Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста по музыке «Музыкальный дом»

5
2
Материал опубликован 8 March 2019 в группе

Многофункциональное дидактическое пособие по музыке

«Музыкальный дом»

для детей дошкольного возраста.

Цели:

- развивать тембровый и динамический слух детей;

- поддерживать попытки самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать музыкальные произведения;

- продолжать развивать интерес к музыке, желание слушать её, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке;

- формировать навыки слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

- закреплять знания детей о звуках, их особенностях, знакомить с понятием «Нотный стан», дать представление о нотах и зачем они нужны, их длительностях и расположениях;

- формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

Материалы: Основа дома выполнена из большой картонной коробки, обклеенной самоклеящейся плёнкой с различными принтами. Окна дома выполнены из фольгированного изолона в форме оконных рам с дверцами. Все дополнительные надписи изготовлены из бумаги и заламинированы: «Нотный стан», «Звукоряд», «Мажор и минор», «Музыкальные дорожки», «Книжка-малышка» и т. д. Для работы с ритмическими и различными музыкальными дорожками изготовлены такие персонажи: бабочки, жуки(разного размера), матрёшки, гусеницы, скрипичный ключ, нотки, выполненные из фетра со специальными липучками, для прикрепления к той или иной части дома. Для определения эмоций музыки создана «Стена настроения», где размещён циферблат с двигающейся стрелкой и смайликами (эмоциями). Для пополнения словарного запаса детей на данной стене размещён «Словарь эмоций»,определяющий характер звучания музыкального произведения. С помощью словаря дети не только находят элементарные определения характера музыкального произведения (весело, грустно), но и различные синонимы к ним. «Нотный стан», оформленный на одной из стен дома, сделан из пяти линий из ленты-контакт, для того, чтобы удобно прикрепить любую фигурку или персонажа, картинку, нотку, скрипичный ключ на нотный стан.

Фрагмент занятия с использованием дидактического пособия «Музыкальный дом»:

Педагог:  Тили бом, тили - бом!

                Пригласить хочу вас в дом

                Дом большой такой чудесный

                 Кто живет в нем? Интересно?

Дети: высказывают предположения о том, кто может жить в этом доме.

Педагог: А мы с вами сейчас и узнаем, кто живёт в этом доме. Только произнесём волшебные слова.(Дети вместе с педагогом проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок текста в ладоши).

                      Тили -  бом, тили - бом!

                       Позвонить хочу я в дом

                       Позвоню, а вы смекайте,

                       И загадку отгадайте

                       Кто в домике живет?

                       Кто же в гости к вам придет?

Педагог звенит в колокольчик, пропевает музыкальную загадку (например педагог поёт: «По деревьям скок-скок, да орешки цок-цок. Кто же это, отгадай?» Дети пропевают ответ: «..это белка так и знай!»)Затем педагог открывает чудо-дверцу и достаёт от туда персонажа о котором была музыкальная загадка. Далее возможно повторение данного фрагмента занятия, только с другим персонажем.

Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный дом» имеет различные разделы:

«Чюдо-дверца»

По сюжету занятия к детям может прийти любой персонаж(игрушка). Педагог загадывает загадку, дети отгадывают или педагог изображает звук заданного животного, дети определяют название животного. Затем педагог достаёт из дверцы игрушку.

«Нотный стан»

Раздел «Развитие чувства ритма», а так же и «Игра на детских музыкальных инструментах»- на первых занятиях по ознакомлению с нотным станом педагог предлагает рассмотреть, выяснить особенности строения и написания нотных знаков, длительностей. Затем ,когда дети закрепили знания о длительностях можно использовать составление ритмической формулы как самостоятельно , так и с помощью педагога. Далее желающие дети учатся воспроизводить ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

«Стена музыкального настроения»

Раздел «Слушание музыки»-дети слушают музыку, беседуют о её содержании, особенностях. Определяют настроение музыки, желающий ребёнок двигает стрелку на нужный символ. Однако другой ребёнок может выполнить это задание по-другому, по-своему, аргументируя свой ответ. Педагог корректирует мнение детей, приводит их к единому мнению.

«Кто же выглянет в оконце?»

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» - дети слушают пьесу в исполнении различных инструментов, определяют количество инструментов, их названия, способы игры. Педагог предлагает желающим детям исполнить пьесу оркестром, для этого дети выбирают любое окошечко, открывают его, называют инструмент, берут соответствующий инструмент и по сигналу педагога исполняют заданную партию.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Евгения Алексеевна, мне очень понравилась ваша идея музыкального дома, жаль, я не обладаю такими "золотыми" руками, как у Вас. Замечательное многофункциональное пособие для музыкального развития детей, погружения дошколят в игровую ситуацию. Маленькая подсказка от меня: цель пособия должна быть глобальной и формулируется от имени существительного, например, "Развитие музыкальности детей дошкольного возраста", или "Закрепление знаний детей в разделе "Музыка" образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", а дальше идут задачи, которые у Вас сформированы, как цели. Любая задача носит очень конкретный смысл и формулируется, начиная с глагола. Евгения Алексеевна! Хочу пожелать Вам творческих удач и новых творческих идей в области музыкального развития детей!

22 October 2019

Благодарю Вас!

22 December 2019

Похожие публикации