Урок по русскому языку «Местоимение как часть речи» (6 класс)
Местоимение как часть речи
Ц е л и у р о к а: дать представление о местоимении как части речи, об употреблении местоимений в речи; научить распознавать местоимения в предложении и тексте, определять синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет,
признак, количество.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Выделение главной информации. Свёртывание информации до ключевых слов. Анализ и синтез явлений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
Орг. момент:
- Какие части речи мы уже знаем?
- С какими познакомились в этом году?
Сегодня мы познакомимся более подробно ещё с одной частью речи. Вы уже слышали про неё. Как вы думаете – какой?
Синтаксическая разминка.
Записать под диктовку предложения, найти в них местоимения, определить их синтаксическую роль, расставить знаки препинания и объяснить их. Вместо какого слова употреблено во втором предложении местоимение в НЁМ?
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нём меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Чтение теоретического материала на с. 268-269. Беседа по вопросам.
Запись в тетрадь: Местоимение – это самостоятельная часть речи (самостоятельно выписывают из учебника)
Анализ материалов для самостоятельных наблюдений (с. 270) дополняется аналогичными заменами: она — весна, свои — весенние, такая — морозная, несколько — три, четыре, пять.
С какой целью использованы эти местоимения? Где с их помощью исключается повтор одного и того же слова и однокоренных слов, где они помогают избежать многословия? Какие признаки существительных, прилагательных, числительных есть у местоимения?
Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Запись текста под диктовку. Подчеркните местоимения и слова, вместо которых они употреблены.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной самостоятельной частью речи – местоимением.
Почему местоимение получило такое название? Место какого имени оно может занимать? Какую роль выполняет в тексте?
Домашнее задание. Выучить правила, упр. 666