Технологическая карта урока биологии «Строение и жизнедеятельность бактерий» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 18 March 2017 в группе

Технологическая карта урока

Школа

МБОУ СОШ №6 г.Новочеркасска Ростовской области

Учитель

Битюкова Ольга Анатольевна, учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно -диалогическая

Тема

Строение и жизнедеятельность бактерий

Цель

Создание условий для осознания и осмысления знаний о бактериях, как об особом царстве органического мира

Задачи

Образовательные: Способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий

Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы

Основные понятия

Бактерия, ядерное вещество, кокки, спириллы, вибрионы, бациллы, деление на клетки на двое, спора бактерий;

Ресурсы урока

Учебник: Биология, 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.

Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечника «Биология,5 класс» Дрофа


 

Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебные материалы: презентация, «Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника» «Оценочный лист», «Рабочий лист урока».

Планируемые результаты

Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания;

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать гипотезу , составлять план , работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: сформировать умение характеризовать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков


 


 


 

Технологическая карта урока


 

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые универсальные учебные действия

I Мотивирование к учебной деятельности

Приветствуют учителя, слушают его.

Знакомство с материалами урока: «Оценочный лист», «Рабочий лист урока».

-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Эпиграфом к нашему урока будут слова: «Думать – самая трудная работа, вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.» Г. Форд.

(Раздаются материалы урока, учитель объясняет, как и когда учащиеся будут работать с ними,)

ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия

Актуализация знаний

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

-Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

-Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них

-С какими царствами живой природы вы знакомы?

- Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства?

КУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение.

ЛУУД: самоопределение

Проблематизация (постановка проблемы),

выявление места и причины затруднения

Высказывают свои предположения

Анализируют информацию , используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии»

Отвечают на вопрос, но допускают ошибки

Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему

Формулируют проблему: Не смогли верно распознать бактерии

Уточняют формулировку проблемы: Не смогли верно распознать бактерии, т.к. у нас недостаточно знаний для этого

-Сегодня мы начинаем изучение одного из царств живой природы. -Но какого? Об этом удивительном царстве поэт Н. Заболоцкий написал :

Сквозь волшебный прибор Левенгука,

На поверхности капли воды,

Обнаружила наша наука удивительной жизни следы….

-Догадались, о каком царстве мы будем сегодня говорить? Итак, интрига! Какое же это царство?

-Если вы будете внимательно слушать мои подсказки, то вы сможете правильно назвать организмы этого царства:

Они самые древние….

Они живут повсюду….

Без них невозможно изготовление кисло-молочных продуктов

Они могут быть причиной опасных заболеваний…

-Кто же они?

-Посмотрите на слайд (№6), перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии?

-Итак, вы не смогли верно выполнить задание, почему?

-Уточните, какая проблема у вас возникла?

-Почему вы столкнулись с проблемой?

Визуализирует проблемный вопрос урока ; слайд (№7) «Не распознали бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков»

РУУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты

Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение:

-По учебной проблеме

-Цель: Узнать (изучить) признаки бактерий

-Цель:Узнать где обитают бактерии, каково их строение и жизнедеятельность

Совместно с учителем структурируют поисковую информацию, составляют кластер

-Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий»

-По критериям

Учащиеся воспринимают информацию о критериях и формах оценивания собственной учебной деятельности

Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование

Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность

-Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель

-Как мы будем формулировать цель?

-Выскажите ваши предложения по формулировке целей

-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о бактериях?

- Составим кластер слайд (№9)

- Исходя из цели, сформулируйте тему урока

-Как мы сможем оценить себя после достижения цели?

-Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу.

- Часть заданий вы будете выполнять индивидуально, а часть в паре. Оценивание заданий будет происходить в форме само- и взаимоконтроля

-Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде (№11) представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана

-Оцените свою работу в «Оценочном листе »

РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат

КУУД: уметь обосновывать собственное мнение

ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата

Первичное усвоение нового знания

Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу

ПРИЧИНА

СЛЕДСТВИЕ

Организмы устроены сложно

Жизнеспособны, приспособлены, широко распространены

Организмы древние и примитивные

Не жизнеспособны, не приспособлены, встречаются редко

Противоречие: Но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны.

Гипотеза:

Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими

Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему?

Помогает уточнить противоречие и гипотезу

-У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации

ПУУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой

РУУД: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

 

Прослушивают учебный текст из электронного приложения и заполните схему в П.т. №40

Форма бактерий

Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль

Читают учебный текст на стр.53, статья «Строение бактерий», заполняют таблицу

Признак сравнения

Бакте-

риальная клетка

Расти-

тельная клетка

1.Оболочка

   

2.Ядро

   

3.Хлоропласты

   

4.Цитоплазма

   

Осуществляют самоконтроль

Отвечают на вопрос

Анализируют информацию и делают вывод, что в почве бактерий больше всего

Высказывают предположение о причине огромной численности бактерий , формулируют гипотезу

Гипотеза: Бактерии очень многочисленны, потому что они быстро размножаются

Слушают текст, рассматривают схему, отвечают на вопрос:

Бактерии, в основном, очень быстро размножаются путем деления

Читают текст информационной справки, обсуждают его в паре, в «Рабочем листе» заполняют пропуски в ЛОС

Осуществляют самоконтроль

Формулируют предположения

Прослушивают текст, обсуждают его, выполняют задание №4

Задание №1: Прослушайте учебный текст из электронного приложения, выполните в Печатной тетради задание № 40

Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде (№16), результаты занесите в «Оценочный лист »

Задание №2:

Прочитайте текст учебной статьи «Строение бактерий» на стр.53 , рассмотрите строение бактериальной и растительной на слайде (№17), заполните в «Рабочем листе» сравнительную таблицу

-Проверьте правильность заполнения таблицы, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде (№18)

-О бактериях говорят, что они вездесущи, почему?

-Проанализируйте информацию на слайде №19 и определите в какой среде обитания бактерий больше всего?

Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии могут погибать под влиянием солнечных лучей, низких температур, химических веществ, при высушивании. Почему, несмотря на все это, они очень многочисленны? Почему так быстро восполняются их потери?

-Как размножаются бактерии? Прослушайте учебную информацию из электронного приложения, рассмотрите анимированную схему

-Еще одной причиной широкого распространения бактерий является разнообразие их способов питания.

Задание №3

-В «Рабочем листе» найдите информационную справку «Типы питания», прочитайте его, обсудите в паре, используя полученную информацию заполните пропуски в ЛОС(логическая опорная схема), проведите самоконтроль, сверив с «Эталоном ответа» на слайде (№22)

Формулирует проблемно-познавательную задачу: Сибирская язва смертельно опасное заболевание. Если, животное погибает от этого недуга, то его труп обязательно сжигают . Почему ?

-Точный ответ на этот вопрос вы сможете найти, если прослушаете учебный текст из электронного приложения .

Задание №4:

Внимательно прослушайте текст, обсудите его в паре и сформулируйте ответ, запишите ответ в рабочем листе , сверьте с эталоном

КУУД: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное, организовывать учебное взаимодействие в паре

Аналитический этап .

Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации

Применение знаний в новой ситуации

Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют взаимоконтроль

Слушают учителя

Формулируют цель исследования: Доказать, что на поверхности картофеля размножились бактерии

Формулируют гипотезу: Если обнаруженные организмы, имеют главный существенный признак, т.е. не имеют ядра, значит это бактерии

Учащиеся проводят исследование в паре

У обнаруженных организмов нет ядра, значит, это бактерии.

Наша гипотеза оказалась верной

- Мы изучили характерные признаки бактерий и я предлагаю вам выполнить задание

Задание №5: Выполните тест, проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном

на слайде (№25)

-Чтобы убедиться в существовании бактерий мы проведем небольшое исследование. У вас на столах стоят микроскопы, чашки Петри с кусочками картофеля, на поверхности которых образовалась бактериальная пленка. Следуя «Инструкции», проведите исследование. Но прежде сформулируем цель и гипотезу исследования

-Попробуем сформулировать гипотезу исследования

-Приступайте к исследованию

- Какой вывод после исследования можно сделать?

РУУД: определять и формулировать цель, гипотезу исследования, соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы.

ПУУД: анализировать и оценивать достоверность информации, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

КУУД: умение работать в парах, договариваться с людьми, учитывать разные мнения.

ЛУУД: оценивать ситуации и поступки. Самоопределение.

Рефлексия

Озвучивают проблему: Как распознать бактерии

Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование

Объясняют причины: освоили все среды обитания, быстро размножаются, неблагоприятные условия переживают в виде спор

Учащиеся называют номера, под которыми изображены бактерии, основываясь на их главном существенном признаке

Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание

Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»:

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

- Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока

 

-Как вам удалось ее решить?

-Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему примитивные бактерии столь распространены и приспособлены?

 

-Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены бактерии

-Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте их и соотнесите с оценкой ( слайд №30)

-Я попрошу вас закончить предложения:

РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

ПУУД: анализировать.

КУУД: взаимодействовать с др. людьми

ЛУУД: саморефлексия

Д/З

Записывают д/з

Домашнее задание: §11, Печатная тетрадь, задани姹41- обязательное

По выбору:

Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? (комикс)

Придумайте этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

 


 

Рабочий лист урока Ф.И._____________________________________________________________

1.Задание №1: В печатной тетради выполните задание №40. После выполнения задания проведите взаимопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист».

2.Задание №2: Заполнить таблицу

Признак сравнения

Бакте-

риальная клетка

Расти-

тельная клетка

1.Оболочка

   

2.Ядро

   

3.Хлоропласты

   

4.Цитоплазма

   

После выполнения задания проведите самопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист».

Задание№3:А) Прочитайте «Информационную справку» :

«В природе существует 2 способа питания: автотрофное и гетеротрофное. При автотрофном питании организмы сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза. Так питаются цианобактерии. При гетеротрофном питании организмы питаются готовыми органическими веществами. Большинство бактерий являются гетеротрофами. В зависимости от способа питания они делятся на сапротрофов и паразитов. Сапротрофы-потребители мертвой органики, паразиты - живут за счет органических веществ организма-хозяина

Б)Заполнить пропуски в ЛОС После выполнения задания проведите взаимопроверку в паре, сравнив ответы с «Эталоном» на слайде. Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

Типы питания

 

Гетеротрофное питание – потребляют ………………….. органические вещества

Автотрофное питание - сами создают органические вещества

 


 

 

…………………………… - питаются органическими веществами живого хозяина

……………………………- питаются мертвой органикой, выделениями живых

 

 


 


 

Задание№4: Закончить предложение: Трупы павших животных сжигают, потому что в почве могут …………………………. Проведите самоконтроль, сверившись с эталоном, результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

Задание №5: Выполните тест, возле правильных суждений поставьте знак «+» Проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном, Результаты выполнения занесите в «Оценочный лист»

1.Бактерии не имеют ядра. 2.У бактерий нет наследственной информации. 3.Бактерии быстро размножаются путем деления.

4. Больше всего бактерий содержится в воздухе 5.При благоприятных условиях бактерии образуют споры


Просуммируйте в «Оценочном листе» ваши баллы, переведите их в оценку

ВАША ОЦЕНКА ЗА УРОК « »


 

«Оценочный лист» Ф.И.________________________________


 


 

Деятельность на уроке

Баллы за верное выполнение

Мой результат

Смог сформулировать проблему и цель урока

1

 

Участвовал в планировании

2

 

Выявлял противоречие и формулировал гипотезу

3

 

Составил схему (задание № 1 )

1

 

Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 )

2

 

Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание № 3 )

2

 

Решал познавательную задачу (задание №4)

1

 

Выполнял тестовое задание (задание № 5 )

2,5

 

В паре с соседом провёл исследование

2

 
     


 

Переведите набранные вами баллы в оценку

14,5- 12б.- «5»

11 – 9б. - «4»

8 – 5б. – «3»


«Оценочный лист» Ф.И.________________________________

Деятельность на уроке

Баллы за верное выполнение

Мой результат

Смог сформулировать проблему и цель урока

1

 

Участвовал в планировании

2

 

Выявлял противоречие и формулировал гипотезу

3

 

Составил схему (задание № 1 )

1

 

Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 )

2

 

Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание № 3 )

2

 

Решал познавательную задачу (задание №4)

1

 

Выполнял тестовое задание (задание № 5 )

2,5

 

В паре с соседом провёл исследование

2

 

Переведите набранные вами баллы в оценку

14,5- 12б.- «5»

11 – 9б. - «4»

8 – 5б. – «3»


 


 


 

«Оценочный лист» Ф.И.________________________________

Деятельность на уроке

Баллы за верное выполнение

Мой результат

Смог сформулировать проблему и цель урока

1

 

Участвовал в планировании

2

 

Выявлял противоречие и формулировал гипотезу

3

 

Составил схему (задание № 1 )

1

 

Сравнил клетки, заполнил сравнительную таблицу (задание № 2 )

2

 

Анализировал информацию, дополнял ЛОС (задание № 3 )

2

 

Решал познавательную задачу (задание №4)

1

 

Выполнял тестовое задание (задание № 5 )

2,5

 

В паре с соседом провёл исследование

2

 

Переведите набранные вами баллы в оценку

14,5- 12б.- «5»

11 – 9б. - «4»

8 – 5б. – «3»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации