Доклад «Реализация программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Загадки русского языка"»
Тема моего выступления: «Реализация программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Загадки русского языка».
Сейчас я хотела бы рассказать о том, как реализуется общеинтеллектуальное направление по программе внеурочной деятельности «Загадки русского языка».
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.
Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.
Цель: развитие кругозора и мышления учащихся.
Задачи:
1) вызвать интерес к русскому языку, к его законам,
к различным языковым явлениям, к слову;
2) закрепить практические навыки в построении
устных и письменных высказываниях;
3) способствовать развитию творческих способностей
учащихся.
Формы проведения занятий
лекции;
2) практические занятия с элементами игр, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок;
3) анализ и просмотр текстов;
4) самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
2) развивающее обучение;
3) технология обучения в сотрудничестве;
4) коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю из расчёта 35 часов в год. Программа состоит из разделов, каждый из которых включает в себя теоретические и практические занятия.
Тема |
Теория |
Практика |
|
Организационное занятие |
1 |
||
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч) |
2 |
5 |
|
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч) |
1 |
5 |
|
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч) |
1 |
4 |
|
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч) |
1 |
3 |
|
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч) |
1 |
5 |
|
Речевой этикет.(4 ч) |
1 |
3 |
|
Обобщающее занятие. (2 ч) |
2 |
||
Итого часов: 35 |
Планируемые результаты
Личностные:
Любовь и уважение к Отечеству,
его языку, культуре;
2) Интерес к изучению языка;
3) Осознание ответственности
за произнесённое и написанное слово и др.
Метапредметные:
регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план, работать по нему и т.д.;
познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, пользоваться словарями, строить рассуждения и др.;
коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и задавать вопросы.
Для того, чтобы реализовать намеченные цели и задачи, была разработана мониторинговая карта:
Критерии отслеживания |
Показатели |
Инструментарий |
Год реализации программы |
Сроки проведения |
Личностные: интерес к изучению родного языка |
Прогнозируемый воспитательный результат: -знают правила русского языка. Прогнозируемый воспитательный эффект: - формирование и развитие личностного отношения к русскому языку; - мотивация интереса к изучению языка. |
Тест «Хорошо ли ты знаешь русский язык?» |
2015-2016 учебный год |
Сентябрь Январь Май |
Входная диагностика, проведённая в сентябре, показала, что учащиеся обладают средним уровнем знаний по русскому языку. Высокие результаты промежуточной диагностики говорят о верном выборе форм проведения занятий, основных методов и технологий обучения.
.