12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евусс Наталья Анатольевна17

Мнемотехника на логопедических занятиях.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету». (K.Д.Ушинский)


Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять описательные рассказыочень важный аспект их развития. Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Поэтому в своей практике применяю один из приемов, который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказовэто мнемотехника.

Мнемотехникаэто система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

У ребенка с нарушением речи наблюдаетсянедостаточный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, неспособность построить монолог, плохая дикция. Мнемотехникав переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Немного об истории мнемотехникиСлова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тожетехника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозиныбогини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

Педагогическоевозникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно простаучить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

Современное (система Джордано и др)

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позжек мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицыэто графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главноенужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

строение рассказа

последовательность рассказа

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начала со среднего возраста. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".



t1633628362aa.png



Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую плансхему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознаниеэто анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

t1633628362ab.jpg

t1633628362ac.jpg

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

t1633628362ad.jpg

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старшихдети должны уметь самостоятельно.

Мой акцент в работе с мнемотаблицамиразвитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

Мнемотехника помогает развивать:

Ассоциативное мышление

Зрительную и слуховую память

Зрительное и слуховое внимание

Воображение

Связную речь

Мелкую моторику рук

Результат использования мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок

словарный запас выходит на более высокий уровень

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Где можно использовать мнемотаблицы?Для :

-Обогащение словарного запаса

-Обучение пересказу

-Составление рассказов

-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

-Отгадывание загадок.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

  Cписок литературы:

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. 6, с.6

Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 1, 2008, с.16

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 4 с. 51-54.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. 4. - с.102 -115.

Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – 1. – С. 7-12.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. 10 — с. 16-21.

Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.






http://logopediya.com / http://festival.1september.ru/articles/556663 / http://ipk74.ru / http://www.boltun-spb.ru http://www.logoped.ru / http://logoped18.ru /


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.