12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наконечная Ирина Анатольевна40
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

5 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК (программа Разумовской, Баранова и др.)

Монопроект по теме «Описание предмета»

Тип проекта – исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Продолжительность – 2 академических часа.

Цель проекта: Научить описывать предмет. Закрепить навыки написания сочинения-описания.

Задачи:

развивающая: развивать творческие способности, умение проектировать, анализировать результаты деятельности; способности к усвоению знаний с помощью взрослого; активность, самооценку, самостоятельность, отношение к учению; развивать умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов и т.п., способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела), дружелюбность, взаимовыручку; развивать образное мышление;

образовательная:

- активизировать изученный лексико-грамматический материал;

- учить использовать в творческих работах средства художественной изобразительности;

- совершенствовать навыки создания текста типа описания;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- учить избирательности к содержанию, виду, форме материала, процессу самореализации и виду деятельности;

- учить кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать стройную манеру изложения;

воспитательная:

- учить понимать и беречь окружающий мир;

- учить критически мыслить;

- учить аккуратности, организованности;

- воспитывать культуру труда.

Оборудование: Словарь русского языка: В 4-х т. – М., 1957. – Т.3. – С. 227. Технологические карты учащихся, чистые листы бумаги для записей, шариковые ручки, простые и цветные карандаши или акварельные краски, листы А4, памятка «Композиционная схема типа речи описание», клей или степлер.


 


 

Работа над проектом

1-ый урок.

Первый этап – подготовительный, погружение в проект.

Организационный момент.

Слово учителя:

– Слово предмет – многозначное. В словаре русского языка оно означает «вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт».

Оговорка эта необходима, потому что в широком смысле слова растения, животные, здания, памятники архитектуры и т.д. – тоже предметы.

Подготовка к описанию каждого из подобных объектов имеет свои особенности и является задачей и других наших уроков развития речи. На сегодняшнем же уроке предлагаю начать работу над проектом, в работе над которым вы научитесь описывать предмет, используя средства художественной изобразительности, создавать на их основе текст типа «описание», а результатом вашей работы станет познавательная книжка для дошкольников. Каждый из вас откроет в себе писательские способности, и кто знает, может, когда вырастет, станет известным в России писателем.

Вместе с учителем учащиеся, обсуждая, выбирают тему исследования согласно возможностям:

Берёза.

Тополь.

Фиалка.

Снежное покрывало.

Пуховые варежки и др..

Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна. Своей позицией учитель даёт понять учащимся, что готов поддержать ребят в их деятельности.

(Деятельность учащихся: обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели.

Деятельность учителя: знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.)


 

Второй этап – планирование и организация деятельности.

Класс делится на группы. В каждую группу должны входить «мыслитель», «исполнитель», «наблюдатель», соответственно высокий уровень, средний и слабый. Каждая группа получает технологическую карту (смотри приложение №1) и чистые листы бумаги для записей. Проговариваются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника, проговариваются способы исследования объекта, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, презентация и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

(Деятельность учащихся: устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе.

Деятельность учителя: Предлагает идеи, высказывает предположения по решению ведущих и промежуточных задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах.)


 

Третий этап – исследовательский и творческий (осуществление деятельности).

На этом этапе происходит исследование объекта. Для исследования деревьев, снега необходимо под руководством учителя отправиться на улицу, для исследования фиалки или пуховых варежек – остаться в школе.

(Деятельность учащихся: выполняют исследование, руководствуясь технологическими картами, решают промежуточные задачи.

Деятельность учителя: наблюдает за степенью самостоятельности и активности учащихся, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.)

При завершении исследования группы возвращаются в класс.

Актуализация опорных знаний.

Учитель:

– Какие стили речи вам известны? В чём состоит задача художественного стиля речи? Могут ли созданные вами во время исследовательской работы языковые средства помочь создать текст художественного стиля? Что характерно для типа речи описание? Из каких частей состоит тип речи описание?

(Деятельность учащихся: демонстрируют уровень прочности знаний по теме «Стили и типы речи».

Деятельность учителя: задаёт вопросы, подготавливающие учащихся к творческой работе по созданию текстов, помогает в случае затруднений.)

Домашнее задание.

На основе материалов исследования, используя памятку (смотри приложение №2), каждой группе создать черновой вариант небольшого сочинения-описания художественного стиля речи, можно в стихотворной форме; нарисовать предмет исследования (карандашами или акварельными красками) на листе А4, можно несколько рисунков.

(Деятельность учащихся: распределяют роли в группе, уточняют и проговаривают задачи, устанавливают план действий.

Деятельность учителя: предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач, распределяет роли в группах.)


 

Урок 2.

Организационный момент.

Третий этап (продолжение) – представление результатов творческой работы.

Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает группам поделиться, какую мысль они выдвигали как основную в своих сочинениях, при помощи каких средств, деталей её проводили, удалось ли им достичь желаемого результата.

(Деятельность учащихся: зачитывают сочинения-описания, комментируют.

Деятельность учителя: вносит замечания и предложения по корректировке текста .)

Редактирование черновика.

(Деятельность учащихся: исправляют грамматические, речевые и др. ошибки и недочёты.

Деятельность учителя: помогает в случае затруднений.)


 

Создание страниц книжки. Учащиеся класса решают, в какой последовательности будут размещены в книжке их рисунки и тексты. На станицы переносят отредактированные сочинения-описания. Придумывают обложку книжки, её название, изготавливают её. Скрепляют страницы между собой.

(Деятельность учащихся: группы объединяются, уточняют и проговаривают задачи, устанавливают план действий, распределяют роли, изготавливают книжку.

Деятельность учителя: вносит предложения.)

Подготовка к представлению результатов проекта и отчёту.

Группы анализируют свою деятельность в проекте, формулируют выводы.

(Деятельность учащихся: оценивают деятельность своей группы, личный вклад каждого и результаты проектирования, готовят краткую публичную защиту.

Деятельность учителя: выступает в роли независимого консультанта.)


 

Четвёртый этап. Презентация, представление, отчёт.

Каждая группа поочерёдно презентует свои страницы книжки, анализирует свою деятельность и представляет способы решения целей и задач проекта. Форма: устный ответ с комментариями и демонстрацией.

(Деятельность учащихся: обсуждают результаты и способы решения ведущих и промежуточных целей и задач, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Деятельность учителя: слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, результаты решения задач, возможности и потенциал продолжения исследовательских и творческих работ, качество отчёта.)

Оценивается не объём освоенной информации («что изучено»), а применение этого материала в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели. Необходимо отдельно оценить полученный результат, саму процедуру защиты проекта и его оформление. В качестве экспертов могут выступать учитель, одноклассники и даже сами проектанты. Если личный вклад каждого в общий проект разнится, работа может быть оценена индивидуально.

V. Итоги. Рефлексия. Учитель просит ребят закончить одним словом фразы:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

(Деятельность учащихся: участвуют в оценке урока путём создания фразы, слушают одноклассников.

Деятельность учителя: слушает ребят, задаёт, если необходимо, вопросы по поводу законченной фразы, после всех выступлений оценивает урок общей фразой, благодарит ребят за работу. Для себя делает самоанализ урока.)


 

Приложение №1

Группа 1. «Творческая»

Вашей группе необходимо подобрать эпитеты к исследуемому предмету.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным, например, золотые руки, холодное сердце, добрый путь.

Задания:

Рассмотреть издалека и близко предмет, потрогать его, прислониться к нему щекой, постучать по нему, обнять его, понюхать.

Определить, какие ощущения и чувства при этом у вас возникли.

На основе своих ощущений и чувств подобрать к предмету эпитеты.

Записать эти эпитеты.

_______________________________________________________

Группа 2. «Творческая»

Вашей группе необходимо подобрать сравнения к исследуемому предмету.

Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим, например, дерево как великан, ветки точно кисточки для рисования, почки словно детки.

Задания:

Рассмотреть издалека и близко предмет, потрогать его, прислониться к нему щекой, постучать по нему, обнять его, понюхать.

Подумать, на кого или что похож исследуемый предмет.

На основе сопоставления подобрать к исследуемому предмету сравнения.

Записать эти сравнения.

______________________________________________________

Группа 3. «Творческая»

Вашей группе необходимо подобрать метафоры к исследуемому предмету.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому, например, снег на крыше дома – шапка, одуванчик – солнышко, россыпь звёзд – бриллианты.

Задания:

Рассмотреть издалека и близко предмет, потрогать его, прислониться к нему щекой, постучать по нему, обнять его, понюхать.

Подумать, с кем или чем схож исследуемый предмет.

На основе сходства или противопоставления подобрать к исследуемому предмету метафоры.

Записать эти метафоры.

______________________________________________________

Группа 4. «Экспертная»

Вашей группе необходимо подобрать прилагательные к исследуемому предмету.

Задания:

Рассмотреть издалека и близко предмет, потрогать его, прислониться к нему щекой, постучать по нему, обнять его, понюхать.

Подобрать прилагательные по цвету, форме, мягкости-твёрдости, высоте, запаху, объёму, ощущениям.

Записать эти прилагательные.

 

Приложение №2

Памятка

Композиционная схема типа речи описание

Часть, в которой выражается та основная мысль, которая внутренне и скрепляет все элементы текста в единое целое.

Часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.