Моделирование системы дистанционного обучения в рамках школьного образовательного округа
Винокурова Светлана Андреевна,
заместитель директора по УВР, учитель химии
КОГОАУ СОШ г.Лузы
(Кировская область)
Моделирование системы дистанционного обучения в рамках школьного образовательного округа
Необходимость создания школьного округа, объединившего 7 школ на территории Лузского района, была вызвана следующими обстоятельствами: резким снижением количества обучающихся, и как следствие, отсутствием возможности для комплектования классов (групп) с повышенным уровнем обучения во многих школах; несоответствием имеющихся кадров современным требованиям (около трети учителей в малокомплектных школах района ведут учебные предметы вне собственной предметной специализации). Кроме того, во всех школах Кировской области (а Лузский район здесь опять не исключение) стоит проблема старения кадров. Притока молодых специалистов в школы практически нет. Слабая материальная база общеобразовательных учреждений не соответствует современным требованиям и не позволяет в полной мере и на должном уровне осуществлять подготовку учащихся.
Для решения этих проблем в 2012 году и было создано добровольное объединение образовательных учреждений муниципального района в новую организационную структуру - «школьный округ». Концепция функционирования ресурсного центра школьного округа звучит следующим образом: базовая школа (КОГОАУ СОШ г.Лузы) является центром, в котором сгруппированы все ресурсы (и материально-технические, и методические) с целью обеспечения доступа всех учащихся школьного округа к практике работы лучших учителей округа через дистанционное обучение.
Шольники Лузского района получили возможность выбрать дистанционные курсы, разрабатываемые лучшими учителями Лузского района. Отлажены сетевые механизмы взаимодействия образовательных учреждений, входящих в округ (установлено программное обеспечение, обучены сетевые педагоги, разработаны программы дистанционных курсов, курсы запущены). Программное обеспечение Moodle дало возможность и педагогам, и учащимся работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома). Сетевые педагоги (лучшие учителя школ Лузского района) разрабатывают дистанционные курсы для старшеклассников. Используя Moodle, педагог может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п Учащиеся регистрируются на сайте дистанционного обучения записываются на курсы, изучают темы, выполняют задания.
В 2012-2013 учебном году запущено 7 первых курсов по выбору для обучащихся 8-9 классов, 1 курс для сетевых педагогов «Мастерская дистанционных курсов», в 2013-2014 году добавились курсы для обучающихся по подготовке к ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс), курсы по психологическому сопровождению и профориентации, сейчас наполнено содержанием более 20 дистанционных курсов, с 2014-2015 учебного года стали проводится дистанционные предметные недели и конкурсы.
Создано информационное поле для объективного, систематического и всестороннего освещения всех изменений в управлении и функционировании Лузского школьного округа. На главной странице школьного сайта имеется страница «Лузский школьный округ», создан сайт дистанционного обучения. На сайте объединены все ресурсы, используемые для организации дистанционного обучения. Используются и другие формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в округе (школьная пресса, публикации в СМИ, выступления с опытом работы на уровне района, округа, области; ежегодные отчеты, родительские собрания, открытые школьные доклады перед родительской общественностью и т.д.). Практикуется выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам работы школьного округа с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации.
Данный проект сразу вызвал интерес у учащихся, родителей, педагогов. В системе сейчас зарегистрировано более 200 человек. Одним из критериев эффективности работы школьного округа стали не только количество и качество компьютеров, сетевых педагогов, количество проведенных занятий, а также наличие единого информационного образовательного пространства, где на информационном уровне связаны между собой все участники образовательного процесса.
Участвуя в проекте, школы района смогли расширить спектр курсов по выбору для старшеклассников, приобрели опыт участия в дистанционном обучении. Первые шаги показали востребованность такой технологии, как дистанционное обучение, а также возможность организации этой работы кадровыми, техническими, программными и методическими ресурсами в рамках школьного округа. Развитие дистанционного обучения требует от всех участников образовательного процесса активного освоения информационных технологий, знаний по сетевому этикету. Безусловно, дистанционное обучение – это та среда, в которой личностно ориентированное образование позволяет максимально раскрыть свой потенциал. Именно это обстоятельство предопределяет, прежде всего, перспективность дистанционного обучения в профильной школе.
3