Урок «Строение и жизнедеятельность бактерий» (Биология, 5 класс)

2
0
Материал опубликован 31 October 2017

Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20____ г.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель. Способствовать формированию представлений о бактериях как об особом царстве; создать условия для формирования умений давать общую характеристику бактериям.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот); показать многообразие форм бактерий; рассмотреть особенности жизнедеятельности бактерий.

Развивающие: продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие.

Планируемые результаты.

Предметные.

Должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; разнообразие и распространение бактерий.

Должны уметь: давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других организмов.

Личностные.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Метапредметные.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.

Ход урока.

I. Мотивация.

Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)

Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. 

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.


Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? 

 Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа!


 

Сформулируйте тему урока и запишите ее в свои рабочие карты.

 Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.(Слайд)

Давайте сформулируем цели урока.(слайд)

II. Изучение нового материала.

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. (слайд)

Первые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление в  1828 г Христиан Эренберг.

В 1850 годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах  Роберта Коха. В  1905 г он был удостоен Нобелевской премии за исследования  туберкулеза.

Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С.Н. Виноградский.

Изучите строение бактерий. Учебник: § 11 с.52-53. Слайды

Ответьте на вопросы:

Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?

Почему у бактерий постоянная форма тела?

Что позволяет бактерии двигаться?

Зарисуйте строение клетки бактерии.

Рассмотрите, какую форму имеют бактерии. Стр.52. (слайд)

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Форма

1 Вибрионы

2 Спириллы 

 3 Стрептококки 

 4Бациллы                          

5 Кокки

6 Диплококки

7 Стафилококки

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

1

2

3

4

5

6

7

             

Таким образом, чем бактериальная клетка отличается от растительной? (слайд)

Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны. По наличию ядра в клетке все живые организмы можно разделить на 2 группы: прокариоты и эукариоты. (слайд)

Прокариоты- это организмы, в клетках которых отсутствует ядро.

Эукариоты - это организмы, в клетках которых есть ядро.

Заполните схему: «Царства живой природы»
 

                              Царства живой природы

          Прокариоты                                  Эукариоты

           Бактерии                           растения         грибы          животные

Бактерии растения грибы животные

Питание бактерий. Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. Стр.53-54 (слайд)

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества.

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовыми органическими веществами.

Сапротрофы- получают готовые органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты- питаются готовыми органическими веществами живых организмов.

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения, брожения, молочнокислые


 

Размножение бактерий. Стр.54

Определите, как происходит размножение бактерий.

Ответьте на вопросы:

1) Каким способом размножаются бактерии?

2) Какие условия являются благоприятными для бактерий?

3) Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?

Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.

Посчитайте, сколько их будет через 3 часа. (ответ 512)

III. Закрепление пройденного материала.

Выберите верные утверждения

1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4. Бактерии имеют разнообразную форму.

5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

6. Бактерий относят к прокариотам.

7. При помощи спор бактерии размножаются.

8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

9. Цианобактерии являются автотрофами.

10. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

За каждый верный ответ выставляется 0,5 балла ( всего 5 баллов)

Эталон верного ответа

Верные утверждения:

2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4) Бактерии имеют разнообразную форму.

6) Бактерий относят к прокариотам.

9) Цианобактерии являются автотрофами.

10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

VI. Рефлексия.

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…

Оценивание работы.

5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за рисунок);

4 балла ( 2балла за правильный ответ + 2 балла за рисунок);

4 балла (2 балла за понятия +2 балла за схему);

5 баллов (2 балла за понятия + 3 балла таблица);

5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ +2 балла за задачу);

5 баллов (0,5 баллов за каждый верный ответ).

Оценка «5» - 28 – 26 баллов;

Оценка «4» - 25-20 баллов;

Оценка «3» - 19-14 баллов.

Домашнее задание: параграф 11,опыты на стр.55


 

Рабочая карта урока.

Учени____ 5 класса ____________________________________________________

Тема урока:____________________________________________________________

Деятельность учащихся на уроке.

Оценивание.

1. Строение бактерий. Стр.53

1) Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?___________________________________________________

____________________________________________________________________

2) Почему у бактерий постоянная форма тела?______________________________

____________________________________________________________________

3) Что позволяет бактерии двигаться?______________________________________

____________________________________________________________________

Зарисуйте строение клетки бактерии.

5 баллов

2. Форма бактерий. Стр.52

Установите соответствие между названием и формой бактериальной клетки. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово, которое обозначает второе название бактерии.

Название

Рисунок

форма

1 Вибрионы

 

2 Спириллы

 

3 Стрептококки

4 Бациллы

 

5 Кокки

6 Диплококки

7 Стафилококки

 

 

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

1

2

3

4

5

6

7

             

4 балла

3. Прокариоты- ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Эукариоты – _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполните схему: «Царства живой природы».

4 балла

4. Питание бактерий. Стр.53-54

Автотрофы -  организмы,  самостоятельно синтезирующие органические вещества.

Гетеротрофы -  организмы,   питающиеся готовым органическим веществом.

Сапротрофы- _______________________________________________________

____________________________________________________________________

Паразиты- _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполните таблицу: «Разнообразие бактерий по способу питания»

 

Бактерии по способу питания

Автотрофы

?

Фотосинтезирующие

Хемосинтезирующие

Паразиты

?

?

Железобактерии, серобактерии

Болезнетворные бактерии

Бактерии гниения,

брожения,

молочнокислые

 

 

5 баллов

5. Размножение бактерий. Стр.54

Каким способом размножаются бактерии?____________________________

_________________________________________________________________

Какие условия являются благоприятными для бактерий?_______________ ________________________________________________________________

Что такое спора? Каково её значение в жизни бактерии?________________

_________________________________________________________________

Задача. Клетка бактерии делится каждые 20 минут.

Посчитайте, сколько их будет через 3 часа.

Ответ:______________________________________________________

5 баллов

6. Выберите верные утверждения

1) Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4) Бактерии имеют разнообразную форму.

5) Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

6) Бактерий относят к прокариотам.

7) При помощи спор бактерии размножаются.

8) Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

9) Цианобактерии являются автотрофами.

10) Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

5баллов

Выберите начало высказывания и продолжите его

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…

 

Оцените свою работу на уроке –

Общее количество баллов за работу на уроке –

 


бактерии
PPTX / 5.31 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации