12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Королькова Валентина Юрьевна52 Россия, Пензенская обл., Пенза Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Язык и речь родного края»
«Всероссийский интернет-конкурс для педагогов на лучший календарно-тематический план внеурочной деятельности»
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«ЯЗЫК И РЕЧЬ РОДНОГО КРАЯ»
(лингвокраеведческий исследовательский кружок)
Составители:
Н.И. Наумова, доцент кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования» Пензенского государственного университета
В. Ю. Королькова, студентка 3 курса факультета педагогики, психологии и социальных наук Педагогического института им. В.Г.Белинского Пензенского государственного университета, профиль "Начальное образование"
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«ЯЗЫК И РЕЧЬ РОДНОГО КРАЯ»
(лингвокраеведческий исследовательский кружок)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Язык и речь родного края» (лингвокраеведческий исследовательский кружок) направлена на расширение и углубление знаний учащихся о своей малой Родины, на привлечение внимания к окружающему их языковому и речевому пространству как богатейшему информационному и эмоциональному источнику. Язык и речь родного края понимается авторами программы очень широко: это названия культурных объектов, которые связаны с традициями, значимыми событиями, выдающимися личностями. Это названия, в которых проявилось творчество, наблюдательность наших предков (названия рек, озер, сел, улиц). Это поэтические творения наших талантливых земляков, это живая самобытная речь глубинки и ещё многое другое, что достойно внимания и изучения.
Исследовательская работа с языком и речью, оформляющих и сохраняющих культурное наследие людей, проживающих на территории края, воспитывает патриотов малой родины, прививает ценностное отношение к языку и речи как хранителям народного духа, его традиций. В ходе этой работы у детей развиваются общепознавательные умения: умение принимать исследовательскую задачу, добывать информацию из различных источников , анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. У детей развиваются умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, контролировать процесс её выполнения, оценивать результаты работы. Школьники овладевают широким спектром коммуникативных умения.
Программа предназначена для учащихся 10-11 лет, что соответствует 4 классу и рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности (1ч в неделю).
Цель программы: воспитание у младших школьников интереса к истории, культуре, памятниках архитектуры родного края, ценностного отношения к его культурному наследию посредством вовлечение их в исследовательскую деятельность на лингвокраеведческом материале.
Задачи программы:
Развивать интерес к изучению культуры родного края;
воспитывать любовь к родному краю;
расширить и обогатить знания по русскому языку и литературе через изучение родного края;
развивать навыки самостоятельной исследовательской работы учащихся
Кален-дарные сроки | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Краткое содержание занятия | Формируемые умения | Материально-техническая база |
| Давайте познако-мимся | 2 | Занятие- ролевая игра
| Дети анализируют языковое пространство родного края и определяют направления исследования, указывают Они проектируют и изготавливают эмблему кружка для уголка исследователя в технике коллажа, украшают её рисунком свои блокноты исследователя;
| Анализировать, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, слушать и слышать другого, участвовать в диалоге; практические умения | Презентация, отражающая ситуации, связанные с использованием языка, блокнот для исследования, картон, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и др.; фотоаппарат |
Раздел 1. Язык на карте моего края | ||||||
Главные названия – события – традиции – люди | 1 | Занятие-исследование, групповая форма работы. | Дети находят на картах области и города названия крупных и известных административных пунктов, крупных рек, исследуют их происхождение, выявляют, с какими особенностями местности, традициями, личностями они связаны (Пенза, Тарханы, р. Сура, Мокша, улица Московская, площадь Жукова и др.); составляют отчет и представляют его другим группам, помещают в уголок исследователя | Умение работать с информацией, осуществлять поиск необходимой дополнительной информации анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинноследственные связи | Карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения | |
Главные названия – события – традиции – люди | 1 | Занятие -мастерская | Дети создают странички для детской энциклопедии родного края по результатам исследования, представляют его другим ребятам | Умение работать с информацией, анализировать, планировать, выделять главное регулировать свою деятельность, контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы, умение слушать и слышать другого | Детская энциклопедия (как образец); карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения листы белой бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей и др. | |
По улицам города: от настоя-щего в прошлое | 2 | Занятие-исследование; | Знакомство с практикой исследования улиц, решение лингвистических исследовательских задач, размещение результатов исследования в исследовательский уголок | Умение работать с информацией, осознавать исследовательскую задачу, принимать и сохранять задачу, планировать; анализировать, находить основания для классификации | Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017. | |
По улицам города: от настоя-щего в прошлое | 1 | Занятие- мастерская | Планирование «экспедиции» по микрорайону, составление маршрутного листа «экспедиции» по исследованию названий улиц | Умение планировать, сотрудничать при выполнении деятельности | Белая бумага для создания маршрутных листов | |
По улицам города: от настоящего в прошлое | 1 | Квест-занятие | «Экспедиция» по близлежащим улицам, собирание их названий, опрос жителей о том, что им известно о названиях улиц | Умение планировать свои действия, получать информацию, задавать вопросы, анализировать полученную информацию, сотрудничать
| Маршрутные листы, блокноты для записи, фотоаппарат | |
По улицам города: от настоящего в прошлое | 1 | Занятие-мастерская | Работа с полученным материалом, его обработка, написание статей по результатам наблюдений, размещение статей в уголке исследователя | Анализировать полученную информацию, сравнивать, классифицировать, строить высказывания, создавать деловые тексты | Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017. Карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения | |
Топонимика малых водных объектов | 2 | Занятие – исследование | Знакомство с практикой исследования гидронимов: решение лингвистических исследовательских задач (установление происхождения «говорящих» названий рек, озер), размещение результатов работы в уголке исследователя | Умение работать с информацией, анализировать, осознавать исследовательскую задачу, принимать и сохранять задачу, анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения, находить основания для классификации | Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017. | |
Топонимика малых водных объектов | 2 | Квест-занятие | Заочная «экспедиция» по местам нахождения малых водных объектов (пруды, родники, речушки, ручьи); дети рассматривают фотографии, работают с информацией об этих объектах (сведения из справочников, воспоминания жителей) , узнают их названия, выдвигают версии об их происхождении, классифицируют названия, придумывают названия для безымянных объектов | Умение получать информацию, анализировать её, устанавливать причинно-следственные отношения, классифицировать, делать выводы, Сотрудничать при выполнении деятельности; творческие способности | Слайд-презентация фотографий «Малые водные объекты нашего края» ; карты области и города, информационный сайт, содержащий адаптированные краеведческие сведения блокнот исследователя | |
Топонимика малых водных объектов | 1 | Занятие - мастерская | Создание карты с малыми водными объектами города и прилегающих к нему сел, нанесение на неё микрогидронимы, размещение карты в уголке исследователя | Планировать, сотрудничать при выполнении деятельности, творческие способности | Контурные карты Пензы и области; фломастеры | |
Раздел 2. На вывесках микрорайона | ||||||
Вывески – события – люди | 1 | Учащиеся рассматривают фотографии культурных объектов Пензы, на которых скрыты вывески с их названиями. Учащиеся получают маршрут, по которому им вместе с родителями необходимо найти объекты культурного наследия, посетить их и сделать фотографию вывески, с помощью которой совместно с учителем закроется пробел в фотографии | Умение получать информацию, планировать свои действия; сотрудничать в ходе выполнения деятельности | Фотографии объектов культуры, блокнот исследователя | ||
Вывески – события – люди | 2 | Занятие - мастерская | С помощью сделанных фотографий вывесок на объектах культурного наследия закрыть пробел на фотографиях, найти дополнительную информацию о людях, событиях, с которыми связаны эти вывески | Умение получать информацию, использовать полученную информацию. | Фотографии объектов культуры, источники информации о людях и событиях, с которыми связаны вывески | |
Раздел 3. Об именах жителей края | ||||||
Имена разных поколений | 2 | Занятие-исследование | Знакомство с известным ученым-земляком, ономастом, В.Д. Бондалетовым (создателем статистического метода в исследовании имен). Решение исследовательской задачи на сравнение имен поколения бабашек и внуков (дети заранее составляют картотеку имен бабушек, дедушек, учеников начальных классов, опросив друзей и подруг, своих одноклассников и т.п.). Они анализируют имена и выявляют имена, которые были популярны во времена бабушек и дедушек, в наше время, определяют «ушедшие» имена, имена-долгожители | Умение получать информацию, анализировать классифицировать, делать выводы | Презентация о научной деятельности В. Д. Бондалетова; Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017. | |
Имена разных поколений | 1 | Занятие-мастерская слова | Написание отчета о результатах исследования, размещение его в уголке исследователя | Умение строить высказывания на заданную тему, планировать ход развития мысли, выбирать наиболее точные средства языка для её выражения | Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017. | |
Раздел 4. Язык глубинки | ||||||
Что такое диалект? | 1 | Занятие - исследование | Знакомство с понятием диалект (работа со словарем), разновидностями диалектов работа с диалектологической картой , уточнение информации о диалектах. мини-исследование записей диалектных произношений в транскрипции; выявление диалектных закономерностей: Изменения всех согласных звуков русского языка, которые могут быть соотнесены по признаку глухости/звонкости. «п» заменяется на «б»: баук (паук), бломба (пломба); «ф» на «в»: асвальт (асфальт); «д» оглушается и звучит как «т»: громатный(громадный), аромадный (ароматный); «з» заменяет «с»: бузинка (бусинка); «г» звучит вместо «к»: горшун (коршун). Замещения твердых звуков мягкими, и наоборот. пасьпорт (паспорт); комарь (комар); раскорачиться (раскорячиться) и др. | Умение искать, получать и использовать информацию, анализировать, сравнивать, находить закономерности, обобщать, делать выводы | Толковый словарь, диалектологическая карта; транскрипция слов и предложений, отражающая особенность местного говора блокнот для записей | |
Сохраняем диалектное произношение | 1 | Занятие-мастерская | Проектирование странички словарика, продумывание способа размещения слов; размещение страничек словарика в уголке исследователя. Инсценирование диалектной речи и её запись средствами звукозаписи | Умение планировать, действовать по плану, классифицировать | Белые листы бумаги (А4), микрофон и средства звукозаписи | |
Раздел 5. О языке местной продукции | ||||||
Как и почему назвали | 1 | Занятие-исследование | Решение исследовательской задачи о выборе названий для местной продукции: составление картотеки названий местной продукции, классификация собранных названий, выявление мотива выбора названий и т.п., работа с текстами о критериях выбора названий для продукции | Умение принимать и удерживать познавательную задачу, получать информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить основания для классификации, сотрудничать при выполнении деятельности | Слайд-презентация о местной продукции (молочной, кондитерской и др.); Наумова Н.И. Ступени поиска. Сборник лингвистических исследовательских задач. 3-4 классы. – М.: Линка-Пресс, 2017. | |
Как и почему назвали | 1 | Занятие-мастерская | Решение проектной задачи: придумывание названий для новой продукции местных предприятий | Умение сотрудничать при выполнении деятельности, творческие способности | Слайд-презентация с изображением «новой» продукции; листы белой бумаги, фломастеры и др. | |
Раздел 5. А у нас во дворе | ||||||
Детский фольклор | 1 | Занятие-консультация | Дети знакомятся с детским фольклором, с его разновидностями, с методами его изучения, наблюдают и анализируют тексты разных жанров детского фольклора, готовятся к изучению местного фольклора, который используют их сверстники: составление опросника, получаю задание понаблюдать, каким фольклором пользуются дети, которые собираются для игр во дворе или в классе | Умение получать информацию, понимать и принимать исследовательскую задачу, планировать исследование | Тексты детского фольклора | |
Детский фольклор | 1 | Занятие-исследование | Проведение социологического опроса приглашенных на занятие сверстников, анализ полученных данных, размещение результатов опроса в уголке исследователя | Умение получать информацию, удерживать исследовательскую задачу, использовать соответствующие методы для её решения | Составленный детьми опросник, дневник исследователя | |
Детский фольклор | 1 | Занятие-игра | Разыгрывание ситуация применения детского фольклора, сочинение считалок, закличек и др., размещение их в уголке исследователя | Творческие способности, речевые умения | Фотоаппарат | |
Раздел 6. На страницах художественных книг | ||||||
«Край родной, я тебя воспеваю» | 1 | Литературная гостиная | Знакомство с произведениями (отрывками произведений) о Пензе, писателей и поэтов родного края, выразительное чтение заранее подготовленных отрывков
| Умение читать и осознавать смысл прочитанного, слушать и понимать художественный текст | Выставка книг известных писателей и поэтов Пензенской области; сборники стихов для детей; отрывки произведений о Пензе, писателей и поэтов Пензенской области | |
«Край родной, я тебя воспеваю» | 1 | Занятие - мастерская | Создание иллюстраций (словесных и графических) к понравившимся произведениям, подготовка выставки иллюстрированных страничек | Умение планировать свою деятельность, творческие способности | Произведения (отрывки из произведений) о родном крае; листы бумаги, карандаши, краски | |
«Край родной, я тебя воспеваю» | 2 | Занятие-мастерская слова | Сочинение детьми стихов и рассказов о родном крае (тематика: «А у нас во дворе», «По дороге в школу», «О тех, кто рядом» и др.) и их иллюстрирование | Умение строить высказывания на заданную тему, планировать ход развития мысли, выбирать наиболее точные средства языка для её выражения | Листы белой бумаги (А4), карандаши, краски | |
О языке и речи родного края | 2 | Занятие-подготовка к творческому отчету в форме адаптированной игры «Мировое кафе» | Обсуждение того, что можно представить на творческом отчете и как это сделать. Занятие проводится в форме игры «Мировое кафе». На столы расстилаются бумажные скатерти, на которых каждая группа записывает свои предложения по проведению отчета. (Деловая игра организуется по типу вертушки.) Результаты обсуждаются. Принимается решение о форме отчета, ведется подготовка сценария для проведения отчета | Умение выдвигать предположения, идеи, планировать, сотрудничать, творческие способности | Белая бумага для столов, фломастеры
| |
О языке и речи родного края | 1 | Занятие-творческий отчет | На занятие «Озвучивание» карты родного края: представление результатов исследовательской и творческой деятельности | Умение публично выступать | Слайд-презентация с фото-отчетом, контурные карты Пензы и области, материалы с результатами исследовательской и творческой деятельности детей |