учебная игра, способствующая лучшему запоминанию ЛЕ и их дефиниций.

3. Словарные цепочки. Из набора карточек собрать цепочку слов, соединив слово и его значение. Специфика данного упражнения заключается в том, что оно связано с движением (перемещением слов), что способствует их запоминанию. Наряду с деятельностью зрительного канала восприятия, включается моторный. По утверждению психологов, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

4. Question Loop activity. Каждый ученик получает полоску бумаги, на которой написан либо вопрос, либо дефиниция слова и слово, которое является ответом совершенно на другой вопрос и не относится к данной дефиниции. Ученик зачитывает вопрос или дефиницию. Например, “What do you buy to remember your holidays?” Другой ученик, который видит на своей карточке слово “souvenirчитает слово вслух, после чего произносит уже свой вопрос или дефиницию. И так до тех пор, пока цепочка не замкнется. Просто, весело, эффективно!

Как показывает практика, по мере увеличения количества вводимых слов, у учащихся встает проблема их запоминания. В связи с этим страдает качество речи (как устной, так и письменной), так как оно находится в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Кроме того, расширяющийся круг ситуаций общения требует большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков. Таким образом, нарастает необходимость повышения эффективности обучения лексике, организации более интенсивной тренировки в их употреблении.

Самым убедительным свидетельством владения словарем является способность принимать участие в общении. На этапе включения слов в речевую деятельность важно создать условия, способствующие общению учащихся, при которых каждый хочет участвовать в работе без боязни сделать ошибку. Основная роль при этом принадлежит выбору стимулов. Так, игры со словами являются не только естественным стимулом, побуждающим к пользованию изучаемых лексических единиц, но и эффективным инструментом на разных этапах формирования лексических навыков, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувство языка. Для эффективного общения недостаточно просто знать слова и их грамматические формы. Для развития речи построение сочетаний – важнейший промежуточный шаг. На отработку этого умения направлена игра «Укрась слово», в которой учащиеся должны подобрать к существительному как можно больше определений или перечислить все действия – реальные и воображаемые, которые можно совершить с предметом например, книгой.

Игра «Colour Stories» развивает воображение и фантазию учащихся, проверяет словарный запас. Пара учеников получает листок со словом, обозначающим цвет. Первая часть игры: вспомнить и записать слова, обозначающие предметы, обладающие этим цветом. Вторая часть игры: сочинить историю с включением этих слов. Использование на уроках игр со словами, как одного их активных методов обучения, не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике. Игры со словами можно проводить как в начале, так и в конце урока, а также для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение. Важно, чтобы игра приносила положительные эмоции, служила стимулом к изучению языка. Одной из наиболее привлекательных особенностей игр со словами является то, что они очень просты и не требуют сложных приспособлений. Следующие две игры иллюстрируют это.

1.“Wordsalad”. Игра тренирует написание букв и слов. Называю вперемешку буквы какого-нибудь слова. Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске.

i n h r f e s p d i - friendship

2. Написав любое слово в столбик, придумать слова, которые начинаются на буквы, составляющие это слово.

C - COWBOY

L - LEMON

O - ORANGE

W - WATER

N – NOSE

3. “Pyramid Challenge”. Игра тренирует употребление числительных. В пустые ячейки пирамиды вписать сумму цифр из предыдущего ряда и озвучить весь пример: “thirty-five and eighteen is fifty three”.

t1600096926aa.png

Использование разных режимов работы (групповой, парной, индивидуальной) позволяет вовлекать всех учащихся в активную деятельность на этапе тренировки лексических единиц и практики в их применении.

Многократное повторение изучаемой лексики происходит при работе в группах, когда воображаемый «журналист» проводит опрос мнений с целью выявления симпатий и антипатий членов группы, например, по теме «A Sweet Tooth» во 2 классе. В заключение «журналист» сообщает классу выясненные факты, используя заполненную в ходе опроса таблицу.

Картинная наглядность создает естественные условия для проявления коммуникативной функции языка. Получив одинаковые, на первый взгляд, но содержащие несколько отличий картинки, учащиеся по очереди описывают происходящее, употребляя лексические единицы по пройденной теме (Starlight 4; Round-up Lessons). Например, Erlina is ironing. Услышав несоответствие, напарник поправляет говорящего: Erlina is not ironing. Shes watering the flowers.

t1600096926ab.png

t1600096926ac.png

В процессе обучения английскому языку серьезное внимание уделяю учебному словарю учащихся, рассматриваю его как полезное пособие для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых образцов. Работа с личным словарем готовит учащихся к работе с большим англо-русским словарем. По наблюдениям психологов из трех видов памяти – слуховой, зрительной и моторной – у детей чаще всего развиты два последних вида. Недаром говорят: тот, кто пишет, тот дважды читает. Поэтому для лучшего закрепления лексики в памяти детей важно широко опираться на письмо, фиксируя слова в словариках, в ходе выполнения письменных упражнений. Мои ученики ведут личный словарь на протяжении всего школьного курса изучения языка, начиная со второго года обучения, когда учащиеся записывают новые слова в специальную тетрадь в три графы: слово, транскрипция, перевод. По мере приобретения навыка, ведение словаря становится самостоятельной домашней работой. Предлагаю разные формы организации новой лексики в словаре.

Применение активных методов обучения на уроке повышает у учащихся готовность к сотрудничеству и консолидации с группой, способствует развитию творческой активности. К мощным зрительным стимулирующим потенциалам для применения лексических навыков, следует отнести компьютерные игры и видеофильмы. «Wordplay Sites» в глобальной сети Интернет содержат множество видов деятельности и интерактивных игр, которые эффективны на этапе активизации и тренировки лексических навыков и превращают изучение английского языка в большую забаву.

Потренировать свои языковые навыки можно зайдя на следующие сайты:

https://wordwall.net - многофункциональный инструмент для создания как интерактивных игр со словами, так и печатных материалов

wordsmith.org/anagram - введенное слово превращается в анаграмму

googlism.com - к введенному слову\фразе подбираются слова “opinion” (например, EnglishEnglish is funny)

quizland.com - квизы об известных людях

http://puzzlemaker.school.discovery.com - быстрое составление кроссвордов

wordassociation.org построение ассоциативных цепочек из слов

fun-with-words.com; puzzles.usatoday.com игры со словами

Современная жизнь диктует необходимость изменений, как в методической науке, так и в практике преподавания. Успехи в работе учителя во многом зависят от самого учителя. Зачастую в нас «прочно сидят» привычные, традиционные методы работы, но если организовать деятельность учащихся, используя различные возможности видео и компьютерных технологий, интерактивной доски, интерес к уроку будет совсем другой! Мотивационным потенциалом для изучения английского языка всегда было использование в учебном процессе видеофильмов и видеоклипов.

Отмечая важность обучения лексике в разных условиях, профессор И.Л. Бим пишет, что «чем ярче впечатление, произведенное словом, чем значительнее ситуация, в которой оно встречалось, чем больше в нем потребность, тем лучше оно запоминается». Приведенный обзор приемов формирования и развития лексических навыков на уроках английского языка не является исчерпывающим, однако, их применение способствует лучшему запоминанию слов, мотивирует на устно-речевое высказывание и повышает эффективность изучения лексики на начальном этапе обучения.

Список литературы

1. Баранова К. М., Дули Д. Звёздный английский. – М.: Просвещение, 2018.

2. Лащикова И.И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3.

3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1998.

4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.


приемы_формирования_лексических_навыков
PPT / 7.65 Мб

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации