Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире рукоделия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрюзань»
Катав-Ивановского муниципального района
Челябинской области
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«В мире рукоделия»
декоративно-прикладного направления образовательной области «Технология»
5-9 классы
Составила:
учитель технологии
высшей квалификационной
категории
МОУ «СОШ №1 г. Юрюзань»
Курбангалеева
Людмила Анатольевна
г. Юрюзань
2017
Содержание:
1 .Пояснительная записка………………………………….…………...…….3
1.1.Актуальность направления и тематики внеурочной
деятельности…………………………...…………………………………3
1.2.Цель и задачи обучения………………………………………………….4
1.3.Связь содержания курса с учебными предметами……….……...……5
1.4.Особенности реализации курса……..…………………………………..6
1.5.Количество часов и их место в учебном плане……………………..…8
1.6.Характеристика условий ОУ при реализации курса……..………..….9
1.7.Результаты реализации курса……..……………………………………10
2.Планируемые результаты………………………………………….. ...….11
2.1.Требования к знаниям и умениям………………………………….….12
2.2.Описание требований к УУД…………………………..………………13
2.3.Формирование качеств личности обучающихся при проведении занятий…………………………………………………………………..16
2.4.Формы учета знаний и умений…………………………………………16
3.Календарно-тематический план занятий……. …………………………21
4.Содержание курса……..……………………..……………………………35
5.Список литературных источников…………….…………………………41
Пояснительная записка
Актуальность
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. При знакомстве с произведениями декоративно-прикладного искусства дети знакомятся с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей, связи искусства с бытом и жизнью народов. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. В процессе создания изделий у детей закрепляются четкие и достаточно полные представления о предметах, знания эталонов формы и цвета. Все это способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает и коллективный характер выполнения работ: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляют общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности. При создании коллективных работ, воспитывается умение объединяться для общего дела,
3
учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно. Формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Тематика занятий дает возможность каждому ребенку овладеть различными видами художественной деятельности, основанных на материалах народного декоративно-прикладного искусства - одного из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Содержание разделов способствует расширению кругозора обучающихся, развитию мышления, интереса к предмету. Формирует творческие способности, стремление к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности.
Практическая работа организована по индивидуальным заданиям таким образом, что характер работ вызывает у детей познавательный интерес, способствует развитию их пространственному воображению, умению анализировать, сравнивать, применять знания на практике, подбирать необходимые материалы и инструменты. Задания подобраны с учетом индивидуальной подготовленности, опыта, возрастных особенностей и способностей обучающихся. По форме они занимательны и требуют для их решения определенных творческих умений.
Цель и задачи обучения
Цель:
«Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций».
Задачи:
-развивать стремление к углублению знаний;
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
4
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия;
-развивать творческие способности, воображение; кругозор в области рукоделия;
-развивать индивидуальные способности обучающихся;
-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Связь содержания курса с учебными предметами
Содержание разделов внеурочной деятельности «В мире рукоделия» разработано с учётом программы образовательной области «Технология» и направленна на продолжение изучения тем по разделам: «Художественные ремесла» и «Создание изделий из текстильных материалов».
В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами.
Учебные предметы |
Межпредметные знания |
Химия |
Производство и свойства натуральных и химических волокон |
ИЗО |
Зарисовка эскизов, составление вариантов композиций, подбор материалов по цвету и фактуре |
История |
Знакомство с национальными традициями, особенностями культуры и быта народов Урала |
Математика |
Геометрические фигуры, геометрические построения орнаментов. Число, приблизительные величины |
Физика |
Принцип действия регуляторов и механизмов швейной машины, соблюдение правил техники безопасности |
Экономика |
Расчет себестоимости изделий |
Черчение |
Построение выкроек, понятие «масштаб», моделирование деталей изделий |
5
Литература |
Коммуникативные компетенции при защите проектов |
МХК |
История костюма, особенности национальной одежды народов Урала |
Особенности реализации курса
Принципы содержания
1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка атмосфера. В процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно- творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3.Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выбору; открытие новых знаний.
Программа составлена с учетом желания учащихся и их повышенного интереса к данным видам рукоделия. Количество наполняемости групп: 10-12 человек. Возрастной состав: 11-15 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
6
Содержание состоит из 10 модулей: «аппликация», «вышивание», «вышивка лентами», «вышивка бисером», «вязание крючком», «мягкая игрушка», «вязание спицами», «батик», «декупаж», «валяние из шерсти».
Календарно-тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем, имеет примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний.
Методологической основой курса является индивидуальный подход, предоставление возможностей творческого поиска.
Основными видами деятельности обучающихся во время занятий являются:
-познавательная,
-исследовательская,
-практическая;
-работа с технологическими картами, дополнительной и учебной литературой, иллюстрациями, схемами.
Используются разнообразные формы организации:
-рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с учащимися.
Методы обучения, используемые во время занятий:
-практические,
-наглядные,
-словесные,
-решение прикладных задач,
-работа с книгой, компьютером,
-экскурсии.
Специфика данного учебного курса такова, что кульминацией работы обучающихся являются:
7
-конкурсы,
-выставки,
-мастер-классы,
-подготовка подарков,
-защита творческих проектов.
Основной формой обучения является практическая деятельность обучающихся (75-80% от учебного времени).
Занятия проводятся во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня в кабинете обслуживающего труда.
Количество часов, место в учебном плане
Курс рассчитан на 170 часов (5-9 кл), 34 часа в год для каждой параллели. Режим проведения занятий 1ч в неделю в соответствии с расписанием.
Распределение часов по темам:
№ п/п |
Название темы |
Всего часов |
Количество часов |
||||
5класс |
6класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|||
1 |
Мягкая игрушка. Декоративная подушка. Подушка-игрушка. |
26 |
7 |
10 |
9 |
||
2 |
Вязание спицами |
13 |
7 |
6 |
|||
3 |
Аппликация |
7 |
7 |
||||
4 |
Пэчворк |
11 |
11 |
||||
5 |
Вышивание |
7 |
7 |
||||
6 |
Вышивка лентами |
6 |
6 |
||||
7 |
Вышивка бисером |
24 |
14 |
10 |
8
8 |
Вязание крючком |
18 |
6 |
12 |
|||
9 |
Батик |
13 |
13 |
||||
10 |
Декупаж |
21 |
21 |
||||
11 |
Валяние из шерсти |
24 |
24 |
||||
Итого |
170 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
Характеристика условий ОУ при реализации курса
Данная внеурочная деятельность представлена в виде календарно-тематического планирования и реализуется согласно календарному графику составленному ОУ. Работа построена по принципу добровольности, ее содержание отвечает личным интересам обучающихся. Структура отличается большим разнообразием форм и методов ее организации.
Средства реализации системы работы учителя: нормативно - правовые документы различных уровней, информационно - методические материалы по организации внеурочной и проектно – исследовательской деятельности обучающихся, соответствующие материально – технические условия позволяющие проводить все технологические операции свойственные художественной обработке материалов в условиях общеобразовательной школы.
Формы реализации: проведение занятий, организация внеклассных мероприятий, показ практических действий, индивидуальные занятия по организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся, работа с родителями, выставки, экскурсии.
Методы реализации: проведение мероприятий планируемых и организованных совместно с родителями.
9
Дидактический материал: технологические карты, пособия, справочная литература, энциклопедии, интернет-ресурсы, книги, конструкционные схемы, плакаты, готовые изделия, образцы поузловой обработки, раздаточный материал, готовые презентации по теме.
Материально-техническое обеспечение: универсальные и специализированные швейные машины, оборудование для ВТО, соответствующие для выполнения различных видов работ инструменты и приспособления, компьютерные программные средства, возможно использование интерактивного оборудования.
Освещение, влажность и санитарно-гигиенические условия соответствуют необходимым требованиям.
Результаты реализации курса
Цель: «Формирование адекватной оценки собственных достижений обучающихся, базирующихся на стремлении к дальнейшему совершенствованию».
Ожидаемые результаты освоения обучающимися внеурочной деятельности «В мире рукоделия» направлены на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Овладение технологиями данных видов рукоделия позволит учащимся уверенно выражать свою точку зрения в сфере интересной и значимой деятельности; повысит собственную самооценку. Процесс обучения детей с применением средств ИКТ становится более динамичным, полным, насыщенным и наглядным. Позволяет повысить интерес к данной теме курса, углубить знания и умения в области народных ремесел, помогает ориентировать учащихся в выборе профессии.
В результате освоения курса обучаемые получают возможность:
10
познакомиться:
с назначением и технологическими свойствами материалов применяемых в различных видах рукоделия;
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
-с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов;
-с направлениями моды;
с цветовым сочетанием и пропорциями.
выполнять трудовые операции и работы:
-рационально организовывать рабочее место;
-читать и составлять технологическую документацию;
-находить необходимую информацию в различных источниках;
-выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
-проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-распределять работу при коллективной деятельности;
-соблюдать безопасные приемы труда и правилами пользования ручными инструментами;
-выбирать сырье, материалы для выполнения работ;
-в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
-выполнять расчет расхода материалов на изделие;
-создавать собственный вариант модели.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса «В мире рукоделия»
11
♦ Обучающиеся приобретают углублённые знания и умения по определенным видам декоративно-прикладного творчества:
обучающиеся должны знать:
• роль техники и технологии художественной обработки материалов; • принципы работы, назначение и устройство основного оборудования, инструментов, приспособлений;
• свойства наиболее распространенных конструкционных материалов; • традиционные и новейшие технологии художественной обработки материалов;
• возможность и область применения компьютерной техники в современном производстве;
• роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
• правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков;
обучающиеся должны уметь:
• рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
• выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
• читать чертежи, эскизы, схемы, технологическую документацию;
• составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
• выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
• изготавливать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
• находить и использовать информацию для преобразовательной
деятельности, в том числе с помощью компьютера;
12
• выполнять не менее трех видов художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
• осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять
предпринимательскую инициативу.
♦ Формирование универсальных учебных действий
В сфере личностных универсальных учебных действий
у обучающихся будут сформированы:
-учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических, творческих работ;
-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерий успешности деятельности;
-заложены основы социально – ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
обучающиеся получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-осознанных, устойчивых, эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
13
обучающиеся научатся:
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы в исполнение действий как по ходу реализации, так и в конце;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
14
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся научатся:
-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным объектам декоративно – прикладного искусства;
обучающиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
-понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
-более углубленному освоению понравившегося ремесла.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
обучающиеся получат возможность научиться:
15
-учитывать и координировать в сотрудничестве, отличные от собственной, позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
♦ Курс «В мире рукоделия» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами и техникой изготовления изделий.
Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, познавательной активности, более полного и прочного усвоения новых знаний и умений, способности применять их в дальнейшем будущем в качестве досуга, хобби или частного бизнеса, на воспитание трудолюбия, самостоятельной практической деятельности, творческого отношения к действительности, стремление к созиданию, проявление индивидуальности у каждого обучающегося, создание собственного стиля с учетом экономики, экологии, современного дизайна, моды. Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими изделий. Успехи детей в обучении рождают у них чувство уверенности в своих силах. Учащиеся преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
♦ Планируемые результаты освоения курса
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и
16
создания продуктов труда;
- овладение безопасными приемами труда;
-развитие познавательного интереса, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе создания изделий декоративно-прикладного творчества;
-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, овладение необходимыми умениями;
- формирование положительных социально-значимых качеств личности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, и культуры созидательного труда, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-развитие самостоятельности и способности у обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение обучающихся возможности самопознания;
-воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
-использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства;
-развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Содержание курса «В мире рукоделия» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: расширение специальных знаний и совершенствование необходимых умений и навыков. В зависимости от содержания изучаемого материала, применяются различные формы текущего, тематического и итогового контроля.
17
Текущий контроль:
• метод устного контроля: беседа, сообщение о выполненной работе, чтение чертежа, технологической схемы или карты;
• метод письменного контроля: заполнение таблицы, составление плана работы, технологическая последовательность обработки изделия.
• метод графического контроля: выполнение эскизов, чертежей, технологических схем;
• метод практического контроля: упражнение, выполнение образца шва, детали, швейного узла изделия декоративно – прикладного характера.
Тематический контроль:
• индивидуальная и фронтальная беседа;
• практическая работа;
• защита проекта.
Итоговый контроль:
• защита проекта с использованием ИКТ;
• проведение мастер-класса;
•представление готовых работ на выставке.
Критерии уровневого оценивания знаний и умений обучающихся:
«высокий» уровень знаний:
-полностью усвоил учебный материал,
-умеет изложить его своими словами,
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, может интегрировать знания для решения поставленной задачи;
-правильно выделяет основные этапы технологического процесса для решения поставленной задачи и их последовательность;
18
-свободно пользуется справочными материалами, правильно
выполняет расчеты,
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«средний» уровень знаний:
-в основном усвоил материал,
-допускает незначительные ошибки при изложении его своими словами,
-подтверждает ответ конкретными примерами,
-допускает незначительные ошибки в описании технологического процесса или в расчетах, а затем в процессе ответов на дополнительные вопросы, самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения, может самостоятельно исправить ошибки с привлечением справочных пособий.
«низкий» уровень знаний:
-не усвоил существенную часть учебного материала,
-допускает значительные ошибки при изложении его своими словами,
- не знает основных элементов технологического процесса;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами,
- не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.
«высокий» уровень умений:
-творчески планирует выполнение работы;
-самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
-правильно и аккуратно выполняет задания;
-умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
«средний» уровень умений:
-допускает ошибки при планировании выполнения работы;
-не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала при выполнении практической работы;
-допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
19
-затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
«низкий» уровень умений:
-не может правильно спланировать выполнение работы;
-не может использовать знаний программного материала;
-допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
-не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Критерии уровневого оценивания знаний и умений обучающихся, при изготовлении готового изделия декоративно-прикладного характера:
«высокому» уровню соответствует изделие выполненное:
- по эскизу и чертежу,
- по технологии,
- качество выполнения на уровне требований.
«среднему» уровню соответствует изделие выполненное:
- по эскизу и чертежу,
- по технологии непринципиальные отклонения,
- качество изготовления ниже требуемого.
«низкому» уровню соответствует изделие выполненное:
- с отклонениями от эскиза и чертежа,
- с грубыми нарушениями технологии,
- изделие испорчено и переделке не подлежит.
20
Календарно-тематический план занятий
Номер занятия |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Мягкая игрушка 5класс-первый год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие. Общие сведения о меховом лоскуте. Инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки. Основные приёмы и правила работы с меховым лоскутом. Практическая работа: «Технология выполнения петельного шва при стачивании мехового лоскута». |
1 |
||
2 |
Составление цветовой композиции игрушки. Способы изменения размера выкройки, использование графики. Практическая работа: «Выбор изделия для выполнения творческой работы. Увеличение, уменьшение лекал (по выбору)». |
1 |
||
3 |
Технология выполнения игрушек. Практическая работа: «Раскрой игрушки». |
1 |
||
4 |
Практическая работа: «Сшивание деталей. Набивка игрушки». |
1 |
||
5 |
Практическая работа: «Соединение головы с туловищем. Оформление мордочки. Требование к качеству готового изделия». |
1 |
||
6 |
Практическая работа: «Работа над внешним видом игрушки. Оформление игрушки». |
1 |
||
7 |
Практическая работа: «Защита творческого проекта. Презентация творческой работы». |
1 |
||
Итого |
7 |
|||
Мягкая игрушка 6класс-второй год обучения |
||||
1 |
Каркасная мягкая игрушка. Выбор игрушки. Практическая работа: «Изготовление выкройки». |
1 |
||
2 |
Технология изготовления каркасной игрушки. Практическая работа: «Подготовка материалов и инструментов к работе». |
1 |
||
3-4 |
Практическая работа: «Раскрой деталей игрушки». Практическая работа: «Обработка ткани. Сшивание деталей» |
2 |
||
5-6 |
Практическая работа: «Набивка деталей. Обшивание каркаса». |
2 |
||
7 |
Дополнительные предметы к игрушке. Практическая работа: «Выкраивание цветов. Технология изготовления». |
1 |
||
8 |
22 Практическая работа: «Изготовление цветов из ткани». |
1 |
||
9 |
Практическая работа: «Оформление игрушки». |
1 |
||
10 |
Презентация готовых работ. |
1 |
||
Итого |
10 |
|||
Декоративная подушка -игрушка 7класс-третий год обучения |
||||
1 |
История подушек. Назначение подушек (для отдыха, декоративные, подушки-саше, игрушка и др.). Модели подушек. Декоративные качества подушек (расцветка, фактура тканей, составление композиции). Чехлы на подушки. Особенности изготовления подушек. Виды наполнителей для подушек. |
1 |
||
2 |
Практическая работа: «Работа над проектом. Исследовательская направленность проекта, анализ прототипов, разработка идей». |
1 |
||
3 |
Практическая работа: «Подготовка материала, оборудования, инструментов. Приемы и правила безопасной работы. Выбор технологии изготовления изделия. Составление технологической карты». |
1 |
||
4 |
Практическая работа: «Эстетическая, экономическая, экологическая оценка изделия». |
1 |
||
5 |
Практическая работа: «Изготовление выкройки подушки. Раскрой деталей». |
1 |
||
6-8 |
Практическая работа: «Изготовление подушки согласно выбранной модели. Оформление изделия». |
3 |
||
9 |
Практическая работа: «Реклама готового изделия. Самооценка. Презентация работ». |
1 |
||
Итого |
9 |
|||
Вязание спицами 5 класс-первый год обучения |
||||
1 |
История возникновения искусства вязания Вязание в современной моде. Показ образцов изделий, фотоколлекций, журналов но вязанию. |
1 |
||
2 |
Материалы для вязания, инструменты. Техника безопасности. Особенности вязания. Выбор вида вязки. Практическая работа: «Подбор пряжи для различных видов изделий. 23 Расчет расхода пряжи для изделий». |
1 |
||
3 |
Основные элементы вязания спицами. Раппорт. Чтение схем. Практическая работа: «Набор петель, вязание образцов 10x10см по схеме (столбиком без накида, с накидом, лицевыми, изнаночными петлями). Соответствие раппорту. Запуск петель. Проверка плотности». |
1 |
||
4 |
Выполнение творческого проекта Выбор вида изделия, соответствие вида изделия с выбором пряжи и номером инструмента, способом вязания. Практическая работа: «Составление инструкционной карты». |
1 |
||
5-6 |
Практическая работа: «Изготовление изделия платочной или чулочной вязкой. Окончательная отделка изделия». |
2 |
||
7 |
Практическая работа: «Защита творческого проекта». Демонстрационный показ готовых изделий. |
1 |
||
Итого |
7 |
|||
Вязание спицами 6класс-второй год обучения |
||||
1 |
Вязание-как искусство народов мира. Ажурное вязание. |
1 |
||
2 |
Чтение схем ажурного вязания. Практическая работа: «Построение схем». |
1 |
||
3-5 |
Практическая работа: «Изготовление изделия ажурной вязкой». |
3 |
||
6 |
Практическая работа: «Защита творческого проекта. Демонстрационный показ готовых изделий». |
1 |
||
Итого |
6 |
|||
Вышивание 5 класс-первый год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие. История вышивки. Материалы и инструменты для вышивания. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. |
1 |
||
2 |
Знакомство с видами вышивки. Виды швов. Практическая работа. «Выполнение стежков (крест, "назад иголку", неполный крест, французский узелок и др). Вышивка по канве, по свободному контуру». |
1 |
||
3 |
Знакомство с компьютерной программой Раttег mакег for cross ctich. Банк идей. Практическая работа: «Выбор схемы для вышивания, выполнение эскиза». |
1 |
||
4-5 |
Практическая работа: «Изготовление изделия (вышивка по выбору)». |
2 |
||
6 |
24 Окончательная отделка изделий (стирка и утюжка вышитого изделия). Выбор материалов для оформления. Оформление готовых работ. |
1 |
||
7 |
Творческая защита готовых работ. |
1 |
||
Итого |
7 |
|||
Вышивка лентами 6 класс-второй год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие. Подготовка материалов и инструментов для вышивания лентами. |
1 |
||
2 |
Виды швов. Технология их выполнения. Практическая работа: «Выполнение простейших швов (елочка, полевые цветы, подсолнух и др). |
1 |
||
3-5 |
Выбор цветочной композиции. Практическая работа: «Изготовление вышитого панно». |
3 |
||
6 |
Презентация готовых работ. |
1 |
||
Итого |
6 |
|||
Вышивка бисером 7 класс-третий год обучения |
||||
1 |
Из истории вышивания бисером. Выбор темы художественно-конструкторского проекта по вышивке бисером. |
1 |
||
2 |
Выбор инструментов и материалов для рукоделия. Схемы для вышивки бисером. Требования к работе. Правила безопасной работы. Практическая работа: «Подбор и подготовка материалов к работе». |
1 |
||
3 |
Основные приемы вышивания бисером. Практическая работа: «Вышивка бисеринами горизонта параллельными рядами. Вышивка параллельными вертикальными рядами. Выполнение шва «арочный». |
1 |
||
4 |
Основные приёмы вышивания стеклярусом по канве. Практическая работа: «Вышивка полукрестом или гобеленовым швом. Вышивание «елочкой». |
1 |
||
5 |
Художественная вышивка бисером. Практическая работа: «Выполнение образцов в технике - шитье «вприкреп». |
1 |
||
6 |
Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике. Практическая работа: «Выполнение образцов швов: «вперед иголку», «назад иголку», «стебельчатый», «арочный», «вприкреп». |
1 |
||
7 |
25 Расположение бисера по форме рисунка. Практическая работа: «Выполнение образцов с применением различных видов отделки для данного вида вышивки» |
1 |
||
8 |
Способы пришивания пайеток. Варианты расположения пайеток на канве. Практическая работа: «Пришивание пайеток различными способами». |
1 |
||
9 |
Вышивание стеклярусом. Способы пришивания стекляруса. Практическая работа: «Пришивание пайеток различными способами». |
1 |
||
10-12 |
Работа над практической частью проекта: «Изготовление ажурных салфеток из бисера». |
3 |
||
13 |
Оформление пояснительной записки к проекту. |
1 |
||
14 |
Защита проекта. |
1 |
||
Итого |
14 |
|||
Вышивка бисером 8 класс-четвертый год обучения |
||||
1 |
«Жемчуг», который не к слезам. «Золотой век» русского бисера. Материалы и инструменты для рукоделия. Подготовка к работе. |
1 |
||
2 |
Низание крестиками. Практическая работа: «Низание: цепочки в один крестик, полоски в пять крестиков, угла, соединительного ряда». |
1 |
||
3-4 |
Фантазийное низание. Практическая работа: «Изготовление бус «Морские». |
2 |
||
5-6 |
Пасхальная сказка. Практическая работа: «Изготовление яйца «Крестики». Низание центрального «пояса». Практическая работа: «Низание макушек яйца. Оформление изделия». |
2 |
||
7-8 |
Плетение. Материалы и инструменты. Основные приёмы работы. Практическая работа: «Изготовление кулона «Анапа». |
2 |
||
9-10 |
Вышивка. Материалы и инструменты (подбор ниток, игл и др.). Основные приёмы работы. 26 Практическая работа: «Изготовление панно вышитого бисером». Оформление готового изделия. Хранение и восстановление изделий |
2 |
||
Итого |
10 |
|||
Вязание крючком 5 класс-первый год обучения |
||||
1 |
Сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для вязания. Практическая работа: «Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Подготовка материалов к работе». |
1 |
||
2 |
Основные элементы вязания крючком. Технология выполнения различных петель. Техника безопасности при работе крючком. Практическая работа: «Выполнение вязания образцов (полустолбиками, столбиками, пышными столбиками и др; вязание по кругу)». |
1 |
||
3 |
Выбор изделия. Использование сети Интернет. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Узоры для вязания крючком. Раппорт. Практическая работа: «Зарисовка узоров. Запись раппорта узора». |
1 |
||
4-5 |
Выполнение творческого проекта. Практическая работа: «Изготовление вязаного изделия. Окончательная отделка изделия. Оформление готового изделия». |
2 |
||
6 |
Защита творческого проекта. Выполнение презентации. |
1 |
||
Итого |
6 |
|||
Вязание крючком 6 класс-второй год обучения |
||||
1 |
Вязаные аксессуары. Практическая работа: «Выбор и разработка собственного аксессуара». |
1 |
||
2 |
Практическая работа: «Подбор пряжи и инструментов. Вывязывание основных деталей». |
1 |
||
3 |
Практическая работа: «Соединение деталей. Окончательная отделка изделий». |
1 |
||
4 |
Вязание сувениров. Запуск минипроекта. Определение потребности. Практическая работа: «Разработка вариантов изделий. Выбор лучшего варианта». |
1 |
||
5 |
Проработка идеи. Практическая работа: «Составление спецификации». |
1 |
||
6 |
Практическая работа: «Подготовка материалов к работе». Практическая работа: «Расчет петель. Определение плотности вязания». |
1 |
||
7 |
27 Практическая работа: «Экономическая оценка изделия». Практическая работа: «Составление технологической карты». |
1 |
||
8-10 |
Практическая работа: «Вязание сувенира». |
3 |
||
11 |
Практическая работа: «Окончательная отделка изделия. Самооценка». |
1 |
||
12 |
Защита творческих проектов. Подготовка выставки изделий. |
1 |
||
Итого |
12 |
|||
Аппликация 5 класс-один год обучения |
||||
1 |
Аппликация и её виды. Практическая работа: «Составление схем для различных видов аппликации. Проработка вариантов композиционного решения для панно. Подбор цветовой гаммы». |
1 |
||
2 |
Способы перевода рисунка. Выбор техники аппликации. Практическая работа: «Перевод рисунка». |
1 |
||
3 |
Практическая работа: «Создание эскиза. Подбор материала для аппликации. Подготовка к работе». |
1 |
||
4-5 |
Практическая работа: «Изготовление изделия (по выбору)». |
2 |
||
6 |
Практическая работа: «Оформление изделия». |
1 |
||
7 |
Демонстрационный показ готовых изделий. |
1 |
||
Итого |
7 |
|||
Пэчворк 7 класс-один год обучения |
||||
1 |
История возникновения пэчворка. Инструменты и материалы. Правила безопасной работы. Правила подбора тканей, цветовой круг. |
1 |
||
2 |
Знакомство с видами орнаментов. Орнамент «шахматка» её многообразие и своеобразие сбора этого вида фигур. Орнамент « полоса». Своеобразие орнамента при кажущейся простоте. Орнамент «колодец 1». Знакомство с первыми сложными фигурами на основе полосы. Разбор особенностей этого орнамента. Орнамент « колодец 2» . Схожесть и различие орнаментов колодец. Правила сбора этого орнамента. Орнамент «мельница». Назначение и применение шаблонов этого орнамента. Орнамент « звезда». Применение и значение образа в народном творчестве. |
1 |
||
3 |
Геометрические фигуры в пэчворке. Орнамент «треугольник» применение многообразие исполнения. 28 Геометрические фигуры. Орнамент «соты». Особенности шаблонов: равнобедренных, фантазийных. Народные промыслы. Орнамент « веер». Возникновение направления, применение в изделиях. |
1 |
||
4 |
Применение печворка в Искусстве. Определение форм применения. Обсуждение индивидуальных проектов обучающихся. Практическая работа: «Проработка идей будущего изделия. Зарисовка эскизов» |
1 |
||
5 |
Практическая работа: «Составление технологической карты будущего изделия с применением любой из техник». |
1 |
||
6 |
Практическая работа: «Последовательность выполнения проекта. Экологическая и экономическая оценка изделия». |
1 |
||
7 |
Практическая работа: «Разлиновка и изготовление шаблона из картона. Подбор тканей. Раскрой. Сбор плоскости для выбранного изделия». |
1 |
||
8-10 |
Практическая работа: «Изготовление изделия» |
3 |
||
11 |
Практическая работа: «Оценка готовых работ. Защита проекта». |
1 |
||
Итого |
11 |
|||
Валяние из шерсти 8 класс-один год обучения |
||||
1 |
Войлок. Краткая история, виды изделий и техники. Необходимые материалы и инструменты. |
1 |
||
2-3 |
Создание войлочной картины в технике по-мокрому. Особенности мокрого валяния: правильная раскладка шерсти, последовательность действий при мокром валянии, усадка изделия, использование декоративных волокон. Практическая работа: «Эскиз к панно, создание панно в технике валяния по-мокрому». |
2 |
||
4-5 |
Теплые шарфы: особенности раскладки и валяния. Особенности раскладки шарфов (прямой шарф, шарф с воланами); техника «нуно-войлок»; прорезание дырок; валяние бахромы; учет усадки шерсти. Практическая работа: «Цветовой эскиз к шарфу; раскладка шерсти и шелка для валяния; выполнение шарфа в технике «по-мокрому» с использованеим техник нуно-войлока, дырок и бахромы». |
2 |
||
6-7 |
Изготовление войлочных цветов - брошей и 29 интерьерных цветов. Виды войлочных цветов; особенности их выполнения, особенности сочетания сухого и мокрого валяния. Практическая работа: «Раскладка шерсти для броши и декоративного цветка; валяние основы для цветка по-мокрому; сборка цветка по-сухому в т.ч. на проволоке.» |
2 |
||
8-9 |
Создание бижутерии из войлочных бусин. Эскиз бижутерии из войлочных бусин. Особенности работы с фурнитурой. Практическая работа: «Изготовление войлочных бусин, сборка бижутерии». |
2 |
||
10-11 |
Валяние на поролоне: птички и фрукты. Особенности валяния игрушек на поролоне; эскизы игрушек. Практическая работа: «Изготовление поролоновой основы; обваливание шерсти; присоединение проволочных деталей». |
2 |
||
12-13 |
Простейшие изделия на выкройке: создание декоративной подушки. Особенности бесшовного валяния на выкройке; техника резервирования; эскизы подушек. Практическая работа: «Подготовка выкройки; раскладка шерсти; валяние по-мокрому; завершение подушки (вшивание застежки)». |
2 |
||
14-15 |
Валяние варежек; расчет выкройки и особенности создания. Особенности валяния варежек и пинеток. Практическая работа: «Валяние варежек или пинеток». |
2 |
||
16-17 |
Сумка из шерсти с элементами нуно-войлока. Особенности крепления ручек. Особенности валяния сумок; эскиз сумки. Практическая работа: «Выполнение цельноваляной сумки с ручками». |
2 |
||
18-19 |
Войлочные домашние тапочки; валяние на колодке. Особенности валяния и виды тапок; валяние на колодке; варианты декорирования тапок; эскиз тапок. Практическая работа: «Построение выкройки, выполнение тапок в технике по-мокрому; 30 выполнение декора тапок в виде многослойных цельноваляных цветов». |
2 |
||
20-21 |
Создание шляпы (берета) на выкройке, валяние на болванке. Особенности валяния шляп, валяние на болванке. Практическая работа: «Построение выкройки для шляпы; выполнение шляпы или берета с украшением». |
2 |
||
22-23 |
Одежда из войлока: построение выкройки, особенности раскладки, валяние на манекене. Особенности цельноваляной одежды (жилета, сарафана, юбки); эскиз изделия. Практическая работа: «Построение выкройки, выполнение изделия; доработка изделия (вшивание застежки, выполнение декора)». |
2 |
||
24 |
Презентационная защита творческих работ. Организация выставки. Анализ работ. Рефлексия. |
1 |
||
Итого |
24 |
|||
Батик 9 класс-один год обучения |
||||
1 |
История художественной росписи ткани. Различные техники росписи ткани. |
1 |
||
2-3 |
Материалы и инструменты для ручной росписи ткани. Приемы работы. Техника безопасности при работе. Основы цветоведения, контрастов, цветовых отношений. Краски для ткани. Палитра. Правила натягивания ткани на подрамник. Практическая работа: «Упражнения с использованием инструментов. Составление колоритной палитры. Подготовка ткани для работы» |
2 |
||
4 |
Формы композиции, правила построения композиции. Определение формата. Расположение рисунка на ткани. Практическая работа: «Размещение элементов композиции. Создание открытой или закрытой композиции». |
1 |
||
5-6 |
Техника «Свободная роспись». Особенности технологии росписи. Правила резервирования ткани различными загустками. Виды загусток. Техника акварельной живописи «По сырому». Практическая работа: «Резервирование ткани различными видами загусток» |
2 |
||
7-8 |
Техника «Узелковый батик» с механическим резервированием ткани. Виды и способы окрашивания ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и 31 подгибание», «зашивание». Запаривание в домашних условиях, техника безопасности при окрашивании ткани. Практическая работа: «Подготовка рабочего места, окрашивание ткани различными способами в узелковой технике». |
2 |
||
9-10 |
Техника «Холодный батик». Приемы химического резервирования ткани. Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты как средство улучшения внешнего вида работы. Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Способы устранения ошибок. |
2 |
||
11-12 |
Практическая работа: «Проведение замкнутых контуров. Заливка красками «Эффект лепестка», «Эффект дождевых капель». Нанесение прозрачного резерва в несколько приемов «скрытый контур». Практическая работа: «Выполнение декоративной композиции на свободную тему». Защита проектной работы. |
2 |
||
13 |
Подготовка и проведение выставки изделий. Индивидуальные консультации. Подведение итогов. |
1 |
||
Итого |
13 |
|||
Декупаж 9 класс-один год обучения |
||||
1 |
История декупажа. Виды техник в декупаже. Инструменты и материалы используемые для декора. Способы подготовки различных поверхностей для декорирования. Виды красок и лаков, используемых в декупаже. Проектирование изделий для данной техники. Правила составления композиций. Технология декорирования изделий с использованием различных техник декупажа. Приемы завершения работ. |
1 |
||
2-3 |
Классический декупаж. Инструменты и материалы для декора, подготовка различных поверхностей для работы. Виды красок и лаков, используемых в декупаже. Составление композиции, правила и способы завершения работы. Отделочные работы. Техники: «салфеточная техника», «шебби-шик», одношаговый кракелюр. Практическая работа: «Подготовка различного 32 рода поверхностей для их последующего декора. Работа с бумажными и рисовыми салфетками. Выполнение фона. Изготовление изделий в техниках: «салфеточная техника», «шебби-шик», одношаговый кракелюр». |
2 |
||
4-5 |
Художественный декупаж. Правильное построение композиции. Выбор цветовой палитры для декора. Свет и тень. Способы дорисовки мотива, подрисовка фона. Затенение в цвете и способы «растушёвки» цвета-техника «сфумато» (применение кисти, тампонирование и др.). Практическая работа: «Декорирование изделия по выбору с применением техники «сфумато». |
2 |
||
6-7 |
Декупаж на стекле и обратный декупаж. Технология работы на стекле: обратный декупаж с классической картой и с применением рисовой бумаги. Выбор объекта и темы для украшения. Применение техники обратного декупажа для украшения стеклянной прозрачной поверхности. Основные приемы подготовки стеклянных поверхностей для декора. Правила наложения грунтовки, красочного слоя для создания фона, создание кракелюр на стеклянной поверхности. Технология создания полупрозрачного декора из рисовой бумаги. Правила составления композиции и наклеивание. Дорисовка мотивов и фона в обратном декупаже – соблюдение последовательности. Приемы нанесения защитного слоя. Практическая работа: «Художественная растушёвка фона при обратном декупаже». |
2 |
||
8-9 |
Двухкомпонентные кракелюры в декупаже. Технология «состаривания» работ с помощью двухкомпонентных составов, образующих мелкие «фарфоровые» трещинки на задекорированной поверхности. Лаки и составы различных производителей. Практическая работа: «Выбор препаратов для конкретных работ. Работа с кракелюрными лаками. Выбор сюжета и осуществление декора. Подготовка поверхности для покрытия кракелюрными составами. Выбор и использование двухкомпонентного кракелюрного состава. 33 Завершение работы». |
2 |
||
10-11 |
Декупаж на тёмном фоне – монохромный и цветной. Использование для декупажа мотивов старинных литографий ("print room"). Значение понятия "print room" или, по итальянски. – «Decorazione grottesca». Разновидности этого вида декупажа. Использование для этого метода специальной бумаги с черно-белыми мотивами. Технология раскрашивания лессировочными красками или цветная декупажная карта-как изысканная классическая техника декора. Практическая работа: «Выполнение декупажа с окрашиванием разными способами». |
2 |
||
12-13 |
Техника золочения. Применение различных методов золочения в декупажных работах. Практическая работа: «Декорирование в технике золочения предметов по выбору: табличка, тарелки из искусственного олова, панно, рамка для фото». |
2 |
||
14-15 |
3D-декупаж и применение различных структурных составов. Применение различных типов структурных паст, и создание трехмерного изображения. Способы создания такого изображения. Практическая работа: «Декорирование изделия из стекла декупажем с трехмерным изображением при использовании структурных паст». |
2 |
||
16-17 |
Использование трафаретов и художественной техники «пэчворк» в декоре Приемы использования трафаретов для декора предметов. «Лоскутная живопись» - как техника рустикальной живописи. Применение акриловых красок, для создания трехмерного эффекта изделий из лоскутков. Метод затенения с применением декупажа и трафаретов (декупаж в стиле «patchwork»). Использование специальных элементов для данной техники. Практическая работа: «Ручная роспись различных изделий сшитых из кусочков материи. Подбор красок сочетающихся цветов и создание 34 трехмерного лоскутного эффекта». |
2 |
||
18-19 |
Декупаж на ткани и свечах. Приемы украшения с помощью декупажа необычных и более сложных для декора поверхностей, (свечи - жирные поверхности и ткань - гибкие поверхности). Использование специальных препаратов и инструментов. Способы защиты работ. Практическая работа: «Декорирование свечей и хозяйственной сумки». |
2 |
||
20-21 |
Контроль и оценка качества готовых изделий. Защита творческих проектов. Выставка работ. |
2 |
||
Итого |
21 |
Основное содержание курса «В мире рукоделия»
Аппликация:
Аппликация и её виды.
История появления аппликации. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы. Подготовка к работе. Способы выполнения аппликации. Проработка эскиза. Составление схем. Композиция. Подбор цветовой гаммы.
Практическая работа: «Составление схем для различных видов аппликации. Проработка вариантов композиционного решения для панно. Демонстрации. Рисунки».
Способы перевода рисунка.
Ознакомление со способами перевода рисунка. Демонстрации. Рисунки. Литература. Образцы изделий из ткани. Карточки с разработанными схемами.
Клеевая аппликация.
Исторические сведения. Способы выполнения клеевой аппликации. Подбор материала для аппликации. Оформление изделий.
Практическая работа: «Выполнение эскиза. Аппликация из кусочков ткани клеевым способом на основе. Демонстрации. Образцы изделий. Карточки с рисунками и схемами».
Цельнокроеная аппликация.
35
Подготовка к работе.
Практическая работа: «Создание эскиза. Выполнение из целого куска материала с применением ручных и машинных швов. Демонстрации. Образцы изделий. Карточки со схемами. Коллекция ниток».
Аппликация в технике пэчворк.
Материал для аппликации. Способы сшивания ткани.
Практическая работа: «Изготовление сшивных изделий из лоскутков ткани: (салфетки для чайного стола, скатерть). Демонстрации. Образцы изделий. Карточки со схемами. Коллекция ниток».
Вышивание:
Знакомство с видами вышивки.
История вышивания. Виды швов. Виды вышивки. Подбор материала для вышивки. Оформление изделий.
Практическая работа: «Выполнение эскиза. Вышивка по канве, по свободному контуру. Оформление вышивки. Образцы изделий. Карточки с рисунками и схемами».
Выполнение творческого проекта.
Обоснование выбора темы. Выбор материалов и инструментов. Банк идей. Составление технологической карты. Изготовление изделия. Защита творческого проекта.
Вышивка лентами:
1.Основные приемы вышивания лентами.
Вводное занятие. Лента в вышивке. Техника и материалы. Полезные советы. Швы, используемые в вышивке лентами. Технология их выполнения.
2.Выполнение творческого проекта.
Технология выполнения швов (елочка, полевые цветы, подсолнух и др.)
Выбор изделия для проекта. Изготовление изделия. Защита творческого проекта.
Вышивка бисером:
36
1.Основные приемы вышивания бисером.
История вышивания бисером. Художественная вышивка бисером. Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике. Вышивание стеклярусом. Способы пришивания стекляруса.
Практическая работ: «Вышивания образцов с использованием различных техник пришивания бисера, пайеток».
Образцы изделий. Схемы для вышивки бисером.
2.Выполнение творческого проекта.
Проработка идеи проекта. Подбор необходимых материалов и инструментов. Изготовление изделия. Оформление пояснительной записки. Защита проекта.
Вязание крючком:
1.Основные элементы вязания крючком.
Техника безопасности при работе крючком.
Выполнение вязания образцов полустолбиками и столбиками.
Выполнение вязания образцов пышными столбиками.
- Вязание по кругу.
2. Выполнение творческого проекта.
Обоснование выбора темы. Выбор материалов и инструментов. Банк идей. Составление конструкционной карты. Изготовление изделия. Защита творческого проекта.
Мягкая игрушка:
1.Общие сведения о меховом лоскуте.
Основные приёмы и правила работы с меховым лоскутом. Инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки. Правила безопасности труда и гигиены. Профессия «скорняк», «дизайнер игрушек».
Практическая работа: «Технология выполнения петельного шва при стачивании мехового лоскута».
2. Цветовое решение. Размер изделия.
Цветовое решение, сочетаемость цветов. Составление цветовой композиции
37
игрушки. Способы изменения размера выкройки, использование графики.
Практическая работа: «Выбор изделия для выполнения творческой работы. Увеличение, уменьшение лекал (по выбору)».
3.Выполнение творческого проекта.
Технология выполнения игрушек из мехового лоскута. Направление ворса при раскрое. Раскрой игрушки. Сшивание деталей. Набивка игрушки. Соединение головы с туловищем. Требование к качеству готового изделия.
Практическая работа: «Раскрой деталей игрушки (учитывая направление ворса). Оформление игрушки. Работа над внешним видом игрушки. Оформление мордочки. Защита творческого проекта. Презентация творческой работы».
Вязание спицами:
История возникновения искусства вязания:
Вязание в современной моде. Показ образцов изделий, фотоколлекций, журналов по вязанию.
Материалы для вязания, инструменты:
Виды ниток и пряжи для вязания, их свойства, назначение. Виды спиц. Техника безопасности. Особенности вязания. Подбор пряжи для различных видов изделий. Определение расхода пряжи для изделий. Выбор вида вязки. Подбор их для различных изделий. Расчет расхода пряжи по весу и метражу.
3.Основные элементы вязания спицами.
Раппорт. Набор петель. Плотность вязания. Чтение схем. Набор петель, вязание столбиком без накида, с накидом, лицевыми, изнаночными петлями. Соответствие раппорту. Запуск петель.
Практическая работа: «Вязание образца 10 х 10см по схеме. Проверка плотности».
4.Выполнение творческого проекта.
Выбор вида изделия, соответствие вида изделия с выбором пряжи и номером
38
инструмента, способом вязания. Составление конструкционной карты. Изготовление изделия. Защита творческого проекта. Демонстрационный показ готовых изделий.
Батик:
1.Художественная роспись ткани.
Оснащение и материалы применяемые в росписи ткани. Основные виды и приемы составления композиции. Основы цветоведения. Дополнительные эффекты и устранение ошибок.
Практическая работа: «Упражнения по смешиванию цветов, выполнение рисунка в заданном цвете, составление колоритной палитры, размещение элементов композиции, создание творческой открытой или закрытой композиции, подбор и обработка ткани для росписи».
2.Основные виды росписи по ткани. Свободная акварельная живопись. Узелковая техника. Холодный батик. Особенности технологии различных видов росписи. Этапы работы. Способы окрашивания ткани.
Практическая работа: «работа с различными инструментами и приспособлениями для батика. Выполнение образцов отдельных элементов.
3.Выполнение творческого проекта .
Выполнение работы на свободную тему в технике холодный батик. Презентационная защита проекта. Выставка готовых работ.
Декупаж:
1.Виды декупажа.
История декупажа. Виды техник в декупаже. Способы выполнения декупажа на стекле, дереве. Приёмы декупажа на ткани и коже. Способы старения поверхности (лак с эффектом старения, патинирование, лак, подкрашенный порпориной и т.п.). Использование стиля «коллаж» в декупаже.
2.Основные правила и приемы декорирования изделий.
Инструменты и материалы используемые для декора. Способы подготовки различных поверхностей для декорирования. Виды красок и лаков,
39
используемых в декупаже. Проектирование изделий для данной техники. Правила составления композиций. Технология декорирования изделий с использованием различных техник декупажа. Приемы завершения работ, используя специальные виды красок и контур с глиттерами.
3.Новейшие методики техники декупажа.
Знакомство с последними разработками, материалами и методами, призванными сделать процесс искусства декупажа и декора ещё более доступным и увлекательным. Специальные секреты и ноу-хау при декорировании изделий.
4.Выполнение проектных работ.
Изготовление изделий в техниках: «салфеточная техника», «шебби-шик», одношаговый кракелюр.
Выполнение декупажа по дереву, по коже, по стеклу, по ткани по пластику и др. Защита проектов.
Валяние из шерсти:
1.Развитие художественного валяния:
История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние, бесшовное валяние объемных изделий, нуно-фелтинг, войлочные шарики, сухое валяние.
2.Техника и приемы изготовления изделий.
Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек. Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония. Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек. Создание изделий на выкройке.
3.Защита проектных работ. Организация выставки.
Анализ работ. Рефлексия.
40
Использованная литература:
Литература для учителя |
Литература для обучающихся |
Основная литература: |
|
1.Синица Н.В., Самородский П.С. Технология: программа 5-8 (9) классы. – М.: Вентана-Граф, 2014 |
1. Павлова, Н. Мягкая игрушка. От простого к сложному / Н. Павлова. – Ростов н/Д. :Владис, 2004. – 65 с. |
2.Рабочая программа предметной области «Технология», технология ведения дома: учебное пособие / Ф.А.Зуева. – Челябинск: ООО «Пронто», 2014. |
2. Т.А.Мазурок, «Лоскутное шитье: от ремесла к искусству», С-П, Паритет, 2000г. |
3.Примерная программа по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). /А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков. |
3.Максимова М. Вышивка: первые шаги. М.: Эксмо-Пресс, 2000г. |
4. Божк Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства, как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. |
4.Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 128 с. |
5. Методическое пособие, авторы Л.Н Бобровская. Е.А.Сапрыкина и др., М.: Глобус. 2008 год (Образовательный стандарт). Составленного на базе материалов учебников «Технология» для учащихся 5-9 классов. |
5. К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г. |
Зуева Ф.А. Работа с одаренными детьми |
6.Ткаченко ТБ «Энциклопедия |
41 в рамках технологической подготовки (инструментарий оценивания предметных результатов обучающихся).-Челябинск: ЧИППКРО, 2013 |
бисера»- Ростов-на-Дону, Феникс, 2010 |
7.Зуева Ф.А. Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла. – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. |
|
Дополнительная литература: |
|
1.Технология. 5-9 классы (вариант для девочек). Поурочные планы «Технология 5-9 классы». В 2ч. / Сост. И.В. Червякова и др.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2003. |
1.Гай-Гулина, М. С., Гай-Гулина, З. С. Петелька за петелькой: альбом по вязанию на спицах. – М., 2008. |
2. Научно-методический журнал «Школа и производство». |
2. Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М. Просвещение, 2006г. |
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история ремесел.- М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2000. |
3.Энн Кокс. Вышивка шелковыми ленточками. М.: Кристина и К, 2002г. |
4.В.Деревянко. «Мягкая игрушка» Москва. “ЭКСМО” 2003 |
4.Мастерилка «Ниточки, моточки». – Карапуз, 2007 |
5.О.И.Нагель, «Художественное лоскутное шитье», М., Школа Пресс, 2000г. |
5.Давыдов С.Г. “Батик” (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006. |
6.Невзгодина Л, «Вышивка шелковыми 42 лентами». М.: Эксмо-Пресс, 2012г. |
6.Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 112с. |
7.М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 2008 г. |
7.«Валяние» практические и забавные вещи. Е. Расина Москва ОЛМА Медиа Групп 2010. |
8.М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 2008 г. |
8.http://dekupaj.ru/ Декупаж |
9.И.Ю.Муханова, «Лоскутное шитье в современном стиле», М., Олма-Пресс, 2003г. |
|
10.Иванова А. Ручное вышивание. Культура и традиции, М.: 2004г. |
|
11.Модное вязание крючком /Перевод с англ. С.А. Куприяновой. – М.: ООО «Издательство Мир книги», 2009 |
|
12.Гунила Пэтау Сьёберг «Валяние. Древние традиции, современные промыслы», Берн, Штутгарт, Вена, 2002 г. |
|
13.Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000. |
|
14.Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.-32с. |
|
15.lib.a-grande.ru › kostum.php Виды декоративной отделки одежды на Урале http://lib.a-grande.ru/kostum.php |