Урок на тему «Морфология. Части речи»
Разработка урока по теме: Морфология. Части речи.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Цель урока: Развитие умения формулировать определение понятий, углубить знания обучающихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы « знания» и « незнания» семиклассников; совершенствовать умение находить части речи по грамматическим признакам; обогащение словарного запаса обучающихся; совершенствование орфографических знаний и умений.
Планируемые достижения обучающихся на уроке:
Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Метапредметные: умение применять знания, полученные самостоятельно в индивидуальной работе и в групповой исследовательской деятельности ; умение систематизировать полученные знания в ходе урока.
Предметные: умение отличать части речи посредством определения их грамматического и морфологического значения; умение использовать части в речи соответствии с их функцией.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды с заданиями, презентация по теме « Морфология. Части речи»
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. |
Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку. |
Личностные : самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
||
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Вовлечение обучающихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока и задать настрой нашей работе, я предлагаю: разгадать вам загадки. .(Загадки о частях речи) Так, о чем мы будем говорить сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Морфология. Части речи ). -Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться различать части речи ). Правильно. Запишите число и тему в тетрадях. Морфология. Части речи. |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, цель и задачу урока |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные : общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
Этап постановки проблемы. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Создает проблемную ситуацию. Проведем эксперимент. Выберите одно слово из слов, данных на экране: выясните, на какой вопрос слово отвечает; назвать его общее грамматическое значение; проанализировать морфемный состав слова и выявить характерные для каждой части речи суффиксы , окончания; установить морфологические признаки слова. Скажите, пожалуйста, что мы определим, выполнив все эти действия.
|
Записывают слово, определяют его грамматическое значение и морфологические признаки. Анализируют морфемный состав слова и выявляют характерные для каждой части речи суффиксы, окончания |
Личностные: анализирование Регулятивные: планирование |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Составление кластера: « Части речи»
Работа в парах. |
отвечают на вопросы и делают вывод о частях речи; анализируют предложение и определяют роль частей речи; делают выводы о роли частей речи; делают вывод о назначении частей речи; формулируют определение «часть речи»; обучающиеся распределяют предложенные части речи на служебные и самостоятельные. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Этап первичного закрепления во внешней речи. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Сейчас мы будем учиться определять грамматическое значение части речи в предложении. Прочитайте предложения. Найдите выделенные слова и определите их значение. А теперь посмотрим, какими членами предложения они являются. |
Находят части речи и определяют их значение.
|
Познавательные: анализ, синтез, обобщение; Коммуникативные: умелое использование части речи для решения коммуникационных задач |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организует деятельность по применению новых знаний. Выполнение задания 2 упражнение102: составление таблицы по образцу, данным в учебнике Быстровой Е.А. 7 кл.. Эталон выполнения задания дается на экране к концу работы. |
Заполняют таблицу, используя слова из текста упражнения. Дают характеристику слов как частей речи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
|
|
|
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Индивидуальная работа: Карточки с заданиями у вас на столах , выполните задание письменно. Передайте для проверки соседу по парте. |
Выполняют задания данные для закрепления темы. Оценивают работы друг друга. Идет взаимопроверка. |
Познавательные: синтез, обобщение , осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ регулятивные : контроль, коррекция, оценка |
|
||
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организует рефлексию Запишите ключевые слова темы сегодняшнего урока. С какими частями речи мы сегодня познакомились?
Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.
Оценочный лист Дата проведения урока:____________ Тема урока: ______________________ ФИ учащегося:____________________ Сегодня на уроке За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________
|
Записывают ключевые слова темы. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют оценочные листы в соответствии с целями урока |
Коммуникативные: умение с Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Этап домашнего задания |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Объясняет домашнее задание Упражнение 103. |
|
Личностные: самопределение регулятивные: волевая саморегуляция, контроль |
Карточки-задания «Части речи»
Карточка №1 Подчеркнуть названия частей речи. Корень, точка, местоимение, союз, приставка, глагол, наречие, основа, подлежащее.
ФИ ученика_____________________ оценка________ ФИ (оценивающего)_____________________________
|
Карточка №2 Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами части речи. Задр__жал, от хол__да, пос__дил дер__вце, пог__стил у бабушки, пос__дел от старости, прелес__ная птичка, м__розная п__года, изв__стил телеграм__ой, т__пло от солнца, пос__ дел на лавочке, сл __ зал сметану, сл__зал с дерева, извес__ный скр__пач, б__жал по тр..пинке. ФИ ученика_____________________ оценка________ ФИ (оценивающего)_____________________________
|
Карточка № 3 Подчеркнуть главные члены предложения. Надписать над словами части речи.
В жаркую летнюю пору пастух выгоняет лошадей на ночь в поле.
ФИ ученика_____________________ оценка________ ФИ (оценивающего)_____________________________
|
Карточка №4 К словам, обозначающим признак предмета, подобрать родственные слова, обозначающие предметы. Молодая- _____________________, _______________________, Весёлые - _____________________, _______________________, Садовые - _____________________, _______________________, Свет - ________________________, _______________________. ФИ ученика_____________________ оценка________ ФИ (оценивающего)_____________________________ |
Карточка №5 Подчеркнуть предлоги. Мы, нас, под, ах, через, из-за, ау, из-под, возле, от, и, но
ФИ ученика_____________________ оценка________ ФИ (оценивающего)_____________________________
|