Урок «Строение и жизнедеятельность бактерий» (Биология, 5 класс)
Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20____ г.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Цель. Способствовать формированию представлений о бактериях как об особом царстве; создать условия для формирования умений давать общую характеристику бактериям.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот); показать многообразие форм бактерий; рассмотреть особенности жизнедеятельности бактерий.
Развивающие: продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие.
Планируемые результаты.
Предметные.
Должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий.
Должны уметь: давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других организмов.
Личностные.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Метапредметные.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.
Ход урока.
I. Мотивация.
Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.
Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы?
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
Сформулируйте тему урока и запишите ее в свои рабочие карты.
Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.(Слайд)
Давайте сформулируем цели урока.(слайд)
II. Изучение нового материала.
Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. (слайд)
Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».
Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 г Христиан Эренберг.
В 1850 годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.
Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха. В 1905 г он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.
Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С.Н. Виноградский.
Изучите строение бактерий. Учебник: § 11 с.52-53. Слайды
Ответьте на вопросы:
Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?
Почему у бактерий постоянная форма тела?
Что позволяет бактерии двигаться?
Зарисуйте строение клетки бактерии.
Рассмотрите, какую форму имеют бактерии. Стр.52. (слайд)
Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.
Название |
Форма |
1 Вибрионы 2 Спириллы 3 Стрептококки 4Бациллы 5 Кокки 6 Диплококки 7 Стафилококки |
Ы. В виде виноградной грозди О. Шаровидная М. Изогнутая (в виде запятой) К. Цепочки из кокков Р. Палочковидные клетки И. Спиралевидные клетки Б. Кокки, слитые попарно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Таким образом, чем бактериальная клетка отличается от растительной? (слайд)
Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны. По наличию ядра в клетке все живые организмы можно разделить на 2 группы: прокариоты и эукариоты. (слайд)
Прокариоты- это организмы, в клетках которых отсутствует ядро.
Эукариоты - это организмы, в клетках которых есть ядро.
Заполните схему: «Царства живой природы»
Царства живой природы
Прокариоты Эукариоты
Бактерии растения грибы животные
Бактерии растения грибы животные
Питание бактерий. Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. Стр.53-54 (слайд)
Автотрофы - организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества.
Гетеротрофы - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.
Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.
Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»
Бактерии по способу питания |
|||
Автотрофы |
? |
||
Фотосинтезирующие |
Хемосинтезирующие |
Паразиты |
? |
? |
Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие |
Болезнетворные бактерии |
Бактерии гниения, брожения, молочнокислые |
Размножение бактерий. Стр.54
Определите, как происходит размножение бактерий.
Ответьте на вопросы:
1) Каким способом размножаются бактерии?
2) Какие условия являются благоприятными для бактерий?
3) Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?
Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.
Посчитайте, сколько их будет через 3 часа. (ответ 512)
III. Закрепление пройденного материала.
Выберите верные утверждения
1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.
4. Бактерии имеют разнообразную форму.
5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
6. Бактерий относят к прокариотам.
7. При помощи спор бактерии размножаются.
8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
9. Цианобактерии являются автотрофами.
10. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
За каждый верный ответ выставляется 0,5 балла ( всего 5 баллов)
Эталон верного ответа
Верные утверждения:
2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.
4) Бактерии имеют разнообразную форму.
6) Бактерий относят к прокариотам.
9) Цианобактерии являются автотрофами.
10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.
VI. Рефлексия.
Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Я научился...
У меня настроение…
Оценивание работы.
5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за рисунок);
4 балла ( 2балла за правильный ответ + 2 балла за рисунок);
4 балла (2 балла за понятия +2 балла за схему);
5 баллов (2 балла за понятия + 3 балла таблица);
5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за задачу);
5 баллов (0,5 баллов за каждый верный ответ).
Оценка «5» - 28 – 26 баллов;
Оценка «4» - 25-20 баллов;
Оценка «3» - 19-14 баллов.
Домашнее задание: параграф 11,опыты на стр.55
Рабочая карта урока.
Учени____ 5 класса ____________________________________________________
Тема урока:____________________________________________________________
Деятельность учащихся на уроке. |
Оценивание. |
||||||||||||||||||||
1. Строение бактерий. Стр.53 1) Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?___________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2) Почему у бактерий постоянная форма тела?______________________________ ____________________________________________________________________ 3) Что позволяет бактерии двигаться?______________________________________ ____________________________________________________________________ Зарисуйте строение клетки бактерии. |
5 баллов |
||||||||||||||||||||
2. Форма бактерий. Стр.52 Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.
|
4 балла |
||||||||||||||||||||
3. Прокариоты- ______________________________________________________ ____________________________________________________________________ Эукариоты – _________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Заполните схему: «Царства живой природы». |
4 балла |
||||||||||||||||||||
4. Питание бактерий. Стр.53-54 Автотрофы - организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества. Гетеротрофы - организмы, питающиеся готовым органическим веществом. Сапротрофы- _______________________________________________________ ____________________________________________________________________ Паразиты- _________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»
|
5 баллов |
||||||||||||||||||||
5. Размножение бактерий. Стр.54 Каким способом размножаются бактерии?____________________________ _________________________________________________________________ Какие условия являются благоприятными для бактерий?_______________ ________________________________________________________________ Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?________________ _________________________________________________________________ Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут. Посчитайте, сколько их будет через 3 часа. Ответ:______________________________________________________ |
5 баллов |
||||||||||||||||||||
6. Выберите верные утверждения 1) Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы. 2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра. 3) Бактерии освоили все среды обитания на земле. 4) Бактерии имеют разнообразную форму. 5) Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии. 6) Бактерий относят к прокариотам. 7) При помощи спор бактерии размножаются. 8) Бактерии ведут прикреплённый образ жизни. 9) Цианобактерии являются автотрофами. 10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. |
5баллов |
||||||||||||||||||||
Выберите начало высказывания и продолжите его Мне было интересно… Мне было трудно… Сегодня я узнал… Я научился... У меня настроение… |
|||||||||||||||||||||
Оцените свою работу на уроке – Общее количество баллов за работу на уроке – |