Выступление «Мониторинг эффективности воспитательной системы ОУ»
Мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах и социальной инфраструктуре, обеспечивающей непрерывное слежение за учебным процессом и условиями жизнедеятельности, а также дающей возможность прогноза их развития А.Г. Комков «Нововведения в муниципальном управлении образованием»
Мониторинг - это система сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития А.Н. Майоров «Мониторинг в образовании»
Общие задачи мониторинга: фиксация состояния системы и ее системное описание; оценка эффективности системы целиком или отдельных подсистем; определение неисправностей и сбоев; прогноз состояния системы целиком или отдельных подсистем.
Требования к информации (по А.Н. Майорову): объективность – информация должна отражать реальное состояние дел (а не мнение исследователя или других лиц относительно состояния дел); точность – погрешности измерений должны быть минимальными; полнота – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно представлять его (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-то одной группы участников образовательного процесса).
Требования к информации (по А.Н. Майорову): достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение (при проведении мониторинга важно избежать риска получения как недостаточной, так и избыточной информации); систематизированность (структуриро-ванность) – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю. оптимальность обобщения – информация должна быть представлена в форме, которая соответствует запросам различных групп пользователей информации;
Требования к информации (по А.Н. Майорову): оперативность – информация должна быть своевременной; доступность – информация, на которую ориентирована программа мониторинга, должна быть реально доступной для получения, а информация, которая может быть получена в результате мониторинга, должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.
Цель классного руководителя Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе
Задачи классного руководителя формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся
Структура воспитательной деятельности Компоненты структуры: цели, выраженные в концепции, программе воспитательной деятельности; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности; отношения между субъектами; среда системы, освоенная субъектом; управление компонентами системы Какие компоненты могут стать объектом мониторинга? Почему?
Принципы построения деятельности классного руководителя по изучению эффективности ВР парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса; системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса; диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса ; результаты диагностики изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет;
Принципы построения деятельности по изучению эффективности ВР 5. определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся. 6. единичность, особенность и общность оценочно-результативного компонента воспитательной деятельности; 7. качество диагностического инструментария; 8. включенность педагогов в диагностический процесс; 9. реализация принципа «Не навреди».