12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варламова Елена Александровна61
Россия, Московская обл., Химки
Материал размещён в группе «Я Воспитатель»
3

«Мониторинг выявления уровня представления об архитектуре у старших дошкольников» методы и параметры диагностики

«Мониторинг выявления уровня представления об архитектуре у старших дошкольников»

методы и параметры диагностики

подготовила старший воспитатель

МБДОУ №38 «Маленький принц»

Варламова Елена Александровна



Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

Мониторинг уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об архитектуре предполагает организацию индивидуальных бесед с детьми по специально разработанным вопросам: диагностические задания на определение типа различных архитектурных сооружений, подбор адекватных определений для характеристики образного содержания произведений зодчества. Используется метод выбора предпочтительных сооружений; анализ рисунков детей, выполненных на заданную тему и по впечатлениям, полученным при восприятии архитектурных объектов.

Представленные вопросы позволяют проследить развитие у детей художественного восприятия архитектурных сооружений, уровень знаний об архитектуре, проанализировать эффективность работы педагогов по ознакомлению с архитектурой.

Вопросы, выявляющие уровень представлений об архитектуре, её видах:

1. Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением цирковых артистов, танцоров, театрального представления, предметов народного творчества, репродукций картин, дома, церкви, крепости и даёт задание отобрать те изображения, которые можно отнести к архитектуре. (Дом, крепость, церковь)

2. Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений, мостов и предлагает разложить их по группам (4 группы) .

3. Какие памятники архитектуры города Химок вы знаете?

Вопросы, выявляющие знание храмовой архитектуры:

1. педагог показывает иллюстрацию храма, изображённого крупным планом и просит показать, назвать: купол, арки, аркатурный поясок, барабан и т. д.

Вопросы, выявляющие знание истории архитектуры жилых построек:

1.Как назывались дома в древней Руси (изба, терем)

2. Как украшали постройку, зачем? (конёк, наличники, полотенце)

3. Каким орнаментом к украшали наличники дома? (Солярный орнамент, ромб, волнистая линия)

Задания, позволяющие определить умение детей создавать проекты, делать чертежи, используя шаблоны, строить по шаблонам:

1. Детям раздают нарисованный шаблон, а ребёнок подбирает подходящие детали, называет их (куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед, полуцилиндр, усечённый конус.)

2. Детям предлагается готовый шаблон, по которому они должны построить

изображённое (спроектированное) здание.

3. Самостоятельно спроектировать, нарисовать и построить замок (дворец, дом)

Итоги мониторинга заносятся в таблицу см.приложение

Уровни развития эстетических отношений детей старшего дошкольного возраста к восприятию и изображению архитектурных строений

Высокий.

Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с объектами архитектуры

Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки архитектурных строений.

Знает различные виды архитектуры, видит их особенности; рассказывает о них

Знает название украшений (колоны, арки и т.д.)

Самостоятельно проектирует, чертит здания, (дополняя различными элементами, деталями)

Передаёт в рисунке изображение здания по представлению (с характерными деталями, для данного стиля)

Средний.

Ребенок проявляет интерес и потребность в общении объектами архитектуры

Различает виды архитектуры Имеет представление о творческом труде архитекторов.

Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.

Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Низкий.

Ребенок не проявляет интереса к архитектурным объектам

Виды архитектуры не выделяет.

Понимает, для чего предназначены архитектурные объекты . При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения.

Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

Изображает объекты по шаблону или образцу педагога.

Формы подведения итогов работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой могут быть различными:

презентация, где дети выступают в качестве руководителей проектов. Например, проект «Мой город», «Я – архитектор», «Дома в разных странах» и т. п.,

выставки продуктов художественного творчества детей, педагогов, родителей,

открытое занятие в форме КВН, викторины,

показ видеофильма о процессе работы с детьми по темам программы, занятия-путешествия, в которых дети выполняют роль экскурсоводов («Путешествие по Древней Москве», «У бабушки в деревне» и т. д.),

занятия, где дети выступают в роли архитектора, строителя («Остров Гвидона», «Замки сказочных героев», «Город будущего» и т. п.)

Заключение

Каждый педагог – творец технологии.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

приложение

Мониторинг уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об архитектуре

Группа _________________________

Дата мониторинга _______________

Воспитатель: __________________________

Ф.И. ребёнка

Проявляет устойчивый интерес к искусству архитектуры

Выделяет виды архитектуры

Знает название украшений (колоны, арки и т.д.)

Передаёт в рисунке изображение здания по представлению (с характерными деталями, для данного стиля)

Передаёт в рисунке сказочный образ здания (дворец сказочного героя)

Самостоятельно проектирует , чертит здания, (дополняя различными элементами, деталями)

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14








15








16








17








18








19








20








21








22








23








24








25








26








27








28
















Условные обозначения:


++ - высокий уровень

+- - средний уровень

- - низкий уровень

Опубликовано в группе «Я Воспитатель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.