Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Мое здоровье в моих руках»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Мое здоровье в моих руках»
Составила воспитатель :
Л.Р.Ибрагимова
Пояснительная записка
Превосходный воин никогда не разгневается.
Лао Дзы.
Беззаботное счастливое детство, игры во дворе, общение со сверстниками без смартфона, компьютера и интернета. В наш современный век технологий на детей обрушивается огромный поток информации не только в детском саду, с экранов телевизоров, компьютеров. Как следствие у детей повышается уровень психического и эмоционального стресса, перепады настроения, гиперактивность, быстрая утомляемость, частые простудные заболевания, хронические заболевания – признаки того, что ребенок не справляется с навалившейся нагрузкой.
Основным содержанием календарно-тематического планирования являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, упражнения на дыхание, гимнастика для глаз, массаж, релаксационные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и подвижные игры, нацеленные на развитие у дошкольников координационных способностей, с элементами ушу и цигуна. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитание у дошкольников желания физического самосовершенствования.
Один из вариантов сохранения и укрепления здоровья детей в современном мире- занятия оздоровительными системами, такими как ушу и цигун. Опыт данных практик насчитывает тысячелетия. Их целью является достижение гармонии тела и духа. Упражнения ушу и цигун направлены на интеграцию ума и тела, опорно-двигательной системы, взаимодействий полушарий головного мозга. Также дети приобретают коммуникативные навыки и развивают такие качества как взаимопомощь, уважение, сочувствие.
Сама форма занятий ушу и цигун очень нравится детям. Большинство практик построены на образном, детском восприятии мира, упражнения « Раскачивать небесную радугу», « Поменять звезду рукой», « Грести по небу на волшебной лодочке», «Дракон перемешивает море», «Полет голубя», «Игры пяти зверей»- очень понятны детям и дают лучшие результаты, чем у взрослых из-за образного мышления, богатого воображения.
Краткая характеристика системы занятий
Занятия подготовлены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия построены по схеме. Дыхательные упражнения приводят в покой наш ум, плавные красивые движения уравновешивают психику, образное мышление и точечный массаж делает нас сильнее.
Занятия проводятся для детей старшего дошкольного возраста два раза в неделю.Игры и упражнения используются на занятиях по физической культуре, в познавательной, а также в свободной и самостоятельной деятельности.
Индивидуально-дифференцированный подход является основным принципом работы с детьми.
Основные цели и задачи:
Цель: сформировать у ребёнка необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научив его использовать необходимые знания и техники ушу и цигун в повседневной жизни.
Образовательные задачи:
-расширять и закреплять знания детей об окружающем мире, учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе;
-расширять запас двигательных навыков за счёт разучивания упражнений и элементов ушу и цигун;
-учить детей сохранять правильную осанку, способствовать пропорциональному развитию всех групп мышц;
-учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их;
-закреплять и расширять знания детей об органах чувств, опорно-двигательной и мышечной системах, частях тела человека;
-развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своём здоровье;
- приобщать детей к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
-воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении упражнений и в играх;
- воспитывать желание и умение самостоятельно организовывать подвижные и спортивные игры, упражнения;
- воспитывать взаимопонимание, сочувствие к неудачам других;
-воспитывать в детях желание быть бодрыми, сильными, энергичными, заботиться о своём здоровье.
Развивающие задачи:
- развивать физические качества, настойчивость и выдержку;
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать коммуникативные способности;
- развитие двигательных, координационных способностей;
- развитие психических процессов и свойств личности.
Основные принципы занятий.
Принцип постепенности означает постепенное усложнение задач, увеличение нагрузки. Принцип постепенности базируется на соблюдении основных педагогических правил «от простого к сложному».
Принцип цикличности количество повторений упражнений и интервалы отдыха между ними в значительной мере зависят от подготовленности воспитанников, их возраста и вида упражнений.
Принцип индивидуализации предполагает проведение занятий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Упражнения, их форма, продолжительность, интенсивность должны избираться в соответствии с полом, возрастом ребенка, их физической подготовленностью и уровнем здоровья.
Принцип взаимодействия ребенок должен продвигаться вперед своими силами, темпом и с постоянным успехом.
Принцип результативности предполагает получение положительных результатов в оздоровительной работе не зависимо от возраста и физической подготовленности детей.
Принцип взаимодействия с семьей преемственность при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Перспективное планирование
Сентябрь
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Дыхательная гимнастика | Методика дыхательных упражнений «Лотос». | Методика очистительного дыхания. | |||
Релаксационные упражнения | «Озеро»
| «Цветок»
| «Цветок завял»
| «Волшебный сон»
| |
Массаж, самомассаж | Массаж ушных раковин | Массаж головы
| Массаж «Красивое лицо»
| Массаж пальцев и кистей рук
| |
Гимнастика для глаз | «Полет бабочки»
| « Зрительная гимнастика»
| «Зрительная гимнастика»
| «Золотое кольцо»
| |
Пальчиковая гимнастика | «Осень»
| «Осень» | «Дерево»
| «Дерево»
| |
Профилактика плоскостопия | Комплекс « Лодочка» | ||||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Раскачивание небесной радуги». Изучение базовых стоек ушу Мабу.
| ||||
Подвижные игры | «К названному дереву беги» | По желанию | «Садовник» | «Удочка» |
Октябрь
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Дыхательная гимнастика | «Ветер и листья»
| «Подуй на пальцы»
| «Ветер» | «Пчелы»
|
Релаксационные упражнения | «Сотвори в себе солнце»
| «Волшебный цветок добра»
| «Путешествие на облаке»
| «Роняем руки»
|
Массаж, самомассаж | Массаж пальцев и кистей рук | Точечный массаж лица
| Массаж спины « Серебряный дождь»
| Точечный массаж шейного отдела позвоночника
|
Гимнастика для глаз | «Кружева»
| «Радуга»
| «Зрительная гимнастика для глаз» | « Море»
|
Пальчиковая гимнастика | «Ветер и тучка» | «Дождик»
| «Дождик»
| «Осенние листья» |
Профилактика плоскостопия | Комплекс «Тигр» | |||
Комплексы ушу и цигун | « Морское царство» Изучение базовых стоек ушу Гунбу
| «Восемь кусков парчи» | « Восемь кусков парчи» Изучение базовых стоек ушу Гунбу | «Часики»
|
Подвижные игры | По желанию | «Море волнуется и успокаивается» | «День-ночь» | « Скакуны и бегуны»
|
Ноябрь
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Дыхательная гимнастика | «Шарик»
| «Шарик лопнул»
| «Ветер» | «Пузырь»
| |||
Релаксационные упражнения | «В лесу»
| « Водопад»
| « У ручья»
| «Долина»
| |||
Массаж, самомассаж | «Потягивание»
| Массаж грудной клетки
| Массаж пальцев
| «Лебединая шея»
| |||
Гимнастика для глаз | «Крылья бабочки»
| «Солнечный зайчик»
| «Крылья бабочки»
| « Солнечный луч»
| |||
Пальчиковая гимнастика | «Пион» | «Бабочка»
| «Ветер и тучка»
| «Гроза»
| |||
Профилактика плоскостопия | Комплекс «Полет голубя» | ||||||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Дракон перемешивает море» Изучение базовых стоек Сюйбу. | Комплекс «Восемь кусков парчи»
| Изучение базовых стоек ушу и цигун.
| ||||
Подвижные игры | По желанию | «Море волнуется» | «Полдень и полночь»
| «Ловишки» |
Декабрь
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Дыхательная гимнастика | Методика дыхательных упражнений «Лотос», «Кобра») | Методика дыхательных упражнений «Складной нож» | ||
Релаксационные упражнения | «Озеро»
| «Цветок»
| «Цветок завял»
| «Лесные звуки»
|
Массаж, самомассаж | Массаж ушных раковин | Массаж головы
| Точечный массаж головы | Массаж спины « Серебряный дождь» |
Гимнастика для глаз | «Зрительная гимнастика для глаз» | «Ветерок»
| «Зрительная гимнастика»
| «Изумрудная пальма»
|
Пальчиковая гимнастика | «Дерево» | «Восходящее солнце» | «Лодочка»
| «Паучок»
|
Профилактика плоскостопия | Комплекс «Медвежата» | |||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Игры пяти животных. Медведь. Журавль. Олень Тигр. Тигр» Изучение основных базовых стоек Пубу , Себу, Динбу.
| |||
Подвижные игры | «Удочка» | « Полдень-полночь» | По желанию | «Третий лишний» |
Январь
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Дыхательная гимнастика | Очистительная дыхательная гимнастика | «Сдуй лепестки цветка»
| ||||
Релаксационные упражнения | «Медуза»
| «Полет к звездам»
| «Разговор животных» | «Отдых» | ||
Массаж, самомассаж | Массаж рук
| Массаж ног
| Массаж лица
| Массаж шейных позвонков | ||
Гимнастика для глаз | Комплекс «Тишина»
| «Лучик солнца»
| «Стрекоза»
| |||
Пальчиковая гимнастика | «Паучок»
| «Капли дождя»
| «Домик»
| «Кошка»
| ||
Профилактика плоскостопия | Комплекс «Полет голубя»
| Комплекс «Разминка» | ||||
Комплексы ушу и цигун | Динамичные тренировочные комплексы. Искусство создания шести целебных звуков. Изучение основных базовых стоек.
| |||||
Подвижные игры | «Полдень-полночь» | «Карусель» | По желанию детей
| «Дрема» |
Февраль
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Дыхательная гимнастика | «Лотос»
| Очистительное дыхание
| «Подуй на пальцы» | «Кобра»
|
Релаксационные упражнения | «Озеро»
| «Холодно- жарко» | «Солнышко и тучка» | «Драгоценность»
|
Массаж, самомассаж | Массаж кистей рук, пальцев.
| Точечный массаж коленей | Массаж ушных раковин
| Массаж головы
|
Гимнастика для глаз | Гимнастика для усталых глаз
| |||
Пальчиковая гимнастика | « Рыбка» | «Дружные пальчики »
| «Птички»
| «Замок»
|
Профилактика плоскостопия | Комплекс «Королевство птиц» | |||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Малый небесный круг». Комплекс «Грести по небу на волшебной лодочке». Комплекс «Поменять звезду рукой», «Живость поясницы». Изучение основных базовых стоек.
| |||
Подвижные игры | «Третий лишний» | «Летает, не летает» | «Садовник» | «Бери ленту»
|
Март
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Дыхательная гимнастика | Методика дыхательных упражнений «Складной нож» | Очистительная дыхательная гимнастика.
| «Ветер»
| «Подуй на пальцы»
| |
Релаксационные упражнения | «Водопад»
| «Разговор животных»
| «Озеро»
| «Улыбка»
| |
Массаж, самомассаж | Точечный массаж головы
| Массаж лица
| Массаж коленей | Массаж рук | |
Гимнастика для глаз | Гимнастика в стихах «Считалка» | Упражнение «Вправо-влево»
| «Крылья бабочки»
| Упражнение «Тишина»
| |
Пальчиковая гимнастика | «Моя семья»
| «Лодочка»
| «Дождик»
| «Выглянуло солнце»
| |
Профилактика плоскостопия | Комплекс с гимнастической массажными мячами | ||||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Дракон перемешивает небо». Искусство создания шести целебных звуков. Изучение основных базовых стоек.
| Комплекс «Восемь кусков парчи». Изучение основных базовых стоек.
| |||
Подвижные игры | «Пробеги тихо» | «Третий лишний» | «Краски» | «День и ночь» |
Апрель
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Дыхательная гимнастика | «Аромат цветов»
| «Вдох-выдох»
| Очистительная дыхательная гимнастика | «Душистая роза» | |
Релаксационные упражнения | «Отдых»
| «Волшебный сон» | «Олени» | «Четыре стихии»
| |
Массаж, самомассаж | «Потягивание»
| «Лепестки» | «Лебединая шея»
| Точечный массаж | |
Гимнастика для глаз | «Закрой глаза» | «Анютины глазки» | «Радуга» | «Кружева»
| |
Пальчиковая гимнастика | « В жарких странах» | «Моя семья» | «Рыбка» | «Гроза»
| |
Профилактика плоскостопия | Комплекс «Журавль расправляет крылья» | ||||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Игры пяти животных. Медведь. Журавль. Олень Тигр. Тигр» Изучение основных базовых стоек Пубу , Себу, Динбу.
| Комплекс «Малый небесный круг». Комплекс «Грести по небу на волшебной лодочке». Комплекс «Поменять звезду рукой», «Живость поясницы». Изучение основных базовых стоек.
| |||
Подвижные игры | «Охотники и утки» | «Найди себе пару» | «Карусель» | «Краски» |
Май
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Дыхательная гимнастика | «Поющие звуки»
| «Душистая роза»
| «Лотос» | «Трубочка» | |
Релаксационные упражнения | «Саморасслабление» | «Ветерок» | «Плывем в облаках» | «Отдых на море»
| |
Массаж, самомассаж | Массаж шейных позвонков
| Массаж коленей | Массаж ушных раковин
| Массаж ступней | |
Гимнастика для глаз | «Спал цветок» | «На море» | Упражнения на снятие усталости в глазах. | Упражнение «Тишина»
| |
Пальчиковая гимнастика | « На водопой» | «Лодочка» | «Наши алые цветы» | «В жарких странах» | |
Профилактика плоскостопия | Комплекс с веерами | ||||
Комплексы ушу и цигун | Комплекс «Дракон перемешивает небо». Искусство создания шести целебных звуков. Изучение основных базовых стоек.
| Комплекс «Игры пяти животных. Медведь. Журавль. Олень Тигр. Тигр» Изучение основных базовых стоек | |||
Подвижные игры | «Пробеги тихо» | «Перелет птиц» | « Скакуны и бегуны» | « К названному дереву беги» |
Список используемой литературы:
1.Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
2. Давыдов М.А. Багуа Син. Массаж восьми форм. – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2012г.
3. Давыдов М.А. У Цинь Си. Массаж «Игры 5-ти зверей». – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2011г.
4. Дедулевич Н. М. Играй - не зевай. Подвижные игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2007г.
5.Мастер Го Сингунь Энергетическая работа по гармонизации лнчности. Ци-Гун терапия. Статический цигун: иммунные комплексы. – М.: Школа «Академия Тайчи», 2005.
6. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.
7. Тенчой Лама Медитация для детей. –Тушита,2012г.