12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Королькова Валентина Юрьевна52
Россия, Пензенская обл., Пенза
1

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Язык и речь родного края»

«Всероссийский интернет-конкурс для педагогов на лучший календарно-тематический план внеурочной деятельности»

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«ЯЗЫК И РЕЧЬ РОДНОГО КРАЯ»

(лингвокраеведческий исследовательский кружок)

Составители:

Н.И. Наумова, доцент кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования» Пензенского государственного университета

В. Ю. Королькова, студентка 3 курса факультета педагогики, психологии и социальных наук Педагогического института им. В.Г.Белинского Пензенского государственного университета, профиль "Начальное образование"


 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«ЯЗЫК И РЕЧЬ РОДНОГО КРАЯ»

(лингвокраеведческий исследовательский кружок)

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Язык и речь родного края» (лингвокраеведческий исследовательский кружок) направлена на расширение и углубление знаний учащихся о своей малой Родины, на привлечение внимания к окружающему их языковому и речевому пространству как богатейшему информационному и эмоциональному источнику. Язык и речь родного края понимается авторами программы очень широко: это названия культурных объектов, которые связаны с традициями, значимыми событиями, выдающимися личностями. Это названия, в которых проявилось творчество, наблюдательность наших предков (названия рек, озер, сел, улиц). Это поэтические творения наших талантливых земляков, это живая самобытная речь глубинки и ещё многое другое, что достойно внимания и изучения.

Исследовательская работа с языком и речью, оформляющих и сохраняющих культурное наследие людей, проживающих на территории края, воспитывает патриотов малой родины, прививает ценностное отношение к языку и речи как хранителям народного духа, его традиций. В ходе этой работы у детей развиваются общепознавательные умения: умение принимать исследовательскую задачу, добывать информацию из различных источников , анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. У детей развиваются умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, контролировать процесс её выполнения, оценивать результаты работы. Школьники овладевают широким спектром коммуникативных умения.


 

Программа предназначена для учащихся 10-11 лет, что соответствует 4 классу и рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности (1ч в неделю).

Цель программы: воспитание у младших школьников интереса к истории, культуре, памятниках архитектуры родного края, ценностного отношения к его культурному наследию посредством вовлечение их в исследовательскую деятельность на лингвокраеведческом материале.

Задачи программы:

Развивать интерес к изучению культуры родного края;

воспитывать любовь к родному краю;

расширить и обогатить знания по русскому языку и литературе через изучение родного края;

развивать навыки самостоятельной исследовательской работы учащихся

Кален-дарные сроки

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Краткое содержание занятия

Формируемые умения

Материально-техническая база

 

Давайте познако-мимся

2

Занятие- ролевая игра

 

Дети анализируют языковое пространство родного края и определяют направления исследования, указывают

Они проектируют и изготавливают эмблему кружка для уголка исследователя в технике коллажа, украшают её рисунком свои блокноты исследователя;

 

Анализировать,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, слушать и слышать другого,

участвовать в диалоге;

практические умения

Презентация, отражающая ситуации, связанные с использованием языка,

блокнот для исследования,

картон, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и др.;

фотоаппарат

Раздел 1. Язык на карте моего края

 

Главные названия – события – традиции – люди

1

Занятие-исследование, групповая форма работы.

Дети находят на картах области и города названия крупных и известных административных пунктов, крупных рек, исследуют их происхождение, выявляют, с какими особенностями местности, традициями, личностями они связаны (Пенза, Тарханы, р. Сура, Мокша, улица Московская, площадь Жукова и др.); составляют отчет и представляют его другим группам, помещают в уголок исследователя

Умение работать с информацией, осуществлять поиск необходимой дополнительной информации анализировать,

выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно­следственные связи

Карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения

http://proectfppisn.webnode.ru/

 

Главные названия – события – традиции – люди

1

Занятие -мастерская

Дети создают странички для детской энциклопедии родного края по результатам исследования, представляют его другим ребятам

Умение работать с информацией, анализировать, планировать, выделять главное регулировать свою деятельность, контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы, умение слушать и слышать другого

Детская энциклопедия (как образец);

карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения

http://proectfppisn.webnode.ru/

листы белой бумаги,

фломастеры, цветная бумага, клей и др.

 

По улицам города: от настоя-щего в прошлое

2

Занятие-исследование;

Знакомство с практикой исследования улиц, решение лингвистических исследовательских задач, размещение результатов исследования в исследовательский уголок

Умение работать с информацией, осознавать исследовательскую задачу, принимать и сохранять задачу, планировать;

анализировать, находить основания для классификации

Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017.

http://linka-press.ru/catalogue2-2.php

 

По улицам города: от настоя-щего в прошлое

1

Занятие- мастерская

Планирование «экспедиции» по микрорайону, составление маршрутного листа «экспедиции» по исследованию названий улиц

Умение планировать, сотрудничать при выполнении деятельности

Белая бумага для создания маршрутных листов

 

По улицам города: от настоящего в прошлое

1

Квест-занятие

«Экспедиция» по близлежащим улицам, собирание их названий, опрос жителей о том, что им известно о названиях улиц

Умение планировать свои действия,

получать информацию,

задавать вопросы,

анализировать полученную информацию, сотрудничать

 

Маршрутные листы,

блокноты для записи, фотоаппарат

 

По улицам города: от настоящего в прошлое

1

Занятие-мастерская

Работа с полученным материалом, его обработка, написание статей по результатам наблюдений, размещение статей в уголке исследователя

Анализировать полученную информацию,

сравнивать, классифицировать, строить высказывания, создавать деловые тексты

Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017.

http://linka-press.ru/catalogue2-2.php

Карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения

http://proectfppisn.webnode.ru/

 

Топонимика малых водных объектов

2

Занятие – исследование

Знакомство с практикой исследования гидронимов: решение лингвистических исследовательских задач (установление происхождения «говорящих» названий рек, озер), размещение результатов работы в уголке исследователя

Умение работать с информацией, анализировать, осознавать исследовательскую задачу, принимать и сохранять задачу, анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения,

находить основания для классификации

Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017.

http://linka-press.ru/catalogue2-2.php

 

Топонимика малых водных объектов

2

Квест-занятие

Заочная «экспедиция» по местам нахождения малых водных объектов (пруды, родники, речушки, ручьи); дети рассматривают фотографии, работают с информацией об этих объектах (сведения из справочников, воспоминания жителей) , узнают их названия, выдвигают версии об их происхождении, классифицируют названия, придумывают названия для безымянных объектов

Умение получать информацию, анализировать её, устанавливать причинно-следственные отношения, классифицировать, делать выводы,

Сотрудничать при выполнении деятельности;

творческие способности

Слайд-презентация фотографий «Малые водные объекты

нашего края» ;

карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения

http://proectfppisn.webnode.ru/

блокнот исследователя

 

Топонимика малых водных объектов

1

Занятие - мастерская

Создание карты с малыми водными объектами города и прилегающих к нему сел, нанесение на неё микрогидронимы, размещение карты в уголке исследователя

Планировать, сотрудничать при выполнении деятельности, творческие способности

Контурные карты Пензы и области;

фломастеры

Раздел 2. На вывесках микрорайона

 

Вывески – события – люди

1

Занятие-консультация

Учащиеся рассматривают фотографии культурных объектов Пензы, на которых скрыты вывески с их названиями. Учащиеся получают маршрут, по которому им вместе с родителями необходимо найти объекты культурного наследия, посетить их и сделать фотографию вывески, с помощью которой совместно с учителем закроется пробел в фотографии

Умение получать информацию, планировать свои действия;

сотрудничать в ходе выполнения деятельности

Фотографии объектов культуры, блокнот исследователя

 

Вывески – события – люди

2

Занятие - мастерская

С помощью сделанных фотографий вывесок на объектах культурного наследия закрыть пробел на фотографиях, найти дополнительную информацию о людях, событиях, с которыми связаны эти вывески

Умение получать информацию, использовать полученную информацию.

Фотографии объектов культуры, источники информации о людях и событиях, с которыми связаны вывески

Раздел 3. Об именах жителей края

 

Имена разных поколений

2

Занятие-исследование

Знакомство с известным ученым-земляком, ономастом, В.Д. Бондалетовым (создателем статистического метода в исследовании имен).

Решение исследовательской задачи на сравнение имен поколения бабашек и внуков (дети заранее составляют картотеку имен бабушек, дедушек, учеников начальных классов, опросив друзей и подруг, своих одноклассников и т.п.). Они анализируют имена и выявляют имена, которые были популярны во времена бабушек и дедушек, в наше время, определяют «ушедшие» имена, имена-долгожители

Умение получать информацию, анализировать классифицировать, делать выводы

Презентация о научной деятельности В. Д. Бондалетова;

Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017.

http://linka-press.ru/catalogue2-2.php

 

Имена разных поколений

1

Занятие-мастерская слова

Написание отчета о результатах исследования, размещение его в уголке исследователя

Умение строить высказывания на заданную тему,

планировать ход развития мысли, выбирать наиболее точные средства языка для её выражения

Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017.

http://linka-press.ru/catalogue2-2.php

Раздел 4. Язык глубинки

 

Что такое диалект?

1

Занятие - исследование

Знакомство с понятием диалект (работа со словарем),

разновидностями диалектов

работа с диалектологической картой , уточнение информации о диалектах.

мини-исследование записей диалектных произношений в транскрипции; выявление диалектных закономерностей:

Изменения всех согласных звуков русского языка, которые могут быть соотнесены по признаку глухости/звонкости.

«п» заменяется на «б»: баук (паук), бломба (пломба);

«ф» на «в»: асвальт (асфальт);

«д» оглушается и звучит как «т»: громатный(громадный), аромадный (ароматный);

«з» заменяет «с»: бузинка (бусинка);

«г» звучит вместо «к»: горшун (коршун).

Замещения твердых звуков мягкими, и наоборот. пасьпорт (паспорт);

комарь (комар);

раскорачиться (раскорячиться) и др.

Умение искать, получать и использовать информацию, анализировать, сравнивать, находить закономерности, обобщать, делать выводы

Толковый словарь,

диалектологическая карта; транскрипция слов и предложений, отражающая особенность местного говора

блокнот для записей

 

Сохраняем диалектное произношение

1

Занятие-мастерская

Проектирование странички словарика, продумывание способа размещения слов; размещение страничек словарика в уголке исследователя.

Инсценирование диалектной речи и её запись средствами звукозаписи

Умение планировать, действовать по плану, классифицировать

Белые листы бумаги (А4),

микрофон и средства звукозаписи

Раздел 5. О языке местной продукции

 

Как и почему назвали

1

Занятие-исследование

Решение исследовательской задачи о выборе названий для местной продукции: составление картотеки названий местной продукции, классификация собранных названий, выявление мотива выбора названий и т.п., работа с текстами о критериях выбора названий для продукции

Умение принимать и удерживать познавательную задачу, получать информацию, анализировать,

устанавливать причинно-следственные связи, находить основания для классификации, сотрудничать при выполнении деятельности

Слайд-презентация о местной продукции (молочной, кондитерской и др.);

Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017.

http://linka-press.ru/catalogue2-2.php

 

Как и почему назвали

1

Занятие-мастерская

Решение проектной задачи: придумывание названий для новой продукции местных предприятий

Умение сотрудничать при выполнении деятельности, творческие способности

Слайд-презентация с изображением «новой» продукции;

листы белой бумаги, фломастеры и др.

Раздел 5. А у нас во дворе

 

Детский фольклор

1

Занятие-консультация

Дети знакомятся с детским фольклором, с его разновидностями, с методами его изучения,

наблюдают и анализируют тексты разных жанров детского фольклора, готовятся к изучению местного фольклора, который используют их сверстники: составление опросника, получаю задание понаблюдать, каким фольклором пользуются дети, которые собираются для игр во дворе или в классе

Умение получать информацию, понимать и принимать исследовательскую задачу, планировать исследование

Тексты детского фольклора

 

Детский фольклор

1

Занятие-исследование

Проведение социологического опроса приглашенных на занятие сверстников, анализ полученных данных, размещение результатов опроса в уголке исследователя

Умение получать информацию, удерживать исследовательскую задачу, использовать соответствующие методы для её решения

Составленный детьми опросник, дневник исследователя

 

Детский фольклор

1

Занятие-игра

Разыгрывание ситуация применения детского фольклора, сочинение считалок, закличек и др., размещение их в уголке исследователя

Творческие способности, речевые умения

Фотоаппарат

Раздел 6. На страницах художественных книг

 

«Край родной, я тебя воспеваю»

1

Литературная гостиная

Знакомство с произведениями (отрывками произведений) о Пензе, писателей и поэтов родного края, выразительное чтение заранее подготовленных отрывков

 

Умение читать и осознавать смысл прочитанного, слушать и понимать художественный текст

Выставка книг известных писателей и поэтов Пензенской области;

сборники стихов для детей;

отрывки произведений о Пензе, писателей и поэтов Пензенской области

 

«Край родной, я тебя воспеваю»

1

Занятие - мастерская

Создание иллюстраций (словесных и графических) к понравившимся произведениям, подготовка выставки иллюстрированных страничек

Умение планировать свою деятельность, творческие способности

Произведения (отрывки из произведений) о родном крае;

листы бумаги, карандаши, краски

 

«Край родной, я тебя воспеваю»

2

Занятие-мастерская слова

Сочинение детьми стихов и рассказов о родном крае (тематика: «А у нас во дворе», «По дороге в школу», «О тех, кто рядом» и др.) и их иллюстрирование

Умение строить высказывания на заданную тему,

планировать ход развития мысли, выбирать наиболее точные средства языка для её выражения

Листы белой бумаги (А4), карандаши, краски

 

О языке и речи родного края

2

Занятие-подготовка к творческому отчету в форме адаптированной игры «Мировое кафе»

Обсуждение того, что можно представить на творческом отчете и как это сделать. Занятие проводится в форме игры «Мировое кафе». На столы расстилаются бумажные скатерти, на которых каждая группа записывает свои предложения по проведению отчета. (Деловая игра организуется по типу вертушки.)

Результаты обсуждаются. Принимается решение о форме отчета, ведется подготовка сценария для проведения отчета

Умение выдвигать предположения, идеи, планировать, сотрудничать, творческие способности

Белая бумага для столов, фломастеры

 

 

О языке и речи родного края

1

Занятие-творческий отчет

На занятие «Озвучивание» карты родного края: представление результатов исследовательской и творческой деятельности

Умение публично выступать

Слайд-презентация с фото-отчетом,

контурные карты Пензы и области,

материалы с результатами исследовательской и творческой деятельности детей

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.