Обучающие карточки «Мобильные карточки как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями по отработке речевых навыков старших дошкольников»
Мусинская Елена Георгиевна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
г. Коряжма
«Мобильные карточки
как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями
по отработке речевых навыков старших дошкольников»
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье!
На индивидуальных занятиях учитель-логопед обязательно работает с ребенком в индивидуальной тетради. В тетради он выполняет рисунки, которые способствуют лучшему и более быстрому запоминанию маленьких стихов, рассказов, направленных на отработку поставленных звуков. И там же, в тетради, учитель-логопед пишет задания, которые ребенок может выполнить дома с родителями, и записывает рекомендации, выполнение которых, способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала. Задания эти строятся на материале лексической темы детского сада и дают возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Но обучать ребенка нужно только в игре!
Так как же ИГРАТЬ дома по заданию учителя-логопеда?
Возвращаясь домой, уставшие после насыщенного рабочего дня, родители не могут уделить достаточно времени ребенку, а тем более выполнять задания учителя-логопеда в необходимом объеме. Ведь надо снова и снова проговаривать лексический материал, снова и снова отрабатывать грамматические формы и т.п. Встает вопрос: как облегчить выполнение логопедического задания в домашних условиях. И одна из задач учителя-логопеда помочь родителям и детям.
Можно, конечно написать задание, но это займет не менее 5-10 минут, не всегда почерк понятен родителям, и опять же, родители должны читать сами, отвлекаясь от домашних дел. Можно напечатать слова, но это, примерно, то же самое, что и написать.
А что, если сделать набор черно-белых мини-картинок? Да. Ребенок их может назвать сам. Вместо напечатанного задания придумать короткие задания или значки, понятные детям и использовать их и на занятии в саду и дома, чтоб не путаться. Таким образом дети могут сами выполнять упражнения, а родителя будут их только контролировать.
В сентябре родителям были предложены наборы дидактических игр и упражнений. Например, для автоматизации звука Л в середине слова без стечения согласных:
Упражнение «Эхо»: запомни и повтори за взрослым 2 (3, 4, 5) слова «молоко, малыш» и т.п.
Упражнение «1- 5» («1-2-5», «2-7»): посчитай малышей «один малыш, два малыша…»
Упражнение «Фотограф»: назови по памяти все картинки.
Упражнение «Прятки»: взрослый закрывает одну (две) из картинок, ребенок называет, чего не стало.
и т.д.
Домашняя «мобильная»карточка выглядит следующим образом:
Ч ерно-белые картинки можно и надо раскрасить. Назвать словосочетание. Проиграть в игры. На странице А4 помещается 4 такие каточки. Поэтому распечатав один лист, учитель-логопед обеспечивает себя четырьмя логопедическими заданиями.
Можно согнуть карточку таким образом, чтобы верхние картинки оказались над (под) нижними.
В идоизменяя эту карточку учитель-логопед преследует цель – развитие связной речи и упражнения в употреблении и дифференциации предлогов ПОД и НАД.
Е ще одним вариантом мобильной карточки является полоска – «гармошка» с картинками. Развивая мелкую моторику дети сами сгибают ее таким образом, чтобы затем, перебирая ее пальцами отрабатывать предлоги ЗА и ПЕРЕД.
Родители дома ставят отметку или расписываются под датой о выполнении или повторении задания. Поэтому учитель-логопед видит: сколько раз мама с папой занимались с ребенком.
Из наблюдений за детьми, выполняющими такие задания, можно сказать: у неравнодушных и ответственных родителей, не забывающих напомнить и проконтролировать выполнение логопедического задания, коррекция нарушений речи идет почти в 2 раза быстрее. А самое главное, родители утверждают, что дети сами говорят и делают задания.
2