Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Инфознайка» (5–6 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
Купанская средняя общеобразовательная школа
Переславский муниципальный район
Ярославская область
«Утверждаю»
Директор школы ___________Зимина С.А.
«___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа
«Инфознайка»
(Сроки реализации программы 2 года:
2015-2016 уч. год – 5 класс, 2016-2017 уч. год – 6 класс)
Автор-составитель: Митякова М.В.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по информатике «Инфознайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO). За основу взята авторская программа курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» направлена на обеспечение условий развития личности обучающегося, творческой самореализации, умственного и духовного развития.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Программа внеурочной деятельности по информатике «Инфознайка» в 5-6 классах основной школы является пропедевтическим курсом для изучения информатики и ИКТ в 7-9 классах, 10-11 классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Место предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по информатике «Инфознайка» рассчитана для обучающихся 11-12 лет сроком на 2 года обучения. Всего 68 ч., по одному часу в неделю. На первый год обучения отводится 34 ч., на второй год обучения отводится 34 ч.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу внеурочной деятельности по информатике «Инфознайка» используются учебники Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний) и (Информатика 6 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проектного.
Программа «Инфознайка» основывается на следующих принципах:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данный курс является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатики и информационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения. Это означает включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Основная идея программы:
Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранения и передачи информации.
Актуальность программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «информация», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи программы:
для 5 класса:
показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
для 6 класса:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Инфознайка».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы внеурочной деятельности «Инфознайка», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
-социальные нормы, правила поведения в группах;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с информацией;
- коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Познавательные УУД
- самостоятельно определять цели своего обучения
- самостоятельно планировать пути достижения целей
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
В программе «Инфознайка» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения обучающиеся должны
знать:
требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
смысл понятий «информация», «информационный объект»;
способы кодирования информации.
уметь:
правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.
К концу второго года обучения обучающиеся должны
знать:
правила техники безопасности;
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
что такое позиционные и непозиционные системы счисления;
что такое алгоритмы, их примеры;
что такое исполнители и система команд исполнителей;
представление об этических нормах работы с информационными объектами.
уметь:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тесты, практические работы, практические контрольные работы, логические игры, клавиатурные тренажёры).
Подведение итогов реализации программы.
Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности.
Формы подведения итогов.
5 класс |
6 класс |
Практическая работа № 1. «Знакомство с клавиатурой». Клавиатурный тренажёр на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре. Практическая работа № 2. « Освоение мыши». Практическая работа № 3. «Запуск программ. Основные элементы окна программы». Практическая работа № 4. «Управление компьютером с помощью меню». Тест №1 «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса». Игра «Морской бой». Тест №2 «Действия с информацией и формы её представления». Практическая работа № 5. «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». Практическая работа № 6. «Ввод текста». Практическая работа № 7. «Редактирование текста». Практическая работа № 8. «Работа с фрагментами». Практическая работа № 9. «Форматирование текста». Практическая работа № 10. «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». Практическая работа № 11. «Начинаем рисовать». Тест №3. «Текстовый и графический редактор». Практическая работа № 12. «Создание комбинированных документов». Практическая работа № 13. «Работа с фрагментами». Логическая игра «Чёрный ящик». Логическая игра «Переправа». Итоговый тест. Практическая работа № 14. «Анимация». Практическая работа № 15. «Анимация на свободную тему». |
Практическая работа № 1.«Работа с файлами и папками (1 часть)». Практическая работа № 2. «Знакомство с текстовым процессором Word». Работа с приложением Калькулятор. Практическая работа № 3. «Редактирование и форматирование текста. Создание записей». Практическая контрольная работа № 1. Практическая работа №4. «Нумерованные списки». Практическая работа №5. «Маркированные списки». Тест № 1.«Компьютер и информация». Практическая работа №6. «Создание таблицы». Практическая работа № 7. «Размещение текста и графики в таблице». Практическая работа №8. «Построение диаграммы». Практическая контрольная работа № 2. Практическая работа № 9. «Изучение графического редактора Paint». Практическая работа № 10. «Планирование работы в графическом редакторе». Практическая работа № 11. «Рисование в редакторе Word». Тест № 2 .«Человек и информация». Практическая работа № 12. Логическая игра. Практическая контрольная работа № 3. Практическая работа №13. «PowerPoint. Часы». Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года». Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка». Тест № 3. «Алгоритмы и исполнители». Практическая работа №16. «Работа с файлами и папками (2 часть)». |
Тематический план программы
5 класс
№п/п |
Темы |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Компьютер. Информатика. |
1 |
|
2. |
Как устроен компьютер. |
1 |
|
3. |
Ввод информации в память компьютера. |
2 |
|
4. |
Программы и файлы. |
1 |
|
5. |
Рабочий стол. Управление мышью. |
1 |
|
6. |
Главное меню. Запуск программ. |
1 |
|
7. |
Управление компьютером с помощью меню. |
1 |
|
8. |
Тест №1 «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса». Хранение информации. |
1 |
|
9. |
Носители информации. |
1 |
|
10. |
Передача информации. |
1 |
|
11. |
Кодирование информации. |
1 |
|
12. |
Формы представления информации. |
3 |
1 |
13. |
Обработка информации. |
1 |
|
14. |
Обработка текстовой информации. |
2 |
|
15. |
Редактирование текста. |
2 |
|
16. |
Изменение формы представления информации. |
1 |
1 |
17. |
Компьютерная графика. |
2 |
|
18. |
Обработка графической информации. |
1 |
|
19. |
Обработка текстовой и графической информации. |
1 |
|
20. |
Преобразование информации: по заданным правилам, путём рассуждений. |
2 |
|
21. |
Разработка плана действий и его запись. |
2 |
|
22. |
Итоговый тест. |
1 |
|
23. |
Создание движущихся изображений. |
2 |
|
Итого: |
12 |
22 |
6 класс
№п/п |
Темы |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
1 |
|
2. |
Файлы и папки. |
1 |
|
3. |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. |
1 |
|
4. |
Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. |
2 |
|
5. |
Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации |
2 |
|
6. |
Создание документов в текстовом процессоре Word. |
1 |
|
7. |
Растровое кодирование графической информации. |
1 |
|
8. |
Векторное кодирование графической информации. |
1 |
|
9. |
Единицы измерения информации. |
1 |
|
10. |
Тест № 1.«Компьютер и информация». Информация и знания. |
1 |
|
11. |
Чувственное познание окружающего мира. |
1 |
|
12. |
Понятие как форма мышления. |
1 |
|
13. |
Как образуются понятия. |
1 |
|
14. |
Структурирование и визуализация информации. |
1 |
|
15. |
Содержание и объем понятия.
|
1 |
|
16. |
Отношения тождества, пересечения и подчинения. |
1 |
|
17. |
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. |
1 |
|
18. |
Определение понятия. |
1 |
|
19. |
Классификация. |
1 |
|
20. |
Суждение как форма мышления. |
1 |
|
21. |
Умозаключение как форма мышления. |
1 |
|
22. |
Тест № 2 .«Человек и информация». Что такое алгоритм. |
1 |
|
23. |
Исполнители вокруг нас. |
1 |
|
24. |
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. |
1 |
|
25 |
Линейные алгоритмы. |
1 |
1 |
26. |
Алгоритмы с ветвлениями. |
1 |
1 |
27. |
Циклические алгоритмы. |
1 |
1 |
28. |
Систематизация информации. Тест №3. "Алгоритмы и исполнители". |
1 |
1 |
Итого: |
8 |
26 |
Содержание программы.
5 класс
№ п/п |
Темы |
Содержание |
|
Теория |
Практика |
||
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Компьютер. Информатика. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Понятие информации. Виды информации по форме представления. Информатика как наука. Роль компьютера. Сферы применения компьютеров. |
|
2. |
Как устроен компьютер. |
Основные устройства компьютера. |
|
3. |
Ввод информации в память компьютера. |
Различные устройства ввода информации в компьютер. Клавиатура. |
1. Практическая работа № 1. «Знакомство с клавиатурой». 2.Клавиатурный тренажёр на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре. |
4. |
Программы и файлы. |
Общее представление о программном обеспечении компьютера. Понятие файла (на интуитивном уровне). |
|
5. |
Рабочий стол. Управление мышью. |
Первые понятия графического интерфейса (на интуитивном уровне) – рабочий стол, значок, ярлык. Мышь. |
Практическая работа № 2. « Освоение мыши». |
6. |
Главное меню. Запуск программ. |
Практическая работа № 3. «Запуск программ. Основные элементы окна программы». |
|
7. |
Управление компьютером с помощью меню. |
Расширение представления обучающихся о меню и управлении компьютером с помощью меню. |
Практическая работа № 4. «Управление компьютером с помощью меню». |
8. |
Тест №1 «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса». Хранение информации. |
Контроль знаний обучающихся по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса. Суть информационного процесса хранения информации. |
|
9. |
Носители информации. |
Представление о древних и современных носителях информации. |
|
10. |
Передача информации. |
Представление об информационном процессе передачи информации. Схема передачи информации. |
|
11. |
Кодирование информации. |
Многообразие окружающих человека кодов. Роль кодирования информации. |
|
12. |
Формы представления информации: метод координат, текст, таблица, наглядные формы. Контроль знаний обучающихся по теме «Действия с информацией и формы её представления». |
Игра «Морской бой». |
|
13. |
Обработка информации. |
Представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки информации. Расширение представления о компьютере как инструменте обработки числовой информации. |
Практическая работа № 5. «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». |
14. |
Обработка текстовой информации. |
Представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах. Понятие документа. Представление о возможностях редактирования текста. |
1.Практическая работа № 6. «Ввод текста». 2.Практическая работа № 7. «Редактирование текста». |
15. |
Редактирование текста. |
Представление о фрагменте текстового документа. Расширение представления и формирование навыка по редактированию текста. |
1.Практическая работа № 8. «Работа с фрагментами» (зад.1-5). 2.Практическая работа № 8. «Работа с фрагментами» (зад.6-7 ). |
16. |
Изменение формы представления информации. |
Обработка информации, изменяющая форму её представления, но не изменяющая содержания информации. Общее представление о систематизации информации. Форматирование. |
Практическая работа № 9. «Форматирование текста». |
17. |
Компьютерная графика. |
Обработка информации, связанная с изменением формы её представления за счёт графики. Графические возможности компьютера. |
1.Практическая работа № 10. «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». 2.Практическая работа № 11. «Начинаем рисовать» (зад.1, 4, 5). |
18. |
Обработка графической информации. Тест №3. «Текстовый и графический редактор». |
Возможности графического редактора. Контроль знаний по текстовому и графическому редактору. |
Практическая работа № 11. «Начинаем рисовать» (зад.2,3). |
19. |
Обработка текстовой и графической информации. |
Приёмы создания комбинированных документов. Одновременная работа в двух приложениях. |
Практическая работа № 12. «Создание комбинированных документов». |
20. |
Преобразование информации: по заданным правилам, путём рассуждений. |
Расширение представлений о задачах обработки информации. Преобразование информации, приводящее к новому содержанию, новой информации. |
1. Практическая работа № 5. «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». 2.Практическая работа № 13. «Работа с фрагментами». |
21. |
Разработка плана действий и его запись. |
Разработка плана действий как один из возможных результатов решения информационной задачи. Формы записи плана действий. |
1.Логическая игра «Чёрный ящик». 2. Логическая игра «Переправа». |
22. |
Итоговый тест. |
Проверка уровня усвоения основных теоретических положений, изученных в течение всего курса. |
|
23. |
Создание движущихся изображений. |
Программное средство для создания движущихся изображений. |
1. Практическая работа № 14. «Анимация». 2. Практическая работа № 15. «Анимация на свободную тему». |
Содержание программы.
6 класс
№ п/п |
Темы |
Содержание |
|
Теория |
Практика |
||
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Актуализация знаний 5 класса. Рассмотрение понятий информация, данные, информатика, компьютер. |
|
2. |
Файлы и папки. |
Представление о файловой системе. |
Практическая работа № 1.«Работа с файлами и папками (1 часть)». |
3. |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. |
Представление о структуре компьютерной памяти. Представление числовой информации. |
Практическая работа № 2. «Знакомство с текстовым процессором Word» (зад.1). |
4. |
Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. |
Позиционные системы счисления. Формирование навыка двоичного кодирования целых десятичных чисел. Способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления. |
1.Практическая работа №2. «Знакомство с текстовым процессором Word» (зад. 2). 2.Работа с приложением Калькулятор. |
5. |
Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. |
Общее представление о двоичном кодировании текстовой информации. Различные варианты кодирования букв русского алфавита. |
1.Практическая работа № 3. «Редактирование и форматирование текста. Создание записей» 2. Практическая работа № 3. «Редактирование и форматирование текста. Создание записей» (зад. 2). |
6. |
Создание документов в текстовом процессоре Word. |
Проверка уровня сформированности навыков создания текстовых документов. |
Практическая контрольная работа № 1. |
7. |
Растровое кодирование графической информации. |
Знакомство с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде. |
|
8. |
Векторное кодирование графической информации. |
Векторный способ представления изображений в цифровом виде. |
Практическая работа №4. «Нумерованные списки». |
9. |
Единицы измерения информации. |
Представление о единицах измерения информации. |
Практическая работа №5. «Маркированные списки». |
10. |
Тест № 1.«Компьютер и информация». Информация и знания. |
Проверить качество усвоения материала по теме «Компьютер и информация»; расширить представления об информации. |
|
11. |
Чувственное познание окружающего мира. |
Актуализация и обобщение представлений о чувственном познании окружающего мира. |
Практическая работа №6. «Создание таблицы». |
12. |
Понятие как форма мышления. |
Знакомство с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления. |
Практическая работа № 7. «Размещение текста и графики в таблице». |
13. |
Как образуются понятия. |
Общее представление об основных логических приёмах формирования понятий. |
|
14. |
Структурирование и визуализация информации. |
Проверка навыков структурирования текстовой и визуализации числовой информации в текстовом процессоре Word. |
Практическая контрольная работа № 2. |
15. |
Содержание и объем понятия.
|
Формирование представления о содержании и объёме понятия, о единичных и общих понятиях. |
Практическая работа № 8. «Построение диаграммы» |
16. |
Отношения тождества, пересечения и подчинения. |
Формирование представления об общих подходах к сравнению понятий. Знакомство с отношениями тождества, пересечения и подчинения. |
Практическая работа № 8. «Построение диаграммы» |
17. |
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. |
Знакомство с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности. |
Практическая работа № 9. «Изучение графического редактора Paint» (зад. 1-2). |
18. |
Определение понятия. |
Знакомство с одним из приёмов построения определений. |
Практическая работа № 9. «Изучение графического редактора Paint» (зад. 3-7). |
19. |
Классификация. |
Углубление представлений о классификации понятий. Знакомство с естественной и вспомогательной классификацией. |
Практическая работа № 10. «Планирование работы в графическом редакторе». |
20. |
Суждение как форма мышления. |
Представление о суждении как форме мышления. |
Практическая работа № 11. «Рисование в редакторе Word» (зад. 1 -3). |
21. |
Умозаключение как форма мышления. |
Представление об умозаключении как форме мышления. |
Практическая работа № 11. «Рисование в редакторе Word» (зад. 4 – 6). |
22. |
Тест № 2 .«Человек и информация». Что такое алгоритм. |
||
23. |
Исполнители вокруг нас. |
Общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов. |
Практическая работа № 12. |
24. |
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. |
Формы записи алгоритмов. Проверка навыков по созданию графических изображений. |
Практическая контрольная работа № 3. |
25. |
Линейные алгоритмы. |
Алгоритм. Формирование представления о линейных алгоритмах и вырабатывание навыка их построения. |
Практическая работа №13. «PowerPoint. Часы». |
26. |
Алгоритмы с ветвлениями. |
Алгоритм. Формирование представления об алгоритмах с ветвлениями и вырабатывание навыка их разработки. |
Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года». |
27. |
Циклические алгоритмы. |
Алгоритм. Формирование представления о циклических алгоритмах, вырабатывание навыка их разработки. |
Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка». |
28. |
Проверка качества усвоения материала по теме «Алгоритмы и исполнители». |
Практическая работа №16. «Работа с файлами и папками (2 часть)». |
Тематический план. 5 класс
№п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. |
|
2. |
Как устроен компьютер. |
|
3. |
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа № 1. «Знакомство с клавиатурой». |
|
4. |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатурный тренажёр на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре. |
|
5. |
Программы и файлы. |
|
6. |
Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2. « Освоение мыши». |
|
7. |
Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3. «Запуск программ. Основные элементы окна программы». |
|
8. |
Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4. «Управление компьютером с помощью меню». |
|
9. |
Тест №1«Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса». Хранение информации. |
|
10. |
Носители информации. |
|
11. |
Передача информации. |
|
12. |
Кодирование информации. |
|
13. |
Формы представления информации. Метод координат. |
|
14. |
Текст как форма представления информации. |
|
15. |
Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой». |
|
16. |
Наглядные формы представления информации. Тест №2 «Действия с информацией и формы её представления». |
|
17. |
Обработка информации. Практическая работа № 5. «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». |
|
18. |
Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6. «Ввод текста». |
|
19. |
Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7. «Редактирование текста». |
|
20. |
Редактирование текста. Практическая работа № 8. «Работа с фрагментами» (зад.1-5). |
|
21. |
Редактирование текста. Практическая работа № 8. «Работа с фрагментами» (зад.6-7). |
|
22. |
Изменение формы представления информации. Систематизация информации. |
|
23. |
Изменение формы представления информации. Практическая работа № 9. «Форматирование текста». |
|
24. |
Компьютерная графика. Практическая работа № 10. «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». |
|
25. |
Компьютерная графика. Практическая работа № 11. «Начинаем рисовать» (зад.1, 4, 5). |
|
26. |
Обработка графической информации. Практическая работа № 11. «Начинаем рисовать» (зад.2,3). Тест №3. «Текстовый и графический редактор». |
|
27. |
Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 12. «Создание комбинированных документов». |
|
28. |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 5. «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». |
|
29. |
Преобразование информации путём рассуждений. Практическая работа № 13. «Работа с фрагментами». |
|
30. |
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Чёрный ящик». |
|
31. |
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». |
|
32. |
Итоговый тест. |
|
33. |
Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14. «Анимация». |
|
34. |
Подведение итогов. Практическая работа № 15. «Анимация на свободную тему». |
Тематический план. 6 класс
№п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. |
Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
|
2. |
Файлы и папки. Практическая работа № 1.«Работа с файлами и папками (1 часть)». |
|
3. |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2. «Знакомство с текстовым процессором Word» (зад.1). |
|
4. |
Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2. «Знакомство с текстовым процессором Word» (зад. 2). |
|
5. |
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. |
|
6. |
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3. «Редактирование и форматирование текста. Создание записей» |
|
7. |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3. «Редактирование и форматирование текста. Создание записей» (зад. 2). |
|
8. |
Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа № 1. |
|
9. |
Растровое кодирование графической информации. |
|
10. |
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. «Нумерованные списки». |
|
11. |
Единицы измерения информации. Практическая работа №5. «Маркированные списки». |
|
12. |
Тест № 1.«Компьютер и информация». Информация и знания. |
|
13. |
Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6. "Создание таблицы". | |
14. |
Понятие как форма мышления. Практическая работа №7. "Размещение текста и графики в таблице". | |
15. |
Как образуются понятия. Практическая работа №8. «Построение диаграммы» (зад. 1 -2). |
|
16. |
Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа № 2. |
|
17. |
Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8. «Построение диаграммы» (зад. 3). |
|
18. |
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8. «Построение диаграммы» (зад. 4-5). |
|
19. |
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9. «Изучение графического редактора Paint» (зад. 1-2). |
|
20. |
Определение понятия. Практическая работа № 9. «Изучение графического редактора Paint» (зад. 3-7). |
|
21. |
Классификация. Практическая работа № 10. «Планирование работы в графическом редакторе». |
|
22. |
Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11. «Рисование в редакторе Word» (зад. 1 -3). |
|
23. |
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11. "Рисование в редакторе Word" (зад.4-6). | |
24. |
Тест № 2 .«Человек и информация». Что такое алгоритм. |
|
25. |
Исполнители вокруг нас. Практическая работа № 12. |
|
26. |
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа № 3. |
|
27. |
Линейные алгоритмы. |
|
28. |
Практическая работа №13. «PowerPoint. Часы». |
|
29. |
Алгоритмы с ветвлениями. |
|
30. |
Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года». |
|
31. |
Циклические алгоритмы. |
|
32. |
Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка». |
|
33. |
Систематизация информации. Тест №3. "Алгоритмы и исполнители". | |
34. |
Практическая работа №16. «Работа с файлами и папками (2 часть)». |
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучающемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для обучающихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Мультимедиа - проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Список используемой литературы
Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Интернет ресурсы.
http://www.edu.ru
http://www.encyclopedia.ru
http://www.kpolyakov.ru
http://www.informika.na.by
Приложение.
5 класс.
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Всего 8 тестов по 2 варианта.
Вариант 1.
1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
-
Внешняя память;
Оперативная память;
Процессор;
Монитор;
Клавиатура.
2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.
-
Принтер;
Процессор;
Монитор;
Сканер;
Графопостроитель;
Джойстик;
Клавиатура;
Мышь;
Микрофон;
Акустические колонки;
Дискета.
3. Отметьте специальные клавиши.
-
{End};
{Пробел};
{Shift};
{Home};
{Esc};
{PageUp};
{};
{Enter};
{}.
4. Отметьте элементы рабочего стола.
-
Кнопка Пуск;
Кнопка Закрыть;
Кнопка Свернуть;
Панель задач;
Корзина;
Строка заголовка;
Строка меню;
Значок Мой компьютер.
7 - 9 баллов — удовлетворительно;
10 - 11 баллов — хорошо;
12 - 13 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
-
Разговор по телефону;
Посадка дерева;
Кассета любимой музыкальной группы;
Письмо приятелю;
Выполнение контрольной работы;
Разгадывание кроссворда;
Просмотр телепередачи;
Учебник математики.
2. Отметьте современные информационные носители.
-
Телевидение;
Бумага;
Интернет;
Телефон;
Дискета;
Лазерный диск;
Телеграф;
Видеокассета
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.
-
Текстовая;
Графическая;
Числовая;
Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является
-
Текст;
Таблица;
Схема;
Рисунок.
8 - 11 баллов — удовлетворительно;
12 - 14 баллов — хорошо;
15 - 16 баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.
-
Название приложения;
Строка меню;
Кнопка закрыть;
Кнопка свернуть;
Панель инструментов;
Палитра;
Панель Стандартная;
Панель Форматирование;
Рабочая область;
Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при редактировании документов.
-
Вставка;
Удаление;
Замена;
Изменение шрифта;
Изменение начертания;
Изменение цвета;
Поиск и замена;
Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
-
Распылитель;
Прямоугольник;
Ножницы;
Карандаш.
4. Отметьте верное.
При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
-
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
-
Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
Установка телефона;
Прослушивание музыкальной кассеты;
Чтение книги;
Видеокассета;
Заучивание правила;
Толковый словарь;
Выполнение домашнего задания по истории.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
-
Принтер;
Процессор;
Монитор;
Сканер;
Графопостроитель;
Джойстик;
Клавиатура;
Мышь;
Микрофон;
Акустические колонки;
Дискета.
3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________
________________________________________________________________________
4. Отметьте элементы окна приложения Paint.
-
Название приложения;
Строка меню;
Кнопка закрыть;
Кнопка свернуть;
Панель инструментов;
Палитра;
Панель Стандартная;
Панель Форматирование;
Рабочая область;
Полосы прокрутки.
5. Отметьте операции при форматировании документов.
-
Вставка;
Удаление;
Замена;
Изменение шрифта;
Изменение начертания;
Изменение цвета;
Поиск и замена;
Выравнивание.
6. Отметьте верное.
1) При форматировании текстового документа происходит …
-
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка информации не происходит.
2) При разработке плана действий происходит …
-
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
обработка информации не происходит.
6 класс
Практическая контрольная работа 1
Вариант 1.
1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте информацию правого столбца таблицы.
Надпись (объект WordArt) |
|
Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание: |
Абзацный отступ – 1 см. Шрифт – Times New Roman, размер – 12. Выравнивание – по ширине |
Властелин колец Черный камень, черный лед Сердце холодом скует; Будет долог черный сон. Лишь тогда прервется он, Когда Солнце и Звезда Омертвеют навсегда. |
Абзацный отступ – 4 см. Шрифт – Arial , размер – 12. Выравнивание – по левому краю. |
Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся. |
Абзацный отступ – 1 см. Шрифт – Times New Roman, размер – 12. Выравнивание – по ширине |
Д. Толкиен |
Шрифт – Times New Roman, размер – 12, курсив. Выравнивание – по правому краю |
2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен1.
Тест №1. «Компьютер и информация».
Вариант 1.
1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.
549 |
|||||||||
2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101, 101) |
|
2 |
(101, 101000) |
|
3 |
(11001, 101000) |
|
4 |
(11001, 101) |
|
5 |
(10100, 101) |
|
6 |
(10100, 11110) |
|
7 |
(1010, 11110) |
|
8 |
(1010, 101) |
|
9 |
(101, 101) |
3. Декодируйте текстовые сообщения.
1) Сообщение в кодировке ASCII: 01010011 01001111 01000110 01010100.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .
2) Сообщение в кодировке КОИ-8: 1111000 11000001 11010000 11001011 11000001.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .
4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):
Двоичный код |
Рисунок |
|||||||
10000001 |
||||||||
10000011 |
||||||||
10000101 |
||||||||
10001001 |
||||||||
10010001 |
||||||||
10100001 |
||||||||
11000001 |
||||||||
10000001 |
5. Переведите в биты ¼ Кбайта. _________________________ .
Практическая контрольная работа 2.
Вариант 1.
1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.
Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей, 5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.
По смыслу разбейте его на 3 абзаца.
На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств».
2. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 3 столбцов и 6 строк следующего вида:
Орган чувств |
Вид информации |
Количество (%) |
3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка1.
Тест №2. «Человек и информация».
Вариант 1.
1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:
-
Система счисления
В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
Графический файл
Текстовый документ
Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
Двоичные коды
Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
3. Укажите недостающее понятие:
Человек — мозг = компьютер — …
-
клавиатура
системный блок
память
процессор
Человек — записная книжка = компьютер — …
-
оперативная память
жесткий диск
системный блок
память
4. Определите вид следующего суждения: «Все дети с удовольствием играют в компьютерные игры.»
-
общеутвердительное
общеотрицательное
частноутвердительное
частноотрицательное
5. Отметьте формы мышления:
-
понятие
восприятие
анализ
синтез
суждение
умозаключение
обобщение
Практическая контрольная работа 3.
Вариант 1.
1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.
2. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз постройте один из следующих рисунков:
3. Сохраните результат работы в файле Мозаика.
Тест №3. «Алгоритмы и исполнители».
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»
-
нумерованный список
маркированный список
система команд исполнителя
конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
2. Что можно считать алгоритмом?
-
Правила техники безопасности
Список класса
Кулинарный рецепт
Перечень обязанностей дежурного по классу
3. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …»
-
рисунки
списки
геометрические фигуры
формулы
4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»
-
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия
5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»
-
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия
6. Отметьте галочкой истинные высказывания:
-
Человек разрабатывает алгоритмы.
Компьютер разрабатывает алгоритмы.
Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Человек исполняет алгоритмы.
Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …»
-
линейным
ветвлением
циклическим