Многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с ЗПР "Космический чемоданчик"

0
0
Материал опубликован 22 May

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Долина детства» Советского района Волгограда»













Паспорт многофункционального дидактического пособия

для детей старшего дошкольного возраста в группе

компенсирующей направленности с ОВЗ

«Космический чемоданчик»









Автор разработчик:

Соколова Елена Сергеевна, воспитатель


















Волгоград, 2024г.



Актуальность. Ребенок дошкольного возраста обладает огромным потенциалом развития и познания. Но в силу ряда причин не всегда может пользоваться этими возможностями. Одной из важных задач в работе с воспитанниками с ЗПР является всестороннее развитие с учетом психических возможностей, потребностей и интересов. Очень важно формировать у таких детей знания об окружающем мире. У воспитанников с ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности. Поэтому ребенку трудно самому добывать и перерабатывать информацию. Представления о космосе очень ограничены. Педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у воспитанников элементарных представлений о космосе. Использование игровых заданий и упражнений является важным для пробуждения у дошкольников интереса к познавательной деятельности, а также общего умственного развития. Дидактические игры формируют познавательный интерес в различных видах деятельности, направлены на сенсорное и коммуникативное развитие дошкольников. Использование дидактических игр способствует развитию речи, внимания, мышления у детей и обогащает знания об окружающей действительности.

Данное пособие поможет заинтересовать воспитанников с ЗПР, сделает познавательный процесс интересным и мотивационным, поможет познать загадочный и удивительный мир космоса.

Возраст: для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с ЗПР (5-7 лет)

Практическая значимость. Преимуществом использования данного дидактического пособия является обучение детей в игровой форме. Можно использовать на тематических занятиях, для индивидуальной и подгрупповой работы. Совместная деятельность затрагивает все области и способствует комплексному развитию дошкольников. Насыщенность пособия обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность, возможность самовыражения.

Пособие соответствует требованиям ФГОС и ФОП:

Полифункциональность- возможность разнообразного использования.

Трансформируемость- возможность менять элементы, дидактический материал в зависимости от образовательных потребностей.

Безопасность – пособие изготовлено из экологически чистых материалов.

Вариативность- наличие разнообразных дидактических игр, свобода выбора материалов.

Доступность- весь дидактический материал хранится в карманах пособия, что обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм.

Цель: содействовать гармоничному всестороннему развитию и формированию представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах.

Задачи:

-познакомить детей с понятием «Космос», сформировать представление о планетах Солнечной системы;

-активизировать и обогащать словарь;

-развивать познавательную, речевую, эмоциональную активность в процессе игровой деятельности;

-развивать математические представления;

-развивать любознательность, самостоятельность, инициативность;

-развивать логическое мышление, зрительное восприятие, коммуникативные навыки;

-развивать фонематическое восприятие, навыки счета;

-развивать внимание и память;

-воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности;

-воспитывать чувство уважения к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, воспитывать чувство патриотизма.


Описание многофункционального пособия

Многофункциональное дидактическое пособие «Космический чемоданчик» представляет собой чемодан с открывающимися с двух сторон створками, наполненный множеством разнообразных игр. Одна внутренняя створка чемодана покрыта глитерным фаомираном, на котором размещены орбиты планет из шелковой нити и липучки, на которые можно прикрепить деревянные и бумажные планеты для изучения и закрепления знаний о планетах Солнечной системы, звезды, а также различные ракеты из фетра и дерева.

Вторая створка чемодана покрыта магнитным винилом. На ней можно размещать магнитные планеты, созвездия, звезды и кометы, ракеты, а также космонавта в скафандре (дидактическая игра «Одень космонавта). В наборе имеются магнитные Qr-коды, в которых зашифрованы обучающие мультфильмы, интересные факты и видео о космосе.

Внутри чемоданчика располагается большая коробка-подставка с дидактическими играми: «Одень космонавта» (на магнитном виниле и пазлы на деревянной основе), «Фонарик в космосе», «Найди пару», «Расскажи историю», «Найди лишнее», «Найди отличия», «Что идет дальше», «Помоги ракете попасть на планету», «Соедини линией одинаковые ракеты», «Сортировка», «Собери ракету», «Найди такую же», «Маленький, средний, большой», «Две коробочки» (с ячейками с раздаточным материалом); деревянный лого-ритмический круг и шкатулка со счетным материалом; мешочек с клавесами (ритмическими палочками) - 6 шт. и мешочек с атласными лентами; тренажеры для глаз «Планета»; деревянный аэробол, оплетенный шелковой нитью -3 шт.; конвейер ленточный -1 шт. с набором деревянных линеек- трафаретов -8 шт.



Приложение:


Дидактическая игра «Одень космонавта» (на магнитном виниле)

Задачи:

- формировать у детей представления о специальной одежде космонавтов;

-закреплять умение в последовательности одевания;

- формировать логическое мышление, умение складывать целый фрагмент из частей;

-развивать мелкую моторику, память, воображение;

-развивать аккуратность, логическое и абстрактное мышление;

- расширять кругозор;

-воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.


Дидактическая игра «Одень космонавта» (пазлы на деревянной основе)

Задачи:

- формировать у детей представления о специальной одежде космонавтов;

-закреплять умение в последовательности одевания;

- формировать логическое мышление, умение складывать целый фрагмент из частей;

-развивать мелкую моторику, память, воображение;

-развивать аккуратность, логическое и абстрактное мышление;

- расширять кругозор;

-воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса



Дидактическая игра «Лого-ритмический круг»

Задачи:

-развивать лексико- грамматический строй речи, интонационную речь;

-автоматизировать звуки в словах и слогах;

-развивать звукобуквенный анализ;

-развивать чувство ритма;

-развивать логическое мышление;

-закреплять навыки счета;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Варианты использования:

1. Развитие ритма: Выложить в окошках ритмическую схему и предложить ребенку отхлопать, отстучать ладошками, с помощью музыкальных инструментов (барабан, ложки, клавесы) столько раз, сколько элементов находится в окошке круга. Повысить сложность упражнения можно, изменив последовательность и количество элементов в каждом окошке.

2. Развитие интонационной речи: Предложить ребенку озвучить ритмический ряд в соответствии с заданными эмоциями и интонациями, например, громко - шепотом, радостно - зло и т.д.

3. Развитие логики: Предложить ребенку сначала разгадать, а потом продолжить последовательность элементов. Можно использовать один элемент разных цветов или несколько элементов. Уровень сложности можно менять: одинаковые элементы, но разное количество в каждом окошке для более легких упражнений, далее добавление разных элементов в окошки для усложнения.

4. Автоматизация звука в слогах: разложить в окошки 1, 2 или 3 элемента, предложить ребенку придумать слова с 1-3 слогами, в соответствии с количеством элементов в окошке.

5. Развитие звукобуквенного анализа: заполнить окошки тренажера картинками, изображенное слово должно состоять из 1-3 слогов. Предложить ребенку прокрутить тренажер и определить количество слогов или звуков в выпавшем слове.

6. Выкладывать последовательность одинаковых и разных предметов:

- по часовой стрелке

- против часовой стрелки

- через 1/2/3 деления

7. Выкладывание и проговаривание букв (по алфавиту, только гласные, только согласные, мягкие – твердые, звонкие – глухие и т.д.)

8. Разложить цифры в соответствии с количеством предметов

9. Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное (красный- красная, красное; синий- синяя- синее и т.д.)

10. Выкладывание предметов по количеству и прибавление или убавление по 1, задачи на сложение и вычитание с полным проговариванием действия.

11. Игры на память: выложить последовательность, дать время запомнить, назвать по памяти как лежат предметы по часовой стрелке, против часовой стрелки. Начинать с трех предметов и добавлять по мере занятий.


Дидактическая игра «Фонарик в космосе»

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать память, абстрактное мышление и зрительное восприятие;

-развивать воображение;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Вариант игры: ребенок берет «волшебный» фонарик и игровое поле. С помощью фонарика «ищет» различные космические предметы, называет их.


Дидактическая игра «Найди пару» (на развитие памяти)

Задачи:

-формировать у детей представление о планетах Солнечной системы;

-расширять словарный запас;

-развивать память, мышление и зрительное восприятие;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Правила игры:

1 вариант. Карточки разложены картинкой вниз. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующие две карточки, если нет- карточки остаются на месте и ход переходит другому игроку. Побеждает тот, у кого больше карточек.

2 вариант. Карточки разложены картинкой вниз. У каждого игрока свой комплект карточек (для начала 3 комплекта, затем можно усложнять, добавив еще 1-3 комплекта карточек). Ребенок открывает карточки, стараясь запомнить их место расположения, ищет пару карточке.

3 вариант. Один вариант карточек разложен на столе. Ребенок поочередно достает карточки из своего комплекта, выкладывает на образец (находит пару)


Дидактическая игра «Расскажи историю»

Задачи:

-пополнить словарный запас;

-учить рассказывать и пересказывать;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-знакомить с окружающим миром;

-воспитывать самостоятельность.

Правила игры:

Совместно с ребенком составить историю про планеты Солнечной системы, про космонавтов и т.д.


Дидактическая игра «Найди лишнее»

(на развитие внимания)

Задачи:

-расширять словарный запас;

-завивать память, логическое мышление, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность.




Дидактическая игра «Найди отличия»

(на развитие внимания)

Задачи:

-расширять словарный запас;

-завивать память, логическое мышление, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность.


Дидактическая игра «Что идет дальше»

(на развитие логики)

Задачи:

-расширять словарный запас;

-завивать память, логическое мышление, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность.


Дидактическая игра «Помоги ракете попасть на планету»

(на развитие мелкой моторики)

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-завивать память, логическое мышление, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность.



Дидактическая игра «Соедини линией одинаковые планеты»

(на развитие внимания и мелкой моторики)

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-завивать внимание, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность.


Дидактическая игра «Сортировка»

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-завивать внимание, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность, желание участвовать в играх, посвященных космической тематике.

1. Сортируем планеты и летающие судна.

2. Сортируем планеты по размеру: большие, средние, маленькие.


Дидактическая игра «Собери ракету»

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-завивать внимание, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность, желание участвовать в играх, посвященных космической тематике.

Дидактическая игра «Найди такую же»

(на развитие памяти)

Задачи:

-формировать у детей представление о планетах Солнечной системы;

-расширять словарный запас;

-развивать память, мышление и зрительное восприятие;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Правила игры:

1 вариант. Карточки разложены картинкой вниз. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующие две карточки, если нет- карточки остаются на месте и ход переходит другому игроку. Побеждает тот, у кого больше карточек.

2 вариант. Карточки разложены картинкой вниз. У каждого игрока свой комплект карточек (для начала 3 комплекта, затем можно усложнять, добавив еще 1-3 комплекта карточек). Ребенок открывает карточки, стараясь запомнить их место расположения, ищет пару карточке.

3 вариант. Один вариант карточек разложен на столе. Ребенок поочередно достает карточки из своего комплекта, выкладывает на образец (находит пару)



Дидактическая игра «Маленький, средний, большой»

Задачи:

-закреплять умение сравнивать предметы по величине;

-развивать глазомер и зрительное восприятие;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.


Дидактическая игра «Две коробочки»


Задачи:

-учить называть числительные от 1 до 12;

-учить устанавливать соответствие количества с цифрой;

-упражнять в счете;

-помочь усвоить понятия «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну»;

-закреплять навыки математических действий сложения и вычитания;

-закреплять навыки прямого и обратного счета;

-воспитывать интерес к математическим действиям.


Аэробол (для развития речевого дыхания)

Цель: насыщение клеток кислородом, повышение общего тонуса.

Задачи: закреплять умение управлять выдохом;

-учить направлять воздушную струю разной силы и длительности (для успешной постановки звуков и запуска речи)

Вариант использования:

1. Рассмотреть тренажер вместе с ребенком, Попросить назвать все элементы. Предложить прикрепить понравившуюся ракету, покачать ее.

2. Предложить ребенку сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного надувается), а затем произвести свободный, плавный выдох на фигурку.

3. Показать ребенку, как можно дуть сильно и слабо. Вдох делаем через нос, а выдох через сложенные трубочкой губы. Предложить ребенку подуть самостоятельно, чередуя сильный и слабый выдох.

4. Сделать глубокий вдох через нос и несколько коротких выдохов (например, 3), но так, чтобы ракета колыхалась. Постепенно увеличивать число коротких выдохов.

5. Вспомнить с ребенком, как вертится вертушка от дуновения ветра. Предложить подуть как можно дольше на ракету, как на вертушку.

6. Предложить сравнить, чья ракета дольше летит.

7. Подуть на ракету через коктейльную трубочку. Тренировка круговой мышцы очень важна, а благодаря маленькому диаметру трубочки потребуется больше усилий.

8. Подуть через язык, свернутый в трубочку (как по желобку)- коротки, резкий выдох, ракета должна закачаться.

9. Губы в улыбке, длительный плавный выдох с произнесением звука «ссссссссссссссссс», ракета должна качаться.

10. При плавном выдохе пальчиком провести по нарисованной линии на протяжении всего выдоха.

Важно следить, чтоб во время всех упражнений ребенок не надувал щеки.


Клавесы (ритмические палочки)

Задачи:

-учить игре на музыкальном инструменте клавесы;

-развивать музыкальный слух и чувство ритма;

-развивать умственные способности, речь;

-развивать мелкую моторику, координацию движения и ориентации в пространстве;

-развивать внимание, память, воображение, слуховое и зрительное восприятие;

-снятие зрительного утомления и укрепление глазодвигательных мышц.

Ритмические палочки можно использовать для отстукивания звуков, определения количества слогов в словах и т.д., повторять музыкальный ритм, На клавесах имеется липучка. При желании можно прикрепить ракету из фетра и использовать как тренажер для глаз: для снятия зрительного напряжения и укрепления глазодвигательных мышц. Можно прикрепить ленту и использовать как атрибут для танца.


Линейки-трафареты

Задачи:

-Подготовить руку ребенка к письму;

-учить пользоваться карандашом и линейкой;

-развивать мелкую моторику, внимание, мышление, воображение;

-пополнять словарный запас;

-воспитывать усидчивость.


Тренажер для глаз «Планета»

Задачи:

-Учить детей пользоваться тренажером во время зрительной гимнастики;

-формировать умение пользоваться тренажером для снятия напряжения и усталости глаз;

-воспитывать понимание необходимости выполнять зрительную гимнастику.




Дидактическая игра «Две коробочки»


Задачи:

-учить называть числительные от 1 до 12;

-учить устанавливать соответствие количества с цифрой;

-упражнять в счете;

-помочь усвоить понятия «много», «мало», «больше», «меньше»,

«поровну»;

-закреплять навыки математических действий сложения и вычитания;

-закреплять навыки прямого и обратного счета;

-воспитывать интерес к математическим действиям.



Дидактическая игра «Маленький, средний, большой»

Задачи:

-закреплять умение сравнивать предметы по величине;

-развивать глазомер и зрительное восприятие;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.



Дидактическая игра «Одень космонавта» (на магнитном виниле)

Цель: познакомить детей с названиями одежды для космонавтов, ее функциональным назначением.

Задачи:

- формировать у детей представления о специальной одежде космонавтов;

-закреплять умение в последовательности одевания;

- формировать логическое мышление, умение складывать целый фрагмент из частей;

-развивать мелкую моторику, память, воображение;

-развивать аккуратность, логическое и абстрактное мышление;

- расширять кругозор;

-воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением






Дидактическая игра «Фонарик в космосе»

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать память, абстрактное мышление и зрительное восприятие;

-развивать воображение;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Вариант игры: ребенок берет «волшебный» фонарик и игровое поле. С помощью фонарика «ищет» различные космические предметы, называет их.




Дидактическая игра «Найди пару» (на развитие памяти)

Задачи:

-формировать у детей представление о планетах Солнечной системы;

-расширять словарный запас;

-развивать память, мышление и зрительное восприятие;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Правила игры:

1 вариант. Карточки разложены картинкой вниз. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующие две карточки, если нет- карточки остаются на месте и ход переходит другому игроку. Побеждает тот, у кого больше карточек.

2 вариант. Карточки разложены картинкой вниз. У каждого игрока свой комплект карточек (для начала 3 комплекта, затем можно усложнять, добавив еще 1-3 комплекта карточек). Ребенок открывает карточки, стараясь запомнить их место расположения, ищет пару карточке.

3 вариант. Один вариант карточек разложен на столе. Ребенок поочередно достает карточки из своего комплекта, выкладывает на образец (находит пару)


Дидактическая игра «Помоги ракете попасть на планету»

(на развитие мелкой моторики)

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-завивать память, логическое мышление, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность.


Дидактическая игра «Собери ракету»

Задачи:

-расширять словарный запас;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-завивать внимание, зрительное восприятие;

-воспитывать самостоятельность, желание участвовать

в играх, посвященных космической тематике.



Тренажер для глаз «Планета»

Задачи:

-Учить детей пользоваться тренажером во время

зрительной гимнастики;

-формировать умение пользоваться тренажером для

снятия напряжения и усталости глаз;

-воспитывать понимание необходимости выполнять

зрительную гимнастику.





Дидактическая игра «Найди такую же»

(на развитие памяти)

Задачи:

-формировать у детей представление о планетах Солнечной системы;

-расширять словарный запас;

-развивать память, мышление и зрительное восприятие;

-воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Правила игры:

1 вариант. Карточки разложены картинкой вниз.

Игроки по очереди открывают по две карточки.

Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает

их себе и открывает следующие две карточки, если нет-

карточки остаются на месте и ход переходит другому игроку.

Побеждает тот, у кого больше карточек.

2 вариант. Карточки разложены картинкой вниз.

У каждого игрока свой комплект карточек

(для начала 3 комплекта, затем можно усложнять,

добавив еще 1-3 комплекта карточек). Ребенок открывает

карточки, стараясь запомнить их место расположения,

ищет пару карточке.

3 вариант. Один вариант карточек разложен на столе.

Ребенок поочередно достает карточки из своего комплекта,

выкладывает на образец (находит пару)






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации