Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» (5–6 классы)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
|
Принята на заседании педагогического совета МКОУ Новомеловатская СОШ Протокол № 10 от 26.08.2016 |
Утверждаю: Директор МКОУ Новомеловатская СОШ Протасов А.Н. Приказ № 135/1 от 29.08.16
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика»
ФГОС ООО
Классы: 5 - 6
Срок реализации 1 год
Составитель: Медведева Т. П.
учитель математики I КК
2016 - 2017 уч. год
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на основе нормативно-правовой базы:
закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. №1342, от 28.05.2014г. №598)
письма Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
рекомендаций по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03);
Устава и локальных актов МКОУ Новомеловатская СОШ.
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и
«Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
2. Цели и задачи курса
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
3. Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
4. Содержание программы.
Вводное занятие.
Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.
Приемы быстрого счета.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Решение задач
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи, решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни
Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Узнай свои способности
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
Итоговое занятие.
5. Тематическое планирование
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Организационное занятие. Старинные математические истории |
1 |
|
2 |
Приемы быстрого счета. |
8 |
|
3 |
Занимательные математические задачи |
8 |
|
4 |
Геометрическая мозаика |
10 |
|
5 |
Математика в жизни |
5 |
|
6 |
Узнай свои способности (тесты) |
2 |
|
7 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
35 |
|
6. Календарно-тематическое планирование
|
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
|||||
|
план |
факт |
||||||
|
1 |
7.09 |
Организационное занятие. Старинные математические истории |
|||||
|
Приемы быстрого счета (8 ч) |
|||||||
|
2 |
14.09 |
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. |
|||||
|
3 |
21.09 |
Умножение двухзначных чисел на 11;13. |
|||||
|
4 |
28.09 |
Промежуточное приведение к «круглым» числам. |
|||||
|
5 |
5.10 |
Использование изменения порядка счета. |
|||||
|
6 |
12.10 |
Умножение и деление на 5,50,500. |
|||||
|
7 |
19.10 |
Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. |
|||||
|
8 |
26.10 |
Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». |
|||||
|
9 |
9.11 |
Умножение двухзначных чисел, близких к 100. |
|||||
|
Занимательные математические задачи (8 ч) |
|||||||
|
10 |
16.11 |
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки |
|||||
|
11 |
23.11 |
Задачи на определение возраста. |
|||||
|
12 |
30.11 |
Задачи, решаемые с конца. |
|||||
|
13 |
7.12 |
Задачи на взвешивание и переливание. |
|||||
|
14 |
14.12 |
Задачи, решаемые уравниванием. |
|||||
|
15 |
21.12 |
Задачи на движение. |
|||||
|
16 |
28.12 |
Логика и рассуждения. Логические задачи |
|||||
|
17 |
30.12 |
Решение олимпиадных задач. |
|||||
|
Геометрическая мозаика (10ч) |
|||||||
|
18 |
18.01 |
Простейшие геометрические фигуры. |
|||||
|
19 |
25.01 |
Геометрия на клетчатой бумаге. |
|||||
|
20 |
1.02 |
Вырезание из бумаги. |
|||||
|
21 |
8.02 |
Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. |
|||||
|
22 |
15.02 |
Конструирование фигур из треугольников. |
|||||
|
23 |
22.02 |
Геометрические головоломки. |
|||||
|
24 |
1.03 |
Задачи на разрезание и складывание фигур. |
|||||
|
25 |
8.03 |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
|||||
|
26 |
15.03 |
Топологические опыты. |
|||||
|
27 |
22.03 |
Турнир по геометрии. |
|||||
|
Математика в жизни (5 ч) |
|||||||
|
28 |
5.04 |
Поступки делового человека |
|||||
|
29 |
12.04 |
Учёт расходов семьи на питание |
|||||
|
30 |
19.04 |
Кулинарные рецепты |
|||||
|
31 |
26.04 |
Таблица игр по футболу |
|||||
|
32 |
3.05 |
Подсчёт вариантов |
|||||
|
Узнай свои способности (2 ч) |
|||||||
|
33 |
10.05 |
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; |
|||||
|
34 |
17.05 |
Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания. |
|||||
|
35 |
24.05 |
Итоговое занятие. |
|||||
7. Информационно-методическое обеспечение программы.
- Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003.
- Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.
- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.
- Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011
- Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.
- Ткачёва М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1993.
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Москва, 2003
- Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
- «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009
Радченкова Тамара Ивановна
Медведева Татьяна Петровна