Урок русского языка по теме «Морфологический анализ глагола»

0
0
Материал опубликован 22 November

Урок русского языка по теме «Морфологический анализ глагола

Тема: «Морфологический разбор глагола»

Цель урока: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать порядок морфологического разбора глагола; уметь производить морфологический разбор, уметь определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, определять признаки глагола в тексте.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность и деятельность членов группы, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками при выполнении заданий в группе, в паре, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать об ошибках, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, карточки.

Работа на уроке организована в группах по 4 человека. На столах менеджметы, ученики в группе имеют определённый порядковый номер. Используются элементы сингапурской методики

 

Тема: «Морфологический разбор глагола»

Ход урока: рассадить детей по столам , приклеены номерки .

Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Прочитайте про себя предложение, написанное на доске: УСПЕХ дарит РАДОСТЬ.

-Улыбка – это радость души. Давайте и мы улыбнемся. Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость от того,что что мы знаем и умеем делать. Поделитесь своей радостью, то есть улыбкой с соседом по плечу или с соседом по лицу.

- Откройте тетради, запишите число.

2.Актуализация прежних знаний.

посмотрим на слайд :

- Слова какой части речи пропущены в стихотворении? Восстановите текст, пользуясь подсказками.

В ночном

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж ________;

На краю далёком неба

Зорька _____________;

Но и та___________. Топот

В поле___________:

То табун коней в ночное

По лугам _____________.

( И.З.Суриков)

Ответы: село, заалела, потухла, раздаётся, несётся.

t1763809766aa.png

 

 

-Какие части речи пропущены в этом тексте? (В стихотворении пропущены глаголы.)

- Какова роль глаголов в стихотворении? ( Передают движение.)

- Совершенно верно. А теперь послушаем внимательно, как звучит это стихотворение в исполнении ……..

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.

Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули… Не шелохнет
Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише.
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст ― и снова
Всё смолкает в поле.

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;

Вот над левом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.

И какие-то всё зрелом
Тени в поле ходят…
Детям боязно ― и дети
Огонек разводят.

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.

 

- Какое настроение вызывают у вас эти строки?

- Эти строки вызывают радость. Сразу захотелось в деревню, пробежаться босиком по траве. Прокатиться на лошади, искупаться в речке.

- А какая часть речи помогала нам представлять в уме, что видел, что делал лирический герой в деревне? (глагол)

3.Подготовка к новой теме.

- Глагол – это самая богатая часть речи. Мы уже много знаем об этой части речи. У глагола столько морфологических признаков. Я предлагаю их вспомнить.

Откройте синий конвертик. Куратор раздаст каждому лист с инструкцией:

«Морфологические признаки глагола».

Вспомните морфологические признаки глагола.

Запишите морфологические признаки глагола в течение 30 секунд:

 

По завершении времени прочертите горизонтальную линию после последнего ответа. ( дети записывают в листе морфологические признаки глагола)

(звучит звоночек, все проводят горизонтальную линию под последним признаком глагола)

- Ученик под номером 2 стола № 2 прочитает нам морфологические признаки. А другие ребята будут ставить галочки рядом с тем признаком, который называется. А под линией дописывать те признаки, которые не назвали. ( уточняем , кто подписал признаки под линией)

-Оцените, как вы поработали по теории в оценочный лист. Оценим себя: если вы назвали все морфологические признаки глагола, поставьте себе 3 балла. Если ошиблись один раз – 2 балл. И соответственно если ошиблись два раза –1 балл.

- Повторили теорию, теперь проверим знания на практике.

Куратор, возьмите красный конвертик и раздай каждому материал.

-Найди в каждом предложении глагол, определи у него время и число. Работаем в группе по кругу, комментируя свои действия. Каждый берет по одному глаголу. Лист передаем.

На каждом столе свой лист тект

Найдите в каждом предложении глагол, определи у него время и число.

Предложение

Глагол

Число

Мн/ ед .

Время

Пр/наст/буд

1.Мы идём по весеннему лесу.

 

 

 

2.Солнце давно взошло.

 

 

 

3.На листьях ещё сверкает роса.

 

 

 

4.Вылезли на свет слабые зелёные травинки.

 

 

 

5.Все певчие птицы вернутся на родину.

 

 

 

6.Всё живое радуется теплу и свету.

 

 

 

- Молодцы.

Оценим работу, выставим баллы согласно инструкции в оценочном листе.

Формулировка новой темы.

Беседа.

- Мы с вами называли морфологические признаки глагола. Для чего нам необходимо знать морфологические признаки глагола? (-…Чтобы понять как глаголы изменяются в зависимости от грамматических категорий, это позволяет нам правильно использовать их в речи и на письме, что важно для грамотного общения, для понимания языка , выполнять морфологический разбор глагола).

- С какой целью проводим морфологический разбор глагола? ( ….Это значит указать все признаки этого слова как части речи., понять структуру глагола, его функции в предложении)

- А что значит «охарактеризовать слово как часть речи»? ( -Это значит указать все признаки этого слова как части речи доказать, что слово относится именно к этой части речи, мы должны по этим признакам понять, что это глагол)

- Верно. Сформулируйте тему нашего урока. ( Морфологический анализ глагола)

- Запишите тему урока.

-Сформулируйте цель:

- научиться определять глагол по его морфологическим признакам, -различать постоянные и непостоянные признаки глагола, -узнать порядок морфологического разбора глагола.

- Молодцы!

Изучение новой темы.

Мини-исследование.

Учитель: - Морфологический анализ выполняется по трём признакам: общеграмматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. По трём китам.) Сегодня мы рассмотрим алгоритм морфологического разбора глагола. Чему мы будем учиться на уроке? (Характеризовать глагол как часть речи)

- Сейчас вы попробуете себя в роли начинающих учёных. Вы готовы?

-На доске картинки с тремя китами. В конверте лежат карточки с признаками глагола. ( Такие же картинки и карточки лежат и у учащихся на столах).

Задание: составьте схему морфологического разбора глагола, пользуясь раздаточным материалом.

Составление плана морфологического разбора.

1 группа работает у доски (магниты), другие группы – за столами ( потом эта схема остается весь урок перед глазами)

Раздаточный материал разрезан на полоски.

 

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (неопределенная форма)

 

2.Морфологические признаки.

Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.

Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть),

г) лицо (если есть), д) род (если есть).

3.Синтаксическая роль.

Учитель:

- Проверим, что у нас получилось. Посмотрите на схему. Откройте учебник п.88, стр.216. Сравните.

- Каково обшее значение глагола? ( обозначает действие предмета)

-Какова синтаксическая функция глагола? (в основном сказ, но инфинитив любым: Жить – родине служить. Мы отправились в лес собрать грибы ( обстоят) Витя попросил сестру помочь. ( дополн)

- Молодцы! У вас всё получилось. Оцените себя в оценочном листе.

Работа на платформе РЭШ .Сделаем мини-вывод.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1030/training/#132187

6. Закрепление изученного.

6.1.Обучающая структура РЕЛЛИ КОУЧ

Учитель: Возьмите коричневый конвертик. - Сейчас выполним морфологический разбор, используя структуру РЕЛЛИ КОУЧ. ( В случае затруднения обращайтесь к схеме разбора.)

Инструкция: 2 ученика работают в паре ( партнёры по плечу). У каждой пары 1 лист и 1 ручка. Сначала первый выполняет разбор, проговаривая вслух. Второй ученик смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит Потом меняемся ролями.

 

- Возьмите карточку и ручку. Напишите своё имя. Приступайте к работе. Одна карточка на двоих учеников.

 

ИМЯ_________________________

Задание: выполните морфологический разбор глагола.

Ученье и труд всё перетрут.

перетереть ,

Пост: 1 спр, сов в, перех, невозвр,

Непост, изъявит, буд, мн число, 3 лицо

 

ИМЯ________________________

Задание: выполните морфологический разбор выделенного глагола.

Век живи – век учись.

Жить

Пост: 1 спр, несов, неперех. Невовозв,

Непост: повелит, 2 лицо, ед число

Ученик под номером 4 читает разбор: Все проверяют. Записываем оценку в оценочный лист.

- Сдайте разборы на проверку учителю.

 

Хорошо. Письменно мы поработали. А как устно мы определяем морфологические признаки глагола устно? ( 4 угла. )

Командир берет оранжевый конверт и каждому раздает глаголы. Там инструкция, 30 сек посмотреть глагол и встать в правильный угол.

Оценочный лист : 1 оцени себя, оцени свою группу

 

 

Работа с текстом: Мы хорошо поработали с морфологическими признаками глагола. Возьмите голубой конверт.

 

Выполните задание в группе, дайте объяснение. На какое морфологический признак вы опирались при ответе?( выступает ученик, все проверяют)( на вид глагола и спряжение) Оцените себя, поставьте себе баллы согласно инструкции.

 

 

На доске: Береги время учёбы: оно не вернётся. ( М.В.Ломоносов)

-Прочитайте предложение. - Актуально ли высказывание М.В.Ломоносова? Свой ответ аргументируйте.(да, время – это ресурс, который невозможно вернуть, каждый час, потраченный на учебу, формирует знания и навыки, которые будут полезны в будущем. А упущенное время может привести к недостатку знаний и в плохому качеству жизни. Чем больше усилий вложишь в образование , тем больше шансов на успех и радость в жизни. )

 

Давайте у глагол ( береги назовет все морфологические признаки) разберем по цепочке: каждый ученик говорит по одному признаку: ( Или у доски Один ученик

Оценим себя:

Вывод: Учитель: - Молодцы. Мы отлично поработали.

 

Ребята. В начале урока мы сказали, зачем нам надо знать морфологические признаки глагола? Мы должны использовать грамматически правильно их в речи. Я предлагаю вам написать развернутый ответ на вопрос « Действительно ли знания - это сила? Ваш ответ должен содержать глаголы различных морфологически признаков. (научные открытия продемонстрировали как знания в области медицины и биологии могут спасти миллионы жизней, знания в области техники и науки приводят к инновациям, к развитию экономики, люди с высоким уровнем знаний имеют больше возможностей в жизни, лучше справляются с проблемами, находят эффективные решения, знания влияют на все аспекты в жизни человека.

( если останется время, разобрать 1 глагол)

Дети читают ответы на вопрос.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: - Вы выполняли задания, отвечали на вопросы, помогали друг другу.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

-Заполните билетик на выход.

- Мне на уроке было…….

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось……

- Мне было трудно (легко)……..

- Теперь я знаю (умею)……

-Какое настроение у вас в конце урока?

 

Считаем количество баллов: сдайте оценочные листы и тетради.

Учитель: - Кто трудится, к тому обязательно придёт успех. Я желаю вам быть успешными.

8. Домашнее задание: дифференцированное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

t1763809766ab.png

Задание: составьте схему морфологического разбора глагола, пользуясь раздаточным материалом.

Составление плана морфологического разбора.

1 группа работает у доски, другие группы – за столами

Раздаточный материал разрезан на полоски.

 

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (неопределенная форма)

 

2.Морфологические признаки.

Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.

Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть),

г) лицо (если есть), д) род (если есть).

3.Синтаксическая роль

 

 

Дополнительно: 

 

Оценочный лист:

Оценочный лист

ФИО_______________________________________________

 

 

 №

задания

задание

Баллы:

Пояснение

1

 Теория. Морфологические признаки глагола.

 

Если указал все морфологические признаки глагола – запиши 3 балла.

Если ошибся один раз -  запиши 2 балла.

Если ошибся два раза – запиши 1 балл.

Если ошибся три раза – 0 баллов.

2

Определение непостоянных признаков глагола

 

Если правильно определили непостоянные признаки глагола– 3 балла.

Если была одна, две ошибки – 2 балла.

Если было три ошибки – 1 балл.

Если четыре ошибки – 0 баллов.

3

«Три кита» Составляем план морфологического разбора

 

Если безошибочно составили план – 3 балла.

Если была одна ошибка – 2 балла.

Если было две ошибки – 0 баллов.

4

Определение спряжения глаголов

 

Если правильно определил спряжение глагола – 3 балла.

Если была одна, две ошибки – 2 балла.

Если было три ошибки – 1 балл.

Если четыре ошибки – 0 баллов.

5.

Морфологический разбор в карточке.

 

Если выполнил разбор безошибочно - 3 балла .

Если одна ошибка – 2 балла.

Если было две ошибки – 1 балл.

Если три ошибки – о баллов.

6.

«Четыре угла» Определение морфологических признаков у глагола

 

Если встал в правильный угол- 1 балл.

Если встал в неправильный угол – о баллов.

7.

 Карточка  «Корректор»

 

Если выполнил задание безошибочно - 2 балл.

Если одна ошибка – 1 балл.

Если  две ошибки – о баллов.

 

                                                     ИТОГО:

 

 

16-18баллов – оценка «5»

11-15 баллов – оценка «4»

9-10 баллов – оценка «3»

1-8 баллов – оценка «2»

1- Мне на уроке было_______________________________________________

2- Я понял (а)______________________________________________________

3- Особенно мне понравилось________________________________________

4- Мне было трудно (легко)__________________________________________

5- Теперь я знаю (умею)_____________________________________________

6-Какое настроение у вас в конце урока? _______________________________

 Задание №1 .

Инструкция

«Морфологические признаки глагола».

1.Вспомните морфологические признаки глагола. 

2.Запишите морфологические признаки глагола в течение 30 секунд:__________________________

____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

По завершении времени прочертите горизонтальную линию после последнего ответа.

Задание № 2. 

 

Куратор, проверь правильное заполнение баллов каждого ученика  в оценочные листы !

 

Найдите в каждом предложении глагол, определи у него время и число.

Предложение

Глагол

Число

 

Время

Наклонение

род

лицо

1.Мы идём по весеннему лесу.

идем

Мн.

Нас.

Из.

Нет.

1

2.Солнце давно взошло.

взошло

Ед.

пр

Из.

Ср.

нет

 

Кзаданию № 6:

 

Постоянные признаки: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратный, непереходный;

Непостоянные признаки:  в иъявительном наклонении, настоящего времени, 1 лицо, единственное число, рода нет.

Синтаксическая роль: сказуемое.

 

 

 

Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, невозвратный, переходный;

Непостоянные признаки: в условном  наклонении, времени нет,  лица нет, единственное число,  мужского рода.

Синтаксическая роль: сказуемое.

Постоянные признаки: 2 спряжение, несовершенный вид, невозвратный, переходный;

Непостоянные признаки: в  повелительном наклонении, времени нет , 2 лицо, множественное число, рода нет.

 Синтаксическая роль: сказуемое.

 

 

 

Постоянные признаки: 2 спряжение, несовершенный вид, невозвратный, переходный;

Непостоянные признаки:  в иъявительном наклонении, прошедшего времени, лица нет, единственное число, мужского рода.

Синтаксическая роль: сказуемое.

Задание № 7: 

 Общая работа группой. Выберите правильную форму глагола.   На какой морфологический признак  глагола вы опирались при ответе?

1.Я хочу каждый день _______________________ (узнавать - узнать) больше информации о здоровом образе жизни.

2.Мне сначала надо ________________ (сдавать - сдать) зачёт, а потом _________________  (заходить - зайти) в библиотеку.

3. Друзья посоветовали мне ____________________(покупать - купить) эту книгу.

 

 Общая работа группой .Выберите правильную форму глагола.   На какой морфологический признак  глагола вы опирались при ответе?

 

1.Я хочу каждый день _______________________ (узнавать - узнать) больше.

2.Мне сначала надо ________________ (сдавать - сдать) экзамен, а потом __________________(заходить - зайти) в библиотеку.

3. Друзья посоветовали мне ____________________(покупать - купить) эту книгу.

 

Задание № 5 для куратора в группе: 

 

ИМЯ_________________________

Задание: выполните морфологический разбор глагола.

Ученье и труд всё перетрут.

Н.ф - перетереть ,

Пост: 1 спр, сов в, перех, невозвр,

Непост, изъявит, буд, мн число, 3 лицо  

3.Синт. роль: сказуемое

 

ИМЯ________________________

Задание: выполните морфологический разбор выделенного  глагола.

Век живи – век учись.

Н.Ф. - Жить

Пост:  1 спр, несов, неперех. Невовозв,

Непост: повелит, 2 лицо, ед число, рода нет

Синт. Роль: сказуемое

Задание № 5 

Инструкция:      Выполняем  свой разбор. А потом   при взаимопроверке проверяем  работу соседа по плечу.

  .

 

 

ИМЯ_________________________

Задание: выполните морфологический разбор глагола.

Ученье и труд всё перетрут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 4 

Запиши в каждой клетке спряжение глагола в каждой строке:

 

2

2

2

1.Постро..шь  2. Верт..шь  3 Сверл..шь (древесину)

2

 

 

1. Он кле..т (бумагу)  2.  Он чита..т (книгу) 3. Вытира..т (пыль)

2

2

2

1.Смотр..т (кино)   2. Соскуч.тся ( по сестре)   3 Обид..т ( маму)

 

 

 

2

2

2

1.Постро..шь  2. Верт..шь  3 Сверл..шь (древесину)

2

 

 

1. Он кле..т (бумагу)  2.  Он чита..т (книгу) 3. Вытира..т (пыль)

2

2

2

1.Смотр..т (кино)   2. Соскуч.тся ( по сестре)   3 Обид..т ( маму)

2 задание

Найдите в каждом предложении глагол, определи у него непостоянные признаки. Запиши.

Предложение

Глагол

Число

 

Время

наклонение

Род (если есть)

Лицо (если есть)

1.Мы идём по весеннему лесу.

 

 

 

 

 

 

2.Солнце давно взошло.

 

 

 

 

 

 

3.На листьях ещё сверкает роса.

 

 

 

 

 

 

4.Вылезли на свет слабые зелёные травинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.