Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка по УМК «Школа России» (1–4 класс)
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка
А.С.Пушкин «Клянусь честью,
что ни за что на свете
я не хотел бы переменить
Отечество или иметь
другую историю,
кроме истории своих предков»
Сегодня главной воспитательной задачей уроков литературного чтения и русского языка для учителей начальной школы, на мой взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала.
Некоторые виды работы:
Озеро Косколь церковь села Беляевка
В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.
Н-р: Озера Косколь-это настоящие жемчужины Беляевского района. Это озера, лежащие в живописнейшей местности среди нетронутых степей. На озерах всегда много птиц. Весной берега Косколь покрываются цветами: тюльпанами, ирисами и другими. Над южным озером возвышается холм, с которого открывается великолепный вид на оба озера и на всю окрестную местность.
Описание увиденных животных
Кузнечик - стрекочет перед прыжками. У кузнечика очень развиты ноги, тело продолговатое, стиснутое с обеих сторон. Кузнечики зеленые и серые и поэтому их почти не видно в траве.
Заметка в газету (интервью)
« Чьи имена носят наши улицы?» (ул Бр.Стародубцевых, село Надежинка)
Зрительные диктанты
(можно использовать материал произведений об Оренбургском крае или произведения земляков)
Л.Ничуговский. Оренбургские степи….
Бесконечный простор
В окружении леса,
В окружении гор…
Г. Горский За Уралом, за Кармен-горой
Русской нежною душой
Создан южный заповедник-
Былых степей наследник.
Перед тобою сказка быль:
Шумит вокруг седой ковыль
И как на море голубом,
Идет волна кругом.
Насыщен воздух ароматом
Поют пернатые с азартом.
Здесь праздник трав, цветов
Всех представителей веков.
Обучающие диктанты (материал взят из газеты «Вестник труда»)
В.Володин. «Здравствуй зимний лес»
Неожиданно выглянуло солнце. Снег заискрился. Засверкал драгоценными самоцветами. Лес сразу просветлел и перестал быть таинственным. Как будто здороваясь, негромко скрипнул старый осокорь. Ему в ответ застрекотала сорока, взлетающая с вершины дерева. И опять благородная тишина, изредка прерываемая лаем собак со стороны села.
С.Панкратов.
Из всех дроздов, встречающихся в нашем районе, рябинник, пожалуй, самый крупный, красивый и заметный. Верх головы пепельно-серый, спина каштаново-бурая. Низ тела с крупными черными пестринками, брюшко белое, крылья и хвост черно-бурые. Рябинники не только зимуют, но и гнездятся в Беляевском районе.
Списывание текстов краеведческого характера
Пещера «Подарок», пещера «Ледяной грот»
«Подарок»- это самая большая пещера Оренбуржья. Она имеет три этажа подземных ходов. Пещера представляет собой систему узких ходов в толще гипсовых залежей, перемежающихся с довольно обширными «залами».Рядом расположена пещера «Ледяной грот» имеющая очень красивый вход, около которого любят фотографироваться туристы. В глубину этой пещеры проникнуть мало кому удавалось, так как обычно вход бывает забит многолетним льдом.
«Конструктор»
Составьте предложения, если нужно измените окончания в словах. Выделите окончания в тех словах, которые вы изменили. О каком цветке идет речь?
К нам цветок название Франция из пришел позаимствовали французы его Персия из напоминает голова цветок на повязка тюрбан
Работа над ударением
Поставьте ударение в словах: Даикс Жаик Яик
Что означают эти слова?
Прочитайте слова, обозначающие названия племен, населявших Оренбуржье в древности, обратите внимание на ударения
Аримаспы исседоны савроматы
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями.
Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Работа со словарем Даля, например:прочитайте слова собранные Далем в Оренбуржье. Работа над лексическим значением слов.
Таким образом, проводя различные виды работ на уроках русского языка, учителя начальных классов воспитывает в детях желание узнать больше о своем крае, о своих корнях, о своей истории, о своем народе.
ЛИТЕРАТУРА:
Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6.
Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1.
Н.Немальцева. Из истории Беляевского района
Газета «Вестник труда».
Пятницына Т.Н. Преподавание русского языка и чтения с учетом регионального компонента.//Начальная школа.-2001-№6