Рабочая программа по математике для 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математике» для 2 класса разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707).
4. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540).
5. Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26993).
6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916).
7. Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2015 N 37714).
8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
10. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 10.07.2013) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755).
11. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Целинная СОШ
12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Учебник, умк, (выходные данные)
Математика. Рабочие программы. 1-4 классы М.И.Моро. и др Просвещение, 2011
Математика. Учебник. 2 класс. В 2 ч. / (М.И.Моро. и др.)
Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.И.Моро,С.И. Волкова.
С.В. Бахтина. Поурочные разработки по математике. 2 класс.
С.И. Волкова. Устные упражнения 2 класс
Т.Н Ситникова. Контрольно- измерительные материалы по математике.
На изучение математики во втором классе начальной школы выделяется 136ч. (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения математики
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
В результате изучения предмета «Математика» выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношение между ними(дециметр – сантиметр, килограмм).
выполнять устно сложение и вычитание (с использованием таблицы сложения), однозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 10 (в том числе с нулём и числом 1);
вычислять значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10.
решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного.
определять взаимное расположение в пространстве и на плоскости;
распознавать и называть геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок).
измерять длину отрезка.
читать несложные готовые таблицы.
Выпускник получит возможность научиться
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы), объяснять свои действия.
выполнять устно сложение и вычитание (с использованием таблицы сложения),
однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 (в том числе с нулём и числом 1);
выполнять действия с величинами.
решать задачи в два действия.
распознавать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг;
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину ломаной линии.
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц.
Содержание учебного предмета
№ темы |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
|
1 |
Числа от 1 до 100. Нумерация |
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. |
17 |
|
2 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге .Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание. |
71 |
|
3 |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление |
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).Периметр прямоугольника (квадрата).Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
40 |
|
4 |
Итоговое повторение |
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. |
8 |
|
Всего: |
136ч |
Тематическое планирование
№п/п |
Тема |
Дата |
1 |
Числа от 1 до 20 |
1 |
2 |
Закрепление по теме Числа от 1 до 20. |
2 |
3 |
Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 |
6 |
4 |
Закрепление по теме Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 |
7 |
5 |
Поместное значение цифр. |
8 |
6 |
Однозначные и двузначные числа. |
9 |
7 |
Единицы измерения длины – миллиметр. |
13 |
8 |
Закрепление по теме «Нумерация» |
14 |
9 |
Число 100. |
15 |
10 |
Метр. Таблица единиц длины. |
16 |
11 |
Сложение и вычитание вида 35+5, 35-20, 35-5. |
20 |
12 |
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых |
21 |
13 |
Единицы стоимости: рубль, копейка. |
22 |
14 |
Странички для любознательных. Закрепление по теме: «Сложение и вычитание» |
23 |
15 |
Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» |
27 |
16 |
Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. |
28 |
17 |
Задачи обратные данной. |
29 |
18 |
Сумма и разность отрезков. |
30.09 |
19 |
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. |
|
20 |
Закрепление по теме Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. |
|
21 |
Закрепление по теме «Решение задач» |
|
22 |
Час. Минута. Определение времени по часам. |
|
23 |
Длина ломаной. |
|
24 |
Страничка для любознательных. Закрепление по теме: «Решение задач» |
|
25 |
Порядок действий. Скобки. |
|
26 |
Числовые выражения. |
|
27 |
Сравнение числовых выражений. |
|
28 |
Периметр многоугольника. |
19.10 |
29 |
Свойства сложения. |
20.10 |
30 |
Закрепление по теме: «Решение задач». |
21.10 |
31 |
Закрепление по теме «Сложение и вычитание» |
25 |
32 |
Закрепление по теме «Сравнение числовых выражений» |
26 |
33 |
Контрольная работа №2 по темам «Решение задач», «Сложение и вычитание» |
27 |
34 |
Работа над числовыми выражениями. Периметр многоугольника. |
28 |
35 |
Страничка для любознательных. |
8 |
36 |
Что узнали. Чему научились. |
9 |
37 |
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания |
10 |
38 |
Приёмы вычислений для случаев вида 36+20, 36+2, 60+18. |
11 |
39 |
Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20, 36-22 |
15 |
40 |
Приёмы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7 |
16 |
41 |
Закрепление по теме Приёмы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7 |
17 |
42 |
Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. |
18 |
43 |
Решение задач |
22 |
44 |
Закрепление по теме Решение задач |
23 |
45 |
Обобщение по теме Решение задач |
24 |
46 |
Приёмы вычислений для случаев вида 26+7. |
25 |
47 |
Приёмы вычислений для случаев вида 35-7. |
29 |
48 |
Закрепление . |
30 |
49 |
Закрепление и обобщение. |
1 |
50 |
Закрепление. Страничка для любознательных. |
2 |
51 |
Контрольная работа №3 по теме «Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание» |
6 |
52 |
Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. |
7 |
53 |
Буквенные выражения |
8 |
54 |
Закрепление по теме: «Буквенные выражения» |
9 |
55 |
Обобщение по теме: «Буквенные выражения» |
13 |
56 |
Уравнение. Решение уравнений способом подбора |
14 |
57 |
Закрепление по теме: «Решение уравнений» |
15 |
58 |
Ообщение по теме: «Решение уравнений» |
16 |
59 |
Проверка сложения и вычитания. |
17 |
60 |
Закрепление по теме Проверка сложения и вычитания. |
|
61 |
Контрольная работа №4 по теме «Решение уравнений» |
|
62 |
Работа над ошибками. |
|
63 |
Закрепление по теме: «Уравнение». |
|
64 |
Контрольная работа №5 по теме «Проверка сложения и вычитания» |
|
65 |
Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились |
|
66 |
Письменный приём сложения вида 45+23. |
|
67 |
Письменные приёмы вычитания вида 57-26. |
|
68 |
Проверка сложения и вычитания. |
|
69 |
Закрепление. |
|
70 |
Прямой угол. |
|
71 |
Закрепление. Решение задач. |
|
72 |
Письменный приём сложения вида 37+48 |
|
73 |
Сложение вида 37+53 |
|
74 |
Прямоугольник |
|
75 |
Закрепление по теме «Письменные приёмы сложения» |
|
76 |
Сложение вида 87+13. |
|
77 |
Закрепление. Решение задач. |
|
78 |
Вычисления вида 32+8 ,40-8 |
|
79 |
Вычитание вида 50-24 |
|
80 |
Вычитание вида 52-24 |
|
81 |
Контрольная работа №6 по теме «Письменные приёмы сложения» |
|
82 |
Работа над ошибками. Страничка для любознательных. |
|
83 |
Что узнали. Чему научились. Закрепление. |
|
84 |
Подготовка к умножению. |
|
85 |
Свойство противоположных сторон прямоугольника |
|
86 |
Квадрат. |
|
87 |
Что узнали. Чему научились. |
15.02 |
88 |
Что узнали. Чему научились. Закрепление |
16 |
89 |
Конкретный смысл действия умножения. |
17.02 |
90 |
Приём умножения с помощью сложения. |
21 |
91 |
Закрепление по теме Приём умножения с помощью сложения. |
22 |
92 |
Задачи на нахождение произведения. |
28 |
93 |
Периметр прямоугольника. |
01 |
94 |
Приёмы умножения единицы и нуля. |
02 |
95 |
Названия компонентов и результата умножения. |
3 |
96 |
Закрепление. Решение задач. |
7 |
97 |
Переместительное свойство умножения. |
8 |
98 |
Закрепление. Решение задач |
9 |
99 |
Конкретный смысл действия деления. |
10 |
100 |
Продолжение темы Конкретный смысл действия деления. |
|
101 |
Закрепление по теме Конкретный смысл действия деления. |
|
102 |
Обобщение по теме Конкретный смысл действия деления. |
|
103 |
Название компонентов и результата деления. |
|
104 |
Что узнали. Чему научились. Закрепление |
|
105 |
Контрольная работа №7 по теме «Умножение в пределах 100» |
|
106 |
Работа над ошибками. Умножение и деление. Закрепление |
|
107 |
Связь между компонентами и результатом умножения |
|
108 |
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
|
109 |
Приёмы умножения и деления на 10. |
|
110 |
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость |
|
111 |
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
|
112 |
Закрепление изученного. Решение задач. |
|
113 |
Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление» |
|
114 |
Работа над ошибками. Умножение и деление. |
|
115 |
Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2. |
|
116 |
Умножение числа 2 и на 2. |
|
117 |
Приёмы умножения числа 2. |
|
118 |
Деление на 2. |
|
119 |
Деление на 2. Закрепление. |
|
120 |
Закрепление по теме: «Умножение и деление» |
|
121 |
Умножение числа 3, умножение на 3. |
|
122 |
Закрепление по теме Умножение числа 3, умножение на 3. |
|
123 |
Деление на 3 |
|
124 |
Закрепление по теме Деление на 3 |
|
125 |
Закрепление по теме: «Умножение и деление на 2 и 3» |
|
126 |
Контрольная работа №9 по теме: «Умножение и деление на 2 и 3» |
|
127 |
Работа над ошибками. Страничка для любознательных. |
|
128 |
Что узнали. Чему научились |
|
129 |
Что узнали. Чему научились |
|
130 |
Повторение по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Свойства сложения». |
|
131 |
Повторение по теме: «Числовые выражения». |
|
132 |
Контрольная работа №10 по теме «Табличное умножение и деление» |
|
133 |
Работа над ошибками. Повторение. Решение задач |
|
134 |
Итоговая контрольная работа. |
|
135 |
Работа над ошибками. Решение задач. |
|
136 |
Повторение по теме: «Единицы длины. Геометрические фигуры». |