Урок русского языка во 2 классе «Множественное число существительных»
Множественное число существительных
Класс: 2-6(в зависимости от уровня знаний обучающихся)
Уровень: средний
Тип занятия: урок предъявления новых знаний
Цель: формирование грамматических навыков образования множественного числа существительных.
Задачи:
Образовательные: научить образовывать множественное число существительных и употреблять их с числительными.
Развивающие: развивать память, мышление; развивать внимание при работе над упражнениями.
Воспитательные: развивать познавательный интерес учащихся к культуре изучаемого и родного языков, расширение кругозора.
Форма занятия: традиционная.
Средства обучения: Доска, раздаточный материал, карточки.
Краткий конспект урока
Этапы урока | Описание этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный | Приветствие, подготовка рабочих мест. Речевая разминка. | -Hello! How are you! -What day is it today? -What is the weather today? | -Hello! I'm good(I'm not so good)! -Today is the 15th of February. -Today is snowing and cold. -One, one, one Little dogs run Two, two, two Cats see you Three, three, three Birds on a tree. |
Основной (освоение новых знаний) | Объяснение новой темы | Объясняет основные правила формирования множественного числа существительных, приводит примеры | Учащиеся записывают новый материал в свои тетради |
Разминка | Чтение буквосочетаний | Контроль и наблюдение | Читают слова на карточке |
Закрепление новых знаний | Работа над упражнением, проверка упражнения | Осуществляет контроль над выполнением задания | Выполняют задание в своих тетрадях |
Заключительный | Подведение итогов, вопросы(если имеются у учащихся), домашнее задание, прощание | -Have you any questions? Раздает и объясняет домашнее задание. - Goodbye! | - Yes, I have(если есть вопросы, задают) - Goodbye!! |
Содержание новой темы:
Правило №1. Имена существительные образуют множественное число путем прибавления к форме единственного числа окончания –s, которое произносится как [z] после звонких согласных и после гласных и как [s] после глухих согласных:
hand рука hands [hᴂndz]
shoe ботинок shoes [ʃu:z]
map карта maps [mᴂps]
safe сейф safes [seifs]
Правило №2. Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на буквы s, ss, x, sh, ch, т.е. оканчивающиеся на свистящий или шипящий звук, образуют множественное число путем прибавления окончания –es к форме единственного числа. Окончание –es произносится как [iz]:
class класс classes [kla:siz]
box коробка boxes [‘bᴐksiz]
Правило №3. Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на букву –y с предшествующей согласной, образуют множественное число путем прибавления окончания –es, причем –у меняется на –i:
city город cities
Если же перед у стоит гласная, то множественное число образуется по общему правилу путем добавления –s. В этом случае у не меняется на i:
day день days
Правило №4. Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на букву –o, образуют множественное число путем прибавления –es:
cargo груз cargoes
Существительные piano пианино и photo фотография образуют множественное число по общему правилу, принимая окончание –s: pianos, photos.
Правило №5. Имена существительные, оканчивающиеся в единственном числе на букву –f, образуют множественное число путем изменения f на v и прибавления окончания –es:
leaf лист leaves
wolf волк wolves
Имена существительные, оканчивающиеся на –fe, образуют множественное число путем изменения f на v и прибавления окончания –s:
knife нож knives
wife жена wives
Однако некоторые существительные, оканчивающиеся на –f и –fe, образуют множественное число только путем прибавления окончания –s:
chief начальник chiefs
handkerchief платок handkerchiefs
roof крыша roofs
safe сейф safes
Существительное wharf пристань имеет две формы множественного числа: wharfs, wharves.
Правило №6. Некоторые имена существительные образуют множественное число не путем прибавления окончания –s, а путем изменения корневых гласных:
Единственное число Множественное число
man [mᴂn] мужчина men [men]
woman [‘wumən] женщина women [‘wimin]
foot [fu:t] нога feet [fi:t]
tooth [tu:ɵ] зуб teeth [ti:ɵ]
goose [gu:s] гусь geese [gi:s]
mouse [maus] мышь mice [mais]
Правило №7. Существительное ox [ᴐks] бык принимает во множественном числе окончание –en: oxen [‘ᴐksən]. Существительное child [tʃaild] ребенок имеет во множественном числе форму children [‘tʃildrən].
Правило №8. Существительные, употребляемые только в единственном числе:
Sugar сахар, iron железо, love любовь, money деньги, progress успех, news новость, fruit фрукты.
Правило №9. Существительные, употребляемые только в множественном числе:
Spectacles очки, trousers брюки, scissors ножницы, scales весы, tongs щипцы.
Правило №10. Существительные sheep овца, fish рыба, deer олень имеют одну и ту же форму для единственного и множественного числа.
Разминка:
ea | [i:] | tea, sea, meat, beat |
ee | [i:] | bee, see, tree, three, |
oo | [u:] | book, look, too, boot |
ch | [tʃ] | cheese, bench, catch, lunch |
ck | [k] | black, clock, stick, click |
ph | [f] | phone, elephant, photo |
sh | [ʃ] | she, ship, shop, fish |
th | [θ] | think, month, throw, Maths |
th | [ ] | this, that, the, brother |
Задание для закрепления нового материала:
Напиши слова во множественном числе:
cat - , fox - , baby - , toy - , hero - , wolf - , man - , foot - , fish - , child - , book - , pen - , wife - , day - , dress - .
Домашнее задание
Переведи словосочетания на английский язык
Пять кроликов - , два гуся - , шесть машин - , семь лошадей - , три обезьяны - , два города - , восемь кошек - , четыре коробки - , одиннадцать друзей - , десять яиц - .
Список источников
К.Н.Качалова, Е.Е.Изриалевич, "Практическая грамматика английского языка",Москва 2005г, ЮНВЕС, 718с