12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мутагарова Наталья Александровна2782
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
Материал размещён в группе «Работа социального педагога»

МОДИФИКАЦИЯ КАРТЫ ИНТЕРЕСОВ

Опросник «Карта интересов» (авторы А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская и др.) представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило нас к некоторому его усовершенствованию1.

В старом перечне направлений деятельности нет таких популярных сейчас видов деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. Пришлось объединить родственные профессии, вставить недостающие направления. Выполняя эту работу, мы руководствовались результатами бесед, перечнями современных специальностей, справочниками для поступающих в вузы. Иногда приходилось обращаться к родителям и студентам, чтобы получше представить то или иное направление. К радиотехнике мы добавили электронику; деревообработку и металлообработку объединили в направление «Обработка материалов»; объединили транспорт, авиацию, морское дело; общественную деятельность заменили на социологию, политологию; к иностранным языкам добавили лингвистику, к литературе — филологию, к журналистике — связи с общественностью, рекламу, к экономике — бизнес; добавили психологию и информационные технологии. В таком виде мы этот перечень и сохранили, так как при дальнейшей работе мы поняли, что все специальности, оказавшиеся в поле нашего зрения, укладываются в этот перечень.

1 Жбанова П. Проект карты интересов. Самостоятельная творческая работа. Руководитель — Филимонова О.Г. (Сергиево-посадская гимназия, 2004).

ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ К ОПРОСНИКУ "КАРТА ИНТЕРЕСОВ"

 

Новый перечень

Направление

1

Биология

2

Медицина

3

Физика

4

Химия

5

Техника, механика

6

Электротехника, радиотехника, электроника

7

Информационные технологии

8

Психология

9

Строительство

10

Транспорт, авиация, морское дело

11

Военные специальности

12

История

13

Литература, филология

14

Журналистика, связи с общественностью, реклама

15

Педагогика

16

Право, юриспруденция

17

Математика

18

Экономика, бизнес

19

Иностранные языки, лингвистика

20

Физкультура, спорт

Инструкция. Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 20 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите –1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте –2. После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом знаков.

При формулировании новых утверждений мы соблюдали своеобразную стратегию: сначала они относятся к ознакомлению с предметом (чтение книг, просмотр телепередач и т.д.), затем — к наблюдению за действиями других и наконец — к самостоятельным практическим действиям. Сохраняя эту стратегию, мы сгруппировали все утверждения по каждому направлению, изменили и дополнили их. Затем выстроили в нужном порядке и получили новый опросник.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
2. Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения.
3. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
4. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии.
5. Читать техническую литературу, журналы.
6. Разбираться в электрических и электронных схемах.
7. Разрабатывать свои собственные компьютерные программы.
8. Наблюдать за поведением людей, интересоваться причинами их поступков.
9. По возможности работать на стройках (во время летних каникул).
10. Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с транспортными перевозками.
11. Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области.
12. Посещать уроки истории в школе.
13. Самостоятельно писать стихи и прозу.
14. Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.
15. Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов.
16. Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.
17. Читать дополнительную литературу по математике.
18. Знакомиться с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.
19. Посещать курсы иностранных языков.
20. Посещать спортивные секции.
21. Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию.
22. Посещать уроки анатомии и физиологии человека.
23. Изучать физические явления и законы.
24. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся химиков.
25. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в журналах).
26. Разбираться в устройстве электроприборов, видео- и радиоаппаратуры и электрических машин.
27. Читать книги о программировании, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.
28. Читать научно-популярную литературу по психологии.
29. Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки.
30. Интересоваться историей развития разных видов транспорта.
31. Участвовать в военных сборах, играть в военные игры.
32. Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры.
33. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками.
34. Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы общественной жизни.
35. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами.
36. Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы.
37. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся математиков.
38. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
39. Учить второй иностранный язык дополнительно.
40. Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях.
41. Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах.
42. Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины.
43. Проводить опыты по физике.
44. Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и материалов.
45. Разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин).
46. Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.
47. Заниматься информатикой дополнительно.
48. Посещать психологический кружок.
49. Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек.
50. Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанных с транспортными перевозками.
51. Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи.
52. Смотреть исторические фильмы, телепередачи.
53. Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.
54. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
55. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).
56. Выяснять причины противоправного поведения людей.
57. Посещать дополнительные занятия по математике.
58. Читать сообщения на экономические темы в печати.
59. Читать книги на иностранном языке дополнительно.
60. Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.
61. Смотреть телепередачи о животных и растениях.
62. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.
63. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
64. Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах.
65. Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр.
66. Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры, движения, домофоны, системы сигнализации и т.п.).
67. Посещать уроки информатики в школе.
68. Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей.
69. Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т.д.).
70. Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т.п.)
71. Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и судьбами великих полководцев.
72. Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам.
73. Писать классные или домашние сочинения по литературе.
74. Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т.п.
75. Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах.
76. Читать юридическую литературу, интересоваться историей права.
77. Решать сложные задачи по математике.
78. Интересоваться вопросами экономической географии.
79. Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их.
80. Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах.
81. Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них.
82. Ухаживать за больными, оказывать им помощь.
83. Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах.
84. Знакомиться с разными возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика, промышленность и т.п.)
85. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.
86. Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники.
87. Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации.
88. Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать.
89. Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т.д.)
90. Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг-клуба.
91. Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы.
92. Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории.
93. Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях.
94. Писать статьи в газеты, журналы.
95. Обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
96. Читать книги, смотреть фильмы о работе полиции.
97. Участвовать в математических олимпиадах.
98. Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи.
99. Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком.
100. Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.
Опубликовано в группе «Работа социального педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.