Технологическая карта урока биологии «Строение и жизнедеятельность бактерий» (5 класс)
Технологическая карта урока |
||
Школа |
МБОУ СОШ №6 г.Новочеркасска Ростовской области |
|
Учитель |
Битюкова Ольга Анатольевна, учитель биологии |
|
Предмет |
Биология |
|
Класс |
5 |
|
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|
Технология построения урока |
Проблемно -диалогическая |
|
Тема |
Строение и жизнедеятельность бактерий |
|
Цель |
Создание условий для осознания и осмысления знаний о бактериях, как об особом царстве органического мира |
|
Задачи |
Образовательные: Способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы |
|
Основные понятия |
Бактерия, ядерное вещество, кокки, спириллы, вибрионы, бациллы, деление на клетки на двое, спора бактерий; |
|
Ресурсы урока |
Учебник: Биология, 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечника «Биология,5 класс» Дрофа
Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Учебные материалы: презентация, «Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника» «Оценочный лист», «Рабочий лист урока». |
|
Планируемые результаты |
Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания; Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать гипотезу , составлять план , работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Предметные: сформировать умение характеризовать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
Формируемые универсальные учебные действия |
|||||||||||||||
I Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствуют учителя, слушают его. Знакомство с материалами урока: «Оценочный лист», «Рабочий лист урока». |
-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Эпиграфом к нашему урока будут слова: «Думать – самая трудная работа, вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.» Г. Форд. (Раздаются материалы урока, учитель объясняет, как и когда учащиеся будут работать с ними,) |
ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия |
|||||||||||||||
Актуализация знаний |
Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы: -Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии -Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них |
-С какими царствами живой природы вы знакомы? - Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства? |
КУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение. ЛУУД: самоопределение |
|||||||||||||||
Проблематизация (постановка проблемы), выявление места и причины затруднения |
Высказывают свои предположения Анализируют информацию , используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии» Отвечают на вопрос, но допускают ошибки Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему Формулируют проблему: Не смогли верно распознать бактерии Уточняют формулировку проблемы: Не смогли верно распознать бактерии, т.к. у нас недостаточно знаний для этого |
-Сегодня мы начинаем изучение одного из царств живой природы. -Но какого? Об этом удивительном царстве поэт Н. Заболоцкий написал : Сквозь волшебный прибор Левенгука, На поверхности капли воды, Обнаружила наша наука удивительной жизни следы…. -Догадались, о каком царстве мы будем сегодня говорить? Итак, интрига! Какое же это царство? -Если вы будете внимательно слушать мои подсказки, то вы сможете правильно назвать организмы этого царства: Они самые древние…. Они живут повсюду…. Без них невозможно изготовление кисло-молочных продуктов Они могут быть причиной опасных заболеваний… -Кто же они? -Посмотрите на слайд (№6), перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии? -Итак, вы не смогли верно выполнить задание, почему? -Уточните, какая проблема у вас возникла? -Почему вы столкнулись с проблемой? Визуализирует проблемный вопрос урока ; слайд (№7) «Не распознали бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков» |
РУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты |
|||||||||||||||
Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение: -По учебной проблеме -Цель: Узнать (изучить) признаки бактерий -Цель:Узнать где обитают бактерии, каково их строение и жизнедеятельность Совместно с учителем структурируют поисковую информацию, составляют кластер -Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий» -По критериям Учащиеся воспринимают информацию о критериях и формах оценивания собственной учебной деятельности Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность |
-Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель -Как мы будем формулировать цель? -Выскажите ваши предложения по формулировке целей -Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о бактериях? - Составим кластер слайд (№9) - Исходя из цели, сформулируйте тему урока -Как мы сможем оценить себя после достижения цели? -Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу. - Часть заданий вы будете выполнять индивидуально, а часть в паре. Оценивание заданий будет происходить в форме само- и взаимоконтроля -Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде (№11) представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана -Оцените свою работу в «Оценочном листе » |
РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат КУУД: уметь обосновывать собственное мнение ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата |
|||||||||||||||
Первичное усвоение нового знания |
Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу
Противоречие: Но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны. Гипотеза: Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими |
Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? Помогает уточнить противоречие и гипотезу -У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации |
ПУУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой РУУД: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
|||||||||||||||
Прослушивают учебный текст из электронного приложения и заполните схему в П.т. №40 Форма бактерий Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль Читают учебный текст на стр.53, статья «Строение бактерий», заполняют таблицу
Осуществляют самоконтроль Отвечают на вопрос Анализируют информацию и делают вывод, что в почве бактерий больше всего Высказывают предположение о причине огромной численности бактерий , формулируют гипотезу Гипотеза: Бактерии очень многочисленны, потому что они быстро размножаются Слушают текст, рассматривают схему, отвечают на вопрос: Бактерии, в основном, очень быстро размножаются путем деления Читают текст информационной справки, обсуждают его в паре, в «Рабочем листе» заполняют пропуски в ЛОС Осуществляют самоконтроль Формулируют предположения Прослушивают текст, обсуждают его, выполняют задание №4 |
Задание №1: Прослушайте учебный текст из электронного приложения, выполните в Печатной тетради задание № 40 Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде (№16), результаты занесите в «Оценочный лист » Задание №2: Прочитайте текст учебной статьи «Строение бактерий» на стр.53 , рассмотрите строение бактериальной и растительной на слайде (№17), заполните в «Рабочем листе» сравнительную таблицу -Проверьте правильность заполнения таблицы, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде (№18) -О бактериях говорят, что они вездесущи, почему? -Проанализируйте информацию на слайде №19 и определите в какой среде обитания бактерий больше всего? Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии могут погибать под влиянием солнечных лучей, низких температур, химических веществ, при высушивании. Почему, несмотря на все это, они очень многочисленны? Почему так быстро восполняются их потери? -Как размножаются бактерии? Прослушайте учебную информацию из электронного приложения, рассмотрите анимированную схему -Еще одной причиной широкого распространения бактерий является разнообразие их способов питания. Задание №3 -В «Рабочем листе» найдите информационную справку «Типы питания», прочитайте его, обсудите в паре, используя полученную информацию заполните пропуски в ЛОС(логическая опорная схема), проведите самоконтроль, сверив с «Эталоном ответа» на слайде (№22) Формулирует проблемно-познавательную задачу: Сибирская язва смертельно опасное заболевание. Если, животное погибает от этого недуга, то его труп обязательно сжигают . Почему ? -Точный ответ на этот вопрос вы сможете найти, если прослушаете учебный текст из электронного приложения . Задание №4: Внимательно прослушайте текст, обсудите его в паре и сформулируйте ответ, запишите ответ в рабочем листе , сверьте с эталоном |
КУУД: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное, организовывать учебное взаимодействие в паре |
||||||||||||||||
Аналитический этап . Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации Применение знаний в новой ситуации |
Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют взаимоконтроль Слушают учителя Формулируют цель исследования: Доказать, что на поверхности картофеля размножились бактерии Формулируют гипотезу: Если обнаруженные организмы, имеют главный существенный признак, т.е. не имеют ядра, значит это бактерии Учащиеся проводят исследование в паре У обнаруженных организмов нет ядра, значит, это бактерии. Наша гипотеза оказалась верной |
- Мы изучили характерные признаки бактерий и я предлагаю вам выполнить задание Задание №5: Выполните тест, проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном на слайде (№25) -Чтобы убедиться в существовании бактерий мы проведем небольшое исследование. У вас на столах стоят микроскопы, чашки Петри с кусочками картофеля, на поверхности которых образовалась бактериальная пленка. Следуя «Инструкции», проведите исследование. Но прежде сформулируем цель и гипотезу исследования -Попробуем сформулировать гипотезу исследования -Приступайте к исследованию - Какой вывод после исследования можно сделать? |
РУУД: определять и формулировать цель, гипотезу исследования, соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы. ПУУД: анализировать и оценивать достоверность информации, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей КУУД: умение работать в парах, договариваться с людьми, учитывать разные мнения. ЛУУД: оценивать ситуации и поступки. Самоопределение. |
|||||||||||||||
Рефлексия |
Озвучивают проблему: Как распознать бактерии Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование Объясняют причины: освоили все среды обитания, быстро размножаются, неблагоприятные условия переживают в виде спор Учащиеся называют номера, под которыми изображены бактерии, основываясь на их главном существенном признаке Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»: -Самым трудным для меня на уроке было….. -Самым интересным для меня на уроке было….. -Я оценил(а) свою работу на уроке на…. |
- Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока
-Как вам удалось ее решить? -Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему примитивные бактерии столь распространены и приспособлены?
-Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены бактерии -Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте их и соотнесите с оценкой ( слайд №30) -Я попрошу вас закончить предложения: |
РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки ПУУД: анализировать. КУУД: взаимодействовать с др. людьми ЛУУД: саморефлексия |
|||||||||||||||
Д/З |
Записывают д/з |
Домашнее задание: §11, Печатная тетрадь, задани姹41- обязательное По выбору: Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? (комикс) Придумайте этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий. |
Рабочий лист урока Ф.И._____________________________________________________________
1.Задание №1: В печатной тетради выполните задание №40. После выполнения задания проведите взаимопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист».
2.Задание №2: Заполнить таблицу
Признак сравнения |
Бакте- риальная клетка |
Расти- тельная клетка |
1.Оболочка |
||
2.Ядро |
||
3.Хлоропласты |
||
4.Цитоплазма |
После выполнения задания проведите самопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист».
Задание№3:А) Прочитайте «Информационную справку» :
«В природе существует 2 способа питания: автотрофное и гетеротрофное. При автотрофном питании организмы сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза. Так питаются цианобактерии. При гетеротрофном питании организмы питаются готовыми органическими веществами. Большинство бактерий являются гетеротрофами. В зависимости от способа питания они делятся на сапротрофов и паразитов. Сапротрофы-потребители мертвой органики, паразиты - живут за счет органических веществ организма-хозяина
Б)Заполнить пропуски в ЛОС После выполнения задания проведите взаимопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»
Типы питания
Гетеротрофное питание – потребляют ………………….. органические вещества
Автотрофное питание - сами создают органические вещества
…………………………… - питаются органическими веществами живого хозяина
……………………………- питаются мертвой органикой, выделениями живых
Задание№4: Закончить предложение: Трупы павших животных сжигают, потому что в почве могут …………………………. Проведите самоконтроль, сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»
Задание №5: Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+» Проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном, Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»
1.Бактерии не имеют ядра. 2.У бактерий нет наследственной информации. 3.Бактерии быстро размножаются путем деления.
4. Больше всего бактерий содержится в воздухе 5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры
Просуммируйте в «Оценочном листе» ваши баллы, переведите их в оценку
ВАША ОЦЕНКА ЗА УРОК « »
«Оценочный лист» Ф.И.________________________________
Деятельность на уроке |
Баллы за верное выполнение |
Мой результат |
Смог сформулировать проблему и цель урока |
1 |
|
Участвовал в планировании |
2 |
|
Выявлял противоречие и формулировал гипотезу |
3 |
|
Составил схему (задание № 1 ) |
1 |
|
Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 ) |
2 |
|
Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание № 3 ) |
2 |
|
Решал познавательную задачу (задание №4) |
1 |
|
Выполнял тестовое задание (задание № 5 ) |
2,5 |
|
В паре с соседом провёл исследование |
2 |
|
Переведите набранные вами баллы в оценку
14,5- 12б.- «5»
11 – 9б. - «4»
8 – 5б. – «3»
«Оценочный лист» Ф.И.________________________________
Деятельность на уроке |
Баллы за верное выполнение |
Мой результат |
Смог сформулировать проблему и цель урока |
1 |
|
Участвовал в планировании |
2 |
|
Выявлял противоречие и формулировал гипотезу |
3 |
|
Составил схему (задание № 1 ) |
1 |
|
Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 ) |
2 |
|
Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание № 3 ) |
2 |
|
Решал познавательную задачу (задание №4) |
1 |
|
Выполнял тестовое задание (задание № 5 ) |
2,5 |
|
В паре с соседом провёл исследование |
2 |
Переведите набранные вами баллы в оценку
14,5- 12б.- «5»
11 – 9б. - «4»
8 – 5б. – «3»
«Оценочный лист» Ф.И.________________________________
Деятельность на уроке |
Баллы за верное выполнение |
Мой результат |
Смог сформулировать проблему и цель урока |
1 |
|
Участвовал в планировании |
2 |
|
Выявлял противоречие и формулировал гипотезу |
3 |
|
Составил схему (задание № 1 ) |
1 |
|
Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 ) |
2 |
|
Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание № 3 ) |
2 |
|
Решал познавательную задачу (задание №4) |
1 |
|
Выполнял тестовое задание (задание № 5 ) |
2,5 |
|
В паре с соседом провёл исследование |
2 |
Переведите набранные вами баллы в оценку
14,5- 12б.- «5»
11 – 9б. - «4»
8 – 5б. – «3»