12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
fainaignatova19
0

ПРОЕКТ «Космические тайны» в старшей группе №11 (компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи)

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»















ПРОЕКТ

«Космические тайны»

в старшей группе №11 (компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи)


















Авторский коллектив:

воспитатель: Петрова Т.В.

Сафронова Е. К.

учитель-логопед: Реуцкова Е.А.


пгт Ярега

апрель 2021 год

Содержание:

I. Паспорт проекта………………………………………………………….......3

II.Пояснительная записка……………………………………………..….……7

III. Алгоритм тематической недели………………………...………..……....12

IV.Содержание работы над проектом по этапам…………………………....15

V. Итоги проекта………………………………………………………...……19

Литература………………………………………………………...……….….22

Приложения















































Паспорт проекта

Название проекта

«Космические тайны»

Вид проекта

информационно-практико-ориентированный

Сроки реализации проекта

12.04.2021 г. - 16.04.2021 г.

Продолжительность проекта

краткосрочный (1 неделя)

Разработчики проекта

Воспитатели: Петрова Т. В., Сафронова Е.К.

Учитель-логопед – Реуцкова Е.А

Исполнители проекта

Педагоги, дети, родители (законные представители).

Адресация проекта

Воспитатели групп компенсирующей направленности ДОУ.


Нормативные основания для разработки проекта

Принят в соответствии с планом мероприятий приуроченных к празднованию 12 апреля « День Космонавтики» «Годовой план МДОУ «Д/С№32» на 2020-2021 учебный год»


Цели и задачи проекта


Цель: приобщение детей к знаниям о вселенной, об освоении человеком космического пространства. Дать представление о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

Задачи в сфере работы с детьми:

1. Формировать познавательно-исследовательские способности и интерес детей к познанию космического пространства.

2. Расширять представления детей о Солнечной системе, космических объектах, о профессиях и деятельности людей, связанных с космосом.

3. Развивать собственный познавательный интерес к

познавательно – исследовательской деятельности, умение применять результаты исследования в разных видах деятельности.

4. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за достижения отечественных ученых и космонавтов.

5. Активизировать и обогатить словарь детей по теме «Космос» (солнечная система, названия планет, космические летательные аппараты: спутник, орбита, профессии людей, связанных с космосом).

Задачи в сфере работы с педагогами.

1. Повысить компетентность педагогов, в вопросах проектной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления по теме «Космические тайны».

2. Обеспечить методическое сопровождение для планирования и организации проектной деятельности.

3.Создать условия для проведения проектной деятельности и развития познавательного интереса детей и взрослых.

Задачи по работе с родителями (законные представители).

1.Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах проектной деятельности по теме «Космос».

2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества и обмену положительного опыта педагогов и специалистов.

Приоритетные направления проекта

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое

Опытно - экспериментальная

Ожидаемые результаты проекта


Для группы:

100% охват воспитанников группы компенсирующей направленности в проектной деятельности.

Создание условий и обогащения РППС в группе для развития познавательной активности, любознательности, творчества в разных видах детской деятельности продуктами проекта.

Прогнозируемые результаты деятельности педагогов.

Повышение компетентности педагогов и пополнение опыта работы по теме «Космические тайны».

Пополнение РППС по теме проекта.

Прогнозируемые результаты деятельности у детей:

Углубление представлений детей о Солнечной системе, космических объектах, о профессиях и деятельности людей, связанных с космосом.

Развитие навыков отражать свои впечатления в деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх и т.д)

Приобретение детьми эмоционально положительного опыта сотрудничество и сотворчество в коллективной познавательной и изобразительной деятельности.

Обогащение словаря по теме:

- существительными (спутник, орбита, планета, космос, галактика, созвездия, комета, затмение, невесомость, ракета, луноход, космонавт, скафандр, первооткрыватель.);

- прилагательными (космический, звездное, безграничный, надежный, лунный, солнечный, защитный);

- глаголами (запускать, лететь, облетать, прилуниться, вращается, падение, приземляться);

формирование лексико – грамматического строя речи, образование слов по теме «Космос».

У родителей (законных представителей):

Повышение компетентности родителей в области познавательного и физического развития.

Укрепление связи между детским садом и семьёй.

Личностные эффекты: появляется самостоятельность, творческая активность, расширяются представления о космосе.



Основные этапы реализации проекта

- I этап: организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта);

- II этап: практический;

- III этап: оценочно-рефлексивный;

- IV этап: презентационный.








II.Пояснительная записка


В космосе нет времен года:

нет зимы и лета, нет весны и осени.

Нет здесь какого-то конкретного вечера или утра,

а есть только космос и более ничего.

Рэй Брэдбери

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида» (далее – МДОУ «Д/с №32») является звеном муниципальной системы «Управление образования» администрации МОГО «Ухта», обеспечивающим всестороннее развитие детей дошкольного возраста в учебном году.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Конституция Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013, № 1155;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

Проект «Космические тайны» реализован в соответствии с планом мероприятий приуроченных ко Дню Космонавтики 2021-2022 у.г. (Годовой план МДОУ «Д/с №32» 2021-2022 у.г.). В основе реализации проекта у детей сформируются более точные представления о научных исследованиях, об ученых отечественной и мировой космонавтики, о значении космоса в жизни человека. Проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.



Актуальность

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё внимание детей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства необходимо уже в дошкольном возрасте. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности.

Особенность проекта: работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, наблюдаем, что дети при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматики, мелкой и общей моторики. Значительно хуже сформированы связная речь, зрительное восприятия, пространственные представления, внимание, память, мышление. Они мало активны, инициативы в общении обычно не проявляют, речевые трудности влекут за собой низкую познавательную активность, обыденность и примитивизм содержание коммуникативной и игровой деятельности.

Проведенный нами проект позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.


Принципы реализации проекта:

1. Принцип активности и сознательности – определяется через участие педагогов, специалистов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по воспитанию нравственно – патриотических чувств.

2. Систематичности и последовательности - принцип предполагает системную работу, методов и приемов с детьми на разных этапах педагогической деятельности.

3. Доступность и индивидуальности – работа по познанию окружающего мира, речевого развития, строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Коммуникативности и коррекции – этот принцип ориентирован

на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

5. Наглядности – познание нового материала с использованием наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания, побуждает активный интерес, таким образом, дает положительные результаты и эффективность образовательного процесса.



Ресурсы проекта

Риски

Пути решения

Недостаточная вовлеченность в организационную познавательную деятельность воспитанников

- создание мотивационно – проблемных ситуаций;

- осуществление поисково – познавательной деятельности с помощью использование ИКТ, интернет-ресурсов, энциклопедий, книг.

- организация развивающей предметно – пространственной среды.

Низкая мотивация родителей (законных представителей) к проектной деятельности

- индивидуальные поручение родителям;

- информация о проекте на сайте группы;

- беседы и консультации.


Ресурсы проекта

Информационно техническое:

мультимедийная установка: проектор, экран;

флэш - носитель, ноутбук, колонки;

фотоаппарат, видеокамера,

сказочный персонаж «Вовка из тридевятого царства»;

музыкальный центр.

магнитная доска;

мольберт, средства для художественного творчества;

столы для работы с песком; песок;


Информационное обеспечение:

интернет;

тематические книги;

энциклопедические и справочные издания;

шаблоны для раскрашивания;

наглядные и раздаточные материалы;

художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

аудио и видео носители информации;

настольные, компьютерные игры;

мультипликационные фильмы, презентации.

Методическое обеспечение:

комплексно-тематическое планирование;

тематические альбомы;

наглядные дидактические и раздаточные материалы;

художественные, познавательные произведения;

дидактические игры;














III. Алгоритм тематической недели проекта

«Космические тайны»

Отличительной чертой нашего проекта является алгоритм проведения дней тематической недели «Космические тайны».

Запланированные мероприятия отражены в календарном планировании. (приложение № 1)


Тема дня

Цель

Ответственные

12.04.2021г.

Понедельник «Знакомство со Звездочетом»

1. «Космический городок»

Беседа о работе и жизни людей, связанных с космосом.




2. Конструирование из бумаги «Космическая ракета для Лунтика»» по технологии Крулехт М.В.


- формирование у детей первичных представлений о космосе, о профессиях людей «Космического городка» (космонавт, астронавт, конструкторы, ракетостроители. (приложение №2)



- расширение представлений детей о космосе. Формирование умения создавать объемную конструкцию Ракеты из бумаги, используя схему и образец; (приложение № 3)







Педагоги, родители (законные представители)






Педагоги


13.04.2021г.

Вторник «Космический мир»

Просмотр видеопрезентации о планетах и небесных телах.

Знакомство с планетами.

- формирование знаний и представлений о солнечной системе, планетах, космосе. (приложение № 4)


Педагоги

14.04.2021г.

Среда «Лаборатория Звездочета»

1. Беседа о планетах земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).



2. Эксперименты «День и ночь», «Взлет ракеты», «Кратеры на Луне».






3. Развитие речи «12 апреля - День космонавтики»

- формирование знаний и представлений о свойствах группы планет земной структуры (Меркурий, Венера, Земля, Марс) (приложение № 5)


- побуждение любознательности и интереса к познанию космоса через экспериментальную – исследовательскую деятельность, элементарные представления как происходит смена дня и ночи, как взлетает ракета и что такое кратер? (приложение №6 )


- формирование у детей навыков словообразования и словоизменения. (приложение №7 )


Педагоги






Педагоги









Учитель – логопед


15.04.2021г.

Четверг «Тайны планет»

1. Беседа о группе планет «Газовые гиганты» (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,)



2. Сюжетно – ролевая игра «Космический городок» (профессии)




3.Составление рассказа «Космонавт отправляется в космос» по серии сюжетных картин.

-формирование знаний и представлений о свойствах группы планет газовой структуры (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,) (приложение №8 )


- формирование умения творчески развивать сюжет игры, расширение знаний о работе людей, работающих на «Космодроме» (приложение №9 )


- формирование у детей навыка целенаправленного восприятия серии картин; составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин. (приложение №10 )


Педагоги






Педагоги






Учитель – логопед

16.04.2021г.

Пятница «Знакомство с инопланетянами»

Развлечение «Космическое путешествие»

- обобщение и закрепление представлений о космосе. (приложение № 11 )

Педагоги, музыкальный руководитель, Учитель – логопед.



IV. Содержание работы над проектом по этапам.

1 этап – организационно – подготовительный

Цель

Содержание

Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности.

- опрос родителей (законных представителей) на тему «Знаете ли Вы про космос»;

- ознакомление родителей, специалистов с темой, целью, задачами проекта;

- сбор информации;

- разработка плана тематической недели,

- разработка конспектов ООД, сценария развлечение «Космическое путешествие».

- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- создание мультимедийных презентаций к ООД «Видеописьмо от Звездочета», «Космические профессии», «Солнечная система», «Животные в космосе», «Группы планет»;

- подбор фотоматериала, иллюстраций, дидактического демонстрационного наглядного материала;

- подбор художественной и познавательной литературы по теме проекта;

- подбор песен, стихов, считалок, загадок;

- подбор дидактических, словесных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных игр, комплексов утренних гимнастик, гимнастик после сна по теме проекта;

- подбор и изготовление пособий, атрибутов и костюмов к сюжетно – ролевым играм и развлечению;

- подбор и оформление наглядной информации для родителей (законных представителей).



2 этап – практический

Цель: вовлечение в познавательную, двигательную и творческую деятельность исполнителей проекта.



1 БЛОК – деятельность с детьми

Цель: формирование знаний и представлений детей о космосе, о профессии космонавтов, о планетах солнечной системы.



2 БЛОК – взаимодействие с родителями

Цель: привлечение родителей к участию в проекте «Космические тайны» через сбор информации, литературных произведений о космосе, изготовление атрибутов, костюмов, подделок.



Направление работы

Содержание

Наглядно-информационная деятельность

- Консультации и наглядная информация для родителей:

- Оформление папок передвижек: «Земля наш космический дом», «Удивительные планеты»;

- Беседы по теме «Космос», «Первый космонавт», «Кто работает на космодроме», «Речевые игры по теме «Космос»;

- Ширмы «День космонавтики».

- Буклеты «Покорители космоса»,

- Альбомы «Стихи, загадки о космосе».

Цель: обогащение компетентности родителей в вопросах космоса.

Индивидуальные консультации и беседы












- консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом»

Цель: просвещение родителей, обобщение педагогического опыта, передача информации.

- индивидуальные беседы по теме «Космос».

Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.

- родительская почта (почта доверия).

Цель: передача информации через сайт группы по вопросам проекта. «Космические тайны».

- Фото страница на сайте группы.

Цель: передача совместной деятельности с детьми по проекту «Космические тайны» через фотоматериал.

Совместная деятельность детского сада и семьи

Рекомендации:

- чтение детской художественной литературы о Космосе и космических приключениях.

- выучить вместе с ребенком стихотворение, посвящённое Дню Космонавтики.

Цель: вовлечение родителей воспитательно – образовательную деятельность на основе педагогического сотрудничества.

Привлечение родителей к совместным познавательным мероприятиям.

Пополнение РППС атрибутами, приобретение военной формы для сюжетно – ролевых игр.







3 этап – оценочно - рефлексивный

(критерии эффективности реализации проекта)

Цель: подведение итогов по реализации проекта.

- итоговое мероприятие развлечение «Космическое путешествие».



4 этап – презентационный

Цель: распространение опыта работы среди коллег детского сада.

- мультимедийная презентация проекта «Космические тайны» на педсовете;

-оформление опыта работы в методический кабинет;

- размещение проекта на сайте ДОУ, группы.




















V. Итоги проекта

В реализации проекта «Космические тайны» участвовали воспитанники группы №11 компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, специалисты: музыкальный руководитель, учитель – логопед, воспитатели и родители (законные представители).

Проводимые мероприятия позволили сделать следующие выводы:

- обогатились представления детей о дате 12 апреля – День Космонавтики.

- дети узнали о тайнах космоса и небесных телах.

- дети узнали о профессиях и работе людей космического городка - Космодрома, о первых испытаниях и запуска ракеты с животными и первым человеком;

- сформировались навыки и умения детей в применении своих знаний и впечатлений в игровой, самостоятельной деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжеты, делать выводы, самостоятельно выбирать роли и т.д.)

- активизировался и обогатился словарь детей: существительными (космос, планеты, галактика, невесомость, спутники, созвездия, корабль, луноход, космонавт, астроном и астронавт, орбита, первооткрыватель, глобус); прилагательными (космический, звездная, млечный, безграничный, метеоритный, газовые, земные); глаголами (запускать, прилуниться, выйти, вращается, облетать, исследовать).

- сформировались умение детей составлять предложения и короткие тексты на тему «Космос».

- обогатилась РППС в группе по теме проекта.

-повысилась компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в области темы «Космос».





Продукты деятельности педагогов, специалистов:

Конспекты СД, ООД, бесед; сценарии;

ИКТ – видеофильмы, слайдовые презентации: «Космические профессии», «Первые животные в космосе» «Земные и газовые планеты», «Солнечная система», мультфильмы, подборка песен, презентации к ООД.

Картотеки загадки, пословицы, пальчиковой гимнастики.

Альбомы: «Земля - наш космический дом», «Все о космосе и космонавтах», «Животные в космосе», «Характеристика планет».

Блокнот загадок о космосе.

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с Космосом».

Папки - ширмы: «День Космонавтики».

Буклеты «Покорители космоса», «Первые животные в космосе» по теме проекта.

Фотозона «Я - Космонавт».

Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм – космические продукты.

Изготовление костюма космонавта и инопланетян для детей и взрослых.


Продукты совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей)

Дидактические игры: «Солнечная система», математические пазлы «Космические приключения», «Лабиринты», «Космические ходилки».

Сценарии ООД и итогового мероприятия «Космическое путешествие».

ЭОР - видеофильмы, слайдовые презентации.

Картотеки стихов и загадок.

Головные уборы и костюмы к сюжетно – ролевым, подвижным, спортивным играм и упражнениям.

Выставка книг: К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Всё о космосе», «Рассказы о Гагарине» Ю. Нагибин, «Космонавты» Е. Новичихина, «Неудачный полёт» Ю. Макаров, «Первый в космосе» С. Бороздин, «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитан, «Шаги над планетой» А. Леонов, «Звездолёт Брунька» В. Медведев


Продукты деятельности детей:

Составление предложений и описательных рассказов о космосе.

Творческая работа (конструирование из бумаги «Космическая ракета»).

Перспективы:

Использование методических наработок в совместной игровой деятельности детей.

Продолжать развивать систему патриотического воспитания и познавательного развития дошкольников.

Публикация опыта работы на сайте www.mama.ru, образовательная социальная сеть nsportal.ru












Литература

1. Бойкова С.В. «Занятие с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет». СПб.: КАРО, 2010.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6лет сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе.

3. Зырянова Л.Н, Лужбина Т.В. «Занятия по развитию речи в ДОУ» Ростов -на Дону, Феникс, 2013.

4. Краснощекова Н.В. «Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов -на Дону, Феникс, 2011.

5. Крулехт М.В. «Педагогическая технология целостного развития ребенка как субьекта детской деятельности».

6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа, издательство «Цветной мир» Москва, 2014 г.

7. Михайлова З.А. Образовательная область «Познавательное развитие». СПб. Изд. Детсва – ПРЕСС. 2016 г.

8. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Каро Санкт- Петербург 2009г.

9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. издат. Каро Санкт-Петербург 2009г.

10. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». СПб. Изд. Детства – ПРЕСС. 2016 г.

Демонстрационный материал

1. Иллюстрации и плакаты на тему «Космос».

2. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Наглядно – дидактическое пособие «Обучение связной речи 5-7 лет» Москва «Скрипторий 2003г.».

3. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Космос».

4. Наглядно-дидактическое пособие в соответствии ФГОС по теме «Космос».




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.