Конспект урока русского языка для 6 класса по теме «Словообразовательная пара»
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №3»
Устинова Екатерина Александровна
Конспект урока на тему
«Словообразовательная пара».
Вступительное слово учителя (этап актуализации знаний).
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-путешествие по дорогам ДОБРА.
И эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого- портрет на электронной доке -«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Часто ли вы, ребята, делаете людям добро? И вообще, что такое ДОБРО? Как вы понимаете это слово? (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
Одному из вас в качестве домашней работы я давала задание поработать со словарями и выписать из них толкование слова ДОБРОТА.
Словарь Ушакова, толкование:
ДОБРО
1. Положительное начало в нравственности, противоположное злу. Люди стремятся к истине, добру и красоте.
2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. Нет худа без добра. Пословица.
3.Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.
4. Личное имущество, пожитки. Сундуки полны добра.
5. Дрянь, что-н. негодное (разг. фам. ирон.). Такого добра нам и даром не нужно. Поминать добром (разг.) – вспоминать с благодарностью, хорошо отзываться о ком-н. Не к добру (разг.) – угрожает дурными последствиями. По добру, по здорову – см. добрый.
Ребята, а если бы вам предложили написать слово ДОБРО красками, какие бы тона вы использовали? Теплые или холодные?( Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета. Различить их очень просто. Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме. Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.)
Продолжим проверку Д/З. На дом вам давались групповые задания.
Группа ребят дома делала морфемный разбор слов добренький, добрячок, добротный. Лидер группы вслух воспроизводит схему, оценивает работу членов группы, делает вывод. Схема морфемного разбора:
1) Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении (походка) 2) У изменяемого слова выделить окончание (походка, походки, походке) 3) Указать основу слова (походка) 4) Выделить корень (походка, ходим, ход) 5) Выделить суффиксы, приставки (походка) |
Вторая группа делала словообразовательный разбор: Добренький – добрый (суфф.), добрячок – добряк (суфф.), добротный- доброта (суфф.)
Схема словообразовательного разбора:
1) Поставить слово в начальную форму (слушателю - слушатель). 2) Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает). 3) Определить, от какого слова образовано разбираемое слово и выделить в нем основу (слушать → слушатель) 4) Определить, с помощью какой части слова оно образовано и выделить ее ( - тель). 5) Определите способ образования слова (суффиксальный). |
3. Умение делать эти два вида разбора – это основа наших дальнейших исследований, это снаряжение, необходимое нам для путешествия по дороге добра за новыми знаниями.
В чем разница морфемного и словообразовательного разбора?
4. Постановка цели урока перед учащимися.
На нашем сегодняшнем уроке нам понадобятся наши знания о словообразовательном разборе слова. Картинка на доске: дети стоят парами. Что перед нами? – проблемная ситуация. Пара. Пара + прилагательное от слова «Словообразование» = словообразовательная пара. Ребята, кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Словообразовательная пара. Число, тему урока записываем в тетрадь. Как вы думаете, какие учебные задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?
Узнать и запомнить, что такое словообразовательная пара.
Научится находить СП.
Научиться составлять СП.
Понять, зачем нам нужны словообразовательные пары.
Стать чуточку добрее.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации. Посмотрите на слова, записанные на доске.
ПРЕДОБРЫЙ (добряк, добреть, добрый)
Давайте проведем лингвистический эксперимент и подумаем, от какого слова образовалось прилагательное ПРЕДОБРЫЙ. С помощью чего? Воспользуемся следующей пошаговой схемой:
1 шаг. Выделим окончание и основу образованного слова (ПРЕДОБР).
2 шаг. Объясним значение производного (ОБРАЗОВАННОГО) слова через исходное. Предобрый – очень добрый.
3 шаг. Записываем исходное слово. ДОБРЫЙ
4 шаг. Выделяем в исходном слове основу. ДОБР
5 шаг. Выделяем словообразовательный аффикс. ПРЕ
6 шаг. Указываем способ образования. Приставочный.
Всё ли мы сделали правильно? Как можно проверить результаты нашего эксперимента? (в словаре). Как вы думаете, что перед нами?
Вот это и есть словообразовательная пара. Кто-нибудь сможет на основе своих наблюдений сказать, что такое словообразовательная пара?
Исходное слово и образованное от него слово – это словообразовательная пара. Читаем правило в учебнике на странице 98.
Давайте проведем небольшое исследование этой пары:
У какого слова более сложная структура?
У какого слово более сложная семантика?
Если одно слово в паре – нейтральное, а другое стилистически окрашенное, то какое будет исходным, а какое производным?
Это интересно: Григорий Осипович Винокур родился 5 (17) ноября 1896 г. в Варшаве. В 1922 г. окончил Московский университет. С 1930 г. преподавал в Московском городском педагогическом институте и других вузах. В 1942–1947 гг. – профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Написал значительное количество работ по теории словообразования. Написал «Заметки по русскому словообразованию», в которых обратил внимание на строение и семантику исходных и производных слов. Участвовал в составлении «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. Принес много пользы – сделал много добрых дел.
А теперь задание для работы в парах: 1 и 3 парты придумывают синонимы к слову добрый, 2 парты антонимы.
СИНОНИМЫ
Ласковый
Хороший (сочетание оро)
Сердечный (сердце, сердечко)
Отзывчивый (отзывать)
Душевный
АНТОНИМЫ
Жестокий (жесть)
Злой
Сердитый (сердится)
Дурной
Плохой (плохо)
Задание на карточках:
1 карточка:
Сердечный+приставка БЕС=
Словообразовательная пара:
Хороший+суффикс ЕНЬК=
Словообразовательная пара
2 карточка:
Злой+суффикс ЮЩ=
Словообразовательная пара:
Плохой+приставкаНЕ=
Словообразовательная пара:
Что мы с вами научились делать? Составлять словообразовательные пары. Вот и еще несколько новых шагов по нашей дороге доброты на пути к знаниям и умениям.
ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА
Утро доброе проснулось,
Всей округе улыбнулось.
Потянулось вправо, влево,
К солнцу, что его сгорело,
Зарядилось теплотой,
Вот пришло и к нам с тобой.
А мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, распрямились,
Наклонились, распрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Сбросили с себя усталость,
Знания несут нам радость!
6. На уроках литературы встречались ли вам книги о добре и зле? О добрых людях?
(Сказки, рассказы…) А помните, мы проходили малые жанры фольклора? Какие скороговорки о добре вы знаете?
Коррекционная работа: Бобры добры для своих бобрят. Спрашиваю пару человек, дети сами решают, у кого лучше получилось произнести все звуки.
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Добрый человек плачет от радости, а злой – от зависти.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Добрый человек в добре живет век.
Добр.е дело п.тает и душу(,) и тел.. . Работаем с предложением, записанным на доске. Проверяем и объясняем все орфограммы. Делаем синтаксический разбор этого предложения. На доске. А на маленькой доске один ученик делает фонетический разбор слова ДОБРОЕ.
Вот мы и сделали еще несколько шагов по нашей дороге добра. А закройте, ребята, на минутку глаза и представьте: а какая она у нас ДОРОГА ДОБРА? (яркая, красочная, приветливая…). А как вы думаете, легко ли научиться быть добрым?
7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. Работа с текстом.
Научиться по-настоящему быть добрым – …………………..(признак действия от прилагательного трудный (+о). Путь к Доброте – …………………….(легкий с отрицанием (+не), долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и ……………………..(существительное от слова падать (+ениj), спуски и подъёмы, чередования добра и зла.
Идти дорогой Добра – не значит совершать подвиги и спасать ……………………(от слова человек обозначение человеческого рода (+еств). Просто надо быть внимательным к тому, кто живет рядом; беречь то, что тебя окружает.
Человек должен чаще ……………………..(останавливать+ся) и размышлять о своих совершенных ……………………….(существительное от глагола поступать (+ок). У каждого человека, большого и ………………………..(малый + еньк), свой путь к Доброте.
Проверяем, что у вас получилось. Читаем отредактированный текст.
А как ты стараешься идти дорогой Добра?
Я стараюсь…(делать добрые дела, помогать маме и папе, своим товарищам, заботиться о своих близких…)
Не случайно мы эпиграфом к нашему уроку взяли слова Л.Н. Толстого, который тоже считал, что главное – делать людям добро. Ведь если ты сделал доброе дело, то и тебе самому станет хорошо.
8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Что мы научились делать? Зачем нам пригодятся эти знания?
С каким настроением вы работали на уроке (поднимаем смайлики). Стали ли мы хоть чуточку добрее?
Оценки за урок с аргументацией.
9. Домашнее задание к следующему уроку. Нарисовать дорогу добра (по желанию).
Правило на странице 98 наизусть, номер 37 в рабочих тетрадях.