Статья «Моё представление о безопасности образовательной среды дошкольной организации»
Мое представление о безопасности образовательной среды дошкольной организации.
Постановка проблемы. Дошкольное звено образования является приоритетной в единой национальной системе непрерывного образования, поскольку опыт развития человечества, научные исследования показывают, что у детей дошкольного возраста под влиянием внешних обстоятельств подсознательно формируется строение ума и духовности.
Целью статьи является актуализация вопроса безопасного поведения ребенка в процессе его социальной активности, раскрытия способов формирования безопасности деятельности дошкольника, деятельности его окружения как составляющих системы ценностей.
Задача жизнеспособной человека - не только стать личностью, сформировать свои жизненные смыслы, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, а, превращая при этом в своих интересах среда обитания, обезвредить ни себя, ни свое окружение.
Обучение по безопасности жизнедеятельности призвано формировать у каждого ребенка активную жизненную позицию по собственной жизни и собственной безопасности, накопление ею знаний, умений и навыков безопасного поведения дома, на улице, на воде и тому подобное [3, с.82].
Формирование безопасного образа жизни должно быть организовано как систематическая работа с детьми и охватывать все ведущие формы деятельности ребенка (игру, общение, трудовую (предметно-практическую) деятельность). Поэтому, кроме направленных на изучение безопасности жизнедеятельности мероприятий, вопросы безопасного поведения ребенка необходимо планировать и в ходе проведения всей учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения, привлекать к ней родителей с помощью совместных мероприятий (походов, экскурсий, спортивных соревнований).
Основой для создания учебно-воспитательных программ для детей дошкольного возраста в РФ является ФГОС дошкольного образования [1] . Его содержание построено в соответствии с возрастными возможностями детей на основе компетентностного подхода и направляет учебно-воспитательный процесс на достижение социально закрепленного результата (заданной нормы, требований к развитости, обученности и воспитанности ребенка). Это вызывает необходимость четкого определения усвоения ребенком содержания образовательных линий (знает, знающий, понимает, умеет, понимает, способна придерживается, применяет, выявляет отношение, оценивает), ориентирует педагогов на целостный и общее развитие ребенка, раскрывает важность закладки в дошкольном возрасте фундамента для приобретения в дальнейшем специальных знаний и умений [4, с.29].
Вопросы безопасности жизнедеятельности входящих в всех образовательных линий, а как выделена составляющая содержания образования - к образовательной линии «Личность ребенка». Результатом образовательной работы по изучению содержания безопасности жизнедеятельности является способность ребенка дифференцировать понятия «безопасное» и «опасное», осознавать важность безопасности жизнедеятельности (собственной и других людей). Ребенок должен знать правила безопасного пребывания дома, в дошкольном учреждении, на улице, на воде, на льду, на игровой, спортивной площадках, ориентироваться в правилах поведения с незнакомыми предметами и веществами; пожарной и электробезопасности; пользование транспортом; понимать значение основных знаков дорожного движения и тому подобное; знать и уметь воспользоваться номером телефона службы помощи (пожарная, медицинская, милиция) [5, с.104]
Формирование у ребенка дошкольного возраста сознательной безопасного поведения в окружающей среде базируется на положительных примерах поведения взрослых. Разногласия требований к ребенку родителей дома и воспитателей в дошкольном учреждении могут вызвать у ребенка чувство обиды, смущение и даже агрессии. Поэтому воспитатели в профессиональной деятельности должны пытаться сделать родителей своими единомышленниками - постоянно привлекать их к учебно-воспитательного процесса, предоставлять родителям информацию о создании максимально безопасных условий пребывания ребенка дома, во дворе, на отдыхе (правила личной безопасности и безопасности окружающих, действия в экстремальных ситуациях и т.д.). Уместным будет также создание соответствующего информационного уголка (стенда), с помощью которого воспитанники будут получать новые и повторять уже знакомые правила по безопасности жизнедеятельности.
Важным фактором формирования безопасного образа жизни является среда обитания ребенка - дошкольное учебное заведение.
Дошкольное учебное заведение должно создать безопасные и безвредные условия развития, воспитания и обучения детей, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и обеспечить их соблюдение; сформировать у детей гигиенические навыки и основы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения; способствовать сохранению и укреплению здоровья, умственному, психологическому и физическому развитию детей [3, с.61].
С целью совершенствования теоретических знаний и практических навыков воспитателей по формированию у детей ценностного отношения к жизни, улучшение качества учебно-воспитательной работы по вопросам личной безопасности и защиты жизни в дошкольных учебных заведениях ежегодно проводится «Неделя безопасности ребенка» как форма систематизации знаний детей о безопасной окружающей среде. Эта мера должна проводиться творчески на основе деятельностного подхода с целью обогащения опыта детей относительно безопасного поведения.
«Неделя безопасности ребенка» должна быть наполнена конкретным содержанием учебно-воспитательной работы (тематические занятия; дидактические и сюжетные игры с элементами безопасности жизнедеятельности, конкурсы, чтение произведений художественной детской литературы соответствующей тематики; моделирование поведения, анализ опасных ситуаций).
Не менее важным фактором формирования безопасного поведения ребенка является мониторинг учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения. Чтобы оценить проведенную воспитателями учебно-воспитательную работу с детьми по усвоению ими основ безопасности жизнедеятельности, в конце «Недели безопасности» следует провести беседы или викторины в группах с тем, чтобы узнать, что дошкольникам понравилось, что запомнилось, и, учитывая эти результаты, внести определенные коррективы в план проведения учебно-воспитательных мероприятий в будущем.
Выводы. Таким образом, безопасность жизнедеятельности является многогранной категорией и охватывает важнейшие сферы человеческого бытия, такие, как здравоохранение, экология, безопасность в чрезвычайных ситуациях и тому подобное. Как составляющая жизненной компетентности это не просто совокупность усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, в том числе - и чрезвычайных и экстремальных.
Учитывая важность формирования у ребенка навыков безопасного поведения, приходим к выводу, что существует потребность в конкретных методических разработках и научно обоснованных современных рекомендациях по способам формирования у детей дошкольного возраста такого уровня социального опыта, позволит дошкольнику стать жизненно компетентным в социальной среде, вести безопасную жизнедеятельность.
Литература
- ФГОС ДО от 14.11.2013 г, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Информационно правовой портал Гарант Ру. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 20.10.2021)
- . Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"[Текст]: текст с изменениями на 2018 год. – Москва: Эксмо, 2018. –С.222 [Электронный ресурс] // Информационно правовой портал Гарант Ру. URL : http://base.garant.ru/70419150/#ixzz5YugofGgE (дата обращения 20.10.2021)
- Аплеева, И. А., Долгова В.И. Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: выпускная квалификационная работа /И.А. Аплеева, В.И Долгова; ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». – Челябинск, 2017. – 140 с.
- Бакин, М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды [Текст]: учеб. пособие / М. В. Бакин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 108 с
- Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения [Текст]: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. С. О. Филипповой, А. Е. Митина, Т. И. Рогачевой. – СПб: Свое издательство, 2015. – 293 с