Урок по русскому языку в 6 классе «Морфологический разбор имени существительного»
Андреева Алёна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Конспект урока с презентацией русского языка в 6 классе по теме: «Морфологический разбор имени существительного». (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
/data/files/p1513690409.ppt (презентация)
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
Цель: создать условия для формирования умения выполнять морфологический разбор имени существительного.
Задачи:
Обучающая: овладевать выполнением разбора существительного как части речи.
Развивающая: формировать навыки морфологического разбора. Воспитывающая: воспитывать интерес обучающихся к русскому языку.
Приемы РКМЧП: «Лови ошибку».
Формирование универсальных учебных действий:
формирование личностных УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
формирование регулятивных УУД:
возможность планировать свои действия;
контролировать свою деятельность;
оценивать правильность выполнения действия на основе тестов;
формирование коммуникативных УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
формирование познавательных УУД:
читать и слушать, извлекая нужную информацию;
соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание лексического богатства языка;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, обсуждениях.
Предметные:
1) усвоение основных понятий: морфология, часть речи, постоянные и непостоянные признаки;
2) знание плана морфологического разбора;
3) правильно определять постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль существительного.
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран, проектор.
Список учебной и дополнительной литературы и Интернет-ресурсы:
1.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Учебник русского языка,6 класс.- М.: «Дрофа», 2012.
2.Дидактический материал. http://elschool45.ru/
3.Кроссворд. http://but-schol.ucoz.ru/_tbkp/krossvord_po_teme-priznaki_imeni_sushhestvitelnogo.ppt)
План урока:
1.1. Организационный момент.
1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся.
2.1. Изучение нового материала.
2.2. Закрепление и применение знаний.
2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
3.1. Рефлексия.
3.2. Подведение итогов.
3.3. Домашнее задание.
1.1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на уроке? Готовы ли вы к уроку?
1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся. Целеполагание.
-Для того чтобы перейти к изучению нового материала, нужно повторить всё, что вы знаете об имени существительном. Выполните тест. (Приложение №1)
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Морфологический разбор имени существительного».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Научиться правильно разбирать существительное как часть речи).
2.1. Изучение нового материала
-Прочитайте п.50, составьте в тетради краткий план морфологического разбора существительного. (Индивидуальная работа).
-Итак, а теперь сверьте свои записи с записями на слайде. (Самопроверка).
2.2. Закрепление и применение знаний
-Выполним упр. 282. (Работа в парах, взаимопроверка).
2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
-Выполните задание на слайде. (Самостоятельная работа).
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (На слайде)
- А сейчас поиграем в игру «Лови ошибку» -исправьте ошибочное утверждение об имени существительном. Для этого нам надо объединиться в группы.
-А теперь мы подведем итог всему, над чем работали на уроке.
Отгадайте кроссворд «Признаки имени существительного».
3.1. Рефлексия
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе смайликов и принесите мне. Урок понравился - покажите смайлик с улыбающимся лицом, нет - с грустным лицом.
3.2. Подведение итогов.
3.3. Домашнее задание: п. 50, по выбору:
- упр. 283 или -сочинить лингвистическую сказку о признаках существительного или
-составить кроссворд
Приложение №1.
Тест.
1) Что значит – сделать морфологический разбор?
а) разобрать слово по составу
б) разобрать слово как часть речи
в) проанализировать орфограммы
2) Укажите собственные имена существительные:
а) тетрадь
б) Александра
в) цветок
г) Волгоград
д) город
3. Существительное обозначает:
а) предмет
б) признак предмета
в) признак действия
4) Укажите неодушевленные имена существительные:
а) снег
б) дерево
в) мужчина
г) гражданин
д) лист
5) Укажите существительные мужского рода:
а) доктор
б) небо
в) берег
г) поляна
д) облако
6) Укажите разносклоняемые существительные:
а) земля
б) время
в) ночь
г) путь
д) жгут
7) Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) листья
б) ветры
в) ножницы
г) носки
д) каникулы