Мониторинг образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования (методические рекомендации)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЁ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи»
Информационно-аналитический центр
Мониторинг образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования
(методические рекомендации)
Екатеринбург
2024
Настоящие рекомендации предназначены в помощь педагогам дополнительного образования и помогут повысить качество проведения мониторинга для определения результативности образовательного процесса, которое включает в себя: прогнозируемые результаты, параметры, критерии и показатели определения результативности, способы отслеживания и оценки результатов, методы и формы мониторинга.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер. В рекомендациях использованы методические материалы регионов Российской Федерации.
Методические рекомендации состоят из трех разделов: первый раздел содержит планирование мониторинга в детском объединении, второй- конкретизирует особенности разработки мониторинга в учреждении дополнительного образования, в третьем – представлены методы и формы предъявления результатов.
Мониторинг образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования. /методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», ИАЦ, 2024. – 48 с. Составитель: В.В. Назарова, методист.
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1 ПЛАНИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА (ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА). СПОСОБЫ МОНИТОРИНГА………………………………………………………... 5
РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ:
2.1. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...8
2.2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………..……9
2.3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………..10
2.4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФИКСАЦИИ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
РАЗДЕЛ 3МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. ФОРМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ, И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА……………………………………..13
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением положительного образовательного результата. Однако в дополнительном образовании стандарт результата не определён, и поэтому педагоги УДО часто сталкиваются с проблемами, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие формы и методы использовать при его мониторинге.
Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.
Кроме того, мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, т.к. в ходе мониторинга результатов производятся различные педагогические коррективы в целях, содержании и организации образовательного процесса, который длителен по времени и реализуется в конкретных организационных формах.
Во многих детских объединениях эффективность образовательного процесса, качество образовательных результатов педагогами учреждений дополнительного образования оценивается чаще всего «срезовыми» способами по конечным, итоговым результатам, т. е. отсутствует мониторинговая система. В лучшем случае прослеживаются этапы контроля: начальный, промежуточный, итоговый – и предполагается, что каждый педагог отслеживает результаты своей деятельности и образовательные результаты детей через анализ каждого занятия и других организационных форм работы с детьми. Такой подход к оценке образовательных результатов не отражает динамики личностного развития обучающихся, что противоречит личностно- ориентированному подходу в образовании.
Также, оценка результативности в учреждениях дополнительного образования чаще всего измеряется степенью обученности ребёнка в конкретной, специальной, предметной области (знания, умения, навыки) или в формализованных показателях (сохранность контингента, количество групп и детей, количество наград, званий).
Образовательный результат является итогом образовательного процесса и является, прежде всего, неким достижением в первую очередь ребёнка. Результат своей работы в объединении и результат своего взаимодействия с педагогом обучающийся всегда ощущает, но не всегда может сразу осознать, отследить, выразить словами. Но в мониторинге мнение самого ребёнка в первую очередь и педагога, который непосредственно с ним взаимодействовал, организовывал что–то для продвижения воспитанника – самые важные и в большей степени объективные показатели результативности образовательного процесса. Образовательный результат всегда есть то или иное проявление успешности или неуспешности ребёнка, но в конкретной деятельности, в конкретном взаимодействии, организованном педагогом – не только в учебной деятельности, но во всех социально значимых сферах, в которых пребывает растущий человек независимо от возраста.
Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.
Успех или неуспех каждый человек связывает со своими возможностями и когда педагоги проводят педагогическую диагностику лишь в формах яркого проявления успешности – традиционные победы на конкурсах или в соревнованиях, которые не всегда соответствуют возможностям каждого ребёнка, то это может стать «бременем неуспешности» для самых разных детей. Именно поэтому параметры мониторинга, критерии оценки результатов должны быть ориентированы на каждого ребёнка - с разным уровнем развития и успешности; способы мониторинга должны быть гибкими, личностно- ориентированными; ведущим, главным субъектом мониторинга должен стать педагог, который знает своих воспитанников, их особенности, склонности.
ПЛАНИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА
Рассматривая мониторинг детского объединения как неотъемлемую составляющую часть процесса образования администрации и педагогам учреждения дополнительного образования необходимо его правильно организовать.
Разрабатывается нормативное обеспечение процесса на уровне учреждения дополнительного образования в целом. Как правило, это общее Положение о проведении мониторинга в учреждении дополнительного образования.
На основании Положения и образовательной программы детского объединения педагогам необходимо спланировать мониторинг образовательной деятельности, который бы включал в себя теоретические вопросы, сроки проведения, содержание и способы.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МОНИТОРИНГА
Этап планирования включает в себя:
Сравнение показателей желаемого результата с показателями достигнутых результатов с целью выбора наиболее значимых на данном этапе деятельности объединения и реально достижимых показателей результативности.
Выбор или разработка шкалы оценивания достигаемых результатов.
Выбор мониторинговых способов.
Выстраивание временной последовательности мониторинговых действий таким образом, чтобы эта деятельность носила системный и систематический характер.
Определение критериев и формы оценки результата каждого воспитанника и оценку общего уровня подготовки всех обучающихся в детском объединении. Оба параметра оценки базируются на соответствии результатам, заявленным в образовательной программе (требование к уровню подготовки выпускников).
Определение способов и форм предъявления результатов.
План мониторинга - дело сугубо индивидуальное, его форма может меняться не только из года в год, но и в течение года. Но перспективного плана недостаточно, мониторинговой деятельностью можно и нужно управлять через текущее её планирование: выбирать на конкретный период более значимый предмет, корректировать параметры и критерии, варьировать способы.
В плане важно обозначить сроки мониторинга. Прежде всего, это период первоначального среза (организационный период) и итоговый срез (обобщение образовательных результатов в конце учебного года). Очень важно определить контрольные сроки обобщения результатов. Они могут быть связаны с ключевыми мероприятиями объединений, учреждения, соответствовать этапам реализации образовательной программы. Обобщать образовательные результаты желательно по итогам каждого месяца, в крайнем случае – полугодия, но не реже. Только тогда можно говорить о сложившейся системе мониторинга
СПОСОБЫ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Способы мониторинга можно разделить в соответствии
1. С задачами мониторинга:
методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования);
методы анализа и формы оценки;
методы и формы обобщения результатов.
Самыми распространёнными методами отслеживания и фиксирования образовательных результатов являются:
наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (занятия, в общении с детьми и взрослыми);
устный опрос;
анкетирование;
конспектирование (фотографирование);
хронометраж хода занятия или отдельных его компонентов;
видеофиксация;
ведение журналов, дневников педагогического наблюдения и самонаблюдения;
книга успехов и достижений.
К аналитико-оценочным методам можно отнести:
анализ и педагогический самоанализ занятия;
анализ продуктов деятельности обучающихся;
педагогическая и самооценка обучающихся;
тестирование;
шкалирование.
К методам обобщения в УДО можно отнести:
методическое или практическое обобщение опыта;
описание моделей эффективных образовательных процессов;
аналитический отчёт.
К формам обобщения:
матрицы;
таблицы;
графики;
диаграммы.
2. Другим основанием для типологии мониторинговых методов могут быть субъекты, непосредственно участвующие в этой деятельности: педагоги и обучающиеся, к этому типу способов относятся:
Внешний мониторинг:
открытые занятия;
мастер – классы.
Самомониторинг:
дневник самонаблюдений;
коллективный анализ дела;
решение проблемных ситуаций;
самотестирование;
взаимотестирование.
3. Все способы мониторинга должны быть доступны педагогам, увлекательны детям, не трудоёмки, удобны для наблюдения, фиксирования, оценки деятельности детей.
Вербальные способы:
графические;
письменные;
технические.
Творческо-активные:
подвижные игры;
социальные пробы;
создание проблемных ситуаций;
поисково-исследовательские методы.
Способы мониторинга должны быть адекватны задачам и деятельности конкретного периода, а также выбранным параметрам и критериям оценки образовательных результатов.
Основная задача педагогического мониторинга - комплексный анализ педагогической деятельности. Педагогическая диагностика помогает оптимизировать педагогическую деятельность, повысить ее результативность и
позволит в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При проведении педагогического мониторинга многие педагоги не всегда знают, что можно и нужно проверять у воспитанников детских объединений. В каждой образовательной программе определены ожидаемые результаты обучения, развития и воспитания ребёнка на каждый год обучения, которые и могут стать для педагога неким критерием в выявлении реальных достижений воспитанников.
К традиционным параметрам результативности образовательного процесса в дополнительном образовании относятся:
усвоенные знания;
освоенные способы деятельности (умения и навыки);
опыт эмоционально-ценностных отношений.
Кроме традиционных параметров существуют специфические, к которым относятся:
опыт творчества;
опыт общения;
опыт самостоятельной деятельности;
опыт социально-значимой деятельности.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Параметры результативности | Критерии |
I. Опыт освоения теоретической информации (теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологией. Объем, прочность, глубина. |
II. Опыт практической деятельности (практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана; навыки соблюдения правил безопасности) | Степень освоения способов деятельности. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям. |
III. Опыт эмоционально-ценностных отношений | Приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств обучающегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы. |
IV. Опыт творчества | Приобретён опыт творческой деятельности. Проявление креативности в процессе освоения программы. Оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата. |
V. Опыт общения | Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-обучающийся» и «обучающийся-обучающийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. Доминируют субъект - субъектные отношения. |
VI. Опыт самостоятельной деятельности | Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности. Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела. |
VII. Опыт социально-значимой деятельности | Приобретён опыт социально-значимой деятельности. Устремленность к участию в различных мероприятиях. |
Как можно выявить результат деятельности объединения в целом и конкретно каждого ребёнка?
Во многих объединениях традиционно используются зачёты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования, но привычные формы подведения итогов не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого ребёнка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (для различных направлений творческой деятельности)
1.концерты
2.экзамены
3.зачеты
4.конкурсы
5.соревнования
6.открытые и итоговые занятия
7.диагностика
8.анализ мероприятий
17.беседа
18.опрос
19.наблюдение
20.прослушивание на репетициях
21.праздничные мероприятия
22.выставки
23.фестивали
9.диагностические игры
10.анкетирование
11.анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности
12.анализ приобретенных навыков общения
13.анализ выполнения программ
14.самооценка обучающегося
15.взаимоаттестация
16.взаимообучение детей
Как оценивать результат детского объединения?
Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребёнка, требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками. Очень важно продумать формы и методы оценки результата ребёнка: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». В этом случае на помощь педагогу может прийти 10 – бальная система оценки, балльная (как в школе), уровневая (пяти уровневая, трех уровневая), номинальная (хорошо-плохо, освоил - не освоил), рейтинговая, буквенная или какая –ни будь другая: присвоение званий разного уровня, вручение знаков или медалей, определённого достоинства. Главное, чтобы у воспитанников формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению большего.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эмпирические методы:
наблюдение;
методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);
изучение письменных, графических и творческих работ учащихся;
изучение педагогической документации.
Методы теоретического исследования:
анализ,
синтез
Математические и статистические методы:
ранжирование,
шкалирование,
определение средних величин полученных показателей.
Зачастую при аттестации на квалификационную категорию педагоги не могут профессионально предъявить результаты образовательного процесса в объединениях дополнительного образования и их фиксацию.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.грамоты
2.дипломы
3.готовые работы
4.учет готовых работ
5.журнал
6.оценки
7.дневники
8.анкеты
9.тестирование
10.протоколы 11.диагностики
12.протоколы соревнований
13.аудиозапись
14.видеозапись
15.фото
16.устно
17.отзывы (детей и родителей)
18. маршрутные листы
19.статьи в прессе
20.портфолио
21.аналитическ
ие справки
22.Методические разработки
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТОТОВ
1.выставки
2.конкурсы
3.фестивали
7.контрольные работы
8.зачеты
9.переводные, итоговые занятие
4.открытые занятия
5.поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю
6.диагностические карты
10.тесты
11.аналитические справки
12.портфолио
13.защита творческих работ
При выборе форм предъявлении результатов образовательной деятельности педагогу необходимо тщательно продумать о преимуществах и ограничениях этих форм.
ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Нормы предъявления результата | Преимущества | Ограничения |
Выставки | Наглядность, убедительность, Оценки наблюдателей, Дети участвуют с удовольствием, Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми) | Задействованы не все дети, Зависимость от материально- технического оснащения, Нельзя сохранить надолго |
Массовые мероприятия | Яркость, зрелищность, праздничность | Ограниченное количество детей |
Экзамены Зачеты Концерты | Наглядность, яркость, зрелищность, Разнообразность тематики Традиционная форма, наглядная, очевидная | Стресс для ребенка |
Видеозапись | Зримость, наглядность. Можно хранить много лет | Зависимость от материально-технического оснащения |
Возможные формы фиксации результатов мониторинга.
рабочие тетради;
технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка;
оформление результатов в цвете, в баллах;
индивидуальный план воспитанника;
карте наблюдения;
протоколы и таблицы классификационных соревнований;
зачетная карта воспитанника детского творческого объединения;
дневник самоконтроля;
таблица этапных показателей освоения образовательной программы;
таблица контроля знания учебного материала в детском коллективе и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание мониторинговой системы в учреждении дополнительного образования позволит дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения дополнительного образования, образовательной деятельности, конкретного педагога.
Данные мониторинговых исследований за определённый период могут стать основой для выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот проблемы в работе учреждения в целом.
На основе анализа информации в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз направления развития детского объединения, учреждения.
В ходе мониторинга образовательного процесса произойдут объективные и субъективные изменения, проявляющиеся на уровнях:
личности ребёнка и педагога
системы отношений
«продуктов» педагогической деятельности и деятельности ребёнка в
образовательном процессе, что в свою очередь повлечёт повышение качества образовательной деятельности в учреждении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000.
2. Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. Выпуск № 5. - СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.
3. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. - 2006 № 11 – С. 9-12.
4. Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. - 2009 № 1– С. 15-21
5. Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. - 2009 № 2– С. 19-24
6. Климова С.В. Мониторинг педагогической деятельности в МОУ ДОД «Центр юных техников // Методист – 2009 № 6 – С. 25-31
7. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
8. Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД // Внешкольник. - 2008 № 3– С. 11-16
9. Методическая работа в системе дополнительного образования/ авт – сост М.В. Кайгородцева. - Волгоград: Учитель, 2009
10. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2003.
11. Плешаков А.А. «Учебное пособие Природа для начальной школы», Вентана-Граф
12. Шинкарёв А.А. Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2009 № 4– С. 9-18
ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Использование тестов в учебном процессе http://testobr.narod.ru/3.htm
Жунусакунова, А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме / А. Д. Жунусакунова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции, Уфа, 2012. http://festival.1september.ru/articles/607452/ (дата обращения 17.04.2024)
Крутенкова А. Д. Проектирование и разработка тестовых заданий для мониторинга и оценки качества учебных достижений, с. Молчаново Томской области http://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/proektirovanie-i-razrabotka-testovyh-zadanii-dlja-monitoringa-i-ocenki-kachestva-uchebnyh-dostizhenii.html (дата обращения 17.04.2024)
Методические рекомендации проведения мониторинга образовательной деятельности в УДОД, Кронштадтского района Санкт-Петербурга, 2014 http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/20/metodicheskie-rekomendatsii-provedeniya (дата обращения 17.04.2024)
Механизм осуществления мониторинга образовательных достижений учащихся в образовательной организации дополнительного образования детей [Текст]: метод. рекомендации / сост.: Я.А. Агеева. – Беловский район, 2015. – 49 с. https://dom-tvor-belr.ucoz.ru/svedenia_org/obpazobanue/itogovaja_rabota_ageevoj_ja.a..pdf (дата обращения 17.04.2024)
Теория и практика создания тестов, методичка http://phustest.narod.ru/metod.html (дата обращения 17.04.2024)
Приложение № 1
Инструментарий для проведения педагогического мониторинга.
Методика «Образовательные потребности»
Анкета для обучающихся 6-11 лет
Дорогой друг!
1. Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор.
Вариант ответа | Твое мнение |
мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке (объединении) | |
хочу занять свое время после школы | |
занимаюсь в кружке (объединении) за компанию с другом, друзьями | |
хочу узнать новое, интересное для себя | |
мне нравится педагог | |
хочу научиться что-то делать сам | |
мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое | |
хочу узнать о том, что не изучают в школе | |
занятия здесь помогают мне становиться лучше | |
занятия в коллективе (объединении) помогают мне преодолеть трудности в учебе | |
мне нравится общаться с ребятами | |
мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках | |
здесь замечают мои успехи | |
меня здесь любят | |
твой вариант | |
2. Благодаря занятиям в коллективе (объединении) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению)
Вариант ответа | Твое мнение |
узнал много нового, интересного, полезного | |
стал лучше учиться | |
приобрел новых друзей | |
стал добрее и отзывчивее к людям | |
научился делать что-то новое самостоятельно | |
твой вариант | |
Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя ____________________________________________________
Сколько тебе лет____________________________
В каком коллективе (объединении) ты занимаешься? ________________
5. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (объединении)? ______________
Анкета для обучающихся 12-16 лет
Дорогой друг!
Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе (объединении), и в какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели реализуются).
Варианты ответа | Выбор | Степень удовлетворения | ||
Полностью | Частично | Нет | ||
узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень | | | | |
научиться какой-либо конкретной деятельности | | | | |
с пользой провести свободное время | | | | |
развить свои творческие способности | | | | |
найти новых друзей и общаться ними | | | | |
заниматься с интересным педагогом | | | | |
исправить свои недостатки | | | | |
преодолеть трудности в учебе | | | | |
научиться самостоятельно приобретать новые знания | | | | |
получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии | | | | |
хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность | | | | |
увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества | | | | |
хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке | | | | |
что еще | | | | |
Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя ____________________________________________________
Сколько тебе лет____________________________
В каком коллективе (объединении) ты занимаешься? ________________
Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (объединении)? ______________
Карта самооценки обучающимися и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в объединении (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
1 | Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
3 | Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
4 | Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
5 | Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
6 | Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
7 | Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
8 | Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
9 | Научился получать информацию из различных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
10 | Мои достижения в результате занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Информационная карта самооценки освоения образовательной программы (обучающимся)
Фамилия, имя_________________________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________________________
Название программы___________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________
Год обучения по программе______________________________________________________
№ | Параметры результативности освоения программы | Самооценка результативности освоения программы | ||
1 балл (низкий уровень) | 2 балла (средний уровень) | 3 балла (высокий уровень) | ||
1. | Опыт освоения теории | | | |
2. | Опыт освоения практической деятельности | | | |
3. | Опыт творческой деятельности | | | |
4. | Опыт эмоционально-ценностных отношений | | | |
5. | Опыт социально-значимой деятельности | | | |
Общая сумма баллов | |
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы (педагогом)
Информационная карта освоения обучающимся образовательной программы
Название программы, ее длительность___________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_______________________________________________
Фамилия, имя воспитанника___________________________________________________
Года обучения по программе___________________________________________________
№ | Параметры результативности освоения программы | Оценка педагогом результативности освоения программы | ||
1 балл (низкий уровень) | 2 балла (средний уровень) | 3 балла (высокий уровень) | ||
1. | Опыт освоения теории | | | |
2. | Опыт освоения практической деятельности | | | |
3. | Опыт творческой деятельности | | | |
4. | Опыт эмоционально-ценностных отношений | | | |
5. | Опыт социально-значимой деятельности | | | |
Общая сумма баллов: | |
Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся
Возраст_____________________________________
Название объединения___________________________
Воспитанникам предлагается оценить степень своего с согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.На занятия в объединение я иду с радостью
4 3 2 1 0
2.На занятиях я узнаю много нового, интересного и приобретаю полезные умения и навыки
4 3 2 1 0
3.В нашем объединении хороший педагог
4 3 2 1 0
4.К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации
4 3 2 1 0
5. В группе я могу всегда свободно высказать своё мнение
4 3 2 1 0
6. Здесь у меня обычно хорошее настроение
4 3 2 1 0
7.Мне нравится участвовать в делах учреждения
4 3 2 1 0
8. Я считаю, что здесь меня готовят к самостоятельности
4 3 2 1 0
9. Я считаю, что здесь созданы все условия для развития моих способностей
4 3 2 1 0
10. Летом я скучаю по занятиям в учреждении
4 3 2 1 0
Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности.
Цель выявление мотивов участия обучающихся познавательно - досуговой деятельностью.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно
2 - привлекает в значительной степени
1 - привлекает слабо
0 - не привлекает совсем
Что привлекает в деятельности?
Интересное дело
3 2 1 0
Общение с разными людьми
3 2 1 0
Помощь товарищам
3 2 1 0
Возможность передать свои знания
3 2 1 0
Творчество
3 2 1 0
Приобретение новых знаний, умений
3 2 1 0
Возможность руководить другими
3 2 1 0
Участие в делах своего коллектива
3 2 1 0
Вероятность заслужить уважение товарищей
3 2 1 0
Сделать доброе дело для других
3 2 1 0
Выделиться среди других
3 2 1 0
Выработать у себя определённые черты характера
3 2 1 0
Уровни воспитанности (по Н. Е. Щурковой)
Уровень отношения (воспитанности) | 1 Примитивно-поведенческий (начальная школа) | 2 Эмоциональный (4-6 класс) | 3 Мотивационно-поведенческий (старший подросток) |
Показатели воспитанности - отношения к ценностям * | Признаки проявления показателей по каждому уровню воспитанности: | ||
К человеку | Дисциплина, этикет | Способность сопереживать | Постоянно ориентировать на других людей |
К обществу | Отсутствие правонарушений, злостных поступков | Проявляет интерес, переживает успехи и неудачи | Общественно активен, инициативен |
К знаниям | Выполнение учебных обязанностей | Познавательный интерес | Самообразовательная работа |
К труду | Выполнение трудовых обязанностей | Трудолюбие | Участие в общественно-полезной работе |
К прекрасному | Замечает, реагирует на прекрасное | Стремление к общению с прекрасным | Самостоятельное общение с прекрасным |
К себе | Не позволяет себя обижать | Оценивает свои достоинства | Культивирует свои достоинства (самовоспитание) |
| Общая характеристика уровней | ||
| Усвоение элементарных норм общежития | Эмоциональная сопричастность | Поведение, построение на убеждение, осознание значения и смысла цели |
* Частные показатели, по которым судят об уровне воспитанности.
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.
Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, то есть для оценки «внешних» достижений.
Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений обучающихся:
конкурсы;
смотры;
фестивали;
выставки;
соревнования;
конференции, семинары, круглые столы, чтения;
олимпиады;
концерты и др.
При заполнении карты целесообразно указывать названия мероприятий с указанием дат, в которых принимал участие ребенок.
Достижения фиксируются на 3-х уровнях:
коллектива (на уровне учреждения);
муниципального уровня (города, района);
областного уровня;
федерального и областного уровня.
Также определяются качественные показатели результата:
участие;
призовые места, дипломы;
победитель.
Участие коллектива в окружных, городских, всероссийских соревнованиях, смотрах, конкурсах
Название мероприятия и время проведения, статус | Доля участников на уровне учреждения | Доля участников муниципального уровня | Доля участников областного уровня | Доля участников федерального и международного уровней | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Информация о призовых местах, занятых обучающимися в соревнованиях, выставках, конкурсах и др.
Дата проведения | Название мероприятия | ФИО обучающегося | место |
| | | |
| | | |
Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе»
Уважаемые родители!
Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметить его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.
1. Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия в нашем учреждении?
значительную;
второстепенную;
практически никакую.
2. Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?____________________________________________________________________
3. Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка):
вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»;
делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет);
с преподавателем встречаетесь редко;
вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете;
иной вариант ________________________________________________
4. Дали ли бы вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (олимпиаде, экспедиции, творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?
да;
нет;
по ситуации.
5. Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?
да;
нет;
по ситуации.
6. Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?
да.
нет.
по ситуации.
7. Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок, а именно:
7.1. помогаете педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива -
регулярно;
иногда;
практически никогда.
7.2. помогаете педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса -
регулярно;
иногда;
практически никогда.
7.3. посещаете текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, встречи с педагогом, консультации для родителей и т.д.) -
регулярно;
иногда;
практически никогда.
Исследование удовлетворительности родителей уровнем дополнительного образования детей.
Вам предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести ниже каждое выражения одну цифру. Которая, означает ответ, соответствующий вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен
3 - согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.Группу, в которой занимается наш ребенок, можно назвать дружной
4 3 2 1 0
2. В среде этих ребят наш ребёнок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
3.Объединением, в котором занимается наш ребёнок, руководит хороший педагог
4 3 2 1 0
4. Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребёнку
4 3 2 1 0
5. Педагог справедливо оценивает достижения на занятиях ребёнка
4 3 2 1 0
6. Педагог учитывает индивидуальные особенности Вашего ребёнка
4 3 2 1 0
7. Педагог даёт Вашему ребёнку глубокие и прочные знания по выбранному виду деятельности
4 3 2 1 0
8. Наш ребёнок не перегружен занятиями в учреждении
4 3 2 1 0
9. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией учреждения
4 3 2 1 0
10. В учреждении заботятся о развитии и здоровье нашего ребёнка
4 3 2 1 0
11. В учреждении проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребёнку
4 3 2 1 0
12. Учреждение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка
4 3 2 1 0
13. В учреждении обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру нашего ребёнка
4 3 2 1 0
14. Учреждение по – настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
15. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка
4 3 2 1 0
Методика «Портфолио» («Портфель»)
Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов учащегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Ведение портфолио развивает у учащихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов).
Содержание и способы оформления «портфеля» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений. В настоящее время выделяют следующие типы портфолио:
Портфолио документов - наиболее распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимся за определенный промежуток времени опыте успешной внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, грамоты, дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.
Портфолио работ отражает усилия, прогресс и достижения учащихся по определенному направлению деятельности. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание форм и направлений его творческой активности – участие в конкурсах, наличие достижений и т.д.
Портфолио отзывов включает в себя заметки педагога по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристиками и объяснениями, а также письменный анализ самого учащегося своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, отзывов, резюме. Наиболее целесообразным представляется комплексный вариант портфолио, включающий в себя раздел документов, раздел работ и раздел отзывов. Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным педагогом, группой педагогов или методическим объединением.
Портфолио представляет собой папку с файловыми вкладышами и включает в свою структуру разделы:
Общие данные о личности: творчески оформленный титульный лист, отражающий интересы и личность ребенка; самопрезентация, резюме или автобиография; карта краткосрочных или долгосрочных планов обучения.
Официальные документы: грамоты, сертификаты, благодарственные письма и т.д., подтверждающие участие ребенка на конкурсах и мероприятиях, проводимых по линии системы дополнительного образования; в портфолио могут вкладываться копии документов, их перечень оформляется в таблице.
Творческие работы: данный раздел предполагает краткое описание конкретных работ.
Отзывы и рекомендации: заключения педагога о качестве выполненной работы, оценка ребенком собственных достижений.
Резюме: представление себя;
Самостоятельные работы: собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки, проекты;
Заполненные учащимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.); письмо педагогу, связанное с содержанием портфолио;
«Это интересно»: проблемные вопросы, тезисы и высказывания по актуальным проблемам изучаемой дисциплины;
«Цитаты»: высказывания великих людей об изучаемой области;
«Голоса»: вырезки и ксерокопии статей из журналов, газет, книг по проблемам изучаемой дисциплины;
«Полезные советы»: советы которые могут пригодиться в будущем;
«Графический организатор»: планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ;
«Библиография»: прочитанные издания по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания;
«Справочник»: необходимые телефоны, имена, даты;
«Самооценка»: портфолио самим педагогом.
Методика «Педагогический дневник»
Данная форма диагностики может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, инструментальные классы и т.п.). Педагогический дневник представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик учащегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств. Разделы дневника могут учитывать специфику того или иного направления деятельности. Дневник наблюдений состоит из 4-х разделов:
1.«Исходные данные»: краткая характеристика учащегося на начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов.
2.«Достижения в предметной области»: дважды в год фиксируются достижения учащихся. 3.«Творчество в саморазвитии»: расширение интересов, усилия по самообразованию. 4.«Выводы и планы»: итоги работы за год и план сопровождения учащегося в дальнейшем.
Методика «График моих достижений»
Данная методика позволяет сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной области в процессе реализации образовательной программы.
По окончании учебного года кружковцам предлагается представить на системе координат в виде графика:
-динамику собственного уровня достижений за время пребывания в детском объединении,
-оценку изменения уровня интереса к изучению той или иной предметной области на протяжении занятий в дополнительном образовании.
На вертикальной шкале отмечается уровень достижений и интереса, на горизонтальной – временные показатели.
Установлены условные показатели уровней достижений и интересов:
минимальный – 0, максимальный – 10. На основании индивидуальных графиков может быть составлен график, отражающий совокупность изучаемых показателей у данной группы детей. Сводный график изменения уровня достижений может сопоставляться с индивидуальными графиками.
Методика «Защита рефератов»
Одной из распространенных методик публичного представления учащимся полученных результатов является защита рефератов в научно-практической конференции. Особенно если деятельность учащихся при освоении дополнительных программ общекультурного уровня в большей степени связана с теоретически материалом. Данная методика направлена на комплексную оценку как предметной составляющей деятельности ребенка, так и над предметных (в частности, коммуникативных) умений. Реферат - самостоятельная работа (проект), требующая от ребенка анализа и обобщения информации, самостоятельно найденной в различных источниках.
Данная методика требует четкой организации как процесса подготовки, так и собственно защиты реферата. Этапы реализации методики:
Утверждение темы рефератов. Организуя этот этап, нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся (степень креативности). Оптимальным вариантом является предложение определенного набора готовых тем с возможностью предложения своей темы. При этом отдельным детям может потребоваться помощь в выборе темы, но важно, чтобы окончательный выбор остался за ребенком. Наиболее увлеченные и креативные учащиеся, как правило, предлагают свои темы рефератов. Для них должна быть обязательная процедура утверждения темы (желательно не одним педагогом, а коллективно), в первую очередь, чтобы удержать определенный уровень глубины и объема исследования всех детских исследований.
Руководство подготовкой реферата. На этом этапе также должны учитываться индивидуальные особенности детей через варьирование уровня участия руководителя (консультанта) в исследовании конкретного учащегося. Готовность ребенка выслушать мнение консультанта и принять его к сведению является одним из показателей эффективности усвоения общекультурной образовательной программы. Такое поведение свидетельствует о понимании учащимся традиционного подхода к организации научно-технической работы на этапе теоретического исследования объективного отражения им своего уровня предметной компетентности. Однако большое количество обращений к консультанту может говорить и об обратном: серьезном недостатке конкретных знаний, поэтому здесь следует обращать внимание, в первую очередь, на качество задаваемых вопросов и частоту обращений за помощью.
Рецензирование реферата специалистом в соответствующей области, который оценивает работу по нескольким показателям: глубине раскрытия темы, правильности употребления терминологии, количеству и качеству использованных источников информации, обоснованности выводов, оформлению работы.
Защита реферата. На данном этапе происходит основная оценка успехов учащегося в освоении образовательной программы. Каждый учащийся делает доклад (8 – 10 минут) по основному содержанию реферата с использованием наглядных средств предъявления информации: плакатов, раздаточного материала. Доклад может сопровождаться компьютерной презентацией. Вопросы докладчику задают не только преподаватели, но и другие ребята. На защите кроме содержательной стороны реферата оценивается способность учащегося обобщить собственную работу при составлении доклада, свобода владения темой, умение ответить на вопрос своими словами, умение привести цитату из текста, уверенность в себе и уважительное отношение к оппонентам. Важным аспектом защиты реферата является вопрос к учащемуся о возможных вариантах продолжения начатой им работы – предлагаемых темах других исследований. Ответ на этот вопрос может позволить оценить широту кругозора выступающего, его осведомленность о существующих направлениях в изучаемой области деятельности – важные характеристики освоения дополнительных образовательных программ общекультурного уровня.
Если деятельность учащихся при освоении дополнительных программ общекультурного уровня в меньшей степени связана с теоретически материалом и не позволяет провести комплексную оценку в виде подготовки и защиты реферата, последний может быть заменен на реализацию более практико-ориентированного проекта. Важно, чтобы при этом сохранилась общая организация деятельности с привлечением консультантов и руководителей, разновидностью используемой информации и технологий, высоким уровнем самостоятельности, публичностью защиты своих результат
Приложение № 2
Формы фиксации результатов мониторинга.
Мониторинг результатов обучения при реализации образовательной программы
(I год обучения 2023-2024уч. год)
Ф.И. обучающегося | Теоретическая подготовка обучающегося | Практическая подготовка обучающегося | |||||||||
Теоретические знания (по основным разделам программы) | Владение специальной терминологией | Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Владение специальным оборудованием | Творческие навыки | |||||||
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Рейтинговая карта достижений обучающихся творческого объединения__________________________________________________
№ п/п | Наименование мероприятия | Общие показатели | |||
Кол-во участников | Призовые места (количество) | Ф.И. победителей | Примечание | ||
| | | | | |
| | | | | |
Экспертиза уровня усвоения программы объединение «Фото».
Учащиеся групп | Требования к уровню подготовки | Конкурсы Гор/обл. | Средний уровень усвоения программы | |||||||||||
| История фотографии | Функции цифрового ф/а | Съемка при различных условиях освещенности | Съемка в различных жанрах | Композиция | Работа в Photoshop | Освоение программы Pinnacle Studio | Итоговое творческое задание | Этика репортерского общения | Творческий проект | Уровень творческого мышления | Места в жанрах | Личный зачет | |
| | | | | | | | | | | | | | |
Средний уровень усвоения | | | | | | | | | | | | | | |
Индивидуальная карта результативности освоения образовательной программы
Название объединения________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________________
Параметры оценивания | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | Формы проверки, диагностики | Методы, методики диагностики | ||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | |||
1. Освоение разделов программы | | | | | | | | | | Зачет, концертное задание, выставка, спектакль, концерт, соревнование | Тестирование, собеседование, опрос, наблюдение |
1. | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | | |
2. Формирование знаний, умений, навыков | | | | | | | | | | Зачет, экзамен, тест, практическая работа (спектакль, танец и т.д.), олимпиада, конкурс, соревнование | Тестирование, собеседование, опрос, наблюдение |
-термины | | | | | | | | | | | |
-понятия | | | | | | | | | | | |
-технологии | | | | | | | | | | | |
-алгоритмы действий | | | | | | | | | | | |
-навыки планирования | | | | | | | | | | | |
-соблюдение ТБ | | | | | | | | | | | |
-использование оборудования | | | | | | | | | | | |
3. Формирование общеучебных способов деятельности | | | | | | | | | | Выполнение и презентация проектов, рефератов, исследовательских работ, презентаций, показ, выставка | Диагностика уровня сформированности, рефлексия, анализ материалов, экспертиза работ, совместное обсуждение, тестирование, наблюдение |
-выбор | | | | | | | | | | | |
-сравнение | | | | | | | | | | | |
-сопоставление | | | | | | | | | | | |
-анализ | | | | | | | | | | | |
-синтез | | | | | | | | | | | |
-проектирование | | | | | | | | | | | |
-рефлексия | | | | | | | | | | | |
4.Развитие личностных свойств и способностей | | | | | | | | | | Тест, творческая работа, задание, технический зачет, выполнение нормативов, педагогические ситуации | Диагностика динамики развития, тестирование, рефлексия, наблюдение, совместное обсуждение, анализ, экспертиза творческих работ |
-мышление | | | | | | | | | | | |
-речь | | | | | | | | | | | |
-память | | | | | | | | | | | |
-моторика | | | | | | | | | | | |
-специальные способности: | | | | | | | | | | | |
-музыкальный слух | | | | | | | | | | | |
-силовые качества | | | | | | | | | | | |
-гибкость | | | | | | | | | | | |
общие творческие способности: | | | | | | | | | | | |
-любознательность | | | | | | | | | | | |
-склонность к решению дивергентных задач | | | | | | | | | | | |
-чувство юмора | | | | | | | | | | | |
-соревновательность | | | | | | | | | | | |
5. Воспитанность. Формирование гуманистического отношения | | | | | | | | | | Педагогические ситуации, деловая игра, ролевая игра, КТД, беседа, диспут, дискуссия | Наблюдение, анализ ситуаций, рефлексия, тестирование, анкетирование, интервьюирование, анализ востребованности (выпускников, проектов, программ), экспертиза работ, социометрия |
-к себе | | | | | | | | | | | |
-к прекрасному | | | | | | | | | | | |
- к труду | | | | | | | | | | | |
-к знаниям | | | | | | | | | | | |
- к обществу | | | | | | | | | | | |
- к человеку | | | | | | | | | | | |
6.Развитие компетенций: | | | | | | | | | | Социальные проблемы, реализация проектов, КТД | Наблюдение, анализ ситуаций, экспертиза проектов |
-решение проблем | | | | | | | | | | | |
-технологической | | | | | | | | | | | |
-информационной | | | | | | | | | | | |
-коммуникативной | | | | | | | | | | | |
-социального взаимодействия | | | | | | | | | | | |
-саморазвития | | | | | | | | | | | |
-другое | | | | | | | | | | | |
7.Предметные достижения воспитанников: | | | | | | | | | | Конкурсы, фестивали, соревнования | Наблюдение, отзывы, экспертные оценки, места, грамоты, дипломы |
-на уровне детского объединения (кружка, секции, студии) | | | | | | | | | | | |
-на уровне структурного подразделения | | | | | | | | | | | |
-на уровне учреждения | | | | | | | | | | | |
-на уровне района | | | | | | | | | | | |
-на уровне города | | | | | | | | | | | |
-на уровне области | | | | | | | | | | | |
-на уровне России | | | | | | | | | | | |
-на международном уровне | | | | | | | | | | | |
Общие замечания, суждения и выводы педагога_________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта результативности освоения образовательной программы_____________________________________
за ______________________учебный год
название детского объединения____________________________________________
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
группа______________года обучения
сохранность: количественная______%, качественная___________%
№ п/п | Ф.И.О. воспит. | Освоение разделов программы | Формирование знаний, умений, навыков | Формирование общеучебных способов деятельности | Развитие личностных свойств и способностей | Воспитанность | Развитие компетенции | Достижения (кол-во) на уровне | |||||||||||||||||||
Объединение | Подразделение | Учреждение | Район | Город | Область | Россия | Международн. | ||||||||||||||||||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | | | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
условные обозначения:
*н.г. - начало года
с.г. - середина года
к.г. - конец года
Общие замечания, суждения и выводы педагога___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Статистический отчёт по возрастному составу обучающихся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим)программам
№ п/п | Ф.И.О. педагога | группы | Возраст обучающихся | мальчиков 5-18 лет | Девочек 5-18 лет | Сколько лет посещает объединение обучающиеся в возрасте 5-18 лет | Всего обучающихся 5-18 лет | молодежь 19-30 лет | |||||||||||||||
5 лет | 6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 18 лет | 1 | 2 | 3 и более | |||||||
1 |
| N1 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| N2 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| N3 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| N4 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| N5 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
| N6 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта
Детское объединение: ______________
(название объединения)
Мониторинг результатов обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной программы ______________________________
(название программы)
Педагог:
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||||||||||
| Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Владение специальной технологией | Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Творческие навыки | ||||||||
| Дата заполнения (1 полугодие) | Дата заполнения (2 полугодие) | Дата заполнения (1 полугодие) | Дата заполнения (2 полугодие) | ||||||||
| 1 | 2 | всего | 1 | 2 | всего | 1 | 2 | всего | 1 | 2 | всего |
Группа № 1 | ||||||||||||
Общий балл | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | |
Группа № 2 | ||||||||||||
Общий балл | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | |
Вывод: обучающиеся освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой; специальные термины используют осознано; овладели практически всеми умениями и навыками; работают с оборудованием самостоятельно; выполняют практические задания с элементами творчества самостоятельно.
| Коммуникативные | Организационные | Учебно-интеллектуальные | |||||||||||||||
| Слушать и слышать педагога | Выступать перед аудиторией | Планировать и организовывать работу, распределять учебное время | Аккуратно, ответственно выполнять работу | Осуществлять учебно-исследовательскую деятельность | Анализировать специальную литературу, пользоваться компьютерными истоками | ||||||||||||
| Дата заполнения (1 полугодие) | Дата заполнения (2 полугодие) | Дата заполнения (1 полугодие) | Дата заполнения (2 полугодие) | Дата заполнения (1 полугодие) | Дата заполнения (2 полугодие) | ||||||||||||
| 1 | 2 | всего | 1 | 1 | всего | 1 | 2 | всего | 1 | 2 | всего | 1 | 2 | всего | 1 | 2 | всего |
Группа № 1 | | | | | | | ||||||||||||
Общий балл | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Группа № 2 | | | | | | | ||||||||||||
Общий балл | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вывод: слушают и слышат педагога; воспринимают программу при напоминании и контроле педагога; организуют рабочее место; работают аккуратно, но и иногда нуждаются в напоминании и внимании педагога; освоили практические весь объем навыков ТБ.
Мониторинг сохранности контингента
детское творческое объединение___________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________________
Название программы__________________________________________________________
Показатели контингента | На начало учебного года | На конец учебного года | |||||
Общие | Частные | Всего | Мальч. | Девоч. | Всего | Мальч. | Девоч. |
Возраст | До 5 лет | | | | | | |
5-9 лет | | | | | | | |
10-14 лет | | | | | | | |
15-17 лет | | | | | | | |
18 лет и старше | | | | | | | |
Общее количество | | | | | | | |
Количество обучающихся занимающихся в объединении | Первый год | | | | | | |
Второй год | | | | | | | |
Третий год | | | | | | | |
Более трех лет | | | | | | | |
Дети группы постоянной поддержки | Дети с ограниченными возможностями здоровья | | | | | | |
Дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей | | | | | | | |
Дети-инвалиды | | | | | | |
Приложение № 3
Тестовые задания.
Знакомство педагога с различными видами тестовых заданий, умение отделять различие между ними, умение применять в учебном процессе (с целями) являются предпосылкой для успешной организации процесса-контроля. Каждый вид задания по своему намечает цели. Если некоторые подходят для выяснения обязательно знания обучающегося, другие виды определялись не только знания обучающегося, но и творческие знания и навыки.
Формы тестовых заданий (по С.А. Малышко):
задания с выбором единственного правильного ответа;
задания с несколькими возможными правильными ответами;
задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, второй неправильный;
задание на завершение предложений;
вопросы на установления взаимосвязей;
задания с краткими ответами.
Разновидности форм тестовых заданий:
тест- опознание;
тест различие;
тест соотношение;
тест подстановка;
конструктивный тест;
тест-задача;
тест-процесс.
Виды тестовых заданий:
задания закрытой формы (с множеством выбором), в которых обучающийся выбирает правильный ответ из данного;
задание на дополнение (открытые задания) требующее самостоятельного получения ответов;
задание на установления соответствия (с множественным выбором), выполнения которых связано с выявлением соответствия между элементами нескольких множеств;
задание на установление правильной последовательности, в которых от обучающегося требует указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогами.
Задания закрытой формы:
тестовые задания закрытого типа - вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных;
тестовые задания открытого типа - на вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, цифру, предложение и др.
Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых.
Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике. Причина столь широкого распространения этой формы тестовых заданий несколько: 1) сравнительная простота выполнения; 2) традиционность; 3) удобство для быстрого и автоматизированного контроля знаний.
Типы заданий в тесте
Задания закрытого типа | Задания открытого типа |
Задания с выбором ответов | Свободное изложение |
Установление соответствия | Дополнение |
Установления последовательности | |
Задания с выбором ответа
Образцы
В вопросе следует четко обозначить, сколько ответов нужно выбрать.
Обучающиеся должны в листе ответов отметить правильный вариант ответов на заданный вопрос.
Блок 1 "Техника безопасности"
1. Как нужно передавать ножницы? Варианты ответа:
кольцами к себе;
кольцами вперед;
открытыми.
2. Выделите острые, колющие, режущие инструменты.
линейка;
игла;
ножницы;
шило.
3. Самый токсичный клей (ядовитый), это:
ПВА;
клейстер;
момент;
канцелярский.
Блок 4. "Инструменты и приспособления"
1. Что такое трафарет?
постройка из жердей;
самоходная землеройная машина;
рисунок для воспроизведения, прорезанный на тонком листе.
2. Что такое узор?
рисунок, сочетающий линии, краски, тени;
изделие, напоминающее кружево.
3. Что такое контур?
полоска вокруг изображения;
линия, передающая очертания предмета;
соотношение всех тонов и цветов.
Установление соответствия
Образцы
1. Соотнесите млекопитающих с отрядами:
Волк | Хищные |
Шимпанзе | Приматы |
Песец | Хищные |
Нутрия | Грызуны |
2. Подберите к каждому английскому слову в левом столбце его русский перевод из столбца справа:
a dog | собака |
a monkey | обезьяна |
a cat | кошка |
a frog | лягушка |
a horse | лошадь |
3. Определите соответствие между номером, обозначающим открытие и номером, под которым указан автор данного открытия:
Изобретатель | Изобретение |
2. Т.Веджвуд | 2. наблюдал светочувствительность хлористого серебра и впервые показал эффект светописи (1727г.) |
3. Ж. Н. Ньепс | 3. получил копированием негативное изображение на коже или бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра (без закрепления изображения) |
4. И.Шульце | 4. разработал окончательный способ получения изображения гравюр и рисунков, применив асфальтовое покрытие, последующее травление и оттиски с образованного рельефного клише |
5. Ябир Ибн Хайям | 5. сделал первый светописный снимок |
Свободное изложение
Данные вопросы предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкция для заданий свободного изложения:
закончите предложение (фразу);
впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).
Образцы
1. Река Волга впадает ......море.
Каспийское;
Балтийское;
Черное;
Азовское;
Белое.
2. Три биоцикла: суша, море и внутренние водоёмы – образуютатмосферу;
аквасферу;
биосферу;
литосферу .
3. Закончи предложение: "Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется_____________________ (квадрат).
Впиши правильный ответ:
3. Первым космонавтом был________________________.
4. Сила тока измеряется____________________________.
Задания
1. Разгадай кроссворд. Напиши ответы по горизонтали
| 1 | | | П | | | | ||
| 2 | | | | А | | |||
3 | | | | | Л | | | | |
| | | 4 | | У | | | | |
| Б | | | | | ||||
6 | | | | А | |
1.Флаг на мачте корабля.
2.Специальное помещение для командира и боевых постов.
3.Линия, до которой корабль погружается в воду при нормальной нагрузке.
4.Руль с рукоятями, которым управляют судном.
5.Боковая часть судна или обвод судна.
6.Задняя оконечность судна
2. Расставь на выносках цифры, соответствующие названиям частей контурной судомодели
Контур модели
Руль
Гребной винт
Носовая часть
Кормовая часть
Резиномотор
Образцы
Тест № 1 «Что мы знаем о здоровье» (итоговый контроль за 1 год обучения).
1. Что вредит здоровью?
игры на свежем воздухе
малоподвижный образ жизни
плавание, катание на лыжах
2.Что не вредит здоровью?
курение
закаливание
спиртное
3. Что не поможет организму стать сильнее?
занятие спортом
закаливание
вкусная пища
4. К средствам личной гигиены относятся:
украшения,
домашние тапочки,
расчёска.
5. Какое питание нельзя назвать здоровым?
регулярное
без спешки
однообразное
6. Для чего человек питается?
1) для получения воды и витаминов,
2) для получения питательных веществ,
3) для получения кислорода.
7. Что происходит с пищей в желудке?
1) пережевывание пищи,
2) переваривание,
3) перемешивание с желудочным соком.
8. Что надо сделать, если перед тобой продукт, на упаковке которого нельзя прочесть название?
купить,
спросить совета у взрослого,
не надо покупать этот продукт.
9. Для чего нужны зубы?
для определения вкуса еды,
для пережёвывания пищи,
для красоты.
10. Когда нужно использовать зубную пасту?
только после еды,
утром и вечером при чистке зубов,
когда хочется.
Ключ: (1 бал -1 правильный ответ)
10 баллов - ты хорошо осведомлён о здоровье
8-9 баллов – тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 8 – твоё здоровье в опасности.
Тест № 2 по безопасности на дорогах (промежуточный контроль 2 год обучения)
1. Что может помешать, когда необходимо осмотреться при переходе улицы по пешеходному переходу?
светофор,
плохая погода (туман),
движущийся транспорт.
2.При переходе улицы обязательно сначала надо посмотреть:
налево,
направо,
назад.
3.С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
с 10 лет,
с 14 лет,
с 18 лет.
4.Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы при появлении автомобиля?
бежать вперёд,
бежать назад,
стоять на середине.
5.Как выглядят предупреждающие знаки?
круглой формы голубого цвета,
треугольной формы белого цвета с красной каймой,
круглой формы белого или голубого цвета с красной каймой.
6.Как выглядят запрещающие знаки?
круглой формы голубого цвета,
треугольной формы белого цвета с красной каймой,
круглой формы белого цвета с красной каймой.
7.С какой стороны надо выходить из легкового автомобиля?
справа, ближе к тротуару,
слева, на проезжую часть,
с любой стороны.
8.Как выглядят предписывающие знаки?
круглой формы голубого цвета,
треугольной формы белого цвета с красной каймой,
круглой формы белого цвета с красной каймой.
9.Как выглядят информационные знаки?
круглой формы белого цвета с красной каймой,
круглой формы голубого цвета,
прямоугольной формы голубого цвета.
Критерии оценки выполнения тестовых заданий: Высокий уровень - выполнено 90%-100% заданий, Средний уровень - выполнено 77%-89% заданий, Низкий уровень - выполнено 60%-76% заданий, Незачет- выполнено менее 60% заданий.
Практические задания.
Образцы
Инструкция: Выполни графический рисунок.
Вопрос. Композицию, составленную из точек, линий и геометрических фигур преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур.
Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Линия, штрих, тон, пятно – основные средства художественной выразительности:
Варианты ответа:
1) живописи;
2) скульптуры;
3) графики;
4) архитектуры;
5) дизайна.
Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:
Задания по основам знаний выполнения прыжков и бега разного вида
1.Как выполняется низкий старт:
а) сидя;
б) с упором на колено и руки;
в) лежа.
2. Действия бегуна перед финишем.
а) сбавить скорость за 10 метров до финиша;
б) сбавить скорость за 5 метров до финиша;
в) сделать ускорение
3. Что такое эстафета?
а) бег все командой одновременно;
б) бег на 100 и 200 метров;
в) бег по этапам с передачей эстафетной палочки.
4. Правильное положение ног при подготовке к прыжку в длину с места
а) стоя, одна нога впереди, другая сзади;
б) стоя, ноги вместе, слегка согнуты в коленях;
в) стоя, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях.
5. Как правильно измерить длину произведенного прыжка с места?
а) от носка начала прыжка до носка произведенного прыжка;
б) от носка начала прыжка до пятки произведенного прыжка;
в) от пятки начала прыжка до носка произведенного прыжка;
Ключ ответов:
1 - б; 2 - в; 3- б; 4 - б; 5-б;
Вопросы по краеведению
Правильные ответы выделены курсивным начертанием в тексе
1. На гербе Свердловской области изображено животное, являющееся символом Северного и Среднего Урала, и Сибири?
а) Соболь;
б) Норка;
в) Хорёк;
г) Бобр.
(Соболь означает не только пушные богатства края, но и, прежде всего, марку всемирно известного демидовского металла.)
2. В каком году Екатеринбург отметит 300-летие со дня своего основания?
а) 2017;
б) 2023;
в) 2037;
г) 2043.
3. Автор всеми любимых Уральских сказов?
а) А.С. Пушкин;
б) П.П. Бажов;
в) Д.Н. Мамин-Сибиряк;
г) В.П. Крапивин.
4. Назовите самый старый город Свердловской области.
а) Екатеринбург;
б) Нижний Тагил;
в) Верхотурье;
г) Красноуральск.
(Верхотурье - основан в 1598 после подписания 12 октября 1597 царем Федором Иоанновичем грамоты о построении города на реке Туре.)
5. На какой реке стоит город Екатеринбург?
а) Исеть;
б) Уфа;
в) Бисерть;
г) Урал.
Приложение № 4
Занимательные задания.
Образцы
1. Задание «Узнай по описанию»
Деревья
Это дерево невысокое. Ствол тонкий, гладкий. Осенью созревают плоды – маленькие ярко – красные яблочки, собранные в грозди. Внутри каждого яблочка несколько семян. Плоды этого дерева – любимый корм многих птиц (рябина).
Дерево стройное, хорошо очищено от сучьев, кора гладкая, зеленовато – серая. Листья округленные, неустойчивы, находятся в постоянном движении – дрожат (осина).
Имеет стройный, прямой ствол. Кора темно– серого цвета, крона округленная, густая. Листья сердцевидные, края пильчато-зубчатые. Цветет в июне – июле. Цветы душистые, хороший медонос (липа).
Кто в лесу живет?
Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)
Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)
2. Игры-обгонялки
Инструкция: если по сказанному определению узнаешь, о каком дереве идет речь, подними руку и ответь. Чем раньше догадаешься, тем больше очков можешь заработать:1 – 10 баллов, 2 – 8 баллов, 3 – 7 баллов, 4 – 6 баллов, 5 – 5 баллов, 6 – 4 балла, 7 – 3 балла.
Малина
Это обитатель лесных полян, прогалин, вырубок. Внешне ничем не привлекает наше внимание, даже цветет некрасиво.
Имеет свои «секреты»: побеги состоят из двух частей – длинного рыжеватого стебля, поднимающегося из земли, и коротких зеленых веточек с листьями. На последних мы и находим плоды.
Растет зарослями, отдельные побеги соединены между собой корнями. Корни «расползаются» в разные стороны.
Это хорошее медоносное растение. Цветки ее богаты нектаром. Плод этого кустарника называют «сборная костяника».
Красные душистые ягоды этого растения всем известны. Их едят в свежем виде, варят из них варенье, которое помогает при простуде, ягоды сушат, заваривают и используют как потогонное средство.
Пихта
Это дерево высокое, более 30 м, с узко конической кроной.
Оно очень похоже на ель, но ствол у него гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет.
У этого дерева шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки.
На ветвях этого дерева живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени.
Дерево выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Оно очень чувствительно к загрязнениям атмосферы и почвы.
Широко используется в строительстве. Из хвои и веток этого дерева изготавливают лекарственные препараты.
3. Найди «лишнее», объясни почему
Деревья и кустарники
Береза, осина, тополь, дуб, ива.
Клен, орешник, рябина, дуб, платан.
Кедр, сосна, черемуха, ель, пихта.
Ель, лиственница, сосна, пихта.
Липа, береза, осина, тополь, ель.
Бузина красная, жимолость, калина, береза.
Малина, смородина, можжевельник, шиповник, черемуха.
Боярышник, ива, рябина, липа, кедровая сосна.
Полынь, крапива, подорожник, астра.
Ромашка, настурция, тысячелистник, мать-и-мачеха.
4. Дидактические игры
Крестики-нолики
Дидактическая задача: обобщить знания детей по теме «Появление и развитие жизни на Земле».
Оборудование: Карточки с нумерацией.
Ход игры
У каждого ученика карточка. Педагог читает вопросы – задания, а обучающиеся ставят «Х», если в задании всё правильно, и «О», если в задании ошибка.
Задания:
Главное отличие Земли от других планет в том, что на ней есть жизнь. (Да.)
Первые живые организмы появились на суше. (Нет)
Динозавры вымерли в связи с сильным похолоданием. (Да.)
Изменились живые организмы, и поэтому изменились условия их обитания. (Нет.)
Растительноядные – это животные, которые питаются растениями. (Да)
Хищники – это животные, которые питаются другими животными. (Да).
Можно ли по питанию объединить в одну группу рысь, волка, косулю. (Нет)
Первые люди появились в жарком поясе Земли. (Да).
Древний человек жил дольше, чем современный. (Нет.)
Орудия труда древние люди изготавливали из природных материалов. (Да.)
Древние люди жили небольшими общинами – родами. (Да.)
Самые важные вопросы решал старейшина. (Нет.)
Древние люди кочевали с места на место, так как хотели больше узнать об окружающем мире. (Нет.)
Одомашнивание диких животных было началом оседлой жизни. (Да.)
В настоящее время облик Земли остаётся неизменным. (Нет.)
Ответы детей будут выглядеть так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
х | о | х | о | х | х | о | х | о | х | х | о | о | х | о |
Игра «Меткий стрелок» № 1 (Красная книга)
Как называется книга, в которую занесены исчезающие и редкие животные, растения? (Красная)
Как называются места, где запрещена охота на животных, запрещен сбор растений? (заповедники, заказники)
Как называется ботанический заказник, расположенный в центральной части Кузнецкого Алатау, там, где берут начало притоки Усы? (Усинский)
Какое животное (зверь, обитающий в воде) занесено в Красную книгу Кемеровской области? (бобр)
Второе название птицы белый журавль (стерх)
Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды? (5 июня)
Итого 21 балл: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Игра «Меткий стрелок» № 2 (лекарственные растения)
Как называются растения, которые собирают и используют при лечении? (лекарственные)
Это дерево издавна почиталось на Руси из-за своих лечебных свойств: сок, листья и ветки, почки – все идет в ход (береза)
У какого растения вначале появляются цветы, а затем листья, которые используются при лечении кашля? (мать-и-мачеха)
Любимая трава кошек и успокоительные капли (валериана)
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (сфагнум)
Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.
Игра «Меткий стрелок» № 3 (птицы)
Это теплокровные животные, которые лучше других освоили воздушную среду (птицы)
Не выкармливает птенцов, подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)
Самец этой птицы имеет грудку красной окраски, а самка – серой (снегирь)
Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
Это птица распространена в нашей местности, относится к синантропам (сизый голубь)
Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.
9