Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир математики» (5-6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Принята на заседании педагогического совета МБОУ Новомеловатская СОШ Протокол № 8 от 30.08.2017 г |
Утверждаю: Директор МБОУ Новомеловатская СОШ Протасов А.Н. Приказ № 175 от 31.08.2017 г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Удивительный мир математики»
ФГОО ООО
Классы: 5 – 6
Срок реализации 1 год
Составила: Медведева Т. П.
учитель математики 1КК
2017 -2018 уч. год
х. Хвощеватое
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по математике «Удивительный мир математики» (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе нормативно-правовой базы:
- закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. №1342, от 28.05.2014г. №598);
- письма Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- рекомендаций по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03);
- устава и локальных актов МБОУ Новомеловатская СОШ.
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир математики» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.» и
«Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007».
Актуальность программы. Программа даёт возможность обучающимся включиться в активную познавательную деятельность, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, углубить знания по отдельным темам, подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.
Практическая значимость программы очевидна: творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни, «работа» в команде формирует чувства взаимопомощи, толерантности, ответственного отношения за свои знания, приучает к критической самооценке своих действий.
Формы и методы обучения
Классификация методов по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; исследовательские.
Объяснительно-иллюстративные методы строятся по схеме «учитель говорит - ученик слушает». Эти методы реализуются в следующих формах: рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.
Репродуктивные методы строятся по схеме «учитель показывает - ученик
повторяет». Они выражаются в таких формах, как решение задач.
Проблемные методы предполагают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Они выражаются в следующих формах: проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.
Частично-поисковые методы, при которых учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).
Исследовательские методы подобны процессу научного исследования, в рамках которого ученик становится участником процесса исследования. Выдвигаются гипотезы, проводятся исследования, проверяются факты.
Методы и формы по источникам передачи знаний: словесные; наглядные; практические.
К словесным относят рассказ, лекцию, беседу, инструктаж, дискуссию.
К наглядным можно отнести демонстрацию, иллюстрацию, схему, показ материала, график.
К практическим: упражнение, практикум.
Методы и формы по количеству учеников и способу их кооперации:
индивидуальные; парные; групповые; коллективные; фронтальные.
Индивидуальная формы в настоящее время применяются с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.
Парные форма связаны с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.
Групповые формы - когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
Коллективные формы – рассматривают обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
Фронтальные формы, предполагают одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.
Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
-участие в решении различных упражнений в устной и письменной форме.
Программа предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Цели и задачи курса
Программа предусматривает включение заданий и задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей обучающихся, личности ребёнка.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- активизация познавательной, творческой и исследовательской инициативы обучающихся, навыков самостоятельной работы;
- расширение кругозора обучающихся, развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- воспитание волевых качеств, настойчивости, инициативы, чувства гордости за отечественную математику.
3. Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Удивительный мир математики» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
4. Содержание программы
Вводное занятие. Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Планируемые виды деятельности и результаты. Старинные математические истории.
Занимательные математические задачи. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи-диалоги. Математические головоломки, ребусы, кроссворды, фокусы. Занимательное манипулирование: взвешивание и переливание.
Геометрическая мозаика. Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Создание композиций из плоских фигур. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Логика и рассуждения. Учимся правильно рассуждать. В математике «не», «и», «или». Понятия «следует», «равносильно». Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Затруднительные положения. Задачи на планирование.
Математика в жизни. Поступки делового человека. Учебный проект «Математика вокруг нас».
Итоговое занятие.
5. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Организационное занятие. Старинные математические истории |
1 |
2 |
Занимательные математические задачи |
12 |
3 |
Геометрическая мозаика |
9 |
4 |
Логика и рассуждения |
7 |
5 |
Математика в реальной жизни |
5 |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
Всего |
35 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
|
план |
факт |
||
|
Организационное занятие. Старинные математические истории |
||
Занимательные математические задачи (12 ч) |
|||
|
Задачи-шутки |
||
|
Задачи-загадки |
||
|
Задачи-диалоги |
||
|
Математические головоломки |
||
|
Математические ребусы |
||
|
Занятие- практикум: составление математических ребусов |
||
|
Математические кроссворды |
||
|
Занятие- практикум: составление математических кроссвордов |
||
|
Математические фокусы |
||
|
Занимательное манипулирование: задачи на взвешивание |
||
|
Занимательное манипулирование: задачи на переливание |
||
|
Интеллектуальный математический марафон |
||
Геометрическая мозаика (9 ч) |
|||
|
Геометрия вокруг нас. Простейшие геометрические фигуры |
||
|
Геометрия на клетчатой бумаге |
||
|
Задачи на разрезание |
||
|
Задачи на перекраивание фигур |
||
|
Деление заданной фигуры на равные по площади части |
||
|
Создание композиций из плоских фигур |
||
|
Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность |
||
|
Топологические опыты |
||
|
Турнир юных геометров |
||
Логика и рассуждения (7 ч) |
|||
|
Учимся правильно рассуждать |
||
|
В математике «не», «и», «или». |
||
|
Понятия «следует», «равносильно». |
||
|
Верные и неверные высказывания |
||
|
Необходимые и достаточные условия |
||
|
Затруднительные положения |
||
|
Задачи на планирование |
||
Математика в жизни человека (5 ч) |
|||
|
Поступки делового человека |
||
|
Учебный проект «Математика вокруг нас» |
||
|
|||
|
|||
|
Защита, презентация проекта «Математика вокруг нас» |
||
|
Итоговое занятие |
7. Информационно - методическое обеспечение программы
Депман И.Я., Виленкин Н.Я.. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб.пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
Кордоменский Б.А. «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
Фальке Л. Я. Час занимательной математики. 5-6 классы. –М.: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы:
1. http://www.smekalka.pp.ru/forum/
2. http://www.math-on-line.com/
Задачи – загадки
Задача |
Ответ, решение |
К двум зайчатам в час обеда |
15 |
Я, Сережа, Коля, Ванда - |
6 |
Задали детям |
30 |
Сидят рыбаки, |
19 |
В нашем классе два Ивана, |
40 |
Вот отметки по контрольной: |
Никому |
Решила старушка ватрушки испечь. |
6 |
Три кошки купили сапожки |
|
Лебеди у нас в пруду, |
7 пар |
Белочка грибы сушила, |
39 |
Сколько насекомых в воздухе кружат? |
12 |
Математические головоломки
Задача |
Ответ, решение |
Какой знак нужно поставить между цифрами 2 и 3, чтобы результат получился больше 2, но меньше 3? |
запятую |
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесут 3 курицы за 4 дня? |
8 |
На ферме выращивают кроликов и фазанов. Сейчас их столько, что во всех вместе 740 голов и 1980 ног. Сколько сейчас находится на ферме кроликов и фазанов? |
490 фазанов и 250 кроликов |
Пятнадцать лет назад Наталья была в 5 раз старше своей сестры Тани, а через 20 лет Наталья будет в 1,5 раза старше Тани. Найдите возраст сестер. |
Тане 20 лет, Наталье – 40 лет |
Сколько дедушке лет, столько месяцев внучке. Дедушке с внучкой вместе 91 год. Сколько лет дедушке и сколько внучке? |
Дедушке 84 года, внучке – 7 лет |
Когда три подруги — Надя, Валя и Маша — вышли гулять, на них были белое, красное и синее платья. Туфли их были тех же трех цветов, но только у Нади цвета туфель и платья совпадали. При этом у Вали ни платье, ни туфли не были синими, а Маша была в красных туфлях. Определите цвет платьев и туфель каждой из подруг. |
У Нади туфли и платье синего цвета; у Вали туфли белые, платье красное; у Маши туфли красные, платье белое.
|
Десяти собакам и кошкам скормили 56 галет. Каждой кошке досталось 5 галет, а каждой собаке — 6. Сколько было собак? |
6 |
Известно, что в январе четыре пятницы и четыре понедельника. На какой день недели приходится 1 января? |
На вторник. |
В озере растут лотосы. За сутки каждый лотос делится пополам, и вместо одного лотоса появляются два. Ещё через сутки каждый из получившихся лотосов делится пополам и так далее. Через 30 суток озеро полностью покрылось лотосами. Через какое время озеро было заполнено наполовину? |
Через 29 суток. |
На острове Буяне четыре королевства, причем каждое граничит с тремя остальными. Нарисуйте карту острова так, как вы ее себе представляете.
. |
Пример показан на рисунке |
Брянцева Елена Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Мельникова Светлана Федоровна
Медведева Татьяна Петровна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Медведева Татьяна Петровна