Проект «Космические тайны» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Космические тайны»
в старшей группе №11 (компенсирующей направленности
Авторский коллектив:
воспитатель: Петрова Т.В.
Сафронова Е. К.
учитель-логопед: Реуцкова Е.А.
пгт Ярега
апрель 2021 год
Содержание:
I. Паспорт проекта………………………………………………………….......3
II.Пояснительная записка……………………………………………..….……7
III. Алгоритм тематической недели………………………...………..……....12
IV.Содержание работы над проектом по этапам…………………………....15
V. Итоги проекта………………………………………………………...……19
Литература………………………………………………………...……….….22
Приложения
Паспорт проекта
Название проекта | «Космические тайны» |
Вид проекта | информационно-практико-ориентированный |
Сроки реализации проекта | 12.04.2021 г. - 16.04.2021 г. |
Продолжительность проекта | краткосрочный (1 неделя) |
Разработчики проекта | Воспитатели: Петрова Т. В., Сафронова Е.К. Учитель-логопед – Реуцкова Е.А |
Исполнители проекта | Педагоги, дети, родители (законные представители). |
Адресация проекта | Воспитатели групп компенсирующей направленности ДОУ. |
Нормативные основания для разработки проекта | Принят в соответствии с планом мероприятий приуроченных к празднованию 12 апреля « День Космонавтики» «Годовой план МДОУ «Д/С№32» на 2020-2021 учебный год» |
Цели и задачи проекта | Цель: приобщение детей к знаниям о вселенной, об освоении человеком космического пространства. Дать представление о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Задачи в сфере работы с детьми: 1. Формировать познавательно-исследовательские способности и интерес детей к познанию космического пространства. 2. Расширять представления детей о Солнечной системе, космических объектах, о профессиях и деятельности людей, связанных с космосом. 3. Развивать собственный познавательный интерес к познавательно – исследовательской деятельности, умение применять результаты исследования в разных видах деятельности. 4. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за достижения отечественных ученых и космонавтов. 5. Активизировать и обогатить словарь детей по теме «Космос» (солнечная система, названия планет, космические летательные аппараты: спутник, орбита, профессии людей, связанных с космосом). Задачи в сфере работы с педагогами. 1. Повысить компетентность педагогов, в вопросах проектной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления по теме «Космические тайны». 2. Обеспечить методическое сопровождение для планирования и организации проектной деятельности. 3.Создать условия для проведения проектной деятельности и развития познавательного интереса детей и взрослых. Задачи по работе с родителями (законные представители). 1.Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах проектной деятельности по теме «Космос». 2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества и обмену положительного опыта педагогов и специалистов. |
Приоритетные направления проекта | Познавательное развитие Художественно – эстетическое Опытно - экспериментальная |
Ожидаемые результаты проекта | Для группы: 100% охват воспитанников группы компенсирующей направленности в проектной деятельности. Создание условий и обогащения РППС в группе для развития познавательной активности, любознательности, творчества в разных видах детской деятельности продуктами проекта. Прогнозируемые результаты деятельности педагогов. Повышение компетентности педагогов и пополнение опыта работы по теме «Космические тайны». Пополнение РППС по теме проекта. Прогнозируемые результаты деятельности у детей: Углубление представлений детей о Солнечной системе, космических объектах, о профессиях и деятельности людей, связанных с космосом. Развитие навыков отражать свои впечатления в деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх и т.д) Приобретение детьми эмоционально положительного опыта сотрудничество и сотворчество в коллективной познавательной и изобразительной деятельности. Обогащение словаря по теме: - существительными (спутник, орбита, планета, космос, галактика, созвездия, комета, затмение, невесомость, ракета, луноход, космонавт, скафандр, первооткрыватель.); - прилагательными (космический, звездное, безграничный, надежный, лунный, солнечный, защитный); - глаголами (запускать, лететь, облетать, прилуниться, вращается, падение, приземляться); формирование лексико – грамматического строя речи, образование слов по теме «Космос». У родителей (законных представителей): Повышение компетентности родителей в области познавательного и физического развития. Укрепление связи между детским садом и семьёй. Личностные эффекты: появляется самостоятельность, творческая активность, расширяются представления о космосе. |
Основные этапы реализации проекта | - I этап: организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта); - II этап: практический; - III этап: оценочно-рефлексивный; - IV этап: презентационный. |
II.Пояснительная записка
В космосе нет времен года:
нет зимы и лета, нет весны и осени.
Нет здесь какого-то конкретного вечера или утра,
а есть только космос и более ничего.
Рэй Брэдбери
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида» (далее – МДОУ «Д/с №32») является звеном муниципальной системы «Управление образования» администрации МОГО «Ухта», обеспечивающим всестороннее развитие детей дошкольного возраста в учебном году.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Конституция Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013, № 1155;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
Проект «Космические тайны» реализован в соответствии с планом мероприятий приуроченных ко Дню Космонавтики 2021-2022 у.г. (Годовой план МДОУ «Д/с №32» 2021-2022 у.г.). В основе реализации проекта у детей сформируются более точные представления о научных исследованиях, об ученых отечественной и мировой космонавтики, о значении космоса в жизни человека. Проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Актуальность
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё внимание детей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства необходимо уже в дошкольном возрасте. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности.
Особенность проекта: работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, наблюдаем, что дети при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматики, мелкой и общей моторики. Значительно хуже сформированы связная речь, зрительное восприятия, пространственные представления, внимание, память, мышление. Они мало активны, инициативы в общении обычно не проявляют, речевые трудности влекут за собой низкую познавательную активность, обыденность и примитивизм содержание коммуникативной и игровой деятельности.
Проведенный нами проект позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип активности и сознательности – определяется через участие педагогов, специалистов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по воспитанию нравственно – патриотических чувств.
2. Систематичности и последовательности - принцип предполагает системную работу, методов и приемов с детьми на разных этапах педагогической деятельности.
3. Доступность и индивидуальности – работа по познанию окружающего мира, речевого развития, строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Коммуникативности и коррекции – этот принцип ориентирован
на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
5. Наглядности – познание нового материала с использованием наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания, побуждает активный интерес, таким образом, дает положительные результаты и эффективность образовательного процесса.
Ресурсы проекта
Риски | Пути решения |
Недостаточная вовлеченность в организационную познавательную деятельность воспитанников | - создание мотивационно – проблемных ситуаций; - осуществление поисково – познавательной деятельности с помощью использование ИКТ, интернет-ресурсов, энциклопедий, книг. - организация развивающей предметно – пространственной среды. |
Низкая мотивация родителей (законных представителей) к проектной деятельности | - индивидуальные поручение родителям; - информация о проекте на сайте группы; - беседы и консультации. |
Ресурсы проекта
Информационно техническое:
мультимедийная установка: проектор, экран;
флэш - носитель, ноутбук, колонки;
фотоаппарат, видеокамера,
сказочный персонаж «Вовка из тридевятого царства»;
музыкальный центр.
магнитная доска;
мольберт, средства для художественного творчества;
столы для работы с песком; песок;
Информационное обеспечение:
интернет;
тематические книги;
энциклопедические и справочные издания;
шаблоны для раскрашивания;
наглядные и раздаточные материалы;
художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
аудио и видео носители информации;
настольные, компьютерные игры;
мультипликационные фильмы, презентации.
Методическое обеспечение:
комплексно-тематическое планирование;
тематические альбомы;
наглядные дидактические и раздаточные материалы;
художественные, познавательные произведения;
дидактические игры;
III. Алгоритм тематической недели проекта
«Космические тайны»
Отличительной чертой нашего проекта является алгоритм проведения дней тематической недели «Космические тайны».
Запланированные мероприятия отражены в календарном планировании. (приложение № 1)
IV. Содержание работы над проектом по этапам.
1 этап – организационно – подготовительный
Цель | Содержание |
Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности. | - опрос родителей (законных представителей) на тему «Знаете ли Вы про космос»; - ознакомление родителей, специалистов с темой, целью, задачами проекта; - сбор информации; - разработка плана тематической недели, - разработка конспектов ООД, сценария развлечение «Космическое путешествие». - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; - создание мультимедийных презентаций к ООД «Видеописьмо от Звездочета», «Космические профессии», «Солнечная система», «Животные в космосе», «Группы планет»; - подбор фотоматериала, иллюстраций, дидактического демонстрационного наглядного материала; - подбор художественной и познавательной литературы по теме проекта; - подбор песен, стихов, считалок, загадок; - подбор дидактических, словесных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных игр, комплексов утренних гимнастик, гимнастик после сна по теме проекта; - подбор и изготовление пособий, атрибутов и костюмов к сюжетно – ролевым играм и развлечению; - подбор и оформление наглядной информации для родителей (законных представителей). |
2 этап – практический
Цель: вовлечение в познавательную, двигательную и творческую деятельность исполнителей проекта.
1 БЛОК – деятельность с детьми
Цель: формирование знаний и представлений детей о космосе, о профессии космонавтов, о планетах солнечной системы.
2 БЛОК – взаимодействие с родителями
Цель: привлечение родителей к участию в проекте «Космические тайны» через сбор информации, литературных произведений о космосе, изготовление атрибутов, костюмов, подделок.
3 этап – оценочно - рефлексивный
(критерии эффективности реализации проекта)
Цель: подведение итогов по реализации проекта.
- итоговое мероприятие развлечение «Космическое путешествие».
4 этап – презентационный
Цель: распространение опыта работы среди коллег детского сада.
- мультимедийная презентация проекта «Космические тайны» на педсовете;
-оформление опыта работы в методический кабинет;
- размещение проекта на сайте ДОУ, группы.
V. Итоги проекта
В реализации проекта «Космические тайны» участвовали воспитанники группы №11 компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, специалисты: музыкальный руководитель, учитель – логопед, воспитатели и родители (законные представители).
Проводимые мероприятия позволили сделать следующие выводы:
- обогатились представления детей о дате 12 апреля – День Космонавтики.
- дети узнали о тайнах космоса и небесных телах.
- дети узнали о профессиях и работе людей космического городка - Космодрома, о первых испытаниях и запуска ракеты с животными и первым человеком;
- сформировались навыки и умения детей в применении своих знаний и впечатлений в игровой, самостоятельной деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжеты, делать выводы, самостоятельно выбирать роли и т.д.)
- активизировался и обогатился словарь детей: существительными (космос, планеты, галактика, невесомость, спутники, созвездия, корабль, луноход, космонавт, астроном и астронавт, орбита, первооткрыватель, глобус); прилагательными (космический, звездная, млечный, безграничный, метеоритный, газовые, земные); глаголами (запускать, прилуниться, выйти, вращается, облетать, исследовать).
- сформировались умение детей составлять предложения и короткие тексты на тему «Космос».
- обогатилась РППС в группе по теме проекта.
-повысилась компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в области темы «Космос».
Продукты деятельности педагогов, специалистов:
Конспекты СД, ООД, бесед; сценарии;
ИКТ – видеофильмы, слайдовые презентации: «Космические профессии», «Первые животные в космосе» «Земные и газовые планеты», «Солнечная система», мультфильмы, подборка песен, презентации к ООД.
Картотеки загадки, пословицы, пальчиковой гимнастики.
Альбомы: «Земля - наш космический дом», «Все о космосе и космонавтах», «Животные в космосе», «Характеристика планет».
Блокнот загадок о космосе.
Консультация для родителей «Знакомим ребенка с Космосом».
Папки - ширмы: «День Космонавтики».
Буклеты «Покорители космоса», «Первые животные в космосе» по теме проекта.
Фотозона «Я - Космонавт».
Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм – космические продукты.
Изготовление костюма космонавта и инопланетян для детей и взрослых.
Продукты совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей)
Дидактические игры: «Солнечная система», математические пазлы «Космические приключения», «Лабиринты», «Космические ходилки».
Сценарии ООД и итогового мероприятия «Космическое путешествие».
ЭОР - видеофильмы, слайдовые презентации.
Картотеки стихов и загадок.
Головные уборы и костюмы к сюжетно – ролевым, подвижным, спортивным играм и упражнениям.
Выставка книг: К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Всё о космосе», «Рассказы о Гагарине» Ю. Нагибин, «Космонавты» Е. Новичихина, «Неудачный полёт» Ю. Макаров, «Первый в космосе» С. Бороздин, «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитан, «Шаги над планетой» А. Леонов, «Звездолёт Брунька» В. Медведев
Продукты деятельности детей:
Составление предложений и описательных рассказов о космосе.
Творческая работа (конструирование из бумаги «Космическая ракета»).
Перспективы:
Использование методических наработок в совместной игровой деятельности детей.
Продолжать развивать систему патриотического воспитания и познавательного развития дошкольников.
Публикация опыта работы на сайте www.mama.ru, образовательная социальная сеть nsportal.ru
Литература
1. Бойкова С.В. «Занятие с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет». СПб.: КАРО, 2010.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6лет сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе.
3. Зырянова Л.Н, Лужбина Т.В. «Занятия по развитию речи в ДОУ» Ростов -на Дону, Феникс, 2013.
4. Краснощекова Н.В. «Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов -на Дону, Феникс, 2011.
5. Крулехт М.В. «Педагогическая технология целостного развития ребенка как субьекта детской деятельности».
6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа, издательство «Цветной мир» Москва, 2014 г.
7. Михайлова З.А. Образовательная область «Познавательное развитие». СПб. Изд. Детсва – ПРЕСС. 2016 г.
8. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Каро Санкт- Петербург 2009г.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. издат. Каро Санкт-Петербург 2009г.
10. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». СПб. Изд. Детства – ПРЕСС. 2016 г.
Демонстрационный материал
1. Иллюстрации и плакаты на тему «Космос».
2. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Наглядно – дидактическое пособие «Обучение связной речи 5-7 лет» Москва «Скрипторий 2003г.».
3. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Космос».
4. Наглядно-дидактическое пособие в соответствии ФГОС по теме «Космос».