Выступление «Мониторинг эффективности воспитательной системы ОУ»
Пояснительная записка к презентации
Мониторинг эффективности воспитательной системы ОУ
(гимназии, лицея, школы)
Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание - важнейшую составляющую духовной жизни общества - приоритетной стратегией образовательной системы России.
Воспитание как сложное, многомерное явление требует подробного и тщательного изучения всех его составляющих. Это поможет прогнозировать его результативность как в условиях ОУ, так и за его пределами в виде успешности или неуспешности выпускников (отсроченный результат).
Важнейшим направлением развития воспитания и образования является проведение мониторинга современного состояния воспитания детей и молодёжи. Качественный многоуровневый мониторинг обеспечивает координацию деятельности субъектов воспитания, помогает выявлять её реальные результаты.
Как определить результаты обучения всем ясно: контрольные, экзамены, тесты, опросы и прочие известные средства. Но как спрогнозировать и проанализировать результаты воспитания? Каким образом следует сохранить и использовать полученную информацию? Не поддаётся сомнению тот факт, что без изучения результатов воспитательной деятельности невозможно определить вектор развития личности ребёнка. Но, несмотря на многочисленные исследования учёных и педагогов-практиков, определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.
Необходимость проведения мониторинга была закреплена в документе, который установил стандартный минимум условий в ОУ, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребёнка, его готовность к жизненному самоопределению. Это Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (15 декабря 2002г. №30-51-914/16), в п.5.5 которого указывается, что мониторинг воспитательного процесса осуществляется в образовательном учреждении в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нём для воспитания учащихся.
Что же понимать под мониторингом воспитания детей и молодёжи в условиях образовательного учреждения?
Мониторинг воспитания - система сбора,
обработки,
хранения и
распространения информации
о воспитательной системе/ системе воспитательной работы (её компонентах), ориентированная на информационное обеспечение управления,
которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Цель мониторинга воспитания - определение степени соответствия организованного воспитательного процесса воспитательным результатам – позитивным изменениям в личности ребёнка – с тем, чтобы прогнозировать его дальнейшее развитие.
Мониторинг необходим не для того чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов, а в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
В связи с этим возникает вопрос: что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого мониторинга?
Условиями эффективного воспитания, и, соответственно, предметом мониторинговых исследований могут быть:
воспитательная система (система воспитательной работы) и её программно-методическое обеспечение;
ученический коллектив и коллектив педагогов как организаторов воспитательного процесса;
деятельность органов ученического самоуправления;
система дополнительного образования;
предметно-эстетическая среда;
и, наконец, всё то, что является актуальным и необходимым для организации воспитательного процесса с учётом выявленных проблем, определения направлений развития и инновационного опыта воспитания.
По каждому предмету мониторинга определяются соответствующие критерии и инструментарий исследования.
Эффективность мониторинга определяется качеством обратной информации, полученной в результате проведённых психолого-педагогических, социологических, медицинских, демографических и многих других исследований. Основными качествами полученной информации являются: полнота, валидность, достаточность, оперативность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность, специфичность для каждого уровня (от классного коллектива и творческого объединения до общешкольного сообщества).
Логика проводимых исследований в области воспитания требует определённого алгоритма, которому должны соответствовать самые различные мониторинговые процедуры.
Общий алгоритм мониторинга
Прогнозирование результатов (желаемая ситуация) - завершается выбором наиболее общих показателей эффективности воспитания, которые и будут выступать при мониторинге параметрами слежении;.
Анализ и оценка имеющихся результатов (реальная ситуация);
Сравнение прогнозируемых и реальных результатов;
Выявление проблем и противоречий;
Целеполагание (постановка целей и задач);
Планирование мониторинга.
Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:
изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
оценки состояния воспитания;
прогноза развития воспитания;
выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Для того, чтобы мониторинговые исследования в области воспитания были эффективными, следует чётко определять, что за категория сферы воспитания будет выделена в качестве основного объекта изучения и отслеживания: воспитательное пространство, воспитательная система, воспитательный процесс, воспитательный результат и др. Именно от этого будет зависеть выбор критериев и показателей эффективности процесса воспитания, степень научной обоснованности мониторинга и практическая целесообразность.
Стратегия и тактика мониторинга воспитания детей в общеобразовательном учреждении требует от организаторов выполнения определённых этических норм, поэтому в качестве общих принципов проведения мониторинговых исследований можно назвать следующие:
принцип гуманности (уважения личности каждого участника, его достоинства, прав и свобод)
принцип демократичности (учёт интересов всех участников исследования, демократизация в принятии решений)
принцип диалога (конструктивное взаимодействие участников даже при отсутствии единых взглядов на те или иные вопросы воспитания)
принцип научности (обоснованность используемых понятий, идей и способов действий)
принцип целостности и системности (последовательная разработка и реализация мониторинга воспитания как системы, а не ряда случайных методик для определения эффективности воспитательного процесса)
принцип конфиденциальности (неразглашение результатов исследований без согласия участников).
принцип целесообразности (использование необходимого и достаточного диагностического инструментария, а также адекватная и своевременная реакция на полученные результаты).
Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.
В качестве диагностического инструментария при проведении мониторинговых исследований результатов воспитания рекомендуют использовать следующие основные группы методов педагогической диагностики:
информационно-констатирующие: беседа, интервью, анкета, ранжирование, тест, опрос
оценочные: оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики
продуктивные: изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников
поведенческие: наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия, ситуации (естественные и искусственные)
игровые методы
При возможности привлечения специалистов - психологов к исследованию, качество оценки эффективности воспитания возрастает.
Необходимо подчеркнуть, что мониторинг, понимаемый как системная диагностика качественных и количественных характеристик системы воспитания, рассматриваемой в состоянии динамики, должен опираться на четко сформулированную общую стратегию учебного заведения, устанавливающую его желательный образ, миссию и задачи, поскольку при отсутствии ясных стратегических установок создание эффективной воспитательной работы не возможно. Эти же стратегические установки должны определять и принципиальные основы системы воспитания. Кроме того, тот комплекс целей, задач, условий и параметров, которые использует система воспитания и на которые в конечном счете опирается весь процесс диагностики, должен оперировать прежде всего такими конкретными показателями, которые измеримы и могут быть оценены в какой-либо форме.
Приняв во внимание все описанное не возможно не сказать, что все указанные параметры могут корректироваться в зависимости от того каким является образовательное учреждение, какие воспитательные цели оно ставит, какова специфика его воспитательной системы, его идеология и воспитательная концепция. Каждая из отечественных воспитательных концепций предлагает свои показатели и критерии эффективности воспитательного процесса, соответствующие обозначенным ценностям, целям, принципам воспитания. При создании концептуальной основы воспитательной деятельности в образовательном учреждении, ожидаемые результаты её реализации (соответственно и их мониторинг) должны следовать ценностным основаниям и логике процесса целеполагания.
Причём, следует при этом подчеркнуть, что до сих пор не создано универсальной методики для оценки эффективности воспитательного процесса, которая безоговорочно была бы воспринята практикой.
В ОУ в качестве основного объекта изучения и отслеживания эффективности процесса воспитания м.б.выбрана Воспитательная система.
Миссия ОУ (школа, гимназия и др.): создание оптимальных педагогических и социально-культурных условий для развития, самореализация и самоопределения личности как основы для осознанного выбора направления своего профессионального образования и последующей адаптации к жизни в социуме
Цель воспитательной системы – создание условий для становления интеллигентной, конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях.
Задачи:
создать условия для саморазвития обучающегося, как субъекта деятельности, как личности, удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, ценностное отношение к личности и окружающему миру, ответственное отношение к жизни;
воспитывать гражданскую, правовую культуру, любовь к Родине;
готовить обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитывать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культур.
Ожидаемые результаты.
Воспитание - личности:
- высоконравственной, духовно богатой, с формированным чувством национального самосознания и достоинства, социально активной, имеющей свои собственные цели, ценности и убеждения; уверенной в себе; осознающую свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах; способной воздействовать на будущее с целью его совершенствования, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны;
- стремящейся к саморазвитию, способной к культурному самоопределению и самореализации; ведущей здоровый образ жизни; отличающейся мобильностью, динамизмом, разносторонним интеллектом; способной самостоятельно выходить из проблемных ситуаций, владеющей средствами и способами исследовательского труда и высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора и самовыражение; воспринимающей культурное разнообразие как норму сосуществования культур в поликультурном пространстве; способной ценить и уважать культуру и традиции других народов и быть толерантной; а также успешно социализироваться в современном мире.
Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускник гимназии должен обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, он должен вписаться в социальную среду, которая будет его окружать.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОУ |
Учебные характеристики. |
Социальные и личностные характеристики. |
Высокий уровень ЗУН по всем предметам, позволяющий продолжать обучение в ВУЗах России и Европы. |
Гармоничное развитие, разносторонний интеллект, высокий уровень культуры; способность воспринимать другого человека как личность, ценить и уважать его культуру и традиции. |
Владение двумя иностранными языками, знание общечеловеческих ценностей и мировой культуры. |
Социальная ответственность, ответственность за судьбу страны, нравственность и патриотизм, овладение общечеловеческими ценностями и нормами. |
Способность к творчеству; владение средствами и способами исследовательской деятельности. |
Умение адаптироваться в современном мире, самостоятельно принимать ответственные решения, выходить из проблемных ситуаций и проводить рефлексию своей деятельности. |
Яркая, самобытная, интересная личность, с разносторонними знаниями, обладающая организаторскими способностями. |
Социальная активность, мобильность, динамизм, лидерские качества, способность к саморазвитию, само изменению и самосовершенствованию. |
Содержание воспитания в ОУ.
(СХЕМА СТРУКТУРЫ ВС)
Воспитание в ОУ строится на основе трёх взаимосвязанных блоков:
воспитание в процессе обучения;
воспитание во внеурочной деятельности;
воспитание во взаимодействии с социумом.
Для того чтобы воспитательная система работала, необходимо согласованное функционирование всех этих трёх подсистем (блоков).
Ученическое самоуправление.
Реализуемые программы воспитания.
Управление воспитательной системой осуществляется на основе Устава гимназии, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала и требует внутришкольной системы информации, создать которую можно на основе мониторинга как наиболее совершенного способа информационного обслуживания управления.
Воспитательная система – «социальная конструкция», объединяющая в себе все возможные воспитательные влияния на ребёнка, что обеспечивает эффективность воспитания в целом. При мониторинге развития образовательного учреждения как воспитательной системы необходимо как можно более полно исследовать возможности самых различных интегративных факторов, обладающих разной степенью воздействия на воспитанников.
Разработка показателей эффективности воспитательной системы происходит на проектном этапе, когда создаётся модель системы как проектный замысел, желаемый образ будущей школы.
В современной теории и практике воспитательных систем реализуются разные подходы к изучению их эффективности. Каждое образовательное учреждение вправе решать – какой из них следует взять за основу при определении показателей и критериев результативности воспитательной системы.
У каждой воспитательной системы, несмотря на наличие и разработанность общих подходов к их созданию, должно быть своё «лицо», свой «образ». ВС школ не похожи друг ан друга, по ценностным основаниям будут различаться реализуемые цели и задачи воспитания. Отсюда – и различия в показателях успешности воспитания учащихся.
Н-р, при реализации ВС, основанной на поликультурности, основные показатели результативности будут именно те, которые ясно выражают миссию, предназначение данного образовательного учреждения:
Ценностное отношение учащихся к своей малой родине, истокам, обычаям
Коммуникативная культура всех участников воспитательного процесса
Эстетическая культура педагогов и учащихся
Значимость семьи, семейных устоев и традиций для воспитанников
Социальное, психическое и физическое здоровье
гуманистический характер отношений, психологический комфорт и благополучие, толерантность
удовлетворённость жизнедеятельностью в ОУ всех участников ОП, сотрудничество и совместная целенаправленная деятельность коллектива гимназии
По мнению Е.Н.Степанова, личность ребёнка как целостная интегрированная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, где все компоненты максимально взаимосвязаны.
Не смотря на то, что педагоги и родители являются участниками мониторинговых исследований на предмет выявления тех или иных информационных данных, основным результатом успешной реализации ВС является развитие личности каждого воспитанника. Поэтому вся система мониторинга, в конечном счёте, подчиняется прогнозированию и изучению тех факторов, которые будут способствовать достижению основного результата.
При разработке мониторинга воспитания следует обратить внимание на следующее: на разных стадиях, этапах развития системы одинаковые показатели результативности могут усложняться и изменяться, конкретизироваться в различных критериях.
Все показатели и критерии могут быть представлены как в форме аналитических справок, отчётов, другой текстовой информации, так и в статистической форме (информационных картах, сводных таблицах, графиках и др.)
При рассмотрении вопроса об эффективности ВС следует обратить внимание на ещё один аспект: гуманистическая воспитательная система – система открытая: многомерные, полифункциональные отношения связывают её с социумом. Эффективное взаимодействие образовательного учреждения и общества является важнейшим фактором и механизмом развития системы.
Какими же могут быть показатели эффективности воспитательной системы как системы открытой, активно влияющей на развитие воспитательного пространства? Это: конкурентоспособность, известность, позитивный бренд воспитательной системы; социально-партнёрские отношения с субъектами пространства, активное участие в деятельности общественных организаций, успешная реализация социальных проектов, разнообразие форм взаимодействия с субъектами воспитательного пространства, успешность выпускников во всём многообразии её проявлений…
Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы ОУ мониторинг подразделяется на две группы.
В первую группу входят объективные статистические показатели воспитательного процесса:
Состав семей обучающихся
Процент посещаемости объединений дополнительного образования;
Количество правонарушений и количество учащихся состоящих на учете в ПДН.
Участие (результаты) учащихся в проектах, соревнованиях и олимпиадах, конференциях и фестивалях различного уровня.
Процент охвата учащихся горячим питанием.
Состояние здоровья обучающихся.
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности реализации Воспитательной системы:
уровень развития классного коллектива;
личностный рост обучающихся
уровень воспитанности ученика, класса и гимназии в целом;
уровень социализированности;
уровень восприятия многонациональной среды;
уровень нравственности;
уровень профессионализма педагогов;
удовлетворённость жизнедеятельностью гимназии всех участников УВП;
эмоционального, психологический настрой в коллективе;
а также диагностики, входящие в мониторинг заложенный в программы, работающие в гимназии.
Так как воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий (по определению таких ученых, как Л.И.Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), то соответственно и мониторинг процесса воспитания в первую очередь должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Исходя из приведенного выше определения и обозначенных групп мониторинга, мы выделили четыре основных предмета мониторинга. А в процессе реализации Воспитательной системы новые и дополнительные предметы мониторинга.
I. Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.
В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Какие позитивные изменения, происходят в личности воспитанника? Эти изменения, можно охарактеризовать таким интегральным понятием как личностный рост.
II. Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.
Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.
III. Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.
Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Ответы на эти вопросы позволят пролить свет на те условия развития личности ребенка, которые существуют в гимназии.
Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагога гуманистическая педагогическая позиция? Гуманистическое воспитание – это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.
Развитие у педагога такого ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния. Вот почему важно изучение профессиональной позиции педагога.
IV. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение процесса воспитания и др.
человека, уверенности в завтращдителей невысоким уровнем мотивации к успешной деятельности00000000000000000000000000000 Исходя из модели выпускника гимназии и выделенных основных предметов мониторинга, нами была разработана критериальная база эффективности воспитательной системы гимназии.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГИМНАЗИИ
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Гармоническое развитие личности. |
Любознательность. Трудолюбие. Бережное отношение к природе. Я и школа. Прекрасное в жизни. Отношение к себе, к здоровью. |
Методика определения уровня воспитанности Н.П.Капустина. |
Социальная ответственность нравственность и патриотизм. |
1. Направленность личности. 2.Отношение подростка к семье, отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутр. миру, своему «Я». |
1. Методика (1-4 кл) «Цветик семицветик» И.М.Витковской. 2. Методика Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой,П.В.Степанова «Личностный рост». |
Умение адаптироваться в современном мире. |
Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность. Творчество личности. Практичность |
1.Методика изучения социализированности личности (авт. профессор М.И. Рожков) |
Сформированность индивидуальности личности. |
Нравственная воспитанность. |
1. Методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». |
Гуманистическая ориентация личности. |
1. Готовность к активному взаимодействию в многонациональной среде. Толерантность. 2. Этнокультурные установки подростков. |
1.Методика Т.А. Криворотовой «Уровень восприятия многонациональной среды». 2. Н.Д. Эристави «Диагностика этнокультурных установок», |
Сформированность классного коллектива |
Степень сплочённости детского коллектива |
Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) |
Развитие ученического самоуправления. |
Социальная активность, лидерские качества. |
Анкетирование (Методика М.И.Рожкова) |
Удовлетворённость жизнедеятельностью гимназии участников образовательного процесса |
Комфортность, защищённость личности обучающегося. Удовлетворённость педагогов трудовой деятельностью и взаимоотношениями в гимназическом сообществе. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания. |
1. Анкетирование. 2. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью в образовательном учреждении». |
Коллектив педагогов- - коллектив воспитателей. |
Профессиональная позиция педагога-воспитателя. Уровень профессионализма педагогов. Качество планирования воспитательной деятельности |
1. Методика "Стиль общения учителей с воспитанниками" (Ю.А.Конаржевский). 2. Методика изучения уровня профессионализма педагогов. (А.А. Ярулов). Изучение планов ВР |
Возможно, данные показатели могут (и должны) корректироваться в условиях реализации конкретной модели воспитательной системы; некоторые из них будут диагностироваться уже на этапе становления, другие, напротив, появятся лишь в процессе развития системы.
Комплексное диагностическое обследование ключевых параметров Воспитательной системы проводится ежегодно.
Мониторинг проводится на протяжении всего учебного года. Основные исследования - в начальный и итоговый периоды учебного года.
Важными для исследования эффективности воспитания должны быть не просто изменения по конкретным показателям, а факт движения - позитивная динамика, по каждому критерию.
Полученная в результате мониторинга информация прошла качественную и количественную обработку, которая заканчивается педагогическим анализом и выявлением проблем.
В настоящий момент воспитательную систему можно охарактеризовать как складывающуюся. Завершился 1 этап – этап становления системы. И в ходе работы по реализации мониторинга эффективности развития Воспитательной системы мы получили следующие результаты:
1). В целом по гимназии наблюдается положительная динамика уровня воспитанности, личностного роста обучающихся и уровня развития классных коллективов.
2). Увеличивается количество детей, занятых в системе дополнительного образования.
3). Увеличивается количество детей, участвующих в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, научно-практических конференциях, в исследовательской и других видах деятельности.
4). По результатам исследования у обучающихся проявляется высокий уровень толерантности, дети признают другие культуры, умеют избегать в оценке других культур предрассудки и стереотипы.
5). Достаточно высокий уровень восприятия многонациональной среды обучающимися и родителями: 80% - дети, 87% - родители. Это говорит о готовности к активному социально-позитивному взаимодействию в многонациональной среде, открытости процессов внутри среды. У родителей и у детей достаточно высокий уровень толерантного сознания, гуманистической ориентации, тенденции к сопереживанию, готовности к совместной деятельности, стимулируемой интересом познания разнонаправленных культур. Низкого уровня восприятия многонациональной среды нет ни среди родителей, ни среди обучающихся. Наблюдаются позитивные изменения в поведении обучающихся, в дружелюбном расположении к одноклассникам и взрослым, к людям других национальностей.
6). А вот уровень социализированности обучающихся гимназии низкий - 94,8% Высокого уровня нет, соответственно средний уровень составляет 5,2%. Мы можем предположить, что это является результатом гиперопеки со стороны родителей, отсюда социальная инфантильность у детей, а значит нам есть над чем работать.
7). Наблюдается позитивная тенденция развития ученического самоуправления и детского движения, растёт социальная активность обучающихся.
8). Заметен рост активности участия родителей в жизни гимназии. По результатам анкетирования родители желают участвовать в жизни гимназии и активно влиять на механизм её развития.
9). Повышается уровень квалификации педагогических кадров и укрепляется позиция педагогов, как воспитателей; наблюдается увеличения количества классных руководителей с высокой воспитательной эффективностью.
10). Разработана концептуальная модель поликультурного воспитания в процессе билингвального образования. Расширяется информационное пространство гимназии, развиваются гимназические СМИ.
Сформированы «дух гимназии» и чувство ответственности за свою гимназию.
11). В целом наблюдается повышение эффективности воспитательного процесса.
В результате мониторинга выявлены и проблемы. Требующие принятия управленческих решений:
- о дальнейшей работе по повышению профессионального мастерства педагогов, как воспитателей;
- о путях формирования мотивации и повышения уровня социализированности обучающихся гимназии;
- о совершенствовании системы ученического самоуправления;
- о разработке модели мониторинга эффективности деятельности классного руководителя;
- о развитии системы социального проектирования.
Результаты и анализ мониторинговой деятельности подводят нас к принятию соответствующего управленческого решения.
Проведённые исследования помогли проанализировать сильные и слабые стороны воспитательной системы, возможные перспективы и риски, сравнивая предполагаемые (идеальные) показатели эффективности с реально существующими. Определилось проблемное поле, которое помогло конкретизировать приоритетные направления развития воспитательной системы, которые и будут являться как основными, так и дополнительными предметами мониторинга на новом этапе:
Преемственность как мегасистема полифункциональных отношений между блоками и звеньями воспитания на разных ступенях обучения, а также различными уровнями воспитательных воздействий внутри каждой образовательной ступени.
Единый школьный коллектив с действенным самоуправлением как общность детей и взрослых, живущий по своим законам, правилам, традициям в педагогически целесообразно организованной школьной среде.
Дальнейшее личностное развитие детей, способных к творческой самореализации и ценностно-смысловому самоопределению через Культуру, Творчество, Диалог.
Открытость Воспитательной системы для взаимодействия с внешней средой, влияние развития системы на развитие социального воспитательного пространства.
Планирование мониторинговой деятельности на новый учебный год
Предметы мониторинга |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Преемственность в воспитании |
Единые аксиологические основания развития воспитания в гимназии и классных коллективах Конструктивные внутренние коммуникации Психологическая безопасность |
Наличие общей концепции, её реализация в программах вр классов. Анкета «Портрет школы» (С.Л.Братченко). Педагогическое наблюдение Тест «Коммуникативные права» (С.Л.Братченко) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидпера) |
Личность ребёнка, динамика её развития |
Формируемая система ценностных отношений воспитанников к миру и к себе. Социокультурная компетентность. Творческая самореализация. Уровень поликультурной воспитанности. |
Методика диагностики личностного роста (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова) Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс), Активность обучающихся. Методика «Поликультурная личность» (Авт. З.Н.Малькова) |
Школьный коллектив как общность детей и взрослых |
Совершенствование системы ученического самоуправления. Степень активности педагогов как воспитателей. Сохранение и развитие единых традиций и ритуалов. Межличностные отношения в коллективе единомышленников |
Методика определения уровня развития ученического самоуправления (М.И.Рожков) Анкета «Автопортрет учителя» (С.Л.Братченко). Календарное планирование. Методика диагностики межличностных отношений (Т.Лири) |
Взаимодействия ШВС с внешней средой, их динамика |
Конкурентноспособность, известность, позитивный бренд. Социально-партнёрские отношения с субъектами пространства Степень активности родителей Участие в социальных проектах Успешность выпускников |
Анализ проводимых PR – акций, публикаций, рейтинга Анализ результативности для развития системы Анализ участия; разнообразия форм привлечения родителей к делам ОУ Анализ результативности Мониторинг успешности выпускников |