Статья на тему: «Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки»
Статья на тему: Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки».
Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, чувство гражданственности как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.
Цель музыкального образования средствами музыкального искусства в общеобразовательных школах трактуется так: познакомить обучающихся с музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов.
Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствами музыкального искусства, можно отметить следующие:
- формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
- воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
- воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;
- познакомить с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа.
- сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений,
- развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.
Музыкальное образование в общеобразовательных школах представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:
1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.
2.Уважай другие народы, другую культуру.
3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью.
Важность патриотического воспитания, гражданских качеств на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на обучающихся.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения обучающегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.
Необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства, о народах, населяющих страну.
Песни: «Наш край», Кабалевского, «Песня о России», Струве, «С чего начинается Родина», Баснера – все они являются неотъемлемой частью воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств.
Знакомство обучающихся с биографиями русских композиторов, исполнителей позволяют понять, что они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Особенно ценной, в этом отношении является ария Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», которая неотразимо действует на душу ребят. Они осмысливают красоту подвига во имя Родины. И ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», где герой размышляет о судьбах своей страны, спасении Москвы.
В 6 классе, размышляя о правде и красоте в искусстве, мы вновь слушаем арию Сусанина, чтобы ещё раз осмыслить красоту подвига во имя Родины- этого высшего проявления силы и благородства человеческого духа.
Разговор о силе духа, мужестве идёт при знакомстве с произведениями о Великой Отечественной войне. Это «Шёл ленинградский паренёк », «Баллада о солдате», «Дороги», «День Победы», и др.
Героические образы присутствуют и в классической музыке.
Это прежде всего 5 симфония Бетховена, «Богатырская» симфония Бородина, кантата Прокофьева «Александр Невский», 7 симфония Шостаковича и др.
Значительную роль играет приобщение обучающихся к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми случайно не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать обучающимся нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей на уроках музыки должно быть обогащение обучающихся знаниями о музыке своей Родины.
На занятиях, посвященных устному народному творчеству, обучающиеся через пословицы, поговорки, сказки для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Школьники по темам: «Труд», «Дружба» подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх школьники учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, они оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Дети становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность обучающихся будет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразным толчком, который выведет ребенка из состояния «инертного покоя» и будет способствовать осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.
Нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание школьников, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на одну и ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к богатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Великой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.
Жизненного материала более чем достаточно, и учитель может свободно отбирать его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Так, изучая музыку, обучающиеся уже с первого класса чувствуют, что они изучают жизнь, что музыка — это сама жизнь.
Литература:
Бороздина О. Изучение результирующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся // Современное музыкальное образование 2003г.
Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит!/Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
Свирина Н. А. О роли музыки в художественном развитии школьников / Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.
Щуркова, Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. – М.: ТЦ Сфера, 2000.