12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кусаева Махаббат Ержановна325
Россия, Оренбургская обл., с. Беляевка Беляевского района

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка

А.С.Пушкин «Клянусь честью,

что ни за что на свете

я не хотел бы переменить

Отечество или иметь

другую историю,

кроме истории своих предков»

Сегодня главной воспитательной задачей уроков литературного чтения и русского языка для учителей начальной школы, на мой взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала.

Некоторые виды работы:

t1582308508aa.jpgt1582308508ab.jpg

Озеро Косколь церковь села Беляевка

В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.

Н-р: Озера Косколь-это настоящие жемчужины Беляевского района. Это озера, лежащие в живописнейшей местности среди нетронутых степей. На озерах всегда много птиц. Весной берега Косколь покрываются цветами: тюльпанами, ирисами и другими. Над южным озером возвышается холм, с которого открывается великолепный вид на оба озера и на всю окрестную местность.

Описание увиденных животных

Кузнечик - стрекочет перед прыжками. У кузнечика очень развиты ноги, тело продолговатое, стиснутое с обеих сторон. Кузнечики зеленые и серые и поэтому их почти не видно в траве.

Заметка в газету (интервью)

« Чьи имена носят наши улицы?» (ул Бр.Стародубцевых, село Надежинка)

Зрительные диктанты

(можно использовать материал произведений об Оренбургском крае или произведения земляков)

Л.Ничуговский. Оренбургские степи….

Бесконечный простор

В окружении леса,

В окружении гор…

t1582308508ac.jpg

Г. Горский За Уралом, за Кармен-горой

Русской нежною душой

Создан южный заповедник-

Былых степей наследник.


Перед тобою сказка быль:

Шумит вокруг седой ковыль

И как на море голубом,

Идет волна кругом.


Насыщен воздух ароматом

Поют пернатые с азартом.

Здесь праздник трав, цветов

Всех представителей веков.




Обучающие диктанты (материал взят из газеты «Вестник труда»)

В.Володин. «Здравствуй зимний лес»

t1582308508ad.jpg

Неожиданно выглянуло солнце. Снег заискрился. Засверкал драгоценными самоцветами. Лес сразу просветлел и перестал быть таинственным. Как будто здороваясь, негромко скрипнул старый осокорь. Ему в ответ застрекотала сорока, взлетающая с вершины дерева. И опять благородная тишина, изредка прерываемая лаем собак со стороны села.

С.Панкратов.

t1582308508ae.jpg

Из всех дроздов, встречающихся в нашем районе, рябинник, пожалуй, самый крупный, красивый и заметный. Верх головы пепельно-серый, спина каштаново-бурая. Низ тела с крупными черными пестринками, брюшко белое, крылья и хвост черно-бурые. Рябинники не только зимуют, но и гнездятся в Беляевском районе.



Списывание текстов краеведческого характера

Пещера «Подарок», пещера «Ледяной грот»

«Подарок»- это самая большая пещера Оренбуржья. Она имеет три этажа подземных ходов. Пещера представляет собой систему узких ходов в толще гипсовых залежей, перемежающихся с довольно обширными «залами».Рядом расположена пещера «Ледяной грот» имеющая очень красивый вход, около которого любят фотографироваться туристы. В глубину этой пещеры проникнуть мало кому удавалось, так как обычно вход бывает забит многолетним льдом.

«Конструктор»

Составьте предложения, если нужно измените окончания в словах. Выделите окончания в тех словах, которые вы изменили. О каком цветке идет речь?

К нам цветок название Франция из пришел позаимствовали французы его Персия из напоминает голова цветок на повязка тюрбан



Работа над ударением

t1582308508af.jpg

Поставьте ударение в словах: Даикс Жаик Яик

Что означают эти слова?

Прочитайте слова, обозначающие названия племен, населявших Оренбуржье в древности, обратите внимание на ударения

Аримаспы исседоны савроматы

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями.

Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Работа со словарем Даля, например:прочитайте слова собранные Далем в Оренбуржье. Работа над лексическим значением слов.

Таким образом, проводя различные виды работ на уроках русского языка, учителя начальных классов воспитывает в детях желание узнать больше о своем крае, о своих корнях, о своей истории, о своем народе.



ЛИТЕРАТУРА:

Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6.

Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1.

Н.Немальцева. Из истории Беляевского района

Газета «Вестник труда».

Пятницына Т.Н. Преподавание русского языка и чтения с учетом регионального компонента.//Начальная школа.-2001-№6



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.