Модифицированная программа для 2 класса «Всезнайка»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский
муниципального района Большечерниговский Самарской области
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № ___ от «___» ____ 20__ г. Председатель МО ____________ Согласовано «___» _____ 20____ г. Зам. директора по УВР _____________ Утверждаю «___» ______20____ г. Директор __________
Модифицированная программа
«Всезнайка»
Общеинтеллектуальное направление
Возраст детей – 8-9 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель – Филатова Е.А.
п.Краснооктябрьский
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Всезнайка" для 2 класса разработана в соответствии с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС. Содержит все необходимые разделы, включая календарно-тематическое планирование.
Курс «Всезнайка» носит развивающий характер. Основной целью является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Ведущей задачей курса следует считать формирование общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Всезнайка»:
В результате изучения данной программы в конце первого года обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
-
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
-
проявлять познавательный интерес;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-
проговаривать последовательность действий;
-
учиться высказывать свое предположение (версию);
-
учиться работать по предложенному педагогом плану;
-
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами;
коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
предметными результатами являются формирование следующих умений:
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- классифицировать явления, предметы;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса внеурочной деятельности «Всезнайка»
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию. Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение. История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки. Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма. Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку. Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки. Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки. Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок. Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Поволжье. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. Формы занятий: Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Основные виды учебной деятельности: Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по данному курсу: - частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. - беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. - репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательной деятельности научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности по данной теме.
Учебно-тематический план
№ |
тема |
всего |
теория |
практика |
1 |
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Вращение Земли вокруг своей оси. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Движение солнца над горизонтом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Сутки, определение частей суток по разной деятельности. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Викторина «Названия месяцев на Руси». |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
История происхождения названий дней недели. |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Круговорот веществ в природе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Цепи питания. |
1 |
0,5 |
0,5 |
15 |
Экскурсия «Обитатели почвы». |
1 |
0,5 |
0,5 |
16 |
Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». |
1 |
0,5 |
0,5 |
17 |
Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». |
1 |
0,5 |
0,5 |
18 |
Природа дождевого облака. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19 |
Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». |
1 |
0,5 |
0,5 |
20 |
Как изучают подводный мир. |
1 |
0,5 |
0,5 |
21 |
Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». |
1 |
0,5 |
0,5 |
22 |
История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». |
1 |
0,5 |
0,5 |
23 |
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
1 |
0,5 |
0,5 |
24 |
Жизнь в темных глубинах океана. |
1 |
0,5 |
0,5 |
25 |
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». |
1 |
0,5 |
0,5 |
26 |
Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». |
1 |
0,5 |
0,5 |
27 |
Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». |
1 |
0,5 |
0,5 |
28 |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. |
1 |
0,5 |
0,5 |
29 |
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. |
1 |
0,5 |
0,5 |
30 |
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» |
1 |
0,5 |
0,5 |
31 |
Охрана насекомых. |
1 |
0,5 |
0,5 |
32 |
Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
33 |
Викторина-игра «Что лишнее» |
1 |
0,5 |
0,5 |
34 |
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Уровни ожидаемого воспитательного результата курса внеурочной деятельности «Всезнайка»
1 уровень- (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2 уровень - (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3 уровень -(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Календарно - тематическое планирование
№ |
тема |
всего |
сроки проведения |
1 |
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. |
1 |
1 неделя сентября |
2 |
Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». |
1 |
2 неделя сентября |
3 |
Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце» |
1 |
3 неделя сентября |
4 |
Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». |
1 |
4 неделя сентября |
5 |
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
1 |
1 неделя октября |
6 |
Вращение Земли вокруг своей оси. |
1 |
2 неделя октября |
7 |
Движение солнца над горизонтом. |
1 |
3 неделя октября |
8 |
Сутки, определение частей суток по разной деятельности. |
1 |
4 неделя октября |
9 |
Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». |
1 |
1 неделя ноября |
10 |
Викторина «Названия месяцев на Руси». |
1 |
3 неделя ноября |
11 |
История происхождения названий дней недели. |
1 |
4 неделя ноября |
12 |
Круговорот веществ в природе. |
1 |
1 неделя декабря |
13 |
Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». |
1 |
2 неделя декабря |
14 |
Цепи питания. |
1 |
3 неделя декабря |
15 |
Экскурсия «Обитатели почвы». |
1 |
2 неделя января |
16 |
Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». |
1 |
3 неделя января |
17 |
Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». |
1 |
4 неделя января |
18 |
Природа дождевого облака. |
1 |
1 неделя февраля |
19 |
Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». |
1 |
2 неделя февраля |
20 |
Как изучают подводный мир. |
1 |
3 неделя февраля |
21 |
Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». |
1 |
4 неделя февраля |
22 |
История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». |
1 |
1 неделя марта |
23 |
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». |
1 |
2 неделя марта |
24 |
Жизнь в темных глубинах океана. |
1 |
3 неделя марта |
25 |
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». |
1 |
4 неделя марта |
26 |
Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». |
1 |
1 неделя апреля |
27 |
Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». |
1 |
2 неделя апреля |
28 |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. |
1 |
3 неделя апреля |
29 |
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. |
1 |
4 неделя апреля |
30 |
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна» |
1 |
неделя мая |
31 |
Охрана насекомых. |
1 |
1 неделя мая |
32 |
Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. |
1 |
2 неделя мая |
33 |
Викторина-игра «Что лишнее» |
1 |
3 неделя мая |
34 |
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. |
1 |
4 неделя мая |
Материальное обеспечение:
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М., 2010.
-
Григорьев, Д.В, Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов - М., 2011.
-
Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7
-
Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.
-
CD – ROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.
-
Учебные фильмы для учащихся.
-
Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.
-
CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2012г.