12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Алина Валерьевна32

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Тарасова А.В.

Магистрант федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Россия, Москва


Аннотация. В Связи со сложившейся ситуацией в стране, учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Данный вид обучения предполагает удаленное получения образования при помощи использования цифровых ресурсов и информационных технологий. Для того, чтобы понять качественно ли построено обучение, нужно провести оценку его эффективности. Существует несколько методов оценки дистанционного обучения, но, в своем большинстве, они ориентированы на обучение сотрудников компаний. Если взять за основу одну из таких методик, то ее можно применить конкретно для оценки дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: педагогика, дистанционное обучение, методика оценки эффективности обучения, модель оценки эффективности.

EFFICIENCY ASSESSMENT METHOD OF DISTANCE LEARNING IN EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract. Because of the current situation in the country, educational institutions have been forced to move to distance learning. This type of education involves remote training using digital resources and information technologies. We have to evaluate the efficiency of training in order to understand whether the training is well structured. There are some methods of the distance learning assessment but for the most part they are focused to train employees in companies. If we take one of these methods as a basis, it can be applied to assess distance learning in an educational institution.

Keywords: pedagogics, distance learning, efficiency assessment method of education, efficiency evaluation model.




В данной статье описаны существующие методики оценки эффективности обучения. Также предлагается свой подход к оценке дистанционного обучения в образовательном учреждении на основе одной из самых популярных методик.

В наше время прогресс не стоит на месте, постоянно происходит развитие цифровых ресурсов и информационных технологий. Дистанционное и онлайн-обучение все более обретает популярность. Особенно такая форма обучения актуальна сейчас, в условиях пандемии, когда все образовательные учреждения были вынуждены перейти на удаленное обучение.

Помимо методик оценки эффективности данного обучения, в данной статье, мне бы хотелось рассмотреть основные плюсы и минусы, цели и само понятие дистанционного обучения, с которого я и начну.

Что же такое дистанционное обучение? Обратимся к словарю: “Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность” [wikipedia].

Другими словами, это такой вид образования, при котором обмен учебной информацией происходит на расстоянии при помощи современных информационных технологий и интернета.

Самой главной задачей, которую ставит перед собой данный вид обучения – это дать возможность обучения и получения разного уровня образования людям с ограниченными возможностями, также людям, у которых нет возможности очно присутствовать на обучении, в связи с удаленным местоположением.

Но у данной формы обучения, конечно, есть ряд своих преимуществ и недостатков.

Итак, среди множества плюсов, можно выделить следующие:

​​​​​​​• Мобильность. Позволяет преподавателю и учащемуся выстроить грамотную обратную связь, которая способствует успешности процесса обучения. С помощью современных цифровых инструментов обучение может происходить и дома, и в кафе, и в путешествии.

• Гибкость. Время для занятий, скорость изучения материала, график занятий ученик вправе выбрать сам, исходя из своих возможностей и потребностей.

• Доступность. Возможность получать образование дистанционно, независимо от географического положения благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям. Из любого города, страны, можно получить образование в любом ВУЗе мира.

• Экономия временных и денежных ресурсов. Благодаря мобильности, не тратится время на дорогу до учебного заведения, что значительно увеличивает время на самообразование. Также, по стоимости, дистанционное обучение значительно дешевле очного.

• Равные образовательные возможности, социальное равноправие. Получение образования людям, независимо от их социального и материального статуса. Людям с ограниченными возможностями здоровья и жителям удаленных населенных пунктов.

• Возможность параллельного получения дополнительного образования.


Теперь речь пойдет о главных минусах такого обучения:


• Техническая оснащенность. Не у всех есть возможности приобретения цифровых инструментов и доступа в интернет. Также в этот пункт можно добавить компьютерную грамотность.

• Отсутствие мотивации и самоорганизованности. Данный вид обучения требует самодисциплины.

• Нельзя превышать допустимые нормы нахождения за компьютером.

• Отсутствие очных занятий, как следствие, отсутствие возможности воспитательной части обучающихся.

Дистанционное обучение построено определенным форматом. Самое главное это самостоятельная работа обучающихся по заданной программе, поэтому важным критерием успеха является жесткая самоорганизованность.

Преподаватель разрабатывает программу или курс на платформе, проводит очные встречи и консультации через инструменты видеоконференцсвязи, ведет обратную связь через электронную почту, дает домашние задания. Проводит проверку и оценку полученных знаний. Процесс обучения может включать в себя участие в вебинарах, различных онлайн-конференциях.

Что же такое эффективность? С педагогической точки зрения, само определение эффективности учебного процесса включает в себя эффективность проводимых занятий, методов, инструментов, используемых при построении обучения и т.д.)

В процессе создания курса, дальнейшего мониторинга качества полученных знаний и самого оценивания эффективности обучения, нужно ответить на следующие вопросы: основные достоинства и недочеты курса; навыки, которые ученики формируют в процессе обучения; полученные знания и применения их на практике; соответствует ли заданное время обучения материалам курса; удобность использования курса; эффективны ли методы преподнесение материала; как можно улучшить курс и т.д.

Ответы на перечисленные вопросы помогут улучшить обучение и сделать его более восприимчивым для учащихся.

Как же можно оценить эффективность дистанционного обучения? Один из самых популярных методов оценки был предложен в 1954 году Дональдом Киркпатриком. Он создал модель, включающую в себя 4 уровня оценки знаний:

1. Реакция

2. Обучение

3. Поведение

4. Результаты

Первый уровень отвечает на вопрос понравилось ли учащимся обучение. (Оценка может происходить с помощью реакций, интервьюирования или с помощью фокус-групп).

Второй уровень показывает насколько усвоены полученные знания (При помощи теста или опросника).

Третий уровень описывает изменения поведения участников обучения, применения полученных знаний на рабочем месте (Оценка происходит с помощью наблюдения, контрольного листа поведения).

Четвертый уровень рассказывает об экономической результативности обучения. При помощи замеров начальных показателей и конечных.

Также существует пятый уровень:

5. ROI

Его позже разработал Джек Филлипс. Он предложил рассчитать величину возврата вложенных средств и понять стоило ли делать вложение в данное обучение.

Данная модель подходит для рассчета эффективности дистанционного обучения сотрудников в бизнес-компаниях. Но, на мой взгляд, эту же методику можно применить и при оценке дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Я предлагаю взять за основу первые два уровня, чтобы данная методика подходила для оценки дистанционного обучения в образовательном учреждении. Оценку можно проводить двумя способами.

Первый способ предполагает постоянный мониторинг и проведение оценки на всех этапах обучения. Данный способ позволяет выявить недочеты в организации обучения, курсе, исправить недостатки в процессе. Добавить недостающие компоненты или убрать лишнее. В результате, учебный процесс выстраивается под потребности учеников.

Второй способ предполагает оценку конечного результата. Т.е. оценка проводится по завершении обучения.

Для оценки первого уровня методики, можно использовать следующие способы:

• Анкетирование. Самый популярный способ. Проводится по окончании урока. Ученикам раздаются анкеты с вопросами об удовлетворенности обучения. Опрос можно проводить не только среди учеников, но и среди родителей обучающихся (для дошкольного образования или начального образования).

• Опрос. Его можно разместить, например, на платформе Moodle. Составить интересующие вопросы по курсу с несколькими вариантами ответов и попросить учеников пройти его.

Для оценки второго уровня:

• Тестирование. Можно провести до и после обучения (чтобы провести сравнительную оценку полученных знаний). Тест показывает насколько усвоена информация. И закрепление усвоенного материала.

• Сравнение качества обучения контрольных групп. Можно рассмотреть насколько эффективно дистанционное обучение путем сравнения двух групп участников. Одна категория участников будет обучена путем традиционного очного обучения, другая с помощью дистанционного. В конце обучения провести тест и сравнить полученные знания у двух групп участников.

В заключение, можно сказать, что если рассматривать обучение с помощью дистанционных технологий не как замену традиционному очному, а как предоставление дополнительных возможностей, то такое обучение имеет массу плюсов.

Список литературы:

1. Гаус, И.В. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении 19.05.2019

2. Голубь, А.А. Актуальность модели Д. Киркпатрика как инструмента оценки эффективности обучения персонала, Символ науки № 5/2019

3. Заковранова, А.Ф. Всероссийский семинар "Методика работы с учебными материалами онлайн-платформ для дистанционного обучения" 25.03.2020

4. Киркпатрик, Д.Л. Четыре ступеньки к успешному тренингу: практическое руководство по оценке эффективности обучения, Эйч Ар Медиа, 2008. — 128 с.

5. Эффективность дистанционного обучения teachbase.ru/learning/obuchenie/ 26.06.2018

6. ru.wikipedia.org

References:

1. Gaus, I.V. Organizacija distancionnogo obuchenija v obrazovatel'nom uchrezhdenii 19.05.2019

2. Golub, A.A. Aktual'nost' modeli D. Kirkpatrika kak instrumenta ocenki jeffektivnosti obuchenija personala, Simvol nauki № 5/2019

3. Zakovranova, A.F. Vserossijskij seminar "Metodika raboty s uchebnymi materialami onlajn-platform dlja distancionnogo obuchenija" 25.03.2020

4. Kirkpatrik, D.L. Chetyre stupen'ki k uspeshnomu treningu: prakticheskoe rukovodstvo po ocenke jeffektivnosti obuchenija, Jejch Ar Media, 2008. — 128 s.

5. Jeffektivnost' distancionnogo obuchenija teachbase.ru/learning/obuchenie / 26.06.2018

6. ru.wikipedia.org

Дата проведения: с 23 ноября по 30 ноября
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.