Конспект урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Школа России»

7
0
Материал опубликован 2 April 2019 в группе

Конспект урока по русскому языку

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Учитель: Звягинцева А.В.

Тема: Обобщение по теме «Глагол»

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи

Задачи:

Образовательные: повторить, что такое неопределённая форма глагола, времена глагола, спряжения, правописания безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.

Развивающие: развивать у учащихся учебную самостоятельность, параллельное развитие устной и письменной речи; навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий; орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; самостоятельность, активность; стремления к успеху в учебе, толерантность в процессе фронтальной работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Уметь определять время глагола, спряжение, правописание безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные: ставить учебную задачу, выполнять контроль и коррекцию результата своей работы на основе сравнения с эталоном.

Познавательные: сравнивать выражения, находить сходства и отличия, выполнять действия по аналогии.

Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических высказываний.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация, карточки.

ХОД УРОКА:

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети.

-Скажите, как вы понимаете пословицу?

Где труд, там и радость.

Комментируют:

-Работа приносит нам радость, особенно если результаты работы хорошие.

2. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Индивидуальная работа по карточкам.

Подберите однокоренные слова к слову радость.

На доске: радостный, радостно, радовать.

Что вы скажете про последнее слово?

- Почему называется неопределенная форма?

А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.

часть речи

обозначает действие предмета

отвечаю на вопросы: что дел а е т?

ч т о с д е л а е т? и др.

изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр. вр.)

имею начальную форму — в предложении чаще бываю сказуемым

- Уберите лишнее из нашей схемы. Что не относится к характеристике глагола?

Молодцы! Мы вспомнили характеристику глагола.

- Какую задачу поставим на уроке?

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране «Глагол» и так первая станция.

Отвечают на вопросы:

-Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос что делать? имеет суффикс -ть.

-У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо

Формулируют учебную задачу.

- вопросы, подлежащее

Размышляют:

закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи.

3. Закрепление ранее изученного материала.

Станция Сказка «Глагол и его друзья»

« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»

- Ребята, о чем же эта сказка?

Станция «Пропущенные буквы»

А сейчас прочитайте слова, вставьте устно пропущенные буквы.

Какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами?

- По какому основанию (признаку) мы можем разделить эти слова?

Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите самостоятельно.

Итак, 1-я группа запишет – по спряжению;

2-я группа – по временам;

3-я группа – по лицам;

- Итог. Какое задание мы выполняли? На что оно было направлено?

Оценивает работу учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Станция «Здоровье»

Мы прибыли на станцию «Здоровье», здесь отдохнем и отправимся дальше. Я буду называть глаголы. Если «глагол-исключение» - приседаем, если глагол настоящего времени- встаем, поднимая руки вверх. Будьте внимательнее.

Слушают сказку о глаголе и его друзьях

- О том, что каждая часть речи приносит пользу

- Группировку.

- 1. По спряжению.

2. По временам.

3. По лицам.

Вставляют пропущенные буквы:

Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет.

Записывают в тетрадь, выделяя окончания.

-Слышит, видит, отдыхает, рисует, готовит

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организует выполнение самостоятельной работы.

Станция «Улица спряжения»

Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

- Выполните самостоятельно задание в карточках (по вариантам), вставляя нужную букву в глаголах и определяя спряжение.

- Что сначала нужно сделать, чтобы определить спряжение?

1 вариант

свяжем

отдыхаешь

танцуем

зимуешь

перебираем

поймаешь

рисуем

2 вариант

платишь

чуем

мечтаешь

усвоим

загораешь

синеет

затянет

- Какое умение мы формировали в этом задание?

Оценивает отдельных учащихся.

Организует взаимопроверку.

- Обменяйтесь тетрадями.

-Проверьте ошибки по эталону(слайд)

-Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки.

-Поднимите те, у кого были ошибки.

-Будьте внимательнее.

(Первым 3, решившим правильно, ставит отметки.)

Читают и осмысливают задание.

Выполняют задание самостоятельно:

- Поставить в неопределенную форму

1 вариант

Связать – I спр.- свяжем

Отдыхать – I спр. - отдыхаешь

Танцевать – Iспр. - танцуем

Зимовать – I спр. - зимуешь

Перебирать – I спр. -перебираем

Поймать – I спр. - поймаешь

Рисовать – I спр. - рисуем

2 вариант

Платить – II спр. - платишь

Чуять – 1 спр. - чуем

Мечтать – I спр. - мечтаешь

Усвоить – II спр. - усвоим

Загорать -I спр. - загораешь

Синеть – I спр. - синеет

Затянуть -I спр. - затянет

- Умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

Осуществляют самопроверку.

Исправляют ошибки.

5. Включение в систему знаний и повторений..

Станция « НЕ»

Объясните, как вы понимаете пословицу?

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

- Чего не хватает?

-Ребята, а как пишется частица «не» с глаголом?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Послушайте задание. Запишите глагол «не вытащишь» разберите это слово, как часть речи.

- Какую орфограмму глагола, мы повторили?

-Откройте учебник на странице 115 упражнение 243. Прочитайте задание про себя. Выполните его самостоятельно.

Станция «Время»

- Время... Что это такое? Как вы это понимаете?

- Что говорится в словаре о слова «Время»?

Какие пословицы со словом «время» вы знаете?

Дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени... глаголов.

Инсценировка

Учительница спросила Лентяйкина.

О каком времени я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются». Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь, ответил:

Утро!

А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы?

В каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?

- Откройте учебник на странице 118 упражнение 251. Прочитайте задание про себя.

- Спишите первые два абзаца. Выполним его письменно в тетради с комментированием у доски.

- Итог.

Спрашивает нескольких учащихся.

- Частицы не

Разбирают глагол, как часть речи

- Написание частицы не с глаголами

Выполняют задание самостоятельно

-Часы, дни, сутки, года.

- Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время — это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками.

-Делу — время, потехе — час. Время — не птица, за хвост не поймаешь.

Смотрят инсценировку, размышляют

-В настоящем.

- В прошедшем времени: что делал и? что сделали? В будущем времени: что сделают? что будут делать?

Выполняют задание: указывают время, выделяют окончания

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Д/з: Вариативное домашнее задание:

- Сочинить сказку для Глагола Глаголыча о глаголе.

- Учебник страница 117 упражнение 248.

Организует рефлексию учебной деятельности.

-Что повторяли на уроке?

Да, мы с вами разгадали некоторые тайны русского языка, а значит? Стали умнее, счастливее! Закончим урок словами:

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

-Урок окончен.

Участвуют в рефлексии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.