Модифицированная программа для 2 класса «Всезнайка»

3
0
Материал опубликован 4 February 2017

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский

муниципального района Большечерниговский Самарской области

 

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № ___ от «___» ____ 20__ г. Председатель МО ____________ Согласовано «___» _____ 20____ г. Зам. директора по УВР _____________ Утверждаю «___» ______20____ г. Директор __________



 

Модифицированная программа

«Всезнайка»

Общеинтеллектуальное направление

 


Возраст детей – 8-9 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель – Филатова Е.А.

 

 

п.Краснооктябрьский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса разработана в соответствии с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС. Содержит все необходимые разделы,  включая календарно-тематическое планирование.

Курс «Всезнайка» носит развивающий характер. Основной целью является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Ведущей задачей курса следует считать формирование общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.

 

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Всезнайка»:

В результате изучения данной программы в конце первого года обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

  • проявлять познавательный интерес;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами;

коммуникативные УУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • классифицировать явления, предметы;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Содержание курса внеурочной деятельности «Всезнайка»
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Много­образие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. Формы занятий: Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Основные виды учебной деятельности: Методы и приёмы организации деятельности второ­классников на занятиях ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данному курсу: - частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. - беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.

 

 

Учебно-тематический план

 

тема

всего

теория

практика

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем.

1

0,5

0,5

2

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод».

1

0,5

0,5

3

Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце»

1

0,5

0,5

4

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».

1

0,5

0,5

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

1

0,5

0,5

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

1

0,5

0,5

7

Движение солнца над горизонтом.

1

0,5

0,5

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

1

0,5

0,5

9

Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».

1

0,5

0,5

10

Викторина «Названия месяцев на Руси».

1

0,5

0,5

11

История происхождения названий дней недели.

1

0,5

0,5

12

Круговорот веществ в природе.

1

0,5

0,5

13

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери».

1

0,5

0,5

14

Цепи питания.

1

0,5

0,5

15

Экскурсия «Обитатели почвы».

1

0,5

0,5

16

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка».

1

0,5

0,5

17

Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства».

1

0,5

0,5

18

Природа дождевого облака.

1

0,5

0,5

19

Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки».

1

0,5

0,5

20

Как изучают подводный мир.

1

0,5

0,5

21

Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».

1

0,5

0,5

22

Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана».

1

0,5

0,5

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

0,5

0,5

24

Жизнь в темных глубинах океана.

1

0,5

0,5

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок».

1

0,5

0,5

26

Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки».

1

0,5

0,5

27

Образование плода. Викторина «Много­образие плодов».

1

0,5

0,5

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

1

0,5

0,5

29

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

1

0,5

0,5

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна»

1

0,5

0,5

31

Охрана насекомых.

1

0,5

0,5

32

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

1

0,5

0,5

33

Викторина-игра «Что лишнее»

1

0,5

0,5

34

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу.

1

0,5

0,5

 

Уровни ожидаемого воспитательного результата курса внеурочной деятельности «Всезнайка»

 

1 уровень- (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2 уровень - (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3 уровень -(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности. 

Календарно - тематическое планирование

 

тема

всего

сроки проведения

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем.

1

1 неделя сентября

2

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод».

1

2 неделя сентября

3

Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце»

1

3 неделя сентября

4

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».

1

4 неделя сентября

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

1

1 неделя октября

6

Вращение Земли вокруг своей оси.

1

2 неделя октября

7

Движение солнца над горизонтом.

1

3 неделя октября

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

1

4 неделя октября

9

Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».

1

1 неделя ноября

10

Викторина «Названия месяцев на Руси».

1

3 неделя ноября

11

История происхождения названий дней недели.

1

4 неделя ноября

12

Круговорот веществ в природе.

1

1 неделя декабря

13

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери».

1

2 неделя декабря

14

Цепи питания.

1

3 неделя декабря

15

Экскурсия «Обитатели почвы».

1

2 неделя января

16

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка».

1

3 неделя января

17

Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства».

1

4 неделя января

18

Природа дождевого облака.

1

1 неделя февраля

19

Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки».

1

2 неделя февраля

20

Как изучают подводный мир.

1

3 неделя февраля

21

Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».

1

4 неделя февраля

22

Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана».

1

1 неделя марта

23

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

2 неделя марта

24

Жизнь в темных глубинах океана.

1

3 неделя марта

25

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок».

1

4 неделя марта

26

Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки».

1

1 неделя апреля

27

Образование плода. Викторина «Много­образие плодов».

1

2 неделя апреля

28

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

1

3 неделя апреля

29

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

1

4 неделя апреля

30

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна»

1

неделя мая

31

Охрана насекомых.

1

1 неделя мая

32

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

1

2 неделя мая

33

Викторина-игра «Что лишнее»

1

3 неделя мая

34

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу.

1

4 неделя мая

 

Материальное обеспечение:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М., 2010.

  2. Григорьев, Д.В, Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов - М., 2011.

  3. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7

  4. Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.

  5. CDROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.

  6. Учебные фильмы для учащихся.

  7. Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.

  8. CDROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2012г.

Комментарии
Комментариев пока нет.