Урок окружающего мира в 3 классе «Многообразие растений»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ «Малоенисейская СОШ» «____» _______ 20___ | РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол №_____ «______»___________20__г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ «Малоенисейская СОШ» Приказ № _______ от «____» _________ 20___ |
Методическая разработка
урока окружающий мир 3 класс
Тема: «Многообразие растений»
Программа: Школа России
Разработала и апробировала учитель начальных классов I кв. категории
Карташова
фамилия
Наталья Анатольевна
имя, отчество
«____» _______________20 ___ г.
Подпись___________________
с. Малоенисейское
Аннотация
Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" автор Плешаков. Урок составлен на основе проектного и исследовательского метода обучения, с применением ИКТ технологий. На протяжении всего урока дети выполняют задания предложенные учителем. В итоге получается проект, продуктом которого является книга.
Урок интересен, применяются различные методы и приемы работы, что приводит к хорошему усвоению материала.
Данная методическая разработка урока, подходит как для учителей применяющих проектные технологии в своей работе, так и для тех, кто осваивает данную методику.
Цель урока: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
Воспитательная: воспитывать умение работать в парах; любовь и бережное отношение к природе.
Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке,
Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала
Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Оборудование: презентация «Разнообразие растений», мультимедийный комплекс, видеофрагменты мультфильма.
Планируемый результат
Дети учатся:
выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в парах.
Умения, характеризующие достижение результата:
различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);
узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;
выдвигать гипотезы и обосновывать их;
составлять план работы;
собирать необходимую информацию из разных источников;
анализировать, классифицировать найденную информацию.
Ход работы
Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Приложение |
Актуализация знаний. Мотивация. | Сколько здесь везде простора: Ели, тополя растут, Здесь цветов ковры-узоры На земле под небом ткут. Сколько здесь березок белых, Лип, черемух и рябин, Иволг нежные напевы И пьянит вокруг жасмин. Сколько красок, сколько лета!!! И гудит о чем-то шмель. И летит, летит планета, Распахнув в природу дверь. Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Меня зовут Наталья Анатольевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Хочется пожелать вам успехов в нашей общей работе и положительных эмоций от занятия. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Слайд № 1 |
II. Самоопределение деятельности. | С самого детства нам приходится наблюдать за миром-быть наблюдателями, исследовать его – быть исследователями, изучать его – быть учеными. Я предлагаю вам сегодня применить все свои знания и умения на нашем уроке. А начнем мы с того, что понаблюдаем за одной маленькой девочкой. Когда будем просматривать фрагмент мультфильма. У вас на столах лежат чистые листы бумаги Вам необходимо будет записать на них известные вам названия растений, которые встретятся главной героине по пути. Давайте возьмем ручки и приготовимся к просмотру. | Смотрят фрагмент мультфильма. Делают записи |
|
Ребята удалось ли вам справиться с заданием? Какие растения встречались Маше по дороге? Смотрите, сколько много растений, какое разнообразие. | Дети читают свои записи. | | |
Давайте с вами вместе определим, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируем тему? | Ответы детей. Мы будем изучать растения. | | |
Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока: «Многообразие растений» | Предложение детей | Слайд | |
Ребята попробуем поставить цель урока? | Предложение Детей Познакомиться с разнообразием растений |
Слайд | |
3. Работа по теме | Я хочу предложить вам такой план работы на сегодняшний урок Познакомиться с информацией о растениях. (Для этого нам понадобится учебник, дополнительная информация в распечатках) Поработать с таблицей и гербариями Подготовить устный ответ Выступить «Оживить» книгу Обсудить результаты. Что у нас получилось. Все это есть у вас на партах | | Алгоритм: слайд |
А сейчас обратите внимание что у меня в руках. | Ответы детей | | |
Совершенно верно книга. Но это не простая книга. Она не живая. Так как все страницы в ней чистые. Наша с вами задача дать жизнь этой книге, для этого нам будет необходимо заполнить ее страницы, собрав необходимый материал. | Книга | | |
Введение в тему урока | И к ее оживлению мы приступим прямо сейчас. Ребята, ответьте мне на вопросы. Ученые утверждают, что растения это живые существа. Правда ли это? | Ответы детей. Дышат Размножаются Питаются Развиваются Умирают. | Ответ в конверте. |
| Спасибо за ответы. Мы сейчас узнаем правильный ответ. У кого на парте лежит конверт № 1 Прочитайте что там написано Вы молодцы. Сейчас мы заполним 1 страницу нашей волшебной книги. | Дети читают правильный ответ. Наклеивают его на 1 страницу | |
| А что дают растения человеку? У кого на парте конверт № 2. Прочитайте правильный ответ. Молодцы. Заполним вторую страницу? | Ответы детей Пищу, для промышленности, для строительства, для животных. Ученик наклеивает в книгу. | |
| А сейчас посмотрите на слайд? Что вы видите? | Ответы детей | Фото различных групп растений |
| Вы знаете название этих растений? Что их объединяет? Так вот ребята оказывается это растения представители разных групп. И Маша из мультфильма об этом не знала Сможете ли вы назвать эти группы? Откроем Конверт № 3 Молодцы. Наклеим все эти группы в содержание книги. | Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник. Это все растения из разных групп. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | Книга Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. |
| Из чего могут состоять растения? Ваши предположения? Откроем конверт № 4. | Ответы детей | |
| Что это за наука изучает растения? Откроем конверт № 5 Отлично ребята. Наша книга начала оживать. | Ответ детей. Ботаника. | |
| Ребята, сегодня вы будите выступать в роли ботаников. Одна группа детей будет исследовать водоросли, вторая, мхи, третья папоротники, четвертая – хвойные растения и пятая цветковые. Вы заполните свою таблицу «Из чего состоят растения» После чего составим общую таблицу. Которая будет висеть на доске для сравнения. У вас на столах лежит план помощник вашего ответа. Заполните его. И начнем выступление. Приступаем к работе. | Слушают учителя Приступают к работе |
|
Закрепление изученного материала | Итак, закончили работу. Внимательно посмотрим на сводную таблицу. В каждой группе растений есть отличительные признаки благодаря которым мы сможем распознать растение. Какие, мы узнаем из ваших ответов. | Заполнение общей таблицы | На доске таблица Слайд на доске |
Защита творческих работ | Для защиты группы водорослей приглашается один из учащихся. Защиту проводим таким образом. Цель работы, какими источниками пользовались, что узнали. Наклеиваем полученную информацию в нашу книгу. | | Защита на листах.
Слайд |
| Вот и наша с вами книга о Многообразии растений ожила. На ее страницах появилась информация о растениях. Теперь она готова давать знания другим учащимся вашей школы | | |
| | | |
Подведение итогов | Давайте закрепим наши знания и ответим на вопросы На какие группы делятся растения Приведите примеры А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы помочь Маше растения разделить на группы. Вернемся к тем записям которые мы делали в начале урока. Давайте эти растения определим в группы. Кто готов | Ответы детей | |
Рефлексия. | А в заключении вы получили маленькие листочки. Синквейн. На маленьком листочке бумаги предлагаю заполнить 5 строчек: 1-я строка – одно имя существительное (тема);Растение 2-я строка – два прилагательных (по теме); красивые, разные 3-я строка – три глагола по теме; дышат, размножаются, развиваются 4-я строка – предложение по теме; растение в природе очень разнообразно 5-я строка – заключительное слово или фраза.по теме. Красота. Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения: Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели урока? Мне удалось сегодня … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался за … Я могу похвалить себя за … Домашнее задание У стр 69-73. Т стр 31 № 7,8 | Ответы детей | На доске надписи |
Литература
Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины [Текст] / В.В. Петров. – 2-е изд. доп. – М.: Просвещение, 1991. – С. 101-132.
Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 2 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. [Текст]: учебник для 3 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2017.
Штуканова, Т.А. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // Журнал «Начальная школа» – 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://n-shkola.ru/articles/view/4
[Дата обращения 14.10.2019
План ответа
Цель работы: познакомиться с группой растений_________________________________
Представители группы (Названия растений из группы) (Примеры)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растения этой группы встречаются __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У растений этой группы есть такие части как ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересная информация_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| корень | стебель | лист | цветок | Плоды и семена |
Название гр. | | | | | |