Мониторинг воспитательной деятельности в начальной школе

3
1
Материал опубликован 29 October 2020

МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №16" городского округа "город Якутск"

МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(Сборник диагностических материалов)

Иванова Лилия Михайловна, учитель начальных классов


Пояснительная записка

Мониторинг образовательной деятельности - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Проблема диагностики процесса воспитания учащихся является одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Результаты воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, построение воспитательной системы, ее развитие оказывают огромное влияние на качество образования в целом.

Знание вопросов оценки качества воспитательного процесса необходимо тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам с целью выяснения, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.

Нормативно-правовым основанием для разработки мониторинга воспитательной деятельности является документ: методические рекомендации по ведению системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

В сборнике представлены критерии оценки объектов мониторинга воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения, показатели мониторинга, методики изучения воспитательной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задачи мониторинга воспитательной деятельности

Воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно процесс воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.

Цель мониторинга: изучение качества и эффективности воспитательного процесса в начальной школе для принятия решений, направленных на повышение качества воспитания.

Предмет мониторинга: влияние воспитательной системы на качественные изменения личности обучающихся, их социализацию и индивидуализацию, на качество образовательного процесса в целом.

Задачи мониторинга:

разработка критериев исследования;

подбор диагностического материала;

проведение обучающих семинаров по процедуре исследования;

проведение мониторинга;

оценка эффективности процесса воспитания;

планирование коррекционной работы..

Объекты мониторинга:

Личностные результаты обучающихся;

Здоровье обучающихся;

Достижения обучающихся;

Сотрудничество с родителями и социальными партнерами;

Внеурочная деятельность. Классное руководство;

Удовлетворенность учеников и их родителей условиями в школе;

Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника;

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.


Личностные результаты обучающихся

Критерии оценки

Показатели

Динамика и диагностика личностного роста.

Результаты анкетирования, тестирования, опроса по изучению уровня развития позитивных отношений к базовым национальным ценностям;

Изучение уровня воспитанности школьников, степени приближенности к Образу выпускника.

Формирование универсальных учебных действий

Результаты формирования и изучения уровня сформированности универсальных учебных действий на уроке и вне урока..


Сформированность коллективов образовательного учреждения и его структурных подразделений

Планы воспитательной работы классных руководителей.

Изучение уровня сформированности классных коллективов.

Результаты анкетирования, тестирования, опроса по изучению уровня сформированности классных коллективов.

Перспективный план работы образовательного учреждения, планы работы психолога, старшей вожатой, социального педагога и др.


Здоровье обучающихся

Критерии оценки

Показатели

Состояние здоровья учащихся и оздоровительные мероприятия.

Использование рекомендованных и утверждённых методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т. л.).

Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.

Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей

Элементы инфраструктуры, оснащённость кабинетов и кадровый потенциал.

Состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами.

Наличие и необходимое оснащение школьной столовой. Организации качественного питания школьников.

Наличие медицинского кабинета и необходимого оснащения. Наличие оснащённого спортивного зала, школьного стадиона или спортивной площадки.

Кадровый потенциал и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п.)

Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Создание условий для организации работы спортивных секций.

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.)

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Реализация образовательных программ, направленных на формирование, ценности здоровья и здорового образа жизни.

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Индивидуальные консультации со специалистами по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек

Просветительская работа с родителями и специалистами ОУ

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.

Приобретение необходимой научно-методической литературы


Достижения обучающихся

Критерии оценки

Показатели

Достижения обучающихся в воспитательной деятельности.

Участие и победы обучающихся в конкурсах школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней

Степень активности школьников в общешкольных делах с участием всех классов.

Участие обучающихся в мероприятиях в позициях «зрителя», «активного участника» и «организатора деятельности»


Сотрудничество с родителями и социальными партнерами

Критерии оценки

Показатели

Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов

Доля родителей, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно по личностным и метапредметным результатам обучения.

Взаимодействие с родителями

Факт участия родителей в управлении образовательным учреждением.

Повышение педагогической культуры родителей. (наличие программ родительского всеобуча, тематических родительских собраний).

Изучение семьи (планы классных руководителей, психолога и социального педагога и социального педагога).

Вовлеченность родителей в воспитательный процесс (планы классных руководителей)

Взаимодействие с социальными партнерами

Положительная динамика (документарное подтверждение) и программы/планы, модель взаимодействия с социальными партнерами, результаты либо продукт взаимодействия

Взаимодействие с социальной сферой микрорайона и города

Доля учеников, родителей и педагогов, положительно высказавшихся об уровне взаимодействия с социальной сферой микрорайона и города

Работа с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Участие состоящих на учете школьников в деятельности кружков, секций, общественных объединений и внеклассных мероприятиях.

Внеурочная деятельность. Классное руководство

Критерии оценки

Показатели

Охват обучающихся внеурочной деятельностью

Процент от количества обучающихся, наличие сводной таблицы занятости внеурочной деятельностью обучающихся по классам и образовательному учреждению.

Документальное обеспечение внеурочной деятельности

Наличие локальных актов, плана, модели, индивидуальных карт занятости обучающихся, программного обеспечения.

Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся

Наличие кадровых, информационно-технологических, финансовых, материально-технических и организационно-управленческих ресурсов.

Продуктивность внеурочной деятельности

Наличие в портфолио обучающихся документального подтверждения достижений во внеурочной деятельности.

Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами

Анкетирование в целях изучения удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами


Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника

Критерии оценки

Показатели

Педагогический состав.

Педагогический состав прошедших повышение за последние 5 лет. Наличие удостоверений.

Деятельность внутришкольных методических объединений классных руководителей.

Документы, регламентирующие и подтверждающие деятельность методического объединения.

Включение воспитательных вопросов как основных в повестку педсоветов, совещаний при директоре.

Число и материалы соответствующих педсоветов за прошедший учебный год.

Методическая литература.

Наличие современной литературы и периодических изданий по проблемам воспитания

Инновационная деятельность по проблемам воспитания.

Документарное подтверждение инновационной, исследовательской деятельности и ее результативности


Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Критерии оценки

Показатели

Перспективный план работы образовательного учреждения, концепция воспитательной системы, программы воспитания и др.

Наличие управленческого школьного документа, определяющего организацию воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Соотношение разделов документа

Соответствие целей и задач анализ ситуаций; содержания воспитательной работы целям-задачам

Выполнение плана воспитательной работы за прошедший учебный год

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год (разделы общешкольного плана, плана работы классных руководителей и других специалистов)

Использование в воспитательном процессе педагогических технологий

Планы классных руководителей, методических объединений, разработки внеклассных и общешкольных мероприятий, локальные акты


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Изучение состояния здоровья обучающихся.

1.Анкета (для родителей учащихся 1—11 классов)

Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка и своевременного врачебного совета.


Бывают ли:

Да/нет

I. 1. Головные боли беспричинные, при волнении, после физической нагрузки, после посещения школы.

2. Слезливость, частые колебания настроения... страхи.

3. Слабость, утомленность после занятий.

4. Нарушения сна (долгое незасыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам).

5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении.

6. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела.

7. Обмороки.

8. Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте)

9. Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает, заикается)

II. 10. Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои.

11. Повышение артериального давления.

III. 12. Часто насморк (4 и более раз в году).

13. Часто кашель (4 и более раз в году).

14. Часто потеря голоса (4 и более раз в году).

Бывают ли:

Да/нет

IV 15. Боли в животе.

16. Боли в животе после приема пищи.

17. Боли в животе до еды.

18. Тошнота, отрыжка, изжога.

19. Нарушение стула (запоры, поносы).

20. Заболевание желудка, печени, кишечника.

V. 21. Боли в пояснице.

22. Боли при мочеиспускании.

VI 23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки, затрудненное дыхание, сыпь).

24. Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание).

25. Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема).

 Дата заполнения анкеты_____________ Подпись заполнявшего анкету _________

Обобщение результатов. Заключение (предварительное)

1,2,3,4,5,6,7,8,9___________________________

10,11 ___________________________________

12,13,14 ________________________________

15,16,17,18,19,20 _________________________

21,22 ___________________________________

23,24,25 ________________________________

Дата____________________________________

Врач____________________________________ Подпись медицинской сестры______________


2. 2. Изучение социально-психологических факторов на организм каждого школьника.

Анкета «Ученик – родитель – учитель»

Анкетирование имеет целью выявить суммарное воздействие социально-психологических факторов на организм каждого школьника.

Анкета № 1 (заполняет обучающийся)

Фамилия, имя____________________

Школа______Класс______________

Дата заполнения___________________

Инструкция: внимательно прочитай каждый вопрос, выбери наиболее подходящий ответ и округли его цифру.

1 РАЗДЕЛ

1. Как ты добираешься до школы?

1 хожу пешком

2 одним транспортным средством

3 несколькими транспортными средствами

2. Сколько минут длится твоя дорога из дома до школы?

1 меньше 10 минут

2 от 10 до 30 минут

3 больше 30 минут

3. Торопишься в пути до школы?

1 нет

2 иногда

3 чаще всего да

4. Сколько раз в неделю твои занятия начинаются в 8 часов утра?

1 никогда

2 один, два раза

3 три раза и чаше

5. Сколько раз в неделю учишься после 14 часов?

1 никогда

2 один, два раза

3 три раза и чаще

6. Обедаешь в школьной столовой?

1 да, регулярно

2 иногда

3 нет

7. Устаешь в школе?

1 нет

2 иногда

3 всегда

8. После которого урока ты чувствуешь себя совершенно уставшим?

1 вообще никогда

2 после третьего урока

3 уже после первого или второго урока

9. Хватает тебе перемены, чтобы отдохнуть?

1 да

2 иногда да, иногда нет

3 не хватает

10. Сильно ли ты в школе стараешься?

1 очень мало

2 средне

3 очень сильно

11. Помогают ли тебе в учебе товарищи-школьники, родители или другие лица?

1 нет

2 иногда

3 да, регулярно

12. Хорошо ли ты себя чувствуешь в классном коллективе?

1 да

2 иногда да, иногда нет

3 нет, никогда

13. Охотно ходишь в школу?

1 да

2 иногда да, иногда нет

3 нет, никогда

14. Когда идешь утром в школу, тебе грустно, у тебя плохое настроение?

1 нет

2 иногда

3 да, очень часто

15. Мог (могла) бы ты в школе сделать больше, если бы от тебя это

потребовалось?

1 да, думаю, что да

2 по некоторым предметам возможно

3 нет

16. Хочешь ли ты по некоторым предметам другого учителя?

1 нет

2 иногда да

3 да(по многим предметам)

17. У тебя нет чувства, что учителя к тебе несправедливы?

1 нет

2 иногда

3 часто

18. Сколько времени, примерно, в день тебе требуется на выполнение домашних заданий?

1 самое большее один час

2 полтора, два часа

3 более двух часов

19. Когда ты делаешь свои домашние задания?

1 между 16 и 18 часами (для II смены -9-11 часов)

2 сразу же по приходе домой (или в группу продленного дня)

3 после ужина

20. Мешает тебе кто-нибудь, когда ты делаешь домашнее задание?

1 нет

2 иногда

3 да, часто

21. Когда у тебя трудное домашнее задание, помогают тебе родители 1ли кто-либо другой?

1 да, часто

2 иногда

3 нет, вообще никто

22. Как тебя загружает учеба и домашние задания?

1 мало

2 средне

3 очень

23. Устраивает тебя способ обучения в твоей школе?

1 да

2 не очень

3 нет

II РАЗДЕЛ

24. Как ты ладишь с родителями?

1 очень хорошо

2 иногда хорошо, иногда плохо

3 нет, не лажу

25. Помогают тебе родители в твоих заботах и трудностях?

1 да

2 иногда

3 нет

26. В рабочие дни есть у тебя общее свободное время с родителями (для разговоров, игр, прогулок и т.д.)?

1 да

2 иногда

3 нет

27. Проводишь ли ты время в субботу и воскресенье вместе с родителями?

1 да

2 иногда

3 очень редко

28. Как родители относятся к твоим отметкам?

1 спокойно к любым отметкам

2 очень недовольны, если ты получаешь оценку, хуже обычной

3 наказывают за плохие отметки (ругают, бьют, не пускают гулять, лишают удовольствий)

29. Сколько у тебя братьев и сестер, которые проживают с тобой в одной квартире с родителями?

1 ни одного или один

2 два

3 три и больше

30. У вас дома тоскливая, неприятная и сварливая обстановка?

1 никогда или очень редко

2 иногда

3 часто

31. Расстраивают тебя ссоры между родителями или твои ссоры с ними?

1 нет или очень редко

2 иногда

3 да, часто

32. Сколько у тебя свободного времени, когда ты можешь делать, что хочешь?

1 примерно два или больше часов в день

2 примерно час в день

3 почти не имею свободного времени

33. Как тебя загружают домашними делами?

1 вообще не загружают или очень мало

2 иногда сильно, иногда не очень

3 очень

34. Сколько часов спишь ночью?

1 больше 9 часов

2 8-9 часов

3 меньше 8 часов

35. Во сколько встаешь в рабочие дни?

1 после 7.30

2 между 6.30 — 7.30

3 раньше 6.30

36. Завтракаешь дома, когда идешь утром в школу?

1 да, каждый день

2 иногда

3 нет или изредка

37. В котором часу обычно завтракаешь?

1 после 8 часов

2 между 7 и 8 часами

3 до 7 часов

38. В котором часу обычно обедаешь?

1 между 13 и 14 часами

2 между 14 и 15 часами

3 после 15 часов

39. Как долго днем бываешь на улице, на свежем воздухе?

1 чаще всего больше 2 часов

2 около часа

3 не более получаса или вообще не выхожу на улицу

40. Как часто участвуешь в мероприятиях, организуемых после учебы (кружки по интересам, другая личная учеба, например, музыка, иностранный язык)?

1 вообще нет или очень нерегулярно

2 раз или два в неделю

3 три и более раз в неделю

41. В котором часу обычно ужинаешь?

1между 18 и 19

2 между 19 и 20

после 20

42. В котором часу ложишься спать?

1 до 21 часа

2 между 21 и 22-часами

3 после 22 часов

Ill РАЗДЕЛ

43. Боишься, что сделаешь ошибку?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

44. Тяжело тебе сосредоточиться?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

45. Часто у тебя возникают проблемы?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

46. Ты волнуешься в связи со школой?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

47. У тебя возникают трудности, котов ты должен решить, что надо делать?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

48. Чувствуешь себя в течение дня уставшим, вялым?

1 почти никогда

2 изредка

3 да, очень часто

49. Как ты чувствуешь себя в смысле здоровья?

1 очень хорошо

2 средне

3 нехорошо

50. Часто у тебя болит голова?

1 нет

2 да, иногда

3 да, часто

51. Тяжело тебе вечером засыпать, не бывает ли снов, которые тебе пугают?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

52. Потеют у тебя руки?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

53. Бывает у тебя странное чувство в желудке («под ложечкой») перед некоторыми важными событиями?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

54. Бывает у тебя так, что ты плачешь?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

55. Ты нервничаешь?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

56. Чувствуешь ли себя несчастным?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

Анкета № 2 (заполняют родители)

Фамилия_________________________________

Класс ___________________________________

Дата заполнения___________________________

Инструкция: дайте ответы на нижеследующие вопросы, округли цифру того ответа, который, для вашего ребенка более всего соответствует. Правильность заполнения явится основой для повышения заботы о здоровье школьников. Заполните ручкой.

57. Не кажется ли Вам, что Ваш ребенок слишком загружен школьными (учебными) обязанностями?

1 нет

2 иногда

3 да

58. Требуется ли Вашему ребенку помощь при выполнении домашних заданий?

1 никогда

2 иногда

3 часто

59. Есть у Вашего ребенка специальное рабочее место для выполнения домашних заданий?

1 да

2 иногда да, иногда нет

3 нет

60. Ваш ребенок регулярно встает в одно и то же время?

1 да

2 иногда

3 нет

61. Ложится спать каждый день в одно и то же время?

1 да, всегда

2 иногда

3 нет

62. Засыпает долго и тяжело?

1 нет

2 иногда

3 часто

63. Он проявляет раздражительный характер?

1 нет

2 иногда

3 часто

64. У него отсутствует аппетит?

1 никогда

2 иногда

3 часто

65. Его тошнит, хотя врач говорит, что он совершенно здоров?

1 никогда

2 иногда

3 часто

66. Плачет или сердится, когда ему что-либо не удается?

1 никогда

2 изредка

3 часто

67. Снятся ему страшные сны?

1 никогда

2 редко

3 иногда, довольно часто

68. Жалуется он утром, что у него болит живот?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

69. Бывают ли у него утром заметные расстройства самочувствия здоровья?

1 почти никогда

2 иногда

3 часто

70. Жалуется ли ребенок, что у него болит голова?

1 никогда

2 иногда

3 часто

71. Делает ли он нервозные движения (размахивает руками, подергивает плечами, головой, моргает, покашливает и т.п.)?

1 никогда

2 иногда

3 часто

72. Он бывает чрезмерно застенчив?

1 нет

2 иногда

3 часто

73. Он боится школы?

1 нет

2 немножко

3 да, часто

74. Стремится ли он любой ценой быть в центре внимания?

1 нет

2 иногда

3 да

Какой бы Вы хотели помощи от психологов, педагогов, врачей?


Анкета №3 (заполняет учитель)

Фамилия ученика________________________________

Класс __________________________________________

Предмет обучения_______________________________

75. Как усваивает программу по предмету?

1 легко

2 средне

3 трудно

76. Какую активность проявляет на уроке?

1 постоянно работает сосредоточенно

2 к концу урока падает активность и внимание

3 не может сосредоточиться в течение всего урока

77. Успевает ли за темпом работы класса?

1 да

2 иногда

3 нет

78. Предъявляет жалобы на плохое самочувствие (головные боли, усталость, тошнота и т.п.)?

1 нет

2 иногда

3 часто

I РАЗДЕЛ анкеты характеризует организацию обучения и трудности, которые испытывает ученик при обучении в школе и дома.

II РАЗДЕЛ анкеты дает информацию о микро-социальных условиях и семье, взаимоотношениях между детьми и родителями, а также о соблюдении школьниками рационального режима дня.

III РАЗДЕЛ анкеты отражает самочувствие ребенка или подростка и характеризует состояние его психического здоровья, т.е. наличие или отсутствие признаков невротизации. Ответы школьников подкрепляются отдельными ответами родителей и педагогическими характеристиками учителей. Оценка результатов анкетирования производится подсчетом количества баллов (по цифрам ответов 1, 2 или 3) отдельно по каждому разделу и суммарно. Возможно подведение результатов только по анкете ученика (без анкеты родителя), либо суммарно по анкетам ученика и родителя. Результаты анкетирования распределяются по трем уровням.

Первый уровень во всех трех разделах характеризует благоприятную адаптацию ученика к учебной нагрузке, режиму и условиям обучения. Второй уровень в I разделе указывает на напряженный режим работы школьника и некоторые затруднения в его обучении; во II разделе - на нарушения основных режимных моментов в условиях семьи и семейный дискомфорт; в III разделе — на появление признаков невротизации. Третий уровень в каждом из разделов свидетельствует о степени выраженности социально-психологической дезадаптации школьника и нарушении ею психическою здоровья.

Оценка результатов анкеты «Ученик»

Раздел

Уровень (количество баллов)

Первый (адаптация)

Второй (напряжение)

Третий (дезадаптация)

1

II

III

Сумма баллов более

23-34

20-30

14-21

57-85

35-46

31-40

22-28

86-114

47 и более

41 и более

29 и более

115 и более


Оценка результатов анкеты «Ученик-родитель»

Раздел

Уровень (количество баллов)

Первый (адаптация)

Второй (напряжение)

Третий (дезадаптация)

1 II III

Сумма баллов более

26-39

22-33

28-42

76-114

40-52

34-44

43-56

115-152

53 и более

45 и более

57 и более

более

Примечание: результаты анкеты родителей суммируются с результатами анкеты ученика (к I разделу в анкете родителей относятся вопросы N 58,59,60; ко II разделу — № 61,62; к III разделу — № 63-75). Раздел анкеты, заполняемый учителем, анализируется отдельно в качестве педагогической характеристики школьника. Результаты анкетирования учителя выражаются в баллах, но в суммарную оценку не входят, а заносятся в индивидуальную адаптационную карту ученика или в сводную ведомость по классному коллективу отдельной строкой.


2.3. Изучение удовлетворенности участников образовательного процесса его качеством


Анкета (учащихся и родителей) Анонимное оценивание

Оценка качества образовательного процесса Класс____

Оцените уровень работы школы по показателям, указанным в таблице. Кодировка уровней оценки: 4 – высокий уровень, 3 – достаточный уровень, 2 – недостаточный уровень, 1 – низкий уровень.

Показатели

Оценка

1

Безопасность учащихся в школе


2

Качество подготовки по учебным предметам


3

Возможности получения дополнительного образования


4

Условия для развития (раскрытия способностей) учеников


5

Психологический климат в школе


6

Поведение учащихся школы


7

Организация досуга учащихся в школе


8

Качество питания учащихся в школе


9

Санитарно-гигиенические условия


10

Медицинское сопровождение


11

Работа классного руководителя


12

Информатизация образовательного процесса


13

Материально-техническая оснащенность школы


14

Работа администрации школы


15

Возможность участия родителей в управлении школой


16

Доступность информации об учебном процессе


17

Развитие самоуправления учащихся


18

Успехи на конкурсах и другие достижения школы


19

Педагогический коллектив школы



Изучение профессиональной позиции педагога, как условия развития личности школьника

«Классный руководитель глазами воспитанников» (по Л.В. Байбородовой)

Дорогой друг! Тебе предлагается ряд вопросов о ваших взаимоотношениях с классным руководителем. Выбери, пожалуйста, только один вариант ответа на каждый вопрос.


1. С каким настроением ты идешь в школу?

а) нет ответа;

б) с привычным равнодушием;

в) с предчувствием неприятностей;

г) с радостью;

д) скорее бы все это кончилось.



2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

а) часто; б)редко; в) никогда.


3. Если бывают, то от кого они исходят?

а) нет ответа;

г) от учеников вашего класса;

б) от учителей предметников;

д) от учеников другого класса.

в) от классного руководителя;



4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

а) часто;

б) редко;

в) никогда.


5. Какую роль исполняет в классе твой классный руководитель?

а) контроль за успеваемостью или дисциплиной;

г) помощник в трудных обстоятельствах;

б) вторая мама (папа);

д) старший товарищ;

в) организатор досуга;

е) другое.


6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

а) нет ответа;

д) ругать;

б) хвалить;

е) жаловаться родителям;

в) подбадривать;

ж) быть вечно недовольным;

г) делать замечания;

з) другое.


7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

Ответ сформулируй сам.


8. Тебе хотелось бы от него перенять:

а) нет ответа;

б) великодушный характер;

в) манеру поведения;

г) умение всегда хорошо выглядеть;

д) разносторонние знания;

е) другое;

ж) ничего.



9. Ты посоветовал бы своему классному руководителю...

Ответ сформулируй сам.



10. Ты считаешь , что твой класс:

а) сплочен и дружен;

б) разбит на группы;

в) каждый живет сам по себе



11. Какие классные мероприятия за последнее время тебе понравились больше всего?

Ответ сформулируй сам.


12. Что ты знаешь о своем классном руководителе (увлечения, мечты)?

Ответ сформулируй сам.


13. Повезло ли тебе, что ты в этом классе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.


Обработка и интерпретация данных. Анализ следует проводить по каждому вопросу в процентном соотношении от общего количества респондентов.


2.Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.


В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль (и то, и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позиция педагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельное человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

Педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уни­кальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных. педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встреча­ется с другим человеком, а в профессиональной - с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспита­теля. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектом учебной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя - это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созда­нию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной дея­тельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая методика.

В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции пе­дагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:

Действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;

Действия педагога как субъекта личностного и профессио­нального саморазвития как воспитателя;

Действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

Действия педагога как субъекта взаимодействия с «выхо­дящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.

Как осуществляется диагностика

Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа - №1 и №2. Главное при этом - соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтра­лизовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.

Опросный лист №1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик») в одной из колонок напротив каждого утверждения.


Действия педагога-воспитателя

Считаю необходимым

Считаю важным

Считаю необязательным

Считаю ненужным

1

2

3

4

5

1.Равноправное общение с детьми





2.Проявление эмпатии по отношению к ребенку





3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка





4.Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков





5.Оценивание не личности ребенка, а его поступков





6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов





7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей





8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности





9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка





10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива





11. Активизация воспитательного потенциала урока





12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления





13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами





14.Поддержка процесса самопознания ребенка





15.Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка





16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога





17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам





18.Збота о своем личностном росте, развитии духовности





19.Збота о своем физическом и психическом здоровье





20.Рсширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания





21.Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности





22.Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах





23.Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения





24.Деятельное участие в педагогическом самоуправлении





25.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе





26.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем





27.Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом





28.Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам





29.Проявление интереса к жизни ребенка в семье





I 30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка





31. Поддержка положительной направленности • семейного воспитания ребенка ;





32. Зашита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями ;





33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников ,





34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.





35. Зашита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации







Опросный лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как выв своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик») в одной из колонок напротив каждого утверждения.


Действия педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю часто

Делаю изредка

Не делаю

1

2

3

4

5

1.Равноправное общение с детьми





2.Проявление эмпатии по отношению к ребенку





3.Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка





4.Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков





5.Оценивание не личности ребенка, а его поступков





6.Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов





7.Сотрудничество с детьми в достижении общих целей





8.Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности





9.Создание ситуации успеха для каждого ребенка





10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива





11. Активизация воспитательного потенциала урока





12.Поддержка школьников как субъектов самоуправления





13.Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами





14.Поддержка процесса самопознания ребенка





15.Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка





16.Принятие воспитывающего влияния детей на педагога





17.Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам





18.Збота о своем личностном росте, развитии духовности





19.Збота о своем физическом и психическом здоровье





20.Рсширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания





21.Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности





22.Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах





23.Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения





24.Деятельное участие в педагогическом самоуправлении





25.Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе





26.Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем





27.Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом





28.Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам





29.Проявление интереса к жизни ребенка в семье





30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка





31. Поддержка положительной направленности - семейного воспитания ребенка.





32. Зашита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями.





33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников.





34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.





35. Зашита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации







Обработка результатов

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 - «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке - первой, второй, третьей или четвертой -больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» - «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» - «делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» - «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке (считаю ненужным» - «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педа­гога по субъектностям:

1)педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);

2)педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);

педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);

педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.


Изучение интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей

Анкета для родителей будущих первоклассников

(сост.С.П. Царевой, зам. директора по УВР лицея № 20 г. Пскова)

Цель: получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Ход проведения. На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:

Уважаемый родитель! Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

Что интересует Вашего ребенка больше всего? _______________________________________

Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

да;

нет.

Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия __________________________________________________________________

Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

да;

нет;

и да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).

Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? ____________________________________

Что его может огорчить? __________________________________________________________________

Назовите любимую игру Вашего сына или дочери __________________________________

Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:

физкультурно-спортивное;

художественно-эстетическое;

научно-техническое (техническое творчество);

научно-познавательное;

туристско-краеведческое;

военно-патриотическое;

эколого-биологическое.

Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько дошкольников занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают; какие направления внеурочной деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей наибольший интерес. На основе обработанной и систематизированной информации следует начать разработку проектных представлений об организации внеурочной деятельности учащихся формируемых первых классов.


Анкета родителей первоклассников

(составлена профессором Е.Н. Степановым)

Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации

Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету.

Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:

Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

слушать и читать книги, журналы, газеты;

смотреть телевизор;

ходить в кино;

работать на компьютере;

посещать театры, концерты;

посещать музеи, выставки;

слушать музыку;

играть на музыкальных инструментах;

помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

мастерить, ремонтировать;

заниматься в кружках технического творчества;

заниматься рукоделием (шить, вязать);

заниматься кулинарией;

рисовать;

заниматься фотографией;

заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);

играть в различные подвижные игры;

заниматься физкультурой и спортом;

проводить время в компании с друзьями;

ничего не делать;

что еще (допишите) ______________________________________________

Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:

да;

нет.

Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия __________________

Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

положительно;

трудно сказать;

отрицательно.

Чем увлекаются члены Вашей семьи__________________________________________________

Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:

художественно-эстетическое;

научно-познавательное;

физкультурно-спортивное;

научно-техническое (техническое творчество);

туристско-краеведческое;

военно-патриотическое;

эколого-биологическое.

Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-первоклассника_______________________

Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.


2.7. Изучение личности школьника

Методика изучения уровня развития детского коллектива детского коллектива как условия развития личности школьника

«Какой у нас коллектив» (составлена А.Н. Лутошкиным)


Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива - школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н. Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спа­янным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива 1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возник­ших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие, Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цепи происходит с трудом.

Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощи. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так, как некому поддержать его,

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. 8 такой группе преобладает желание трудиться сообщи, помогать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы, Недостаточно проявляется инициатива, редко вно­сятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не за­мыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недоволь­ных этими отношениями.


Социометрическое изучение межличностных отношений

в детском коллективе


Методика социометрии (ее основоположником считается Дж. Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1 .Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?

З.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке - имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос - Б, Ж и 3; при ответе на третий - Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полу­ченных каждым из школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку - под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров - авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива - они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом - они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и 3);

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе - они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг з 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д - они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.


Диагностика нравственной воспитанности

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Отношение к обществу, патриотизм

Отношение к умственному труду

Отношение к физическому труду

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

Отношение к себе. Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).

Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.


Индивидуальный оценочный лист по определению уровня нравственной воспитанности


Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го уровня до нулевого уровня)

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу 1. Патриотизм

Отношение к людям. 4. Доброта и отзывчивость

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к умственному труду. 2. Любознательность

Отношение к себе. 5. Самодисциплина

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

17. Самообладание и сила воли

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учится при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Отношение к физическому труду. 3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.


Анкета для родителей

(сост.учитель начальных классов: Иванова Л.М., МОБУ «СОШ№16», г.Якутск)

Цель: получить от родителей информацию о составе семьи, об интересах и увлечениях семьи, ребенка, о состоянии здоровья ребенка.

Ф.И.О. ребенка, дата рождения___________________________________________________________

Ф.И.О. родителей_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Члены семьи, живущие вместе с ребенком (имя, возраст, занятость)____________________________

_______________________________________________________________________________________

Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, охота, рукоделие, кулинария, музыка, искусство, уход за домашними животными т.д.)_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________Какие семейные традиции есть в вашей семье (торжества, отдых на природе, посещение праздников, поездки, совместный труд и т.д.)_____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Увлечения и любимые занятия ребенка___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________Чем не любит заниматься ребенок? ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Есть ли обязанности ребенка по дому, какие? (помощь по дому, помогает по хозяйству )__________

_______________________________________________________________________________________

Кто в семье занимается воспитанием ребенка? ______________________________________________

Есть ли у ребенка друзья, ходят ли они в гости?___________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Как вы организовываете деятельность ребенка? (совместные дела, игры, труд, занятия с ребенком, ребенок самостоятельно находит себе занятие, помощь в выполнении домашних заданий идр.)______

_______________________________________________________________________________________

Опишите особенности характера ребенка, его взаимоотношения в семье (спокойный, неусидчивый, общительный, замкнутый, конфликтный, упрямый, активный и т.д. )__________________________

______________________________________________________________________________________

Как переносит ребенок физическую нагрузку?______________________________________________

Оцените утомляемость ребенка (быстрая, средняя, низкая)_____________________________________

Какое зрение у ребенка? _____________________________________________________

Склонен ли ребенок к простудным заболеваниям? (часто, иногда, нет)__________________________

Бывают ли у ребенка головные боли? (часто, иногда, нет)______________________________________

Бывают ли у ребенка расстройства ЖКТ? (часто, иногда, нет)________________________________

Есть ли необходимость ребенку придерживаться специальной диеты (если да, то какую диету)_____

_______________________________________________________________________________________

Есть ли у ребенка хронические заболевания (диагноз)_________________________________________

_______________________________________________________________________________________Проявляет ли ребенок аллергические реакции (если да, укажите на что, как проявляется)_________

_______________________________________________________________________________________

Были ли операции, травмы, переломы (если были, указать какие и когда)_______________________

_____________________________

Спасибо за сотрудничество!


Литература:

Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе /Под ред. З.И. Васильевой. – СПб, 1991. Мониторинг;

Шадрикова, В.Д., Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: логос, 2011.;

Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. –УАО СГО МБУ «СЦОКО», 2011.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный материал!

29 October 2020