Многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Панно для конструирования»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»
400093, Россия, г. Волгоград, ул. им. Мясникова, 14а, Телефон: 79-25-15
Многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста
«Панно для конструирования».
Автор:
воспитатель Тихонова И. А.
Многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Панно для конструирования».
Актуальность использования дидактического пособия «Панно для конструирования»:
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе тяжелые нарушения речи, неуклонно растет. Поэтому использование инновационных технологий в деятельности педагогов становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего развития детей в целом. Панно для конструирования – инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Цель дидактического пособия: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности .
Задачи:
- Обучающие: знакомит детей с пространственными и количественными отношениями; учит строить геометрические контуры и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку; знакомит с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ; учит ориентироваться на плоскости.
-Развивающие: развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие ; способствует сенсорному развитию , развитию психических процессов (память, внимание , мышление , воображение); развивает общую и мелкую моторику рук; развивает координацию движений, ориентацию в пространстве; развивает творческий потенциал детей;
-Воспитательные: формирует мотивационную сферу образовательной деятельности; создает положительный эмоциональный настрой детей ;сплачивает группу, развивает симпатию, умение взаимодействовать со сверстниками; развивает умение действовать соответственно правилам игры.
Описание многофункционального дидактического пособия «Панно для конструирования».
Панно - это учебное наглядное пособие, выполняющее роль основы, на которой размещается игровой и учебный материал, современный вариант фланелеграфа, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет динамично и наглядно проводить любые игры–занятия и обладает рядом несомненных преимуществ, а главное пособие помогает реализовать принципы ФГОС Дошкольного Образования:
- насыщенности : наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
- трансформируемости : возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
- доступности : свободный доступ детей к пособию и материалам
Панно выполнено по принципу навесного мольберта . Полотно хорошо фиксируются на вертикальной поверхности доски в учебной зоне, благодаря специальным петлям, что дает ему возможность нести дидактическую, смысловую и информационную нагрузку, легко выкладывается на стол или пол в групповой комнате или в « Уголке уединения» . Основа игрового поля – это ковролин размером 55х85см, края обрамлены тканевой тесьмой. Игровое поле двустороннее: на одной стороне панно сделана разметка в виде клеток размером 10 х 10см, вторая сторона поля – это основа для « Коврика фантазий» , с помощью которого ребенок может отвлечься от повседневных занятий и побыть наедине с собой, проявляя своё творчество или вспоминая приятные моменты из своего личного опыта(где отдыхал летом с мамой и папой, куда мечтает полететь на самолете или уплыть на корабле, как отдыхал летом в деревне и т.д.). Пособие выполнено из безопасных материалов. В комплект дидактического пособия входит:
картотека с упражнениями и заданиями для детей, а также рекомендации по организации игровой и обучающей деятельности; наглядно - дидактический материал разного формата ( картинки на «липучке»); кармашки из прозрачной пленки для размещения карточек с заданиями на зажимах ;разноцветные липучие ленты разной ширины , которые помогают разделять пространство полотна для выполнения игровых заданий, а также могут использоваться в качестве деталей «ленточного» конструктора, счетный материал, представленный в различных вариациях: различные геометрические фигуры, предметные картинки.
Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать фронтально, с подгруппой детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное от занятий время. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Легкий способ крепления наглядно - дидактического материала, позволяет детям самостоятельно использовать тот наглядно - дидактический материал, который имеется в « копилке» панно. Игровой материал для самостоятельных игр детей находится в зоне ближайшей доступности. Весь материал для игр подбирается в соответствии с возрастом детей, он периодически обновляется с учётом детских интересов. Игровые задания может сопровождать сказочный персонаж. Дидактическое пособие в своей основе имеет интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака. Ценность данного пособия не только в его многофункциональности, но и в том, что оно перспективно для дальнейшего развития. В пособие можно добавлять новые персонажи и игровые элементы. Дидактическое пособие имеет разносторонние методы и формы обучения. Пособие может с легкостью трансформироваться под различные события, проектную деятельность и тематические недели. Изготовленный руками педагога материал, позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, используя собственные анализаторы (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов. Размещение пособия в свободном доступе групповой комнаты детского сада, позволяет детям всей группы косвенно взаимодействовать друг с другом. Также ребенок может продемонстрировать и закрепить приобретенные им знания и игровые умения самостоятельно. Дидактическое пособие «Панно для конструирования» также способствует развитию творческого потенциала педагогов группы и совершенствованию их квалификации. Используя пособие, педагоги самостоятельно придумывают игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.