Обучающие карточки для старших дошкольников
«Какие разные рожицы!»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Расширять представления детей об эмоциях и чувствах людей, способах их выражения и причинах их возникновения.
Воспитывать бережное отношение к чувствам и настроениям другого человека.
Побуждать детей к активному проявлению сочувствия, сопереживания, помощи сверстникам.
Познакомить с элементарными способами регуляции эмоциональных состояний.
Дети способны различать такие эмоциональные состояния, как радость, печаль, удивление, усталость, страх, обиду, нежность, любовь, доброту, гнев. Для этого используются задания и упражнения, которые акцентируют внимание детей на анализе и сравнении эмоций, настроения.
Упражнение «Узнай настроение»
Перед детьми картинки, изображающие персонажей с разными эмоциональными состояниями. Задача детей состоит в том, чтобы по мимике и жестам найти и назвать лица с одинаковыми эмоциями, объединить их в одну группу и поместить рядом с той карточкой, которая обозначает данную эмоцию. Попросить детей определить то или иное настроение. Если они затрудняются, то обратить внимание на мимику, жесты и позы персонажей. Затем предложить высказать предположение, почему данный персонаж радуется, смеется, грустит, удивляется, и вспомнить, в каких случаях дети переживали такие чувства.
Упражнение «Какие разные рожицы!»
Перед детьми картинки, изображающие персонажей с разными эмоциями. Задача детей состоит в том, чтобы по мимике найти и назвать лица с одинаковыми эмоциями и объединить их в одну группу. Нужно обратить внимание детей и предложить сравнить внешнее выражение разных эмоций и сделать вывод.
По окончании предложить детям придумать шутливые названия для каждой группы лиц, объединенных общим настроением. Например, «веселушки», «плаксы», «удивлялки», «злючки» и др.
Упражнение «Найди свое настроение»
Перед детьми изображения нескольких лиц-масок, представляющих различные эмоциональные состояния: грустные, веселые, удивленные, сердитые, плачущие и др.
Детям предлагается рассмотреть маски и идентифицировать себя с одним или несколькими изображениями, пояснив свой выбор.
Упражнение «Найди и изобрази»
Детям называют одну из эмоций. Задача детей найти лицо-маску с нужной эмоцией, назвать особенности мимики, характерной для нее. Затем дети перед зеркалом изображают ту или иную эмоцию, обращают внимание на особенности мимики своих товарищей, когда они смеются, сердятся, удивляются и др.
Упражнение «Как это было?»
Перед детьми картинки с изображениями персонажей мультфильмов в разных эмоциональных состояниях. Педагог называет эмоцию, просит детей найти соответствующую картинку, на которой персонаж удивлен, обижен, сердит и др. Затем дети вспоминают, в связи с какими событиями у того или иного героя возникли такие чувства, что с ним произошло потом. Так же, детей побуждают рассказать о своих чувствах в подобных ситуациях.
Афанасьева Светлана Николаевна
Померанцева Марина Борисовна