12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Капитонов Иван Константинович144
Россия, Тверская обл., с.Яринское

План- конспект урока обществознания в 8 классе по теме «Богатые и бедные».

                                                              Ход урока.

1. С помощью разноцветных карточек учащиеся делятся на четыре группы: «бедные», «богатые», «зажиточные», «депутаты Государственной Думы».

2. Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем с вами изучать социальную структуру общества. И на сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть вопрос о бедности и богатстве. Эта тема очень важна, тем более, что она вызывает в обществе противоречивые мнения.

   Неравенство зародилось на определённом этапе развития общества. Что же такое неравенство?

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования  и престижа – между различными слоями населения.

- Как вы считаете, это нормальное явление или нет?

Хотим мы того или не хотим, неравенство было, есть и будет. Очень многие гуманисты, философы пытались ответить на вопрос о справедливости или несправедливости неравенства. Например, Томас Мор в произведении «Утопия» воплотил свою мечту  об обществе, где все будут равны.

О всеобщем равенстве мечтали Мелье, Сен – Симон, Оуэн, Фурье, К. Маркс и др. Идея коммунизма была реально воплощена в нашей стране. Но, во-первых, всеобщего равенства так и не было достигнуто, а, во-вторых, эта идея не выдержала испытания временем.

От неравенства нам никуда не деться. Давайте посмотрим на диаграмму социального расслоения в нашей стране. Богатые люди ( миллионеры, миллиардеры) составляют всего 6% населения (цифры примерные). А бедные и нищие – намного больше половины населения.

Давайте обсудим  сегодня проблему: Бедность  - не порок?

Чтобы рассмотреть эту проблему, нужно посмотреть, как и отчего люди становятся бедными. Бедность:

В бедность люди впадают добровольно:  они ленятся усердно  работать.                                      Бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли.                                  Решить эту проблему мы попробуем в ролевой игре. Мы разделились на несколько групп: богатые, бедные, зажиточные, депутаты Государственной Думы.

1 вопрос группам: Каковы проблемы бедных и богатых? Каковы условия жизни зажиточных?

Совместное составление схемы.  Группа  «бедных» предлагает свои проблемы бедности. Всё записывается на доске.

Проблемы бедных:

Плохое жильё

Скудное питание

Дешёвая одежда

Пьянство

Невозможность оплатить медицинские услуги

Тяжёлый труд

Живут на дотации государства

Плохое образование

Низкий социальный статус

Ограничение свободы

Неуверенность в будущем

Неспособность обеспечить материальное благополучие семьи

Стресс и психологическая неудовлетворённость

Группа «богатых» находит проблемы богатых людей.

Проблемы богатых

Страх за своё имущество

Страх прогореть в бизнесе

Страх за жизнь близких

Отсутствие друзей

Отсутствие времени на отдых

Недоверие к партнёрам, подозрительность

Проблемы в семье

Стресс, проблемы со здоровьем

 Группа «Зажиточные» в это время описывает свои условия жизни.

Зажиточные

Хорошее жильё

Модная одежда

Возможность оплатить медицинские услуги

Хорошее образование у детей

Полноценное питание

Возможность отдохнуть там, где захотят

Материальная обеспеченность

Уверенность в завтрашнем дне

Проблемы есть у всех: и у бедных и у богатых. Меньше всего их у зажиточных людей (середняков).

Проблемы богатых – это лично их проблемы. А вот проблемы бедных касаются всего государства и общества.

 Задание группе «депутатов»:  проблема бедности для государства.

Проблема бедности для государства: 

низкая грамотность

нехватка квалифицированной рабочей силы

неполноценное потомство

низкая рождаемость

затраты на социальные пособия

дефицитный  государственный бюджет

слабое экономическое развитие страны

бедное государство

Государство богато своими гражданами. Чем богаче живут граждане, тем богаче государство. Ещё древнегреческий философ Аристотель, говоря о лучшей форме правления, выбрал Политию – власть середняков. Олигархию он отрицал, считая, что их богатство олигархов нажито нечестным путём. Демократию он тоже не признавал, считал, что бедняки не могут навести порядок в своём хозяйстве, а в стране не смогут тем более.

Поэтому бедность – это проблема для государства. Задача государства – уменьшить количество бедных и повысить уровень зажиточных людей. Но, чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах бедности.

2 задание группам: причины бедности?

Составление схем. Работа с ними.

Причины бедности

«бедные»:

Отсутствие работы

Низкая заработная плата

Экономический кризис

Слабая помощь государства

Высокие цены

Несчастный  случай, стихийное бедствие

«богатые»:

Лень

Пьянство

Отсутствие образования

Иждивенческие настроения

Отсутствие предприимчивости

Несчастный случай, стихийное бедствие

«зажиточные»:

Нежелание что-то менять в своей жизни

Пассивность

Неумение правильно распорядиться тем, что имеют

Не видят ценности образования

Несчастный случай, стихийное бедствие

«Депутаты»:

Экономический кризис

Отсутствие образования

лень, пьянство, пассивность.

Низкая заработная плата бюджетников

Иждивенческие настроения

Несчастный случай, стихийное бедствие

Мы видим, что причиной бедности может быть и лень, и пьянство, а также и обстоятельства, в которые человек попадает помимо своей воли. Поэтому и пути решения проблемы бедности будут различные.

З задание группам : пути решения проблемы бедности?

Составление таблиц. Работа с ними.

Пути борьбы с бедностью: 

Со стороны государства: 

Поднимать престиж образования;

Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей;

Повысить зарплату бюджетникам;

Повысить социальные пособия тем,    кто не в состоянии сам себя обслуживать (инвалидам, сиротам).

Поощрять развитие малого бизнеса;

Повысить налоги на сверхдоходы;

Контролировать цены легальных монополистов;

Стабилизировать экономику;

Что могут сделать сами бедные:

Получать образование;

Искать работу и много трудиться;

Развивать в себе самостоятельность,

инициативность, предприимчивость;

Не надеяться на помощь государства, а учиться самим зарабатывать деньги;

Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголизм);

Уметь поставить перед собой цель и идти к ней;

Учиться правильно использовать имеющиеся доходы.

А теперь давайте вернёмся к нашей проблеме: так что же такое бедность- порок или не порок? Нужно ли стыдиться бедности? А может, наоборот, бедностью надо гордиться?

Учащихся нужно подвести к следующим выводам. Выводы учащихся:

Вывод:  1. Если человек впал в бедность по своей воле: пьянство, лень, пассивность, безынициативность, иждивенческие настроения, глупость, безграмотность, то это порок, да ещё какой. И здесь, кроме самого человека ему никто не поможет. Изменения должны произойти в психологии самого человека. Бедность в данном случае – это стыдно, и гордиться здесь нечем.

2. Если же человек беден не по своей воле (низкая зарплата бюджетников, экономический кризис, несчастный случай, стихийное бедствие, инвалидность, болезнь), то в данном случае государство должно помочь своим гражданам, не бросать их в беде. Государство должно помочь таким людям перейти из разряда бедных в разряд зажиточных.

III. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.