Конспект открытого урока чтения по теме «А.Митта «Шар в окошке»
Урок - чтение
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;
Корекционно-развивающие: содействовать формированию и развитию учебных умений и навыков младших школьников: правильно читать, пользоваться различными видами чтения; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
Воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, презентация, массажная дорожка, музыка на начало урока, музыка при появлении воздушного шарика, схема для работы над скороговоркой, карточки для групповой работы и работы в парах, фишки, цветные полоски, буквы ДРУЖБА, дом доброты и дружбы, красный шар, шары разного цвета на стенах, зайчата и бельчата ( 5шт.+5шт.), пословицы 5, вырезанные ладони на цветной бумаге, алгоритмы ответов на подвесной рейке.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Массажная дорожка. |
Звучит музыка. |
Дети проходят по массажной дорожке. Становятся в круг. |
|
2.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Психологический настрой. |
Наш урок мы начнём с «Искорки добра». (Слайд 2) Есть люди, которые умеют дарить друг другу добро. (Слайд 3) А знаете как? Когда они протягивают друг другу руки, их ладошки встречаются, и между ними вспыхивает крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. (Слайд 4) Оно такое маленькое, что не обжигает, а только согревает ладошки. (Слайд 5) Давайте и мы передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, теплую руку соседа. Легонько её пожмем и передадим друг другу своё внимание, тепло и доброту. (Слайд 6) Перед вами большое , яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось. Лучик тёплый, золотой Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой- подарите соседу, а третий – нашим гостям. |
Дети повторяют движения. Дети повторяют слова. |
|
3.Оценивание. |
За правильные ответы вы будете получать фишки. Садитесь. |
||
4.Речевая разминка 1) Артикуляционная гимнастика:
2)Работа со скороговоркой по карточке. 3) Упражнение на дыхание 4) Упражнение на развитие интонационной выразительности речи |
– На уроке мы будем много читать. Проведем речевую разминку. Тянуть губки прямо к ушкам Очень нравится лягушкам, Подражаю я слону – Губки хоботком тяну. Язык лопаткой положи И спокойно подержи, Язык полочкой потом И потянем острием. С языком случилось что-то – Он толкает зубы, Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.
- Проговорим скороговорку Женя с Жанной подружилась. Учитель показывает знаки на ступеньках на карточке. - Прыгаем по ступенькам: ОГ - очень громко. НГ – нормальным голосом. ВП – вполголоса. Ш - шепотом. За-за-за-за
Прочитайте слово «ДРУЗЬЯ» с разным настроением: радостно, грустно, удивленно спросите. Друзья! Друзья. Друзья? |
Дети повторяют хором, выполняют соответствующие упражнения языком и губами. Дети проговаривают хором скороговорку по схеме. |
|
5. Ведение в тему. А) Составление слова.
Б) Вступительная беседа.
В) Девиз урока
Г) Работа с поисковой таблицей. Работа в парах. Д) Проверка |
Задание: Расположите буквы в таком порядке, в котором расположены цветные полоски. (Учитель показывает на цветные полоски) - Соберите слово. (Дети вместе у доски собирают слово) - Какое слово получилось? - Прочитайте слово. – Объясните значение этого слова. Что такое дружба? Вывод: Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать; проявление заботы, внимания, отзывчивости; желание помочь, защитить в случае необходимости. – На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе. Если с другом вышел в путь, (Слайд 14) - Откройте конверт с красным квадратом. 1 вариант. Дерево, друг, диван, дыра, дружить, день, дружный. - Найдите слова- родственники к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом. Работаем, как предлагает лисичка. Друг, дружить, дружный. Эти слова еще не раз будут звучать сегодня на уроке. |
Дети выходят и собирают слово.
Конверты с зеленым квадратом
На экологическом букваре находится дом Добра и Дружбы. Добавляются кирпичики дружбы |
|
Физминутка. |
Встаньте дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протянули, Лучики поймали и к груди скорей прижали. С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди |
Дети выполняют движения. |
|
7. Работа над новым материалом 1) Игровая ситуация 2)Сообщение новой темы урока. Самоопределение целей урока 3)Чтение произведения «Шар в окошке»
Словарная работа
Физминутка (по Ф.В.Базарному)
Работа с текстом.
1)Выборочное чтение
2)Работа в группах. |
Появляется красный шар в окошке. Музыка. – Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке? – Мы познакомимся с рассказом А.Митта «Шар в окошке». Я хочу научить вас читать правильно предложения, научить понимать смысл прочитанного. - Чему вы хотите научиться сегодня на уроке
Первичное восприятие: читает учитель. Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”? После чтения: - Почему же автор А. Митта назвал произведение «Шар в окошке»
В тексте встретилось слово Компресс. - Как вы понимаете это слово? -Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс КОМПРЕСС - Лечебная повязка из марли, полотна. Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения). Вторичное восприятие (чтение текста детьми) Читай правильно. Читай целым словом. – Что же случилось с Колей? Найдите и прочитайте в тексте о том, как Коля заболел? заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю) - А что значит находчивые? (умеют найти выход из любой ситуации) Вывод: Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас. - Ребята, а можно этих ребят назвать дружными? Какие вы дружные, вы сможете сейчас показать. Работаем, как предлагает лягушка. 1 группа О ком или о чём этот рассказ? А) о детях 2 группа . Верные |
(Дети высказывают предположения по данному вопросу)
Алгоритмы ответов на подвесной леске.
Я хочу научиться читать правильно. Я хочу научиться читать выразительно. Я хочу научиться правильно отвечать на вопросы. Я хочу научиться понимать текст. |
|
Физминутка для глаз |
Проводится физминутка «Палочка – выручалочка» |
||
Определение тона чтения |
- С каким настроением мы будем читать? -В начале текста? (Печальный, скучный) |
||
8. Чтение «Лови ошибку» |
Чтение «Лови ошибку» |
||
9. Игра «Подружи зайчат и бельчат». |
Игра «Подружи зайчат и бельчат». Работа в парах. - У зайчат – карточки с началом пословиц, у бельчат – их окончания. Найдите пару и прочитайте пословицу. Выделить парные карточки по цвету. Зайчата Бельчата Человек без друзей, что дерево без корней. Чтение – лучшее учение. Друзья познаются в беде. Другу всегда помогай, друга всегда выручай. Делу время – потехе час. -Дети зачитывают пословицы. Слайд. Пословицы и поговорки. (5 пословиц) - Какие пословицы подходят к тексту? -Почему? Объясните. |
||
10. Разноуровневое домашнее задание |
1 группа - Выучить пословицу о дружбе из предложенных пословиц. 2 группа - Прочитать “Шар в окошке”. |
||
11. Рефлексия урока. |
- Чему мы учились на уроке? – Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным , настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому и надёжному так важному в жизни слову « Дружба». Наш красный шарик пусть постучится к кому-нибудь в дом, на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге. (Раздаю всем воздушные шары) Кто в дружбу верит горячо, Удачи, вам дорогие ребята! Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь». |
Дети берут (вырезанные заранее) руки и прикрепляют на плакат, где в центре написано слово «Дружба». |