12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Елена55
Я работаю учителем начальных классов. У меня 2 класс. Работаю по УМК "Школа России"
Россия, Самарская обл., поселок Исток

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский

муниципального района Большечерниговский Самарской области

 

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № ___ от «___» ____ 20__ г. Председатель МО ____________ Согласовано «___» _____ 20____ г. Зам. директора по УВР _____________ Утверждаю «___» ______20____ г. Директор __________



 

Модифицированная программа

«Всезнайка»

Общеинтеллектуальное направление

 


Возраст детей – 8-9 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель – Филатова Е.А.

 

 

п.Краснооктябрьский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса разработана в соответствии с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС. Содержит все необходимые разделы,  включая календарно-тематическое планирование.

Курс «Всезнайка» носит развивающий характер. Основной целью является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Ведущей задачей курса следует считать формирование общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.

 

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Всезнайка»:

В результате изучения данной программы в конце первого года обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

  • проявлять познавательный интерес;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами;

коммуникативные УУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • классифицировать явления, предметы;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Содержание курса внеурочной деятельности «Всезнайка»
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Много­образие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. Формы занятий: Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Основные виды учебной деятельности: Методы и приёмы организации деятельности второ­классников на занятиях ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данному курсу: - частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. - беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.

 

 

Учебно-тематический план

 

тема

всего

теория

практика

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем.

1

0,5

0,5

2

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод».

1

0,5

0,5

3

Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце»

1

0,5

0,5

4

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».

1

0,5

0,5

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

1

0,5

0,5

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

1

0,5

0,5

7

Движение солнца над горизонтом.

1

0,5

0,5

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

1

0,5

0,5

9

Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».

1

0,5

0,5

10

Викторина «Названия месяцев на Руси».

1

0,5

0,5

11

История происхождения названий дней недели.

1

0,5

0,5

12

Круговорот веществ в природе.

1

0,5

0,5

13

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери».

1

0,5

0,5

14

Цепи питания.

1

0,5

0,5

15

Экскурсия «Обитатели почвы».

1

0,5

0,5

16

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка».

1

0,5

0,5

17

Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства».

1

0,5

0,5

18

Природа дождевого облака.

1

0,5

0,5

19

Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки».

1

0,5

0,5

20

Как изучают подводный мир.

1

0,5

0,5

21

Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».

1

0,5

0,5

22

Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана».

1

0,5

0,5

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

0,5

0,5

24

Жизнь в темных глубинах океана.

1

0,5

0,5

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок».

1

0,5

0,5

26

Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки».

1

0,5

0,5

27

Образование плода. Викторина «Много­образие плодов».

1

0,5

0,5

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

1

0,5

0,5

29

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

1

0,5

0,5

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна»

1

0,5

0,5

31

Охрана насекомых.

1

0,5

0,5

32

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

1

0,5

0,5

33

Викторина-игра «Что лишнее»

1

0,5

0,5

34

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу.

1

0,5

0,5

 

Уровни ожидаемого воспитательного результата курса внеурочной деятельности «Всезнайка»

 

1 уровень- (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2 уровень - (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3 уровень -(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности. 

Календарно - тематическое планирование

 

тема

всего

сроки проведения

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем.

1

1 неделя сентября

2

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод».

1

2 неделя сентября

3

Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце»

1

3 неделя сентября

4

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».

1

4 неделя сентября

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

1

1 неделя октября

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

1

2 неделя октября

7

Движение солнца над горизонтом.

1

3 неделя октября

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

1

4 неделя октября

9

Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».

1

1 неделя ноября

10

Викторина «Названия месяцев на Руси».

1

3 неделя ноября

11

История происхождения названий дней недели.

1

4 неделя ноября

12

Круговорот веществ в природе.

1

1 неделя декабря

13

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери».

1

2 неделя декабря

14

Цепи питания.

1

3 неделя декабря

15

Экскурсия «Обитатели почвы».

1

2 неделя января

16

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка».

1

3 неделя января

17

Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства».

1

4 неделя января

18

Природа дождевого облака.

1

1 неделя февраля

19

Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки».

1

2 неделя февраля

20

Как изучают подводный мир.

1

3 неделя февраля

21

Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».

1

4 неделя февраля

22

Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана».

1

1 неделя марта

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

2 неделя марта

24

Жизнь в темных глубинах океана.

1

3 неделя марта

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок».

1

4 неделя марта

26

Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки».

1

1 неделя апреля

27

Образование плода. Викторина «Много­образие плодов».

1

2 неделя апреля

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

1

3 неделя апреля

29

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

1

4 неделя апреля

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна»

1

неделя мая

31

Охрана насекомых.

1

1 неделя мая

32

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

1

2 неделя мая

33

Викторина-игра «Что лишнее»

1

3 неделя мая

34

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу.

1

4 неделя мая

 

Материальное обеспечение:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М., 2010.

  2. Григорьев, Д.В, Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов - М., 2011.

  3. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7

  4. Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.

  5. CDROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.

  6. Учебные фильмы для учащихся.

  7. Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.

  8. CDROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2012г.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.