12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шлендина Галина Ивановна34
0

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Сказку сделаем из глины»

Модифицированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Сказку сделаем из глины»

художественно-эстетической направленности

для детей старшего дошкольного возраста

срок реализации 2 года

Разработал:

педагог дополнительного

образования МАОУ ДО ЦДТ

Шлендина Галина Ивановна

Кумертау

2018г.

Содержание

1.Пояснительная записка 3-6

 

2.Учебно – тематический план 7-8

 

3.Содержание программы 9-17

 

4.Методическое обеспечение 17-19

образовательной программы

 

5. Список литературы 20

 

6. Варианты приложений

 


 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с природным материалом, пластичным и послушным – глиной. Глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком.

Лепить из глины - одно удовольствие!

Данная модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Сказку сделаем из глины» направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

Знакомство с искусством и творческой деятельностью в детском возрасте обуславливает позитивное восприятие окружающего мира, развитие образного мышления, способностей и практических навыков.

Новизна данной Программы определяется учётом особенностей контингента детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

  Отличительные особенности Программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя разные элементы: сувенирная лепка, дымковская игрушка, элементы ручной лепки и др.

Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать   своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность детей.


 

Программа способствует развитию и совершенствованию ручной моторики, зрительно – двигательной координации и повышению уровня сенсорного и умственного развития.


 

Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности воспитанников в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

          Педагогическая целесообразность  Программы определяется учётом возрастных особенностей воспитанников, широкими возможностями социализации в процессе  привития  трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.     

Цель Программы: создание условий для развития умственного и эстетического развития воспитанников посредством обучения лепке из глины.

Образовательные задачи

Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.

Познакомить детей со свойствами и качеством предметов, об их форме, цвете, величине, положения в пространстве.

Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.

Научить понимать и уважать национальные традиции, народные промыслы;

Развивающие задачи

Содействовать развитию художественно – творческих способностей у детей.

Содействовать развитию у детей мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

Сформировать умение анализировать произведения искусства и свои собственные работы.

Содействовать обогащению и систематизации словарного запаса.

Воспитательные задачи

Сформировать у детей эмоционально - эстетическое отношение к окружающему.

Способствовать воспитанию аккуратности, терпимости, усидчивости и уважения к окружающим.

Способствовать воспитанию любви к природе, к родному краю.

Способствовать воспитанию чувства ответственности за выполненную работу, коллективизма.

Принцип построения Программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных этапах деятельности.

Основные дидактические принципы Программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют задания по образцу педагога. В группе второго года – тоже, но на более сложном техническом уровне, оттачивая свое мастерство.

Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному на новом, более сложном творческом уровне, с учетом возрастных особенностей.

 

Теоретические знания по всем разделам Программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в Программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, затем идет практическая часть, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Объём программы –144 часа, которые распределяются следующим образом: Первый год обучения –72 ча

Второй год обучения –72 часа.

Возраст воспитанников:

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Режим занятий: Для групп 1-ого и 2-го года обучения предусмотрены занятия 2 раза в неделю по 1 часу.

Занятия рассчитаны на 25минут с перерывом 10 минут для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

В группах 1-го года обучения количество детей 15 человек.

В группах 2-го года обучения количество детей 12 человек

В процессе обучения используются различные формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Особое внимание необходимо уделить наиболее одаренным детям.

Различными могут быть и формы проведения занятий: игровая форма, познавательное занятие (беседа, рассказ), практическое занятие по отработке определенных способов и приемов лепки по образцу или с натуры.

Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простоту восприятия, веру в свои способности, расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.

Ожидаемый результат

После окончания 1 года обучения воспитанники

 знают:

•  требования техники безопасности при работе с глиной,

способы (конструктивный, скульптурный, комбинированный) и виды лепки (рельефный, модульный)

•  этапы изготовления изделий из глины,

•  виды изделий из глины, народные промыслы,

•  виды художественной обработки изделий из глины;

умеют:

• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,

 • с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе.

владеют:

• технологией лепки простейших изделий из глины.

  После окончания 2 года обучения воспитанники

 знают:

• требования техники безопасности при работе с глиной,

технологию художественных изделий из глины;

технологию заготовки и хранения глины;

способы эстетического оформления сувениров и подарков;

понятия о цветоведение, о контрастности, холодных и теплых цветах.

умеют:

• работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства.

• вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок

владеют

• технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции.

Способы проверки ожидаемых результатов: Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая диагностика с целью отслеживается уровня усвоения Программы по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• развитие художественного вкуса;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

При проведении занятий для текущей проверки используются следующие формы;

• тестирование;

• игра-конкурс;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в следующих формах:

Первый год обучения

- итоговая диагностика

- конкурс детских работ

- мини-выставки работ в объединении

- постоянная экспозиция работ в кабинете

- выставки детских работ для родителей

- участие в плановых выставках МАОУ ДО«ЦДТ»

Второй год обучения

- итоговая диагностика

- конкурс детских работ

- участие в конкурсах-выставках

- участие в праздничных ярмарках-продажах (изготовление сувенирных игрушек)

- анализ и отбор работ для благотворительных акций.

Результативность освоения Программы определяются по трём уровням:

высокий, средний, низкий.

 

2.Учебный тематический план

1 год обучения

сроки

Название темы

Теория

(кол-во часов)

Практика

(кол-во часов)

Всего часов

Сентябрь

Вводное занятие. Т.Б.

0,5

0,5

1

Яблоки поспели

0,3

1,7

2

Дерево счастья

0,3

1,7

2

Подсолнух

0,3

1,7

2

Зайчик

0,3

1,7

2

Октябрь

Цветик-семицветик

0,3

1,7

2

Собака

0,3

1,7

2

Петух

0,3

1,7

2

Лиса

0,3

1,7

2

Ноябрь

Медведь

0,3

1,7

2

Волк

0,3

1,7

2

страус

0,3

1,7

2

Декабрь

слон

0,3

1,7

2

Снежный кролик

0,3

1,7

2

Душистый снег

0,3

1,7

2

Январь

Сувениры: Снеговик

0,3

1,7

2

Домовой

0,3

1,7

2

Русская матрешка

0,3

1,7

2

Февраль-Март

Ваза для цветов

0,3

1,7

2

Солнышко

0,3

1,7

2

Гномик

0,3

1,7

2

Лягушка

0,3

1,7

2

Жираф

0,3

1,7

2

Март- Апрель

Барельефы: улитка

0,3

1,7

2

Звездочка

0,3

1,7

2

Цветы

0,3

1,7

2

Корова

0,3

1,7

2

Уточки

0,3

1,7

2

Радуга

0,3

1,7

2

Апрель-

Май

Фоторамки: машина

0,3

1,7

2

Девочка с собакой

0,3

1,7

2

Ромашки

0,3

1,7

2

Май

Панно: баба-яга

0,3

1,7

2

Корзина с цветами

0,3

1,7

2

Зайчик под грибком

0,3

1,7

2

Котенок с мячиком

0,3

1,7

2

Май

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

Итого: 72 часа

Учебный тематический план 2 год обучения

сроки

Название темы

Теория

(кол-во часов)

Практика

(кол-во часов)

Всего часов

Сентябрь

Вводное занятие. Т.Б.

0,5

0,5

1

Осенние листья

0,3

1,7

2

Звонкие колокольчики

0,3

1,7

2

Кто под дождиком промок?

0,3

1,7

2

Мышки - норушки

0,3

1,7

2

Октябрь

Упрямый ослик

0,3

1,7

2

Курочка

0,3

1,7

2

Индюк

0,3

1,7

2

Динозаврик с мамой

0,3

1,7

2

Ноябрь

Динозавр с колючками

0,3

1,7

2

Волк

0,3

1,7

2

Лиса

0,3

1,7

2

Декабрь

Белка

0,3

1,7

2

Снежный кролик

0,3

1,7

2

Водоноски у колодца

0,3

1,7

2

Январь

На арене цирка

0,3

1,7

2

Чудесная раковина

0,3

1,7

2

Крокодил

0,3

1,7

2

Февраль-Март

Медальоны: Домик

0,3

1,7

2

Солнышко

0,3

1,7

2

Сердечко

0,3

1,7

2

Месяц

0,3

1,7

2

Часы с кукушкой

0,3

1,7

2

Март - Апрель

Барельефы: Черепаха

0,3

1,7

2

Рыбка

0,3

1,7

2

Птичка

0,3

1,7

2

Лягушка

0,3

1,7

2

Жираф

0,3

1,7

2

Обезьянка

0,3

1,7

2

Апрель-

Май

Подсвечники: Змейка

0,3

1,7

2

Праздничный подсвечник

0,3

1,7

2

Звезда

0,3

1,7

2

Май

Панно: Паровозик

0,3

1,7

2

Корзина

0,3

1,7

2

Мухомор

0,3

1,7

2

Репка

0,3

1,7

2

Май

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

Итого: 72 часа

3.Содержание программы

1 год обучения.

Вводное занятие

Т.: Знакомство с целями и задачами программы.

Общее понятие о декоративно-прикладном творчестве.

История развития глиняной игрушки.

Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Начальная диагностика знаний и умений.

Лепка предметов на основе геометрических фигур.

Яблоки поспели

Т.: Основные приемы работы с глиной.

Свойства глины как пластического материала. Понятие пропорции в изображении яблок. Разложение предметов на простые геометрические формы (шар, треугольник, и т.д.).

Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины.

П.: Лепка яблок по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Дерево счастья

Т.: Основные приемы работы с глиной.

Понятие пропорции в изображении дерева. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины.

П.: Лепка дерева счастья по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Подсолнух

Т.: Основные приемы работы с глиной (сминание, приглаживание, вдавливание, вытягивание). Основы цветоведения.

Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Лепка подсолнуха по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Зайчик

Т.: Беседа о зайцах. Различные приемы лепки в работе. Передача в лепных изделиях объемной формы, их пропорции и соотношения. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Изготовление игрушки зайчик приемами оттягивание, вдавливание, заглаживание. Декорирование изделия. Роспись изделий.

Цветик-семицветик

Т.: Беседа о цветах. Основные приемы работы с глиной (сминание, заглаживание, вдавливание, вытягивание).

Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Лепка цветика – семицветика по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Собака

Т.: Основные приемы работы с глиной. Формирование образа собаки при лепке комбинированным способом. Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета.

Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Выполнение игрушки собака по образцу педагога.

Роспись изделий.

Петух

Т.: Беседа о домашних птицах. Отличительные особенности в лепке и росписи петуха. Основные приемы работы с глиной. Формирование образа петуха вытягиванием деталей из целого куска глины.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка фигуры петуха по предложенным образцам.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

 

Лиса, Медведь, Волк

Т.: Беседа о диких животных, обитающих в нашем регионе.

Понятие пропорции в изображении животных. Отличительные особенности каждого животного. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка животных (лисы, медведя и волка) комбинированным способом.

Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готовых изделий.

Страус

Т.: Беседа о стаусе, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности страуса. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка страуса комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Слон

Т.: Беседа о слоне и его месте обитания. Отличительные особенности слона. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка страуса комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Снежный кролик

Т.: Беседа о кроликах. Различные приемы лепки в работе. Передача в лепных изделиях объемной формы, их пропорции и соотношения. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Изготовление игрушки снежный кролик приемами оттягивание, вдавливание, заглаживание. Декорирование изделия. Роспись изделий.

Душистый снег

Т.: Беседа о зиме, снежинках. Основные приемы работы с глиной. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета.

Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Лепка душистого снега по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Лепка сувениров (снеговик, домовой, русская матрешка, ваза для цветов, солнышко, гномик, лягушка, жираф, )

Т.: Знакомство с различными способами лепки сувениров (Комбинированный, конструктивный, из целого куска.)

Лаконичность и благородство сдержанного колорита в игрушки.

Единство формы и цвета. Особенности лепки и росписи, отличие от других игрушек. Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Выполнение игрушки по образцу педагога.

Лепка сувениров комбинированным способом: снеговик, домовой.

Лепка сувениров конструктивным способом: ваза для цветов, солнышко, гномик. Лепка сувениров из целого куска: матрешка, лягушка, жираф. Декорирование. Роспись готового изделия.

Барельефы (улитка, звездочка, цветы, корова, уточки, радуга).

Т.: Понятие рельеф. Знакомство с различными видами рельефа.

Технология выполнения барельефа.

Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Творческие упражнения по композиции из декоративных элементов на плоскости, выполнение и декорирование животных (улитка, корова, уточка) комбинированным способом. Выполнение барельефов звездочка, цветы, радуга. Отличие от других видов рельефа, особенности формы и цветового решения. Декорирование. Роспись готового изделия.

Фоторамки (машина, девочка с собакой, ромашки).

Т.: Беседа о фотографиях и фоторамках.

Знакомство с различными способами лепки фоторамки (комбинированный, конструктивный, из целого куска.) Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости. Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Выполнение фоторамки по образцу педагога. Изготовление фоторамки «машина» конструктивным способом. Изготовление фоторамки «девочка с собакой» комбинированным способом. Изготовление фоторамки «ромашки» из целого куска. Декорирование. Роспись готового изделия.

Панно (баба-яга, корзина с цветами, зайчик под грибком, котенок с мячиком).

Т.: Понятие панно. Технология выполнения панно. Различные приемы лепки в работе. Передача в лепных изделиях объемной формы, их пропорции и соотношения.

Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Выполнение панно (баба-яга, корзина с цветами, зайчик под грибком, котенок с мячиком) комбинированным способом по образцу педагога. Декорирование изделия. Роспись изделий.

Итоговое занятие.

Повторение основных понятий. Диагностика.

Организация выставки лучших детских работ. Вручение дипломов, грамот.

Содержание программы

2 год обучения.

Вводное занятие

Т.: Знакомство с тематикой занятий на учебный год. Режим работы.

План занятий, демонстрация изделий. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Начальная диагностика знаний и умений.

Лепка предметов на основе геометрических фигур.

Осенние листья

Т.: Основные приемы работы с глиной. Свойства глины как пластического материала. Понятие пропорции при лепке осенних листьев. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины.

П.: Лепка яблок по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Звонкие колокольчики

Т.: Основные приемы работы с глиной (сминание, приглаживание, вдавливание, вытягивание). Разложение предметов на простые геометрические формы (шар, треугольник, и т.д.). Основы цветоведения.

Основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, оттенки одного цвета. Техника безопасности при работе с глиной, красками.

П.: Лепка колокольчика по образцу педагога.

Декорирование изделия. Роспись изделий.

Кто под дождиком промок?

Т.: Знакомство с различными способами лепке животных (Комбинированный, конструктивный, из целого куска.)

Лаконичность и благородство сдержанного колорита в игрушки.

Единство формы и цвета. Особенности лепки и росписи, отличие от других игрушек. Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Выполнение игрушки по образцу педагога. Лепка животных комбинированным способом. Декорирование изделия. Роспись изделий.

Мышки-норушки

Т.: Беседа о мышке - норушки, её форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности мышки. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка мышке – норушки комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Упрямый ослик

Т.: Беседа об ослах, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности ослика, его сходство и отличие от лошади. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Выполнение игрушки комбинированным способом, по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Курочка

Т.: Беседа о курице, её форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности курицы. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками, ножницами.

П.: Лепка домашней птицы комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Выполнение оперения птицы с помощью ножниц. Декорирование. Роспись готового изделия.

Индюк

Т.: Беседа об индюке, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности индюка. Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка индюка комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Динозаврик с мамой, динозавр с колючками

Т.: Беседа о вымерших доисторических рептилиях, их форме, строении, окраске, месте обитания. Их сходство и отличие от современных рептилий. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание.)

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка динозавров конструктивным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Изготовление мелких деталей для украшения животного. Роспись готового изделия.

Волк

Т.: Беседа о волке, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности волка. Сравнение волка и собаки. Основные приемы работы с глиной, (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка волка комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Лиса

Т.: Беседа о диких животных, их месте обитания, форме, строении, окраске и питании. Отличительные особенности лисы. Основные приемы работы с глиной. Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка лисицы комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Белка

Т.: Беседа о белке, её форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности белки. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка белки комбинированным способом. Выполнение игрушки по образцу педагога. Роспись готового изделия.

Снежный кролик

Т.: Беседа о кролике, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности кролика. Сравнение его с зайцами.

Основные приемы работы с глиной.

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка снежного кролика комбинированным способом. Роспись готового изделия.

Водоноски у колодца

Т.: История зарождения промысла. Вятский праздник – «Свистопляска».

Особенности дымковской игрушки. Приемы лепки формы игрушки «из куска», формирование образа вытягиванием деталей.

П.: Выполнение игрушки по образцу педагога, в традиционной дымковской манере. Роспись готового изделия.

На арене цирка

Т.: Беседа о цирке и животных, выполняющие цирковые трюки. Использование художественного слова. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка цирковых животных комбинированным способом.

Роспись готового изделия.

Чудесная раковина

Т.: Беседа о море, его обитателях и растениях. Использование художественного слова о раковинах. Беседа о раковинах и форме и строении. Сравнение различных раковин. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.)

Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками.

П.: Лепка чудесных раковин комбинированным способом. Декорирование. Роспись готового изделия.

Крокодил

Т.: Беседа о крокодиле, его форме, строении, окраске, месте обитания. Отличительные особенности крокодила. Основные приемы работы с глиной (сминание, скатывание, вытягивание, сплющивание, вдавливание, расплющивание.) Техника безопасности при работе с глиной, стеками, красками, ножницами.

П.: Лепка крокодила. Выполнение игрушки по образцу педагога.

Выполнение крокодиловой кожи с помощью ножниц.

Роспись готового изделия.

Медальоны: (Домик, солнышко ,сердечко, месяц, часы с кукушкой).

Т.: Свойства глины как пластического материала. Основные приемы работы

с глиной. Понятие пропорции в лепке медальонов. Составление композиции из мелких деталей. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины. Техника безопасности при работе с глиной.

П.: Лепка медальонов различными способами по образцу педагога: Домик, солнышко, сердечко, месяц, часы с кукушкой. Декорирование.

Роспись готового изделия.

Барельефы: Черепаха, Рыбка, Птичка, Лягушка, Жираф, Обезьянка.

Т.: Рельеф. Виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф. Технология выполнения барельефа. Правила построения композиции из декоративных элементов на плоскости. Беседа о животных и птицах, их особенностях, форме и строение. Техника безопасности при работе с глиной.

П.: Творческие упражнения по композиции из декоративных элементов на плоскости, выполнение и декорирование картин комбинированным способом. Работа с шаблонами

Лепка рельефных картин: Черепаха, рыбка, птичка, лягушка, жираф, обезьянка. Роспись готового изделия.

Подсвечники: Змейка, Праздничный подсвечник, Звезда.

Т.: Основные способы лепки подсвечников.

Деление большого куска материала на равные и неравные части; закрепление знаний детей делать подсвечники из основных форм (шар, цилиндр, куб, диск). Требования гармонии, декоративности и художественной выразительности изделий из глины.

Техника безопасности при работе с глиной.

П.: Лепка подсвечников комбинированным способом лепки: змейка, праздничный подсвечник, звезда. Комбинирование различных форм в изделии. Декорирование. Роспись готового изделия.

Панно: Паровозик, Корзина, Мухомор, Репка.

Т.: Понятие панно. Виды панно. Понятие пропорции в лепке панно. Составление композиции из мелких деталей. Основные приемы работы

с глиной. Виды красок, используемых для росписи изделий из глины. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ из глины. Техника безопасности при работе с глиной.

П.: Лепка панно различными способами по образцу педагога: Паровозик, корзина, мухомор, репка. Декорирование. Роспись готового изделия.

Итоговое занятие

Повторение основных понятий. Диагностика.

Организация выставки лучших детских работ. Вручение дипломов, грамот.

4.Методическое обеспечение Программы.

Воспитательно-образовательная работа по программе «Сказку сделаем из глины» направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества.

Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, воспитывает аккуратность и терпение.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из глины расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Лепка из глины позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Для освоения техники каждого из видов деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, плавности, ритмичности, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой

Для организации педагогического процесса используются следующие методы работы с детьми:

Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод.

Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу детям знаний и опыта старшего поколения. Эффективно содействует обработке практических знаний, умений и навыков, расширяет художественный кругозор познания в области изобразительного искусства, вызывает интерес к более глубокому изучению теории искусства.

Проблемно-поисковый (эвристический) метод

Ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание, т.е. создает проблемную ситуацию. Эвристический метод касается лишь одного элементов темы, а проблемно – поисковый решает целую серию задач, ситуаций: для самостоятельного определения вида деятельности, для углубления знаний, принимая исследовательский характер, когда дети сами делают открытия в ходе учебного или творческого процесса.

Чтобы слепить тематическую композицию (из нескольких фигур) нужно подумать и о форме лепки изделий и об образном характере фигур в целом, о композиции, цвете пропорциях. Все это требует определенных знаний и умений. В процессе работы появляются новые идеи, возникают определенные сложности, которые повышают интерес детей к решению этих задач.

По способу предъявления учебной информации на занятиях лепки применяются такие методы как:

словесный в форме беседы, при котором педагог, опираясь на имеющиеся у воспитанников знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит воспитанников к пониманию и усвоению новых знаний, а также для извлечения знаний из наблюдения предметов, формы, способов их создания. Иногда беседа ведется в виде диалога педагога и воспитанников по комплексу вопросов темы.

наглядный дает возможность развивать наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным. Это не только рисунки или плакаты с изображением игрушек, но и образцы готовых лепных форм, созданных как наглядные образцы для показа. Это игрушки из фонда работ детей, созданных за годы существования объединения.

практический развивает умения и навыки, творческие способности, зрительную память, цветовое восприятие и др. Метод практической работы является основным в обучении. На практических занятиях дети закрепляют все полученные теоретические знания и добиваются лучших творческих результатов. От простейших приемов лепки в виде упражнений дети учатся создавать сложные пластические формы игрушек, и умело их расписывать.

метод контроля и самоконтроля является основным показателем приобретенных знаний, умений и навыков на занятиях за время обучения в творческом объединении, что позволяет справедливо и трезво оценить свои возможности и способности. Решить для себя: является ли занятие лепкой интересным увлечением или это профессиональное направление деятельности в будущем.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Для успешной реализации образовательной программы «Фантазия» необходимо создать сплоченный коллектив воспитанников, заинтересовать их, увлечь.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место.

Помещение, в котором проводится занятие, должно быть: светлым, просторным.

Рабочие столы должны быть соединены в один общий ряд, выдержав необходимое количество посадочных мест (12-15детей).

Оборудование и материал, необходимый для занятия:

- глина; стеки, доски;

- печь, станки для работы с глиной;

- гончарные круги;

- краски, гуашь, кисти;

- наглядное пособие (раздаточный материал, трафареты, образцы выполненные детьми и педагогами).

- бумага, ватман, клей, тушь, бесцветный лак

- ножницы, поролон, гипс.

5.Список литературы

Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана - Граф”, 2004. 400с.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.

Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.

Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.

Гусарова Н.Н. Технология. Чудесная мастерская. Методическое пособие.2-е изд. Детство-пресс, 2005. 48с.

Литвинец Э.Н. Забытое искусство, М. – 2003.

Казакова Г.Г. Развивайте у детей творчество. - М. Айрис – Пресс, 2005.

Мельникова Е.К. Сказочные поделки. - Детство-пресс, 2005г

Мелик-Пашаев А.А. Ступени к творчеству. М. Айрис-с – Пресс, 2004г.;

15.Шпикалова Т.Я. «Детям – о традициях народного мастерства». М.:2003г.;

16.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 2005.

17.Дополнительное образование детей: учебное пособие для ВУЗов; М.:2000г.;

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.