12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Посохова Евгения Павловна27

План-конспект урока

Тема: Мораль

Класс: 8

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Ведущий метод: Устный с элементами практического

Цель урока: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах.

Задачи:

1.Определить сущность понятий «мораль», «нравственность», «моральный идеал»

2. Проанализировать роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

3.Дать характеристику героям романа

4.Определить ценности и нормы морали

5.Установить ценности и нормы морали, характерные для героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»



Структурные компоненты содержания

Метапредметные

Предметные

Личностные

Мораль

Нравственность

Основные ценности и нормы морали.




Раскрывать значение понятий: мораль, нравственность, моральный идеал.

Применять понятия, как на уроке, так и в жизни.

Работа с источником (художественная литература).

Умение анализировать произведение, делать выводы.

Умение слушать и понимать других;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Умение работать в паре.


Отличает мораль от нравственности.

Дает оценку человеку с позиции морали и нравственности.

Делает выводы, что мораль не равна нравственности.

Анализирует текст художественного произведения

воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.


Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент

8 мин. Учитель приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга. Присаживайтесь, пожалуйста.

Приветствуют учителей, готовятся к уроку.


Актуализация знаний

5 минут:

Эпиграфы на слайде:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.


«Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?».

В. Маяковский.

Ребята, давайте подумаем с вами, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?

Верно, тема нашего урока мораль. А что такое мораль? Какие у вас возникают ассоциации? Что такое нравственность? (метод солнышко).



Работа с таблицей: Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.



Мораль

Нравственность

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

Нравственность – это совокупность людских нравов, сама жизнь, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на отдыхе и т.д.













Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы











Делают вывод.

Вывод: мораль и нравственность не равны, мораль – правило поведения, как надо поступать, а нравственность – это практические поступки людей.

Изучение нового

20 мин.

Проблемный вопрос урока: Какие нравственные идеалы отражает роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?У каких героев есть мораль?У каких героев мораль и нравственность не совпадают?



Характеристика героев

Работа в группах. Ребята работают по плану, каждой группе предлагается раздаточный материал (план, ключевые слова)

Задача: выяснить, что человек может иметь мораль, но быть далеким от нравственности

1группа:

Работают с образом Гринева.

А)опорный план работы(выдается группе)

План для детей

Примерные ответы

Как вы думаете, почему в произведении нет портрета Гринева?

Что означает имя «Петр»?Случайно ли автор выбрал именно это имя.

Имя, отчество отца Гринева

Имя, отчество матери

Выучился Петруша грамоте

и мог очень здраво судить о

Для Петруши был нанят француз

который в отечестве своем был ….в Пруссии …., а потом приехал в Россию, чтобы стать …, не очень понимал значение этого слова

Батюшка вошел на урок…

В это время Петруша…

А Бопре …

В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…

Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…

Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу…



-Как вы думаете, почему в произведении нет портрета Гринева? (нам важнее его поступки, чем портрет)

Что означает имя «Петр»?Случайно ли автор выбрал именно это имя.

Пётр – по-гречески значит «камень»- Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? Нет. Но можем предположить. Что?

(твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени)

Кроме того, сына Андрей Петрович  назвал в честь своего отца. А это говорит об уважении к семейным традициям.

Имя, отчество отца Гринева…(Андрей Петрович Гринев)

Имя, отчество матери…(Авдотья Васильевна)

Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году)

и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля)

Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре),

который в отечестве своем был…(парикмахером),

в Пруссии …(солдатом), а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем), не очень понимая значение этого слова

Батюшка вошел на урок…(географии)

В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды)

А Бопре …(спал на кровати сном невинности)

- В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич;

добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;

дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.



Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский)

Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…(Симбирск)

Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу…(Белогорская)




Вывод, который делает группа:


-по окончании курса домашнего воспитания повествователь  иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».      Вообщем, Петр Гринев жил недорослем, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

 Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.

2 группа: Анализ образа Пугачева

Изучить главу «Пугачевщина».В чем смысл заглавия?

Что значит слово “пугачёвщина”? Почему автор не назвал главу, к примеру, “Нападение Пугачёва”? Подберите примеры с суффиксом - щин. Что они обозначают?

Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины нет.

- Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:

Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.

Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.

Реалистическое – в степях бураны случаются часто.

- Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение(Глава «Встреча с Вожатым»).

(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)

- Почему Савельич так относится к незнакомцу?

Савельич боится незнакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринева и спасти барское добро.

- Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча. ,.»Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

-  Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

 (Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат».

«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...).

- Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

 (Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.)


Учитель истории: рассказ, кто такой Пугачев. Вопрос: Почему же Пушкин – дворянин, вращавшийся в высших светских кругах, симпатизирует Пугачёву, даже оправдывает его? (общественная ситуация начала 1830-х годов).
– В каком году Пушкин создал “Капитанскую дочку”?
– Почему Пушкин создал это произведение и “Историю Пугачёва” именно в это время?

Ученики. Говорят о массовом крестьянском движении, говорят, что Пушкин хотел натолкнуть Николая I на мысль о необходимости коренных преобразований в крестьянском вопросе.

Учитель истории. Да, вы правы. Пушкин как гражданин считал необходимым разъяснить пагубность насильственной политики власти, которая могла привести к бунту.


Вывод группы: В произведении образ Пугачева и Пугачевщины дается как стихийное бедствие, избавиться от которого невозможно. Емельян Пугачев- сложный и противоречивый характер, наделенный положительными качествами

3 группа: изучают образ Швабрина

Задание для группы. Работа по четвёртой главе

Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?

Сравните Швабрина с другими обитателями крепости. За что его не любят?

Почему после примирения поединок всё-таки состоялся?


Отвечая на первый вопрос, ученики обычно не разделяют понятия повод и причина. Повод — насмешку Швабрина над стихами Гринёва — считают они причиной ссоры. Поэтому стоит разобраться в том, зачем Гринёв читает свои вирши товарищу и зачем он вообще написал их. Он мнит себя поэтом? Мечтает издать свои поэтические произведения, прославиться? Конечно, нет. Петруша не претендует на высокую оценку своего творения взыскательными литературными критиками. Он написал стихи, потому что влюблён, а лирика — выражение чувств автора — лучший способ излить свои эмоции. Стихи, несомненно, слабые. Всё это так, но разве строгий и беспощадный разбор нужен сейчас незадачливому поэту? Он принёс Швабрину не стихи, а чувства, поделиться которыми ему здесь больше не с кем, но и таить их в душе не под силу семнадцатилетнему мальчику. Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику неопытного пера. Но возможно, Швабрин не понял своей роли? Нет, мы уже имели возможность убедиться в его уме, кроме того, он знает жизнь и прекрасно должен понимать состояние юного Петруши. Дело в том, что Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова, которую, дабы не досталась сопернику, он ещё и оскорбляет, на которую клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.

Таким образом, единственный товарищ Гринёва и, как ему кажется, единственный из его сослуживцев достойный уважения человек так скоро становится его противником. Первое впечатление оказалось обманчиво. Приглядевшись, замечаем, что Швабрин противопоставлен всем обитателям Белогорской крепости. Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…” Отметим, что мало знакомого им Гринёва белогорцы считают своим, а Швабрина выделяют, инстинктивно чувствуя в нём другого, чужого человека. Что настораживает их в Швабрине? В нём нет той теплоты, домашности, родственности, которая сближает всех живущих в этой крепости-деревушке. А милый, добрый, открытый Петруша — свой, такой же, как и они. И пусть оба героя насмешничали, но мягкая усмешка Гринёва — совсем не то, что жёлчная ирония Швабрина. Гринёв улыбается — Швабрин издевается.

Конфликт между героями слишком острый, он должен разрешиться, и вмешательство посторонних, формальное примирение противников только оттянули момент поединка. Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны. Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного, благородного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее, недостойно человека подвергать серьёзной опасности жизнь столь юного существа, почти ребёнка.. Дуэль, по определению, — честный поединок. Но как ранен Гринёв? “Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча…” Противник ранит его в нечестном бою.


составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану:

а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачёвщина, г) взаимоотношения с Пугачёвым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести, и к концу работы становятся материалом для написания сочинения на одну из предложенных тем.


Вывод группы: Швабрин имеет четкое представление о том, как необходимо вести себя в обществе, он осуждает отклонения в поведении других.Сам же он склонен совершать поступки, за которые других он сам бы осудил

Сейчас вы анализировали произведение «Капитанская дочь», в каждом из героев вы видели определенные качества, его ценности.

Ученые говорят о таком понятии как моральный идеал - это идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как

образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего "морально совершенного, прекрасного, высшего".


Составление кластера: ценности морали (фронтальная работа).

Индивидуальная работа: моральные нормы.

(Рассказ о доброй и злой нравственности, о принципах морали).


t1584177266aa.jpg







Работают в группах



































































































































































































































t1584177266ab.png



t1584177266ac.jpg

Контроль и систематизация знаний

5 мин

Соотношение характеристики героев с нормами и ценностями, работа с понятием моральный идеал, кто под него подходит. У каких героев мораль и нравственность совпадают? Какие поступки героев совпадают с моралью? Какие моральные и нравственные идеалы рисует Пушкин?




Вывод: мораль и нравственность не равны, мораль и нравственность важны для человека. Есть добрая и злая нравственность, человек должен следовать доброй нравственности.

Мораль и нравственность героев романа А.С.Пушкина совпадает не у всех героев. Свод моральных правил не совпадает с их поступками и образом жизни.


Домашнее задание



Подготовить описание женских образов в романе

Рефлексия

- Я довольна работой. Считаю, что эту тему вы усвоили. А ваше мнение, ребята?

Воспользуйтесь любой фразой:

Главным для меня на уроке было то, что…

Теперь я буду знать, что…

Меня огорчило то, что…

Я рад, что…я хотел бы, чтобы…

Рефлексируют свою деятельность с помощью фразы.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.