Классный час на тему «Мой Оренбург»
«Мой Оренбург»
Цель:
Познакомить с основными достопримечательностями города Оренбурга и Оренбургской области.
Прививать любовь к родному краю.
Способствовать развитию активной гражданской позиции.
Оборудование:
- 2 платка «паутинка»
- карта Оренбургской области
- книга Аксакова «Аленький цветочек».
1. Организационный момент.
Классный час проводиться в красочно оформленном кабинете, цветами, плакатами. Учитель приветствует учеников.
2. Актуализация знаний.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
-Как называется страна, в которой мы живём?
- Как называется главный город России?
3. Формулировка цели и задач урока.
Наша страна самая большая в мире. Чтобы было удобно управлять страной, её разделили на небольшие части – области. Мы живём с вами в одной из таких областей.
- Кто знает, как называется наша область?
-Как думаете, почему она получила такое название?
-Наш урок будет посвящён этому.
- Что мы должны будем узнать сегодня на уроке?
В ходе обсуждения формулируются цели урока:
Узнать, почему наш город получил такое название.
Познакомиться с некоторыми моментами в истории нашего города.
Познакомиться с основными достопримечательностями Оренбурга и Оренбургской области.
4.Изучение нового материала.
- Россия – это наша большая родина, а что каждый из вас считает своей малой родиной?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. Как называется наша малая Родина? (Оренбург, Оренбургская область)
- Наш город имеет свои государственные символы: герб, гимн, флаг
- Посмотрите на герб «Золотое поле разрезано на части голубой извитой полосой, показывающей протекающую реку Урал. В верхней части щита выходящий двуглавый императорский орёл, в нижней части голубой Андреевский крест - в знак верности этого города».
- Флаг, повторяет композицию герба: жёлтое полотнище в середине которого горизонтальная голубая волнистая полоса, из которой выходит чёрный двуглавый орёл с жёлтыми клювами и красными языками, коронованный императорскими коронами и сопровождаемый вверху такой же короной большего размера (без лент); внизу под волнистой полосой изображён голубой андреевский крест».
- Слова гимна Оренбурга написал замечательный поэт Юрий Энтин.
Многие песни из кинофильмов и анимационных фильмов стали хитами благодаря стихам Юрия Энтина: «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов», «Летучий корабль», «Голубой щенок», «Ну, погоди!».
Его песни знают и дети и взрослые, а фразы из песен стали крылатыми: «Никто не водится со мной…», «Такая-сякая сбежала из дворца», «Вжик-вжик, уноси готовенького», «Лучший мой подарочек — это ты…», «Прекрасное далёко» и множество других.
- Давайте послушаем гимн Оренбурга. Но сначала мы должны вспомнить как слушают гимн.
Ученик выразительно читает :
Край мой пробудившийся, край ты мой обильный!
Ты мне мил и дорог, как отцовский дом:
Здесь ты распахнулся скатертью ковыльной,
Там меня ты манишь бархатным ковром.
Чист простор степей и нет ему границы,
Я ходил немало, но не обошёл.
Видел океан желтеющей пшеницы,
Видел много чудных городов и сёл.
- Оренбург – город с интересной и необычной историей. Особенность города в том, что он назван по названию реки Орь (город на Ори), хотя расположен от этой реки в 250 километрах. Река Урал, которая протекает через Оренбург, является границей между Европой и Азией. По правому берегу Урала проходит детская железная дорога (единственная в России) до лагеря отдыха «Дубки». Оренбург трижды основывали в трех разных местах. 1743 год считается годом рождения города.
- С Оренбургом связаны имена многих выдающихся людей. В Оренбургском летном училище учился будущий первый космонавт Ю.А. Гагарин. В городе ему установлен памятник ( на проспекте Гагарина), а в квартире, в которой он жил создан мемориальный музей.
-Наш город и область знамениты своими достопримечательностями, известными людьми, подземными богатствами, красивейшими уголками природы. О некоторых из них мы поговорим сейчас.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
- Попробуйте отгадать загадки и ответить на вопросы. Ответив на них, мы узнаем, чем прославилась наша область.
1. В воде родиться, воды боится (соль).
Возле Соль-Илецка есть замечательное озеро Развал, вода которого настолько солёная, что в ней невозможно утонуть. Из этой воды добывают соль. Илецкую соль доставляли даже к царскому столу. Сейчас это еще и место, где можно укрепить свое здоровье, отдохнуть.
2. Какое животное прославило нашу Оренбургскую область? (коза)
Из шерсти этих животных делают замечательные легкие платки, которые называются Паутинка. 2 с лишним столетия – такой почтенный возраст у пухового промысла. Коз пытались вывозить в другие места, например в Англию, но там их шерсть теряла свои качества и платки не получались такими тёплыми и лёгкими. Эти воздушные шали можно протянуть через обручальное кольцо. (показ)
3. Кто является первым космонавтом земли? (Ю.А.Гагарин)
Ю.А. Гагарин закончил лётное училище в городе Оренбурге. Именно на нашей оренбургской земле он стал профессиональным лётчиком. И даже свою жену он тоже встретил в Оренбурге.
4.Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт на право – песнь заводит,
Налево сказки говорит.
Осенью 1833 в Оренбургский край приезжал Пушкин, чтобы изучить места, где бушевала крестьянская война. Эти события он потом описывал в своих произведениях.
5.Узнай это произведение
(зачитывается отрывок из сказки Аксакова «Аленький цветочек»)
И вдруг видит купец, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:
«Вот он цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
-Как называется это произведение?
-Кто написал эту сказку?
Её автор Аксаков Сергей Тимофеевич тоже жил в Оренбургской области. На северо-востоке нашей области есть село, которое названо в честь этого писателя – с.Аксаково. Там находиться усадьба, где он провёл своё детство и жил потом в разные периоды своей жизни. Сейчас там дом-музей писателя.
6. Отгадать легко и быстро:
Мягкий пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Много зерна выращивают на полях нашей области. Причем зерно твердых сортов, из которого пекут хлеб высшего качества.
7. Хвойное дерево с длинной хвоей растущей по парно.(сосна)
В нашем степном крае есть замечательный уголок природы, называемый «Жемчужиной» области - это Бузулукский сосновый бор. Воздух в лесу очень полезен для здоровья, он содержит вещества, убивающие микробы. В бору есть здравница и туристические базы, где можно отдохнуть и поправить своё здоровье.
В степь пришла весна -
Степь желта, красна,
И цветник у меня
Запылал от огня.
- Что за цветок распускается в степи?
В Оренбургских степях растут красивые цветы – тюльпаны, они занесены в Красную книгу.
8. Горючее бесцветное вещество, при помощи которого мы готовим пищу, отапливаем свои квартиры. (природный газ)
На территории нашей области находится богатейшее месторождение газа. Газ применяется не только для приготовления пищи и отопления квартир, но из него производят растворители, красители, удобрения, лекарства, пластмассы, кожзаменители и многое другое. Оренбургский газ по трубам переправляется во многие районы России и даже за границу.
-Наш край богат известными людьми, которых знает вся страна, полезными ископаемыми и своими достижениями. О них мы узнаем на других уроках.
5. Закрепление нового материала.
Работа в группах: соберите слово и расскажите о нём, что запомнили. (Оренбург, Пушкин, Аксаков, Развал, Гагарин, Энтин)
1.Какая крупная река России протекает по области? (Урал)
2.Как называется озеро, где добывается соль? (Развал)
3.Какое животное прославило нашу область? (Коза)
4.Чем коза прославила Оренбургский край? (шерсть, пуховая шаль)
5.Как связаны с Оренбургской областью такие знаменитые люди?
а) Пушкин А.С. (изучал историю Пугачевского восстания).
б) Аксаков С.Т. (проживал в селе Аксаково)
в) Гагарин Ю.А. (учился в Оренбургском летном училище)
6. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что для вас было интересным, запомнилось больше всего?
- Кого вы бы похвалили, за что?
- Как оцените свою работу? (можно использовать специальные цветовые сигналы)
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Край мой пробудившийся, край ты мой обильный!
Ты мне мил и дорог, как отцовский дом:
Здесь ты распахнулся скатертью ковыльной,
Там меня ты манишь бархатным ковром.
Чист простор степей и нет ему границы,
Я ходил немало, но не обошёл.
Видел океан желтеющей пшеницы,
Видел много чудных городов и сёл.