12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Медведева Татьяна Петровна19052 Я - учитель маленькой сельской школы. Россия, Воронежская обл., х. Хвощеватое |
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» для 5-6 классов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Принята на заседании педагогического совета МКОУ Новомеловатская СОШ Протокол № 10 от 26.08.2016 | Утверждаю: Директор МКОУ Новомеловатская СОШ Протасов А.Н. Приказ № 135/1 от 29.08.16
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика»
ФГОС ООО
Классы: 5 - 6
Срок реализации 1 год
Составитель: Медведева Т. П.
учитель математики I КК
2016 - 2017 уч. год
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на основе нормативно-правовой базы:
закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. №1342, от 28.05.2014г. №598)
письма Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
рекомендаций по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03);
Устава и локальных актов МКОУ Новомеловатская СОШ.
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и
«Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Срок реализации программы 1 год.
2. Цели и задачи курса
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
3. Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
4. Содержание программы.
Вводное занятие.
Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.
Приемы быстрого счета.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Решение задач
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи, решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни
Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Узнай свои способности
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
Итоговое занятие.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Организационное занятие. Старинные математические истории | 1 |
2 | Приемы быстрого счета. | 8 |
3 | Занимательные математические задачи | 8 |
4 | Геометрическая мозаика | 10 |
5 | Математика в жизни | 5 |
6 | Узнай свои способности (тесты) | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 35 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | |||||
план | факт | ||||||
1 | 7.09 | Организационное занятие. Старинные математические истории | |||||
Приемы быстрого счета (8 ч) | |||||||
2 | 14.09 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | |||||
3 | 21.09 | Умножение двухзначных чисел на 11;13. | |||||
4 | 28.09 | Промежуточное приведение к «круглым» числам. | |||||
5 | 5.10 | Использование изменения порядка счета. | |||||
6 | 12.10 | Умножение и деление на 5,50,500. | |||||
7 | 19.10 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. | |||||
8 | 26.10 | Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». | |||||
9 | 9.11 | Умножение двухзначных чисел, близких к 100. | |||||
Занимательные математические задачи (8 ч) | |||||||
10 | 16.11 | Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки | |||||
11 | 23.11 | Задачи на определение возраста. | |||||
12 | 30.11 | Задачи, решаемые с конца. | |||||
13 | 7.12 | Задачи на взвешивание и переливание. | |||||
14 | 14.12 | Задачи, решаемые уравниванием. | |||||
15 | 21.12 | Задачи на движение. | |||||
16 | 28.12 | Логика и рассуждения. Логические задачи | |||||
17 | 30.12 | Решение олимпиадных задач. | |||||
Геометрическая мозаика (10ч) | |||||||
18 | 18.01 | Простейшие геометрические фигуры. | |||||
19 | 25.01 | Геометрия на клетчатой бумаге. | |||||
20 | 1.02 | Вырезание из бумаги. | |||||
21 | 8.02 | Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | |||||
22 | 15.02 | Конструирование фигур из треугольников. | |||||
23 | 22.02 | Геометрические головоломки. | |||||
24 | 1.03 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | |||||
25 | 8.03 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |||||
26 | 15.03 | Топологические опыты. | |||||
27 | 22.03 | Турнир по геометрии. | |||||
Математика в жизни (5 ч) | |||||||
28 | 5.04 | Поступки делового человека | |||||
29 | 12.04 | Учёт расходов семьи на питание | |||||
30 | 19.04 | Кулинарные рецепты | |||||
31 | 26.04 | Таблица игр по футболу | |||||
32 | 3.05 | Подсчёт вариантов | |||||
Узнай свои способности (2 ч) | |||||||
33 | 10.05 | Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; | |||||
34 | 17.05 | Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания. | |||||
35 | 24.05 | Итоговое занятие. |
7. Информационно-методическое обеспечение программы.
- Гончарова Л.В. «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003.
- Григорьева И.И. «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008.
- Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: учеб. пособие/ Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.
- Калугин М.А. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011
- Нагибин Ф.Ф., Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988.
- Ткачёва М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1993.
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Москва, 2003
- Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
- «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009