Урок по теме «Бактерии их строение и процессы жизнедеятельности» (Биология, 5 класс)
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе
по теме «Бактерии их строение и жизнедеятельность»
Автор |
Беннер Л.А., учитель биологии |
Предмет |
биология |
Класс |
5 |
Тип урока |
Изучения нового материала |
Технология |
Критического мышления |
Тема |
Бактерии их строение и жизнедеятельность |
Цель |
1.Расширить представление о многообразии живой природы; 2. Формирование универсальных учебных действий; |
Основные термины и понятия |
Бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты |
Дидактические задачи этапов урока |
|
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Вызов |
Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии изучения бактерий Познавательные УУД: - работать с таблицей : Личностные УУД Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Осмысление |
Познавательные УУД: - находить отличия - составлять схемы-опоры - работать с информационными текстами - объяснять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки - использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - работать в группах по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов |
Рефлексия |
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
Планируемый результат |
|
Предметные умения: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов |
Личностные УУД: 1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 3. Оценивать собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: 1. Определять цели и задачи урока 2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 3. Определяют критерии изучения бактерий Познавательные УУД: 1. Работать с таблицей 2. Находить отличия 3.Составление схем-опор 4.Работа с информационными текстами 5.Объяснение значения новых слов 6.Сравнивать и выделять признаки 7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: 1.Групповая работа по обсуждению информации 2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 3. Выражать свои мысли и идеи |
Организация пространства |
|
Формы работы: фронтальная, групповая |
Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана |
Ход урока
Этап мотивации |
Примечание |
||||||||
- Здравствуйте, Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Учитель читает монолог от лица ученого. Учащиеся должны узнать его – Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии. Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным. По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человеку мир живых существ. Учитель Кто это? Ученик Антонио Ван Левенгук. На могиле Антония Ван Левенгука высечены слова: "Микроскоп, придуманный и описанный им по-фламандски, оценен всем миром". После просмотра видеоролика учащиеся отвечают на вопрос: Учитель: Какое отношение открытие Левенгука имеет к теме сегодняшнего урока? Ученик Микроорганизмы Учитель подводит учащихся к теме урока. Учитель: Мы с вами знаем, что всю живую природу ученые делят на группы. Как называются самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир? Ученик: Царства Учитель: Какие Царства организмов мы знаем, как они называются? Ученик: Мы знаем такие царства: Растения, Животные и Грибы. Учитель: В какое царство можно поместить микроорганизмы, которые открыл Антонио Ван Левенгук? Ученик: Бактерии Учитель Описал Антони ван Левенгук микроорганизмы под названием бактерии – Царство Бактерии (тема урока сформулирована) Сегодня наш урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле это Бактерии Учитель: Давайте подумаем, какова цель нашего урока? Закончите предложение, вставив нужные слова. Учитель: Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о бактериях. Предлагает учащимся заполнить первую колонку в таблице «Знаю»
Ребята у вас на столах лежат оценочные листы, вы должны оценить свою работу по разным видам деятельности и по окончанию урока сдать мне, где я поставлю свой итог |
Слайд 1 |
||||||||
Голос за кадром Слайд 2 Микроскоп Антонио Ван Левенгука фото может слайд 3 Царства Растения, животные, грибы, бактерии Слайд 4 Слайд 5 Слайд 5 Слайд 5 |
|||||||||
Этап целеполагания осмысление |
|||||||||
Учитель: Я предлагаю не задерживаться, а перемахнуть через достаточно большой промежуток времени, чтобы попасть 7 век до нашей эры, и прослушать «Ленту новостей» Сообщение учащегося № 1 Древние врачи пытались объяснить болезненные явления в организме человека влиянием на него внешних условий. Это, по их мнению, подтверждалось тем, что наиболее массовые эпидемии или пандемии (от греческого слова “пандемос” -“всеобщий”) сопровождались массовыми заболеваниями растительного и животного мира Гиппократ, например, считал причиной ряда болезней “внутреннюю гнилость” и предлагал искать причину их в самом организме. Позже его взгляды изменились представлениями о миазмах – ядовитых испарениях почвы, вызывающих заболевания.Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и других возбудителях инфекционных заболеваний, они подозревали друг друга в умышленной передаче и распространении “мировой заразы”. Любая эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие заболеваний, но и в результате расправы над мнимыми отравителями колодцев, чародеями и колдунами. Сообщение учащегося № 2 В период с 264 по 146 гг. до н.э. между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических, римские войска осадили Корфаген, защитники которого стойко сопротивлялись. Казалось, что захватить город невозможно, и тогда римляне начали забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли добиться в бою, была захвачена хитростью. Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только огнем и мечом, но и хитростью. Они подарили индейцам одежду, принадлежавшую больным оспой, чем вызвали эпидемию, в результате которой погибло около 3 миллионов индейцев. Учитель: Ребята, а знаете ли вы, где живут бактерии? Сообщение учащегося № 3 Бактерии все больше завоевывают мир, их масса превышает массу всех организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5 миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии, обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии позже обнаружат на глубине 430 метров, в горячих источниках с температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются. Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и животных. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. Наука о бактериях- бактериология Антони ван Левенгук рассмотрел и описал группу микроорганизмов. Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Христиан Эренберг ввёл в употребление «бактерии» в 1828 году. Ребята я предлагаю вам сегодня быть не учениками, а учеными-микробиологами. Ваша группа – «лаборатория», гдевы будете работать над проблемами бактерий. Предлагаю каждой группе свою тему: «Строение бактерий», «Формы бактериальных клеток», «Способы питания клеток бактерий», «Размножение бактерий». У каждой группы на информационных листах дополнительный материал о бактериях. Свою работу надо представить всем в виде совместного проекта. Время работы 10 минут. Клетки бактерий очень малы Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом. Работа в группах Вспомним основные правила работы в группе: Работай дружно. Не ссорься. Советуйся с другом. Умей договариваться, не перебивай. Помогай другу. 1. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите модель в виде аппликации строения клетки бактерии. Подпишите органоиды клетки. 2. Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика, рибосом. Вывод: Вы познакомились со строением бактериальной клетки, теперь пользуясь информацией, которую изложили учащиеся 1 группы, вы должны на опорных конспектах подписать строение бактерии. Ученики подписывают 2 группа 1.Охарактеризуйте различные формы бактериальных клеток. 2.Сделайте скульптуры бактерий из пластилина и подпишите биологические названия форм бактерий.
Вывод: Вы познакомились с различными формами бактериальных клеток, теперь пользуясь,информацией которую изложили учащиеся 2 группы вы должны на опорных конспектах подписать их. Ученики подписывают формы бактериальных клеток
Физминутка (проводит ученик) 3 группа 1.Питание бактерий. 2.Составить схему питания,подготовить рассказ. Вывод: Вы познакомились питанием бактерий, теперь пользуясь информацией, которую изложили учащиеся 3 группы, вы должны на опорных конспектах подписать схему питания бактерий. Ученики подписывают схему питания бактерий 4 группа 1.Размножение бактерий. 2.Приспособление бактерий к неблагоприятным условиям.
Вывод:Размножаются бактерии чаще всего путем деления одной бактериальной клетки на две.В неблагоприятных условиях многие бактерии образуют споры - покоящиеся стадии. Ученики записывают как размножаются бактери |
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
||||||||
Рефлексия |
Слайд 14 |
||||||||
Учитель: Возвращаемся к таблице, которая была у нас в начале урока До и После Что мы узнали про бактерии? Выставление оценок Лист самооценки Итог урока Ученикам предлагается показать гостям, самим себе листик с изображением одной из нарисованных фигур, какое состояние у вас по окончанию урока? Вы все сегодня хорошо поработали, и я надеюсь, что те знания, которые вы продемонстрировали нам на этом уроке, надолго сохранятся в вашей памяти и пригодятся в жизни. Всем спасибо за вниманье, |
|||||||||
Домашнее задание Составить синквейн по теме «Бактерия». Сочинить сказку Решить кроссворд |
Слайд 15 |