Тематическое занятие «Мои права и обязанности»
Тема: Мои права
и обязанности.
Цель: Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои права.
Задачи: Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Это единство лежит в основе гражданской позиции человека. Ребята должны понять, что не только каждый из них имеет права, но и то, что и другие люди имеют такие же равные с ними права.
Оборудование: Презентация: «Мои права и обязанности». Ватман с рисунком: «Ребёнок с зонтиком». Карточки: «Твои права», «Твои обязанности». Памятка «Права несовершеннолетних детей и подростков». Листы бумаги, маркеры по количеству участников.
Ход занятия
Вводная часть.
Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах человека. Потому что нет счастливой, свободной, интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться.
Беседа «Что такое права, обязанности, ответственность».
СЛАЙД №1
Для определения, что значит «иметь право», участники продолжают фразу «Я имею право...». Далее обсуждаются вопросы:
- у всех ли людей есть права;
- что такое обязанности;
- что такое ответственность;
- как связаны наши права и обязанности,
- есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот только обязанности без прав.
СЛАЙД №2
Итог обсуждения: ведущий подчеркивает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности и дает понять, что за правонарушения существует наказание. Предлагается обсудить у кого больше прав — у взрослых или у детей, почему.
Вывод: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.
Основная часть. Участникам предлагается подумать, какие права нарушаются, если:
- у человека отнимают принадлежащую ему вещь,
- вместо отдыха заставляют работать,
- насильно удерживают где-либо.
Попробуйте описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение и т. п.). Обратить внимание, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Если участники затрудняются привести примеры, можно предложить конкретные ситуации: бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи, своевременно не возвращаем взятое взаймы, мешаем учителю вести урок, грубим воспитателям, обижаем младших.
Вступая в самостоятельную жизнь, Вы должны знать, что, кроме прав на все льготы, которые Вам предоставляет государство, у Вас есть также и обязанности. И одна из главных — это быть законопослушным гражданином своей страны.
Законопослушание также означает и умение защитить собственные права.
За нарушение многих законов Вы можете нести уголовную ответственность.
Знакомство с основными документами, которые определяют права и обязанности людей.
СЛАЙД №3-10
(Беседа по слайдам)
СЛАЙД №11
Выберите лишний документ. (Уголовный кодекс РФ).
Игра: Имею право.
СЛАЙД №12-19
Беседа: Что ограничивает наши права?
СЛАЙД №20-24
Работа по притче: …
СЛАЙД №25-28
Работа с деревом прав и обязанностей: Перед Вами ребёнок под зонтом. Вы должны продумать, какие права его защищают (как зонт), а под зонтом вы должны будете расположить его обязанности.
Итог:
Какие новые права и обязанности вы узнали?
Что такое обязанности?
Что такое ответственность?
Как связаны наши права и обязанности?
Есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот только обязанности без прав?
Какие документы регулируют наши права и обязанности?