Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и успешного обучения в школе. У школьников с речевыми нарушениями проявляются такие особенности в психической деятельности как: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность учебной деятельности.
Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные (для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др.) и подгрупповые.
На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности ребенка: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ученик подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений школьников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они помогают детям усваивать более сложный фонетический и лексико-грамматический материал на уроках.
Следует отметить, что немаловажным является общение ребенка в семье, то есть – в ближайшем его окружении. Только с помощью родителей ребенка и обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.