12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Снакина Наталья Викторовна276
Высшее педагогическое образование. Педагогический стаж 31 год.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога»

СТАТЬЯ

«Современные технологии в работе педагога

в рамках дистанционного обучения»


Подготовила: Снакина Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания

ГБОУ № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга


СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

Оосновная часть:

Понятие «дистанционное обучение»

Положительные и отрицательные стороны  дистанционного обучения.

                  Формы дистанционного обучения

Заключение

Литература


Вот и закончился 2019-2020 учебный год. Каким он для нас был? Для каждого педагога, ученика и родителя он, конечно, останется в памяти. И прежде всего мы будем вспоминать этот учебный год переходом на дистанционную форму обучения. Ведь не каждый из нас оказался готов к такой форме работы. Одно дело, когда учитель приходит в класс и использует привычные способы и методы преподавания на уроке, годами наработанные. Сегодня каждый учитель владеет компьютерными технологиями и с удовольствием использует на своём уроке современные средства обучения. Да и наши ученики к этому так привыкли. Увидеть на уроке истории фрагмент документального фильма о войне, разобрать новую тему по обществознанию на основе хорошей презентации, подготовить виртуальную экскурсию по дворцам и паркам – всё это стало привычным делом. Наглядно, ярко, познавательно и интересно проходят такие уроки. Урок в школе - это живое общение, это когда видишь глаза детей и понимаешь, что им интересно.

Думаю для многих из педагогов, как гром среди ясного неба, грянуло дистанционное обучение в IV четверти 2019-2020 учебного года. Нам всем пришлось в кротчайшие сроки перестраиваться и искать новые методы и формы работы. Сложность дистанционного обучения в основе которого лежат новые технологии образовательного процесса "не вписывались" в структуру и программы традиционного обучения в школе. Поэтому в самом начале дистанционного обучения многие педагоги испытывали трудности. Сегодня можно смело сказать, что обучение учащихся на расстоянии с помощью современных технологий нас всех многому научило. Я расскажу о том, как это проходило в нашей школе, какие способы организации процесса обучения, позволяющие получать образование обучающимся на расстоянии, были использованы.

Итак, что же такое дистанционное обучение?

«Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся».

В наш информационный век - век компьютерных технологий дистанционное обучение проводится при использовании Интернета. Существует множество учебных платформ, которые дают возможность проводить уроки дистанционно. Педагог - тьютер заранее отправляет логин и пароль своим ученикам, для того, чтобы те могли войти в виртуальный класс.

Виртуальный класс, ученики, которые находятся на расстоянии - первоначально эта форма обучения «на удалёнке» была непривычной. Но в этом оказались свои преимущества. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны  дистанционного обучения.

Положительные и отрицательные стороны  дистанционного обучения.

Преимущества дистанционного обучения:

Возможность заниматься в удобное время для всех участников образовательного процесса.

Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.

Возможность изучать учебный материал не выходя из дома.

 Мобильность в образовательном процессе.

Эффективное использование современных технических средств.

Высокие результаты обучения.

Использование в учебной деятельности новейших достижений информационных технологий.

Равные возможности получения образования независимо от места нахождения обучающихся.

Инновационный подход к обучению на расстоянии.

Методический опыт на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования.

Онлайн-платформы для изучения учебного материала

Возможность творчества - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Отрицательные стороны дистанционного обучения:

- Отсутствие очного общения между преподавателем и обучающимися.

- Необходимость высокой самодисциплины обучающихся.

- Необходимость технической оснащенности педагогов и обучающихся.

- Отсутствие постоянного контроля над обучающимися.

- Отсутствие качественного соединения связи (загруженность сетей Интернета).

В дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Конечно многим ученикам важно, когда присутствует личный контакт и есть возможность послушать объяснения педагога «вживую». Точно так же и для педагога важны такие моменты личного общения связанные с индивидуальным подходом в обучении и воспитании ученика. Поэтому когда рядом нет педагога, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для учебного процесса. «Наиболее существенным недостатком дистанционного обучения является «искусственное общение. Электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации».

В дистанционном обучении очень многое зависит от самого ученика, от его самосознания, самостоятельности, желания учиться в таких условиях. Многие педагоги отмечают, что зачастую обучающимся не хватало практических знаний и умений для работы «на удалёнке». Ведь в классе всегда есть ученики, которые на разном уровне усваивают учебный материал. В дистанционном образовании основа обучения в основном письменная. Для некоторых ребят отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может вызывать большие трудности. При работе на расстоянии необходим постоянный доступ к источникам информации, но не все обучающиеся имеют компьютер и выход в Интернет. Нужна хорошая техническая оснащенность. Отсутствие технической оснащённости может повлиять на общую успеваемость и качество знаний обучающихся.

Качество образования, успех, эффективность и успеваемость обучающихся зависит от многих факторов. «Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов, участвующих в этом процессе, и насколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций».

Всё это влияет на положительные и отрицательные стороны  дистанционного обучения.

Последняя четверть учебного года непродолжительная по времени. Педагоги старались разнообразить учебную деятельность и использовали самые разные виртуальные формы работы в онлайн режиме. Любой онлайн урок – это вариант обучения, когда занятие проводится в режиме реального времени через интернет с помощью демонстрации экрана учителя. Приведу лишь самые популярные формы дистанционного обучения, которые использовались педагогами в IV четверти.

Формы дистанционного обучения:

- коллективное обучение

- работа в группах

- индивидуальное и дифференцированное обучение

- проектирование и исследование

Рассмотрим подробно каждую форму образовательного процесса дистанционного обучения в образовательном учреждении.

Коллективная форма обучения - это обучение в коллективе, вариант традиционной классно-урочной системе. Это дистанционная работа с учащимися, которая предполагает обучение в сотрудничестве, это активный познавательный процесс, совместная работа с различными источниками информации. При обучении в коллективе возникает элемент сотрудничества при котором учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива. В процессе социальных контактов между обучающимися создается ученическое сообщество. Обучающиеся получают определенные знания и умения, а так же готовы получать новые знания в процессе общения друг с другом и совместной познавательной деятельности. Учащиеся работают вместе и видя успехи других, у них возникает мотивация к учёбе и хорошее «здоровое» соперничество. При такой форме дистанционного обучения обучающиеся стремятся не отставать от других участников образовательного процесса.


Работа в группах – это когда преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им определённые задания. Задания отправляются обучающимся по электронной почте, либо в учебном сообществе в социальной сети. В таком задании, как правило, одна общая тема для изучения, но могут быть рассмотрены различные вопросы, ситуации, проблемы. В работе в группах присутствует творческий момент. Например: педагог определил тему учебного материала, а обучающиеся самостоятельно планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает, кто на какой вопрос готовит ответ и какую часть задания выполняет. Работа в группах – это большая ответственность каждого обучающегося образовательного процесса. Каждый ученик понимает важность своей работы в подготовке общего дела.

Каждый выполняет работу самостоятельно. Но наступает день, когда происходит обмен информацией и обсуждаются вопросы по заданной теме. Выступления могут быть представлены в виде показа презентаций, таблиц, демонстрацией иллюстраций и т.д. В этом заключается творческий подход каждого обучающегося и проявляется их индивидуальность. После своих выступлений учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы группы в целом. Отмечают положительные моменты такой формы работы, что наиболее понравилось, запомнилось на уроке. Отмечают то, что не очень хорошо получилось или не удалось вовсе. Делают выводы. При этом педагог - тьютер координирует работу в группе и помогает учащимся построить свою учебную деятельность.

Индивидуальное и дифференцированное обучение – эта форма работы, которая направлена на выявления и всестороннее развитие индивидуальных способностей обучающихся. При дистанционном обучении это очень удобная форма работы, как для тех детей, которые более успешны в учёбе, так и для тех которые слабо успевают. В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения «на удалёнке», где обучаются в классе учащиеся разного уровня обученности. Педагог, зная уровень подготовки, индивидуальные возможности и способности своих учащихся, может давать им разноуровневые учебные задания. Именно во время дистанционного обучения педагог - тьютер может выстроить линию обучения и сформировать индивидуальный дифференцированный подход для каждого обучающегося. Проводить индивидуальные консультации и выстраивать учебную деятельность так, чтобы все обучающиеся были наиболее успешны в учебной деятельности. При таком индивидуальном дифференцированном подходе каждый обучающийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

Проектирование и исследование – это метод, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность активизировать учащемуся свои знания и умения, проявить самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта. В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, их умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектирование сочетается с исследовательским методом обучения. «Иссле́дование («следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо». В такой учебной деятельности происходит развитие собственного мышления обучающихся. Такая форма работы на дистанционном обучении ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Но при этом работать можно индивидуально, в парах, в группах. Педагог устанавливает определённое время для подготовки проекта, который учащиеся выполняют.

Такие формы обучения в виртуальном режиме онлайн уроков современны и интересны для школьников. Они отвечают потребностям времени и запросам обучающихся. Конечно и дальше онлайн уроки с развитием информационно-коммуникационных технологий будут успешно интегрироваться во все сферы образовательной деятельности. И вместе с этим будут появляться всё новые и новые формы учебной деятельности.

«Отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в том числе и в образовании, изменения, раскрывающие творческий потенциал, индивидуальность и талант личности». 

Covid - 19 внёс в нашу жизнь серьёзные изменения. Все школы в России закрылись из-за угрозы распространения пандемии. Дистанционное обучение стало неизбежным и позволило продолжать учебный процесс в условиях карантина.
Школьникам пришлось изучать учебный материал не выходя из дома.
В помощь педагогам, обучающимся и родителям были предложены многочисленные онлайн - платформы. Ресурсов для работы «на удалёнке» было достаточно. Например, педагоги в нашей школе использовали образовательные платформы российских разработчиков «Яндекс. Учебник», «Учи.ру». Было предложено для работы множество других порталов, на которых выложены все уроки по школьной программе.
Наши старшеклассники проявили заинтересованность и самостоятельность и многие из них во время дистанционного обучения использовали онлайн - платформу – «Российская электронная школа». Данная платформа содержит множество видеоуроков лучших педагогов страны. Здесь можно было найти полный курс по всем предметам. Также здесь можно было найти проверочные тесты, что очень актуально для выпускников при подготовке к выпускным экзаменам.

Во время дистанционного обучения у учащихся и их родителей была мобильная связь с каждым преподавателем - предметником, которая осуществлялась самыми разными способами. Проконсультироваться с педагогом – тьютером с помощью электронной почты, социальных сетей, мобильных приложений оказалось эффективно и быстро. Педагоги практически постоянно находились на связи с родителями и учащимися и могли проконсультировать, ответить на вопросы в любое удобное для них время. Так сложилось, что во время традиционного учебного процесса родители чаще всего общаются с классным руководителем и находятся постоянно с ним на связи. Вопросы успеваемости в образовательном учреждении помогает решать именно классный руководитель. Для обучения учащихся на расстоянии каждому учителю была заведена электронная почта и страница в социальной сети. Во время обучения «на удалёнке» родители могли на прямую обратиться к педагогу – предметнику для того, чтобы более эффективно оказать помощь своему ребёнку в подготовке домашних заданий, либо просто проконтролировать их выполнение. Результаты дистанционного обучения оказались хорошими, они не уступают, а порой даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Конечно были трудности. Как без них!?... Были и такие ребята, которые не высылали домашние задания своевременно или выполняли их не качественно. Дистанционное обучение – это такой же учебный процесс со всеми его трудностями и проблемами, но только на расстоянии. Здесь важно было организовать совместную работу в содружестве: учитель – ученик – родитель. В целом можно смело сказать, что это у нас получилось. Многие обучающиеся повысили свой результат успеваемости, закончили учебный год с более высокими отметками.

Что ждёт нас впереди, мы не знаем. Хотелось бы, конечно, начать новый учебный год в традиционной форме обучения. День Знаний, торжественная линейка, заливистый школьный звонок, любимый класс. А глаза наших детей, радость встречи после расставания – как нам этого сегодня не хватает. Остаётся ждать и надеяться, что пандемия отступит и мы снова встретимся со своими любимыми учениками. Но как бы там не было, педагоги получили большой опыт работы на расстоянии и теперь готовы к такой форме учебного процесса.

«Конечно, система дистанционного образования - это хороший, актуальный и высокоэффективный инструмент в руках коллектива опытных преподавателей. Но данный метод обучения, скорее всего, разумнее использовать как дополнительный».

«Сегодня дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа-средств, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией, предполагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном».

Тем самым именно дистанционное обучение в дополнение к традиционным формам обучения в современном образовательном учреждении позволит решить многие вопросы и выполнить пожелания родителей и обучающихся в учебном процессе.

Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальная форма обучения, а именно дистанционное обучение в школе, даёт возможность обучающимся для дополнительного стимула расширения и углубления их знаний. Мотивирует обучение с помощью сетевых технологий и становится популярным способом приобретения новых знаний, умений и навыков, так необходимых в современном образовательном процессе.


Используемая литература


Абдуллаев С. Г.Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007.

Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011.

Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2.

Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004.

Васильев В. Дистанционное обучение: Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004.

Википедия.

Сайт компании mikogo [Электронный ресурс]: Онлайн уроки – удобный вариант учебы для занятых.

Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: Как создать интерактивный онлайн-урок.

 http://dist.my1.ru/index/chto_takoe_sdo/0-9

http://sdo.rusal.ru/default_.aspx


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Галина Владимировна, 11.06.20 в 19:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Снакина Наталья Викторовна, 12.06.20 в 19:31 0Ответить Пожаловаться
Коллеги, спасибо за комментарий! За то, что оценили мою статью. Думаю, что для нас всех эта тема актуальна.

Отредактировано 12-06-2020 19:37

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.