Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Сказку сделаем из глины» (1 класс)
Модифицированная образовательная программа
дополнительного образования детей
«Сказку сделаем из глины»
художественно-эстетической направленности
для детей старшего дошкольного возраста
срок реализации 2 года
Разработал:
педагог дополнительного
образования МАОУ ДО ЦДТ
Шлендина Галина Ивановна
Кумертау
2018г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3-6 |
|
2.Учебно – тематический план 7-8 |
|
3.Содержание программы 9-17 |
|
4.Методическое обеспечение 17-19 образовательной программы |
|
5. Список литературы 20
6. Варианты приложений |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с природным материалом, пластичным и послушным – глиной. Глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком.
Лепить из глины - одно удовольствие!
Данная модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Сказку сделаем из глины» направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Знакомство с искусством и творческой деятельностью в детском возрасте обуславливает позитивное восприятие окружающего мира, развитие образного мышления, способностей и практических навыков.
Новизна данной Программы определяется учётом особенностей контингента детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности Программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя разные элементы: сувенирная лепка, дымковская игрушка, элементы ручной лепки и др.
Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность детей.
Программа способствует развитию и совершенствованию ручной моторики, зрительно – двигательной координации и повышению уровня сенсорного и умственного развития.
Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности воспитанников в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
Педагогическая целесообразность Программы определяется учётом возрастных особенностей воспитанников, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Цель Программы: создание условий для развития умственного и эстетического развития воспитанников посредством обучения лепке из глины.
Образовательные задачи
Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
Познакомить детей со свойствами и качеством предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве.
Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
Научить понимать и уважать национальные традиции, народные промыслы;
Развивающие задачи
Содействовать развитию художественно – творческих способностей у детей.
Содействовать развитию у детей мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.
Сформировать умение анализировать произведения искусства и свои собственные работы.
Содействовать обогащению и систематизации словарного запаса.
Воспитательные задачи
Сформировать у детей эмоционально - эстетическое отношение к окружающему.
Способствовать воспитанию аккуратности, терпимости, усидчивости и уважения к окружающим.
Способствовать воспитанию любви к природе, к родному краю.
Способствовать воспитанию чувства ответственности за выполненную работу, коллективизма.
Принцип построения Программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных этапах деятельности.
Основные дидактические принципы Программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют задания по образцу педагога. В группе второго года – тоже, но на более сложном техническом уровне, оттачивая свое мастерство.
Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному на новом, более сложном творческом уровне, с учетом возрастных особенностей.
Теоретические знания по всем разделам Программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в Программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, затем идет практическая часть, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объём программы –144 часа, которые распределяются следующим образом: Первый год обучения –72 ча
Второй год обучения –72 часа.
Возраст воспитанников:
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Режим занятий: Для групп 1-ого и 2-го года обучения предусмотрены занятия 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия рассчитаны на 25минут с перерывом 10 минут для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
В группах 1-го года обучения количество детей 15 человек.
В группах 2-го года обучения количество детей 12 человек
В процессе обучения используются различные формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Особое внимание необходимо уделить наиболее одаренным детям.
Различными могут быть и формы проведения занятий: игровая форма, познавательное занятие (беседа, рассказ), практическое занятие по отработке определенных способов и приемов лепки по образцу или с натуры.
Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простоту восприятия, веру в свои способности, расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.
Ожидаемый результат
После окончания 1 года обучения воспитанники
знают:
• требования техники безопасности при работе с глиной,
способы (конструктивный, скульптурный, комбинированный) и виды лепки (рельефный, модульный)
• этапы изготовления изделий из глины,
• виды изделий из глины, народные промыслы,
• виды художественной обработки изделий из глины;
умеют:
• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,
• с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе.
владеют:
• технологией лепки простейших изделий из глины.
После окончания 2 года обучения воспитанники
знают:
• требования техники безопасности при работе с глиной,
технологию художественных изделий из глины;
технологию заготовки и хранения глины;
способы эстетического оформления сувениров и подарков;
понятия о цветоведение, о контрастности, холодных и теплых цветах.
умеют:
• работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства.
• вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок
владеют
• технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции.
Способы проверки ожидаемых результатов: Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая диагностика с целью отслеживается уровня усвоения Программы по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• развитие художественного вкуса;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
При проведении занятий для текущей проверки используются следующие формы;
• тестирование;
• игра-конкурс;
• викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в следующих формах:
Первый год обучения
- итоговая диагностика
- конкурс детских работ
- мини-выставки работ в объединении
- постоянная экспозиция работ в кабинете
- выставки детских работ для родителей
- участие в плановых выставках МАОУ ДО«ЦДТ»
Второй год обучения
- итоговая диагностика
- конкурс детских работ
- участие в конкурсах-выставках
- участие в праздничных ярмарках-продажах (изготовление сувенирных игрушек)
- анализ и отбор работ для благотворительных акций.
Результативность освоения Программы определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
2.Учебный тематический план
1 год обучения
сроки |
Название темы |
Теория
(кол-во часов) |
Практика (кол-во часов) |
Всего часов |
Сентябрь |
Вводное занятие. Т.Б. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Яблоки поспели |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Дерево счастья |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Подсолнух |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Зайчик |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Октябрь |
Цветик-семицветик |
0,3 |
1,7 |
2 |
Собака |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Петух |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Лиса |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Ноябрь |
Медведь |
0,3 |
1,7 |
2 |
Волк |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
страус |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Декабрь |
слон |
0,3 |
1,7 |
2 |
Снежный кролик |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Душистый снег |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Январь |
Сувениры: Снеговик |
0,3 |
1,7 |
2 |
Домовой |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Русская матрешка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Февраль-Март |
Ваза для цветов |
0,3 |
1,7 |
2 |
Солнышко |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Гномик |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Лягушка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Жираф |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Март- Апрель |
Барельефы: улитка |
0,3 |
1,7 |
2 |
Звездочка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Цветы |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Корова |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Уточки |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Радуга |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Апрель- Май |
Фоторамки: машина |
0,3 |
1,7 |
2 |
Девочка с собакой |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Ромашки |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Май |
Панно: баба-яга |
0,3 |
1,7 |
2 |
Корзина с цветами |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Зайчик под грибком |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Котенок с мячиком |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Май |
Итоговое занятие |
0,5 |
0,5 |
1 |
Итого: 72 часа |
Учебный тематический план 2 год обучения
сроки |
Название темы |
Теория
(кол-во часов) |
Практика (кол-во часов) |
Всего часов |
Сентябрь |
Вводное занятие. Т.Б. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Осенние листья |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Звонкие колокольчики |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Кто под дождиком промок? |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Мышки - норушки |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Октябрь |
Упрямый ослик |
0,3 |
1,7 |
2 |
Курочка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Индюк |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Динозаврик с мамой |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Ноябрь |
Динозавр с колючками |
0,3 |
1,7 |
2 |
Волк |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Лиса |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Декабрь |
Белка |
0,3 |
1,7 |
2 |
Снежный кролик |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Водоноски у колодца |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Январь |
На арене цирка |
0,3 |
1,7 |
2 |
Чудесная раковина |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Крокодил |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Февраль-Март |
Медальоны: Домик |
0,3 |
1,7 |
2 |
Солнышко |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Сердечко |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Месяц |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Часы с кукушкой |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Март - Апрель |
Барельефы: Черепаха |
0,3 |
1,7 |
2 |
Рыбка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Птичка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Лягушка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Жираф |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Обезьянка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Апрель- Май |
Подсвечники: Змейка |
0,3 |
1,7 |
2 |
Праздничный подсвечник |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Звезда |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Май |
Панно: Паровозик |
0,3 |
1,7 |
2 |
Корзина |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Мухомор |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Репка |
0,3 |
1,7 |
2 |
|
Май |
Итоговое занятие |
0,5 |
0,5 |
1 |
Итого: 72 часа |
3.Содержание программы
1 год обучения.
Вводное занятие
Т.: Знакомство с целями и задачами программы.
Общее понятие о декоративно-прикладном творчестве.
История развития глиняной игрушки.
Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Начальная диагностика знаний и умений.
Лепка предметов на основе геометрических фигур.
Яблоки поспели
Т.: Основные приемы работы с глиной.
Свойства глины как пластического материала. Понятие пропорции в изображении яблок. Разложение предметов на простые геометрические формы (шар, треугольник, и т.д.).
Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины.
П.: Лепка яблок по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Дерево счастья
Т.: Основные приемы работы с глиной.
Понятие пропорции в изображении дерева. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины.
П.: Лепка дерева счастья по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Подсолнух
Т.: Основные приемы работы с глиной (сминание, приглаживание, вдавливание, вытягивание). Основы цветоведения.
Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Лепка подсолнуха по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Зайчик
Т.: Беседа о зайцах. Различные приемы лепки в работе. Передача в лепных изделиях объемной формы, их пропорции и соотношения. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Изготовление игрушки зайчик приемами оттягивание, вдавливание, заглаживание. Декорирование изделия. Роспись изделий.
Цветик-семицветик
Т.: Беседа о цветах. Основные приемы работы с глиной (сминание, заглаживание, вдавливание, вытягивание).
Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Лепка цветика – семицветика по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Собака
Т.: Основные приемы работы с глиной. Формирование образа собаки при лепке комбинированным способом. Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета.
Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Выполнение игрушки собака по образцу педагога.
Роспись изделий.
Петух
Т.: Беседа о домашних птицах. Отличительные особенности в лепке и росписи петуха. Основные приемы работы с глиной. Формирование образа петуха вытягиванием деталей из целого куска глины.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка фигуры петуха по предложенным образцам.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Лиса, Медведь, Волк
Т.: Беседа о диких животных, обитающих в нашем регионе.
Понятие пропорции в изображении животных. Отличительные особенности каждого животного. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка животных (лисы, медведя и волка) комбинированным способом.
Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готовых изделий.
Страус
Т.: Беседа о стаусе, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности страуса. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка страуса комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Слон
Т.: Беседа о слоне и его месте обитания. Отличительные особенности слона. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка страуса комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Снежный кролик
Т.: Беседа о кроликах. Различные приемы лепки в работе. Передача в лепных изделиях объемной формы, их пропорции и соотношения. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Изготовление игрушки снежный кролик приемами оттягивание, вдавливание, заглаживание. Декорирование изделия. Роспись изделий.
Душистый снег
Т.: Беседа о зиме, снежинках. Основные приемы работы с глиной. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета.
Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Лепка душистого снега по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Лепка сувениров (снеговик, домовой, русская матрешка, ваза для цветов, солнышко, гномик, лягушка, жираф, )
Т.: Знакомство с различными способами лепки сувениров (Комбинированный, конструктивный, из целого куска.)
Лаконичность и благородство сдержанного колорита в игрушки.
Единство формы и цвета. Особенности лепки и росписи, отличие от других игрушек. Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Выполнение игрушки по образцу педагога.
Лепка сувениров комбинированным способом: снеговик, домовой.
Лепка сувениров конструктивным способом: ваза для цветов, солнышко, гномик. Лепка сувениров из целого куска: матрешка, лягушка, жираф. Декорирование. Роспись готового изделия.
Барельефы (улитка, звездочка, цветы, корова, уточки, радуга).
Т.: Понятие рельеф. Знакомство с различными видами рельефа.
Технология выполнения барельефа.
Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Творческие упражнения по композиции из декоративных элементов на плоскости, выполнение и декорирование животных (улитка, корова, уточка) комбинированным способом. Выполнение барельефов звездочка, цветы, радуга. Отличие от других видов рельефа, особенности формы и цветового решения. Декорирование. Роспись готового изделия.
Фоторамки (машина, девочка с собакой, ромашки).
Т.: Беседа о фотографиях и фоторамках.
Знакомство с различными способами лепки фоторамки (комбинированный, конструктивный, из целого куска.) Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости. Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Выполнение фоторамки по образцу педагога. Изготовление фоторамки «машина» конструктивным способом. Изготовление фоторамки «девочка с собакой» комбинированным способом. Изготовление фоторамки «ромашки» из целого куска. Декорирование. Роспись готового изделия.
Панно (баба-яга, корзина с цветами, зайчик под грибком, котенок с мячиком).
Т.: Понятие панно. Технология выполнения панно. Различные приемы лепки в работе. Передача в лепных изделиях объемной формы, их пропорции и соотношения.
Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Выполнение панно (баба-яга, корзина с цветами, зайчик под грибком, котенок с мячиком) комбинированным способом по образцу педагога. Декорирование изделия. Роспись изделий.
Итоговое занятие.
Повторение основных понятий. Диагностика.
Организация выставки лучших детских работ. Вручение дипломов, грамот.
Содержание программы
2 год обучения.
Вводное занятие
Т.: Знакомство с тематикой занятий на учебный год. Режим работы.
План занятий, демонстрация изделий. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Начальная диагностика знаний и умений.
Лепка предметов на основе геометрических фигур.
Осенние листья
Т.: Основные приемы работы с глиной. Свойства глины как пластического материала. Понятие пропорции при лепке осенних листьев. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины.
П.: Лепка яблок по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Звонкие колокольчики
Т.: Основные приемы работы с глиной (сминание, приглаживание, вдавливание, вытягивание). Разложение предметов на простые геометрические формы (шар, треугольник, и т.д.). Основы цветоведения.
Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета. Техника безопасности при работе с глиной, красками.
П.: Лепка колокольчика по образцу педагога.
Декорирование изделия. Роспись изделий.
Кто под дождиком промок?
Т.: Знакомство с различными способами лепке животных (Комбинированный, конструктивный, из целого куска.)
Лаконичность и благородство сдержанного колорита в игрушки.
Единство формы и цвета. Особенности лепки и росписи, отличие от других игрушек. Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Выполнение игрушки по образцу педагога. Лепка животных комбинированным способом. Декорирование изделия. Роспись изделий.
Мышки-норушки
Т.: Беседа о мышке - норушки, её форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности мышки. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка мышке – норушки комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Упрямый ослик
Т.: Беседа об ослах, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности ослика, его сходство и отличие от лошади. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Выполнение игрушки комбинированным способом, по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Курочка
Т.: Беседа о курице, её форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности курицы. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками, ножницами.
П.: Лепка домашней птицы комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Выполнение оперения птицы с помощью ножниц. Декорирование. Роспись готового изделия.
Индюк
Т.: Беседа об индюке, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности индюка. Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка индюка комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Динозаврик с мамой, динозавр с колючками
Т.: Беседа о вымерших доисторических рептилиях, их форме, строении, окраске, месте обитания. Их сходство и отличие от современных рептилий. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание.)
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка динозавров конструктивным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Изготовление мелких деталей для украшения животного. Роспись готового изделия.
Волк
Т.: Беседа о волке, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности волка. Сравнение волка и собаки. Основные приемы работы с глиной, (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка волка комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Лиса
Т.: Беседа о диких животных, их месте обитания, форме, строении, окраске и питании. Отличительные особенности лисы. Основные приемы работы с глиной. Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка лисицы комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Белка
Т.: Беседа о белке, её форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности белки. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка белки комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.
Снежный кролик
Т.: Беседа о кролике, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности кролика. Сравнение его с зайцами.
Основные приемы работы с глиной.
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка снежного кролика комбинированным способом. Роспись готового изделия.
Водоноски у колодца
Т.: История зарождения промысла. Вятский праздник – «Свистопляска».
Особенности дымковской игрушки. Приемы лепки формы игрушки «из куска», формирование образа вытягиванием деталей.
П.: Выполнение игрушки по образцу педагога, в традиционной дымковской манере. Роспись готового изделия.
На арене цирка
Т.: Беседа о цирке и животных, выполняющие цирковые трюки. Использование художественного слова. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка цирковых животных комбинированным способом.
Роспись готового изделия.
Чудесная раковина
Т.: Беседа о море, его обитателях и растениях. Использование художественного слова о раковинах. Беседа о раковинах и форме и строении. Сравнение различных раковин. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)
Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.
П.: Лепка чудесных раковин комбинированным способом. Декорирование. Роспись готового изделия.
Крокодил
Т.: Беседа о крокодиле, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности крокодила. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.) Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками, ножницами.
П.: Лепка крокодила. Выполнение игрушки по образцу педагога.
Выполнение крокодиловой кожи с помощью ножниц.
Роспись готового изделия.
Медальоны: (Домик, солнышко ,сердечко, месяц, часы с кукушкой).
Т.: Свойства глины как пластического материала. Основные приемы работы
с глиной. Понятие пропорции в лепке медальонов. Составление композиции из мелких деталей. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины. Техника безопасности при работе с глиной.
П.: Лепка медальонов различными способами по образцу педагога: Домик, солнышко, сердечко, месяц, часы с кукушкой. Декорирование.
Роспись готового изделия.
Барельефы: Черепаха, Рыбка, Птичка, Лягушка, Жираф, Обезьянка.
Т.: Рельеф. Виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф. Технология выполнения барельефа. Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости. Беседа о животных и птицах, их особенностях, форме и строение. Техника безопасности при работе с глиной.
П.: Творческие упражнения по композиции из декоративных элементов на плоскости, выполнение и декорирование картин комбинированным способом. Работа с шаблонами
Лепка рельефных картин: Черепаха, рыбка, птичка, лягушка, жираф, обезьянка. Роспись готового изделия.
Подсвечники: Змейка, Праздничный подсвечник, Звезда.
Т.: Основные способы лепки подсвечников.
Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний детей делать подсвечники из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск). Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.
Техника безопасности при работе с глиной.
П.: Лепка подсвечников комбинированным способом лепки: змейка, праздничный подсвечник, звезда. Комбинирование различных форм в изделии. Декорирование. Роспись готового изделия.
Панно: Паровозик, Корзина, Мухомор, Репка.
Т.: Понятие панно. Виды панно. Понятие пропорции в лепке панно. Составление композиции из мелких деталей. Основные приемы работы
с глиной. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины. Техника безопасности при работе с глиной.
П.: Лепка панно различными способами по образцу педагога: Паровозик, корзина, мухомор, репка. Декорирование. Роспись готового изделия.
Итоговое занятие
Повторение основных понятий. Диагностика.
Организация выставки лучших детских работ. Вручение дипломов, грамот.
4.Методическое обеспечение Программы.
Воспитательно-образовательная работа по программе «Сказку сделаем из глины» направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества.
Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, воспитывает аккуратность и терпение.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из глины расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Лепка из глины позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Для освоения техники каждого из видов деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, плавности, ритмичности, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой
Для организации педагогического процесса используются следующие методы работы с детьми:
Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод.
Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу детям знаний и опыта старшего поколения. Эффективно содействует обработке практических знаний, умений и навыков, расширяет художественный кругозор познания в области изобразительного искусства, вызывает интерес к более глубокому изучению теории искусства.
Проблемно-поисковый (эвристический) метод
Ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание, т.е. создает проблемную ситуацию. Эвристический метод касается лишь одного элементов темы, а проблемно – поисковый решает целую серию задач, ситуаций: для самостоятельного определения вида деятельности, для углубления знаний, принимая исследовательский характер, когда дети сами делают открытия в ходе учебного или творческого процесса.
Чтобы слепить тематическую композицию (из нескольких фигур) нужно подумать и о форме лепки изделий и об образном характере фигур в целом, о композиции, цвете пропорциях. Все это требует определенных знаний и умений. В процессе работы появляются новые идеи, возникают определенные сложности, которые повышают интерес детей к решению этих задач.
По способу предъявления учебной информации на занятиях лепки применяются такие методы как:
словесный в форме беседы, при котором педагог, опираясь на имеющиеся у воспитанников знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит воспитанников к пониманию и усвоению новых знаний, а также для извлечения знаний из наблюдения предметов, формы, способов их создания. Иногда беседа ведется в виде диалога педагога и воспитанников по комплексу вопросов темы.
наглядный дает возможность развивать наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным. Это не только рисунки или плакаты с изображением игрушек, но и образцы готовых лепных форм, созданных как наглядные образцы для показа. Это игрушки из фонда работ детей, созданных за годы существования объединения.
практический развивает умения и навыки, творческие способности, зрительную память, цветовое восприятие и др. Метод практической работы является основным в обучении. На практических занятиях дети закрепляют все полученные теоретические знания и добиваются лучших творческих результатов. От простейших приемов лепки в виде упражнений дети учатся создавать сложные пластические формы игрушек, и умело их расписывать.
метод контроля и самоконтроля является основным показателем приобретенных знаний, умений и навыков на занятиях за время обучения в творческом объединении, что позволяет справедливо и трезво оценить свои возможности и способности. Решить для себя: является ли занятие лепкой интересным увлечением или это профессиональное направление деятельности в будущем.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Для успешной реализации образовательной программы «Фантазия» необходимо создать сплоченный коллектив воспитанников, заинтересовать их, увлечь.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место.
Помещение, в котором проводится занятие, должно быть: светлым, просторным.
Рабочие столы должны быть соединены в один общий ряд, выдержав необходимое количество посадочных мест (12-15детей).
Оборудование и материал, необходимый для занятия:
- глина; стеки, доски;
- печь, станки для работы с глиной;
- гончарные круги;
- краски, гуашь, кисти;
- наглядное пособие (раздаточный материал, трафареты, образцы выполненные детьми и педагогами).
- бумага, ватман, клей, тушь, бесцветный лак
- ножницы, поролон, гипс.
5.Список литературы
Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана - Граф”, 2004. 400с.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
Гусарова Н.Н. Технология. Чудесная мастерская. Методическое пособие.2-е изд. Детство-пресс, 2005. 48с.
Литвинец Э.Н. Забытое искусство, М. – 2003.
Казакова Г.Г. Развивайте у детей творчество. - М. Айрис – Пресс, 2005.
Мельникова Е.К. Сказочные поделки. - Детство-пресс, 2005г
Мелик-Пашаев А.А. Ступени к творчеству. М. Айрис-с – Пресс, 2004г.;
15.Шпикалова Т.Я. «Детям – о традициях народного мастерства». М.:2003г.;
16.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 2005.
17.Дополнительное образование детей: учебное пособие для ВУЗов; М.:2000г.;