Модульный урок биологии «Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры»
Модульный урок биологии для учащихся 7 класса
Автор: Номоконова Анна Александровна
Место работы: ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Тема: Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры
Цель: Изучить строение и жизнедеятельность гидры как низшего многоклеточного животного
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями строения гидры
Развивающие: Продолжить развивать навык самостоятельной работы с разными источниками информации
Воспитывающие: Создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности при выполнении заданий, навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.
Форма работы : мини- исследование зоологического объекта
Методы работы: самостоятельная работа с модулем, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (видеофрагменты)
Оборудование:
УМК: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные. 7 класс. – М.: Вентана - Граф,2010.
Учебный модуль урока
Приложение №1 «История гидры от А. Левенгука до наших дней»
Приложение №2 «Зоологический триллер»
Продолжительность урока: 45 мин.
Модуль урока
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению задания |
Кол-во бал-лов |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||
УЭ - 0 |
Интегрирующая цель: в результате работы на уроке вы должны знать: особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере гидры пресноводной. |
Прочитайте цель |
||||||||||||||||||
УЭ - 1 |
Цель: знать систематическое положение в органическом мире кишечнополостных, на примере гидры пресноводной Царство: Подцарство: Тип: Класс: Отряд: Представитель: |
1.Выслушайте рассказ учителя 2.При помощи учебника стр.55 и Интернет-ресурса https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D1%8B запишите систематическое положение гидры |
4 |
|||||||||||||||||
УЭ – 2 |
Цель: познакомиться с учеными, которые внесли вклад в изучении гидры Ответьте на вопрос: Какие ученые изучали гидру? Ответ: |
1.Изучите информацию приложения № 1 «История гидры от А.Левенгука до наших дней». 2. Запишите ответ на поставленный вопрос |
5 |
|||||||||||||||||
УЭ - 3 |
Цель: познакомиться со средой обитания гидры и ее внешним строением Задание №1: Вставьте пропущенные слова в тексте: Гидра обитает в …….. водоемах. Она ведет …… образ жизни. К различным подводным предметам гидра прикрепляется нижней частью тела - …….. Ее тело ….,…. , в виде …….. Длина тела гидры - …. Задание №2: Выполните схему при помощи рисунка: ТЕЛО ( Длина = ?) Верхняя часть тела Нижняя часть тела (перечислите органы находящиеся в этих частях тела) 1. ? 1.? 2. ? Задание №3: Ответьте на вопросы: А) Какой тип симметрии характерен для гидры? Рис . Б) Как передвигается гидра? Ответ на вопрос А: Ответ на вопрос Б: |
Выполните задания № 1,2 при помощи учебника стр.57 Задание № 3 выполняете при помощи информации учебника стр 57 – 58 и видеофрагмента, используя ссылку на Интернет-ресурс: http://rutube.ru/video/151b196ea808a1d0a5cc212b19f38f9b/ (движение гидры) |
2 2 2 |
|||||||||||||||||
УЭ-4 |
Цель: Изучить особенности внутреннего строения гидры Задание № 1: Ответьте на вопрос: Из скольких слоев состоит тело гидры и как они называются? Ответ: Тело гидры состоит из ___ слоев. На рисунке под цифрами обозначены: 1- ___ ; 2 - __. 1 2 Вывод: Гидра -……. многоклеточное животное, тело имеет ….. и ….. слои. Задание №2: Выполните таблицу «Особенности внутреннего строения гидры»
Задание № 3: Работа с рисунком.
Что обозначено цифрами: 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- |
Изучите информацию учебника стр.58 второй абзац текста и выполните задание № 1 Для выполнения задания №2 вам необходимо воспользоваться учебником стр. 58 – 60; приложением №2 «Зоологический триллер»( пункт А), рис. 40 стр.59.; Интернет-ресурсом: http://biology-online.ru/video/pitanie-gidry.html (стрекательные клетки) При выполнении задания № 3 воспользуйтесь стр. 58 рис 38 |
1 5 5 |
|||||||||||||||||
УЭ -5 |
Цель: Познакомиться с процессами жизнедеятельности гидры Ответьте на вопросы: Какие способы размножения характерны для гидры и какие организмы называются гермафродитами? Ответ: Как происходит дыхание гидры? Ответ: Какими двумя способами пищеварения обладает гидра как и все кишечнополостные? Ответ: Что такое регенерация? Ответ: РЕГЕНЕРАЦИЯ – это ……… Как называется ответная реакция организма на раздражение, которую обеспечивают нервные клетки? Ответ: ……….. – это ответная реакция организма на раздражение. |
1.Посмотрите видеофрагмент «Размножение гидры» используя Интернет -ресурсы: http://gblist.ru/?c=vwm2tkHm47U и http://salda.ws/video.php?id=L0D6q_zOFiA или стр.61 учебника и ответьте на вопрос №1. 2.Изучите информацию стр.60 и ссылку: http://biology-online.ru/video/pitanie-gidry.html для ответов на вопросы № 2,3 3.Изучите информацию Приложения № 2 «Зоологический триллер» (пункт Б), стр. 62 учебника и Интернет-ресурс: http://biology-online.ru/video/pitanie-gidry.html чтобы правильно ответить на вопрос № 4. Для ответа на вопрос № 5 воспользуйтесь стр.59 учебника |
10 |
|||||||||||||||||
УЭ - 6 |
Цель: Проверить и закрепить полученные знания Задание №1: Выберите номера правильных суждений: Среди представителей кишечнополостных животных есть представители с лучевой и двусторонней симметрией тела. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки. Все кишечнополостные пресноводные жители. Наружный слой гидры - эктодерма. У кишечнополостных два типа пищеварения – внутриклеточное и полостное. Гидры не способны реагировать на раздражение. Гидра – хищник. Передвижение гидры происходит благодаря сокращению стрекательных клеток. Гидра размножается двумя способами – половым и бесполым. Гидра легко восстанавливает утраченные части тела. Номера правильных суждений: |
Перед вами 10 предложений. Вам необходимо выбрать правильные суждения и в ответе их номера записать через запятую. |
5 |
|||||||||||||||||
Задание № 2: Закончите фразы: Способ бесполого размножения у кишечнополостных называется - … Слияние яйцеклетки со сперматозоидом называется - …. При половом размножении гидры развиваются из … Ответная реакция гидры на раздражение, происходящее при участии нервной системы, называется… Пищеварение у гидры начинается в …, а затем пищеварение происходит в … Непереваренные остатки пищи удаляются у гидры через … Кислород, растворенный в воде, поступает в тело гидры через … Процесс восстановления гидрой утраченных или поврежденных частей тела называется … В течение теплого времени года гидра размножается путем … С наступлением осени гидры размножаются … |
Закончите фразы |
2 |
||||||||||||||||||
Задание № 3: Приглашаю вас в виртуальную образовательную лабораторию «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры» http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=156:2009-08-23-11-42-22&catid=42:7&Itemid=103 или http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=156:2009-08-23-11-42-22 В работе виртуальной лаборатории вам предстоит: 1. Определить основные элементы строения гидры 2. Определить, какие функции выполняют разные типы клеток.Определить, в каких слоях тела гидры находятся разные типы клеток. 3. Изучить поведенческие реакции гидры. 3.1. Ознакомиться с анимацией способа передвижения гидры. Определить, какие типы клеток принимают в нём участие. 3.2. Уколоть гидру иголкой. Наблюдать изменения её поведения. Определить, какие типы клеток принимают участие в защитной реакции гидры. |
Проверьте свои знания при помощи заданий виртуальной лаборатории. Задание № 3 выполняется как домашнее задание для самоконтроля полученных знаний на уроке. |
|||||||||||||||||||
УЭ -7 |
Цель: Подвести итоги урока. Вывод: Гидра – ….. многоклеточный организм, имеющий …… полость, ….. симметрию тела, щупальца со …… клетками. 2. Проверьте выполненные задания по Приложению к модулю № 3 «Критерии оценок». Результаты внесите в таблицу:
Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов при изучении жизни животных на следующих уроках биологии! |
Вспомните интегрирующую цель. Достигли ли мы ее? Сделайте вывод по изученной теме урока, вставив пропущенные слова в тексте. Озвучьте вывод. Проверьте выполненные задания по Приложению к модулю № 3 «Критерии оценок». Подсчитайте общее количество баллов. Оцените свою работу. |
Приложения к модулю
Приложение №1: « История гидры от А.Левенгука до наших дней»
18 век прославили два открытия: электричество и гидры.
LA CAT
Началась эта история 300 лет назад, в 1702 г. А.Левенгук, известный своей страстью к микроскопическим животным, описал ешще одно , найденное им в каналах вблизи города Дельфа. Крошечные организмы сидели на листьях водных растений и шевелили своими «рожками».Заметка Левенгука об этих существах была напечатана в 1703 году. Однако тогда мало кто обратил внимание на какую-то вновь описанную мелкую тварюшку,жившую а грязных каналах. Настоящую известность гидра приобрела благодаря швейцарскому ученому Абраму Трамбле. Произошло это спустя почти четыре столетия - в 1740 году. Тридцатилетний Трамбле приехал в Голландию и устроился учителем детей графа Бентинка. Трамбле считал, что его ученики должны хорошо разбираться в вопросах естествознания и устроил в классной комнате настоящий пресноводный зоопарк, экспонаты для которого собирал в парке имения. Среди этих живых экспонатов оказалась гидра… Трамбле не читал заметку Левенгука и сначала принял гидру за растения. Чтобы проверить это предположение, он разрезал гидру на две части – и, действительно, каждая половинка через некоторое время восстановилась до целого организма. Однако разрезанием гидры пополам Трамбле не ограничился, он проводил эксперименты с ней и результаты своих экспериментов он опубликовал только в 1744 году в книге «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов». Книга включала четыре отдельных мемуара со множеством рисунков, которые выполнил Пьер Лионе. В первом мемуаре он описывал внешний вид полипов и их движения. Во втором описал окраску гидр, их питание. В третьем описал размножение гидр, но не смог решить животным или растением являются гидры.
Приложение №2: «Зоологический триллер»
А: Стрекательные клетки – это нечто среднее между пистолетом и гарпунной пушкой. Наружу торчит небольшой конус – спусковой крючок. Стоит его задеть возможной жертве, и из клетки мгновенно (за сотые доли секунды) вылетает свернутая в бухту трубка, по которой в тело жертвы впрыскивается порция яда. Стрекательная клетка не стреляет при чисто механическом раздражении. «Спусковой механизм» не срабатывает и на один только «запах» пищи. А вдруг до неё далеко? Для выстрела необходимо, чтобы объект находился на нужном расстоянии т.е. годился в пищу. Рядом со стрекательными клетками обычно расположены клетки-помощники, выбрасывающие в сторону жертвы длинные лассо. Они опутывают лапки рачка и подтягивают его поближе. Теперь можно бить наверняка! После выстрела выполнившая свою миссию клетка уползает во внутрь. Она будет разрушена.Та же участь ожидает и другие стрекательные клетки, которые не дождались момента выстрела. Гидры- страшные хищники, атакующие вех подряд. Почему же гидры не совершают самоубийств? Почему не стреляют в собственное тело? Ведь гибкие щупальца нередко касаются тела гидры. По-видимому, поверхностные клетки полипа как-то блокируют выстрел.
Б: По-настоящему знаменитой гидра стала благодаря тому, что могла восстанавливать поврежденные части тела. Чего только с несчастной гидрой не делали! Отсекали щупальца, подошву, резали на две сотни частей. Гидре хоть бы что! Раны в считанные часы закрывались и зарастали. Утраченные части восстанавливались. Когда читаешь протоколы опытов над гидрой, кажется, что биологи стремятся несчастного полипа изуродовать, а гидре всё нипочем. Гидру рубили в лапшу и из этого месива гидра возрождалась, как легендарная птица Феникс из пепла. Благодаря этим экспериментам ученые-биологи смогли открыть новое явление в жизни некоторых животных – РЕГЕНЕРАЦИЮ.
Приложение №3
Критерии оценок
Количество набранных баллов |
Уровень |
Оценка |
Комментарий |
43 |
Очень высокий |
5 |
Молодец! Новый материал урока ты усвоил! |
36 – 42 |
Высокий |
4 |
Еще чуть-чуть и будет «5»!!! |
25 - 35 |
Средний |
3 |
Будь внимательнее при выполнении заданий. |
2 - 25 |
Низкий |
0 |
Рекомендую еще раз выполнить задания модуля и исправить ошибки. Желаю успехов!!! |