12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мамасаидова Г.Ж.20
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Разработка урока по теме: Морфология. Части речи.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: Урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Цель урока:  Развитие умения формулировать определение понятий, углубить знания обучающихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы « знания» и « незнания» семиклассников; совершенствовать умение находить части речи по грамматическим признакам; обогащение словарного запаса обучающихся; совершенствование орфографических знаний и умений.

Планируемые достижения обучающихся на уроке:

Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Метапредметные: умение применять знания, полученные самостоятельно в индивидуальной работе и в групповой исследовательской деятельности ; умение систематизировать полученные знания в ходе урока.

Предметные: умение отличать части речи посредством определения их грамматического и морфологического значения; умение использовать части в речи соответствии с их функцией.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный  проектор, экран, слайды с заданиями, презентация по теме « Морфология. Части речи»

Ход урока

Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.

Личностные : самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Вовлечение обучающихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока и задать настрой нашей работе, я предлагаю: разгадать вам загадки.

.(Загадки о частях речи)

Так, о чем мы будем говорить сегодня?

Попробуйте сформулировать тему урока.

( Морфология. Части речи ).

-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться различать части речи ).

Правильно. Запишите число и тему в тетрадях. Морфология. Части речи.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, цель и задачу урока

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные : общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Создает проблемную ситуацию.

Проведем эксперимент.

Выберите одно слово из слов, данных на экране:

выясните, на какой вопрос слово отвечает;

назвать его общее грамматическое значение;

проанализировать морфемный состав слова и выявить характерные для каждой части речи суффиксы , окончания;

установить морфологические признаки слова.

Скажите, пожалуйста, что мы определим, выполнив все эти действия.

 

Записывают слово, определяют его грамматическое значение и морфологические признаки.

Анализируют морфемный состав слова и выявляют характерные для каждой части речи суффиксы, окончания

Личностные: анализирование

Регулятивные: планирование

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

t1651930047aa.jpg  Составление кластера: « Части речи»

 

Работа в парах.

отвечают на вопросы и делают вывод о частях речи;

анализируют предложение и определяют роль частей речи;

делают выводы о роли частей речи;

делают вывод о назначении частей речи;

формулируют определение «часть речи»;

обучающиеся распределяют предложенные части речи на служебные и самостоятельные.
 

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


 

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Сейчас мы будем учиться определять грамматическое значение части речи в предложении.

Прочитайте предложения. Найдите выделенные слова и определите их значение. А теперь посмотрим, какими членами предложения они являются.

Находят части речи и определяют их значение.

 

Познавательные: анализ, синтез, обобщение;

Коммуникативные: умелое использование части речи для решения коммуникационных задач

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполнение задания 2 упражнение102: составление таблицы по образцу, данным в учебнике Быстровой Е.А. 7 кл..

Эталон выполнения задания дается на экране к концу работы.

Заполняют таблицу, используя слова из текста упражнения. Дают характеристику слов как частей речи.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

 

 

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Индивидуальная работа:

Карточки с заданиями у вас на столах , выполните задание письменно.

Передайте для проверки соседу по парте.

Выполняют задания данные для закрепления темы.

Оценивают работы друг друга. Идет взаимопроверка.

Познавательные: синтез, обобщение , осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ

регулятивные : контроль, коррекция, оценка

 

Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организует рефлексию

Запишите ключевые слова темы сегодняшнего урока.

С какими частями речи мы сегодня познакомились?


 

Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.


 

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

t1651930047ab.pngЗа работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________

 

Записывают ключевые слова темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют оценочные листы в соответствии с целями урока

Коммуникативные: умение с

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Объясняет домашнее задание

Упражнение 103.

 

Личностные: самопределение

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль


 

Карточки-задания «Части речи»

 

 

Карточка №1

Подчеркнуть названия частей речи.

Корень, точка, местоимение, союз, приставка, глагол, наречие, основа, подлежащее.


 

ФИ ученика_____________________ оценка________

ФИ (оценивающего)_____________________________

 


 

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами части речи.

Задр__жал, от хол__да, пос__дил дер__вце, пог__стил у бабушки, пос__дел от старости, прелес__ная птичка, м__розная п__года, изв__стил телеграм__ой, т__пло от солнца, пос__ дел на лавочке, сл __ зал сметану, сл__зал с дерева, извес__ный скр__пач, б__жал по тр..пинке.

ФИ ученика_____________________ оценка________

ФИ (оценивающего)_____________________________

 

 

Карточка № 3

Подчеркнуть главные члены предложения.

Надписать над словами части речи.


 

В жаркую летнюю пору пастух выгоняет лошадей на ночь в поле.

 

ФИ ученика_____________________ оценка________

ФИ (оценивающего)_____________________________

 

 

Карточка №4

К словам, обозначающим признак предмета, подобрать родственные слова, обозначающие предметы.

Молодая- _____________________, _______________________,

Весёлые - _____________________, _______________________,

Садовые - _____________________, _______________________,

Свет - ________________________, _______________________.

ФИ ученика_____________________ оценка________

ФИ (оценивающего)_____________________________

 

Карточка №5

Подчеркнуть предлоги.

Мы, нас, под, ах, через, из-за, ау, из-под, возле, от, и, но

 

ФИ ученика_____________________ оценка________

ФИ (оценивающего)_____________________________

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.