Статья «Как повысить успеваемость в школе?»
Как повысить успеваемость в школе?
Плохая успеваемость – проблема, с которой часто сталкиваются родители школьников, да и сами педагоги. Причины неуспеваемости ребенка имеют два корня: физиологические и психологические. Физиологические причины — это проблемы со здоровьем, отклонения в развитии, гипердинамичность или наоборот, заторможенность, неразвитые интеллектуальные способности и т.п. Психологические причины — это психологическая неготовность к школьному типу обучения, отсутствие мотивировки, лень, неумение ладить с учителем и одноклассниками, проблемы с адаптацией, неправильная самооценка и т.д.
Разберем подробнее:
Отсутствие интереса к учёбе. Ребёнок не понимает, для чего нужны школьные знания, поэтому у него нет мотивации их получать. Большинство информации, получаемой на уроках, является сухой теорией, оторванной от жизни. Ребёнок не может применить знания на практике, поэтому не видит смысла что-то учить и запоминать.
Плохие отношения с одноклассниками. Атмосфера в школьном коллективе оказывает большое влияние на успеваемость. Дети, у которых не складываются отношения со сверстниками, обычно отстают в учебе.
Неблагоприятная атмосфера в семье. Семейная обстановка влияет на ребёнка ничуть не меньше школьной. Родительские ссоры и другие семейные проблемы не способствуют высокой успеваемости.
Психологические причины. К таким причинам можно отнести лень, повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, низкую самооценку. Ребёнок не верит в то, что может хорошо учиться, и опускает руки при первых же неудачах.
Неорганизованность. Для хорошей успеваемости нужно уметь рационально распределять время и силы. Отсутствие режима дня, дисциплинированности, умения во время занятий не отвлекаться на другие дела очень мешает учебному процессу.
Разобравшись в причинах плохой успеваемости, вы сможете помочь обучающимся.
Как повысить школьную успеваемость?
Упражнения для развития мышления с ловушкой:
Ответь на вопросы. На размышления пять минут!
1. Что всем нужно?
2. Какой месяц короче всех?
3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
4. Что человеку не лень всегда делать?
5. В каком месяце человек меньше всего ест?
6. Каких камней в море нет?
7. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя товарищами, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
8. Какое слово пишется всегда неправильно?
9. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев?
10. Кто может прыгнуть выше дома?
11. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет?
12. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
13. Есть ли 7 ноября в Австралии?
14. Ты — пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?
15. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
16. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
17. Ты входишь в темную малознакомую комнату. В ней две лампы — газовая и керосиновая. Что ты зажжешь в первую очередь?
18. Какие местоимения портят мостовые?
19. Действительно ли композитором надо родиться?
20. Перед кем люди снимают шляпы?
Ответы смотри далее.
Играйте с детьми в настолки хотя бы пять минут в день.
Выбор настольных игр сейчас очень большой, в игровой форме легко развиваются полезные навыки. Можно в «Морской бой» или «Игры в слова». Можно попробовать что-то поновее. Ребятам младшего возраста нравятся МЕМО, «Носочные монстры», «Шапка-невидимка». Для школьников постарше отличным тренером станут стратегические настольные игры, в которых нужно не только помнить свои исходные данные, но и выстраивать стратегию.
Рисуйте схемы и картинки.
Для закрепления материала заведите специальную тетрадь по каждому предмету. Выучил тему – набросай схемы или рисунки самого важного. Польза именно в том, чтобы не конспектировать словами, а творчески переработать информацию. Даже корявый рисунок запомнится лучше, чем текст. Кроме того, рисуя, ты прорабатываешь тему и по ходу понимаешь, где есть пробелы. Такие тетради очень удобны при подготовке к контрольным: вся нужная информация под рукой.
Делайте карточки.
Эффективный прием для запоминания иностранных слов. Но и для других предметов подходит. С одной стороны карточки пишешь вопрос, с другой – ответ. Последовательность - от сложного к простому, чтобы почаще повторять то, что сложнее запоминается. Нужные карточки также удобно носить с собой.
Делайте нейрогимнастику.
- Упражнения на мелкую моторику, которые делаются обеими руками одновременно, - это про создание новых нейронных связей в мозге, - говорит Гаяне Курятова. - Память они не улучшают, но помогают сосредоточиться. Однако когда упражнение начинает получаться легко, пользы уже никакой нет: это значит, что нейронные связи уже созданы.
А вот запоминание длинных последовательностей цифр, слов - хорошее дело. Наш мозг функционирует по системе «use it or lose it» - или используешь, или теряешь. Чем больше запоминаем, тем лучше работает память.
Используйте проверенные временем и чужим опытом техники обучений.
Для лучшего запоминания материал стоит разбить на небольшие группы и учить по частям. Используйте мнемонические приемы, привязывая личный опыт или ассоциации к заданиям, которые необходимо выучить – и запомнить их будет гораздо проще.
Создавайте условия для обучения.
Рабочее место должно быть удобным, стоит убрать оттуда все отвлекающие факторы, отключить телефон во время подготовки и убрать слишком яркие предметы, они притягивают слишком много внимания.
Рекомендации для родителей:
Если вы хорошо разбираетесь в тех предметах, по которым отстает ребенок, можете сами позаниматься с ним. Если нет, то хотя бы помогите ему морально. Мотивируйте сына или дочь, следите за выполнением домашних заданий, проверяйте оценки. Ходите на родительские собрания, общайтесь с учителями. Это поможет своевременно узнать о школьных проблемах ребёнка.
Ответы на вопросы c ловушкой:
1 — название,
2 — май,
3 — двое,
4 — дышать,
5 — в феврале,
6 — сухих,
7 — одно яблоко оставить в корзине,
8 — на карте,
9 — неправильно,
10 — любой, дома ведь не прыгают,
11 — 12 лет,
12 — когда смотришь на минутную стрелку,
13 — есть,
14 — сколько и тебе,
15 — 50,
16 — во всех,
17 — спички,
18 — я-мы,
19 —да,
20 — перед парикмахером.
Источники:
https://tion.ru/blog/kak-povysit-uspevaemost-v-shkole/
https://kuvyrcom.com/kak-povysit-uspevaemost-v-shkole-prakticheskie-rekomendaczii-k-primeneniyu/
https://sh5-krkam.edusite.ru/p197aa1.html